Игровые технологии на уроках географии - История и география - Каталог файлов - Сайт творческих учителей Казахстана

Воскресенье, 04.12.2016, 15:14
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Педагогика и психология [8]
ИЗО и черчение [6]
Русский язык и литература [36]
Казахский язык и литература [61]
Иностранные языки [22]
Физика и математика [64]
Химия и биология [25]
История и география [26]
Технология труда и экономика [18]
НВП и физкультура [11]
Музыка и пение [9]
Начальная школа [47]
Внеклассная работа [6]
Самопознание [5]
Информатика [15]
Основы права [1]
Воспитательный час [6]
Доклады [6]
Авторские программы [6]
Работы учеников [2]
Нормативная база [1]
Презентации [10]
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Профессия учителя-это
Всего ответов: 343
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » Файлы » История и география

Игровые технологии на уроках географии
[ Скачать с сервера (23.6Kb) ] 23.09.2014, 13:57

Игровые технологии на уроках географии
Иксатова Оксана Жумабаевна
Государственное учреждение «Комаровская средняя школа», с. Комаровка
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих воздействий и организации педагогической среды, т.е. педагогической технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. В некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии, использование которых на уроках географии позволяет удовлетворить требования к современному уроку, признаками которого являются:
 Направленность на формирование личности самого ученика;
 Сотрудничество между учителем и учащимися, большое внимание к мотивации деятельности школьников;
 Изменение роли учителя, учитель выступает, прежде всего, как организатор познавательной учебной деятельности учащихся как их помощник и консультант;
 Коллективная и групповая учебная деятельность, в процессе которой происходит общение между учащимися, формируются коммуникативные умения и навыки;
 Нетрадиционные методы и формы обучения, которые наряду с содержанием образования играют важную роль в воспитании и развитии учащихся;
 Передача учащимися части функций учителя: проверка и оценка знаний и умений, консультирование, элементы планирования работы.
Остановимся на наиболее важных психолого-педагогических возможностях, которые могут быть использованы на уроках географии в процессе игровой деятельности.
Во-первых, игра – мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее идет возбуждение познавательного интереса потому, что человеку по своей природе нравится играть и мотивов в игре гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности. В процессе игры у ребенка есть возможность реализовать свои потенциальные возможности, получить более высокую отметку, проявить свои качества перед сверстниками, решить коммуникативные проблемы и т.п.
Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, воображение, память, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы и т.д.
В-третьих, игра эмоциональна по своей природе, она даст возможность вовлечь каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению.
В-четвертых, в игре прекрасно реализуются стремление подростков поспорить, посоревноваться, интерес к перевоплощениям и импровизациям. Подросткам нравится участие в коллективных, групповых формах работы, основанных на совместных действиях, соревнованиях или игровой ситуации, разнообразие видов деятельности, быстрый темп работы. Их отличает тяга к новому, необычному, ко всему, что дает пищу для воображения, желания утвердиться в коллективе.
Таким образом, игра представляет собой целый спектр целевых ориентаций.
В результате использования игр на уроках географии выявляется следующая методика проведения дидактических игр в процессе изучения нового материала на основе активизации познавательной деятельности:
1. Постановка учебно-игрового задания перед изучением нового материала. Это адресованное учащимся задание может быть направлено на выполнение одной из логических операций (выделение главного, сравнение, анализ и пр.) или на формирование специальных географических умений и навыков. Кроме того, задание работает и на занимательность обучения и, таким образом, мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы у школьников.
2. Организация самостоятельной работы учащихся по выполнению учебно-игрового задания при изучении нового материала.
3. Применение полученных учащимися знаний в ходе кульминации и кульминации и заключительного этапа игры. (При этом изучение нового материала и его закрепление объединяются в единый процесс.)
В зависимости от замысла учителя данные положения могут быть реализованы при проведении игры на одном уроке или растянуты во времени на несколько уроков.
Готовясь к игре, учащиеся должны взять необходимую для ее проведения информацию (термины, образы территории, характеристики объектов, явлений и т.п.) из изучаемого нового материала.
Постановка учебно-познавательной игровой задачи, предваряющей изучение нового материала, обычно предстает как введение в игру (или напоминание), которая будет проводиться:
 Непосредственно при изучении нового материала;
 После изучения нового материала;
 Через несколько уроков при обобщении изученного материала.
Все игры прямо или косвенно помогают достичь образовательных целей за счет, во-первых, интересной деятельности учащихся с учебным материалом; во-вторых, эмоционального восприятия материала, непосредственно, живого в нем участия; в-третьих, возможности многостороннего, полифонического восприятия географии.
Приведем варианты различных игр.
Игры при устном изложении учебного материала и при работе с учебным текстом.
Обычно это несложные игры с правилами. В основе подобных игр лежит логическая операция по выделению главного, на которой основываются и навыки работы с печатным материалом, и ориентирование в информационном потоке, и умение составлять план-конспект, реферат. Кроме того, в процессе игры происходит определенная работа по развитию речи. В этом методическом направлении работают следующие игры.
«Три предложения». Ученикам необходимо выслушать (или прочитать отрывок учебного текста) содержание рассказа учителя (или сообщение своего одноклассника) и передать содержание услышанного тремя простыми предложениями в письменной или устной форме. Победитель тот, кто наиболее точно передаст содержание в коротком рассказе.
«Древо познания». На уроке изучения нового материала учащимся дается задание: по ходу объяснения или при работе с текстом учебника записать на 5 листочках пять разных вопросов и заданий к нему разных степени сложности – от определения термина, констатации факта, описания явления объекта, территории до выявления причинно-следственных связей. После изучения материала листочки сдаются. Наиболее интересные вопросы могут быть оценены и прикреплены к «древу познания», нарисованному на обычном листе ватмана. На следующем уроке при проверке знаний учащиеся снимают листок, читают вопрос и отвечают на него.
«Чистая доска». Перед изучением нового материала учитель на доске в произвольном порядке в разных местах записывает вопросы, нумерует их. Перед объяснением предупреждает учеников, что ответы на вопросы будут содержаться в его рассказе. Как только учащиеся в ходе объяснения учителя находят ответ на определенный вопрос, он стирается с доски. Если ответы даются устно, учитель отмечает, какой ученик и с какого ряда ответил на тот или иной вопрос. Возможен и другой вариант: ученики отвечают на вопросы письменно по ходу объяснения учителя, и после проверки ответов выявляется тот, кто ответил на максимальное количество вопросов.
Подобные игры способствуют формированию навыков работы с различными источниками информации. При этом школьники проявляют максимум заинтересованности, внимательности, творчества, что приводит к большей успешности и не только в усвоении материала, но и в развитии полезных умений.
Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение географических знаний
В образовательной практике получили достаточно широкое распространение географические КВНы, олимпиады, разнообразные конкурсы и прочие игры.
Эти игры не требуют разнообразного и сложного реквизита, да и времени на проведение подобных игр затрачивается немного, поэтому их можно проводить на любом этапе урока.
«Номенклатурная цепочка». Учащимся предлагается по очереди выходить к доске и на карте показывать изученные географические объекты. Первый ученик называет и показывает объект, второй, выходя к доске, повторяет название первого объекта и показывает свой объект. Таким образом, «цепочка» удлиняется с каждым вышедшим к доске учеником. При этом тренируется зрительная и слуховая память, внимание концентрируется на карте.
«Третий лишний». Учащимся предлагается список объектов, явлений терминов, которые объединены каким-либо общим признаком. Задача – найти лишний. Возможен такой вариант игры, когда такой список составляют сами ученики.
При закреплении и обобщении изученного материала интерес учащихся вызывают нетрадиционные формы уроков, на которых могут быть применены игры. Это уроки-путешествия, пресс-конференции, конкурсы и т.д.
Деловые игры на уроках географии
Для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей учащихся, формирования общеучебных и специальных умений на уроках географии используются деловые игры.
Деловые игры – «особый способ моделей, допускающий одновременное многостороннее взаимодействие соревнующихся и сотрудничающих сторон». Выделяют несколько типов деловых игр, используемых в учебном процессе.
При проведении имитационных, или операционно-деятельностных, игр на уроке имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей или обстановка, в которой происходят события или осуществляется деятельность. Сценарий имитационной игры, кроме сюжетного события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов. Непосредственным условием является деятельность участников.
Этот тип игр, несомненно наиболее интересен, хотя требует значительно больше затрат руда как от учителя, так и от участников.
В ролевых играх отрабатывается тактика поведения, действий по выполнению функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с ролевым исполнением разрабатывается сценарий ситуации, распределяются роли с «обязательным содержанием». В ролевых играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица.
Ситуация операционной игры существенно отличается от ситуации ролевой игры. В нее вводятся некоторые дополнительные правила и включаются моменты более жесткого принуждения, с которыми ее участникам приходится считаться. Такие игры иногда называются жесткими деловыми играми.
На уроках географии деловые игры можно проводить в форме пресс-конференций, аукционов, уроков и экскурсий, «устных журналов», «живой газеты», репортажей, интервью, рецензий и т.д.

Категория: История и география | Добавил: VENERA
Просмотров: 367 | Загрузок: 40 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на http://sabak.ucoz.org обязательна © 2016Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика