Среда, 24.04.2024, 11:51
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Педагогика и психология [8]
ИЗО и черчение [6]
Русский язык и литература [36]
Казахский язык и литература [61]
Иностранные языки [22]
Физика и математика [64]
Химия и биология [25]
История и география [26]
Технология труда и экономика [18]
НВП и физкультура [11]
Музыка и пение [9]
Начальная школа [47]
Внеклассная работа [6]
Самопознание [5]
Информатика [15]
Основы права [1]
Воспитательный час [6]
Доклады [6]
Авторские программы [6]
Работы учеников [2]
Нормативная база [1]
Презентации [10]
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Профессия учителя-это
Всего ответов: 421
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » Файлы » Химия и биология

Школьные биологические олимпиады
[ Скачать с сервера (81.0 Kb) ] 25.03.2015, 10:38

  Школьные биологические олимпиады

 

Лукпанова  Бакитгуль Сейтуовна

учитель географии и биологии осш им.М.Маметовой

Западно-Казахстанская область, Бокейординский район

с. Сайхин

   Школьные биологические олимпиады стали неотъемлемой  составной частью учебной работы в школе. Они позволяют стимулировать интерес к предмету, оценивать способности и знания учащихся, способствуют формированию эрудиции школьников. Специфика заданий олимпиад по биологии вытекает из особенностей  биологии как науки. В данном случае, исходя из своего скромного опыта и принимая во внимание все плюсы и минусы ежегодных олимпиад по биологии, предлагаю несколько возможных вариантов проведения олимпиады и небольшой набор приблизительных заданий. Первый теоретический тур состоит из четырех частей. Часть 1. Обычный тест с одним правильным ответом. Отличие состоит в том, что это компьютерное тестирование.  При этом дети: 

1.     сразу будут знать свои результаты;

2.     если указали неверно,  тут же узнают правильный вариант;

3.     данный способ даст возможность объективного оценивания знаний.

Часть 2. Альтернативный тест на правильность суждения. На каждый пункт суждения предлагаются лишь 2 варианта ответа «да» или «нет», что тоже очень удобно как для выявления уровня знаний, так и для оценивания.

Часть 3. Для более объективной проверки знаний можно использовать тесты с несколькими правильными вариантами ответов, при этом уменьшается вероятность случайного попадания, но они неудобны при проверке. Тесты с множественным выбором ответов в одном варианте позволяют усложнить тестовые задания и более тщательно проверить знания.

Часть 4. Проблемные вопросы на рассуждение. Они позволяют определить мыслительную деятельность, логику учащихся, умение анализировать и делать выводы, находить причинно-следственные связи и. т.д. Кстати, именно такие вопросы пробуждают в детях очень большой интерес и тягу к знаниям, вызывают дискуссии и споры, развивают речь.

Практический тур как обычно может состоять из самых разных заданий. Это могут быть задания по рисункам, схемам, таблицам, графикам, диаграммам… При этом важно учесть способ оценивания результатов, т.к. иногда встречаются интересные по содержанию задания, но в них очень неудобно подсчитывать баллы, в них общий балл не соответствует количеству пунктов в задании.

Лабораторно-исследовательский тур. Олимпиада должна показывать не только теоретические знания, она должна выявить умения и практические навыки учащихся. В этом туре, исходя из местных возможностей и материально-технической базы, можно предложить детям продемонстрировать умения и навыки. Это может быть оказание первой медицинской помощи, приготовление простейшего микропрепарата и умение работать с микроскопом, умение работать по плану, описание явлений или каких-либо объектов и многое другое.

При составлении заданий желательно придерживаться какой-либо пропорции, чтобы все разделы биологии были  более полно охвачены. Количество заданий можно варьировать в зависимости от возраста, этапа олимпиады.

Необходимо разработать критерии составления заданий к олимпиадам,  рекомендации для правильного  оценивания результатов, определить уровень сложности для каждого этапа.

Ниже приводятся примерные задания к школьным олимпиадам по биологии.

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Корневые шишки – это сильно утолщенные?
а) придаточные корни +
б) корневые волоски
в) главные корни
г) воздушные клубни

 

2. Большинство клеток зародышевого мешка цветковых растений имеет?
а) гаплоидный набор хромосом +
б) диплоидный набор хромосом
в) триплоидный набор хромосом
г) тетраплоидный набор хромосом

 

3. Химические элементы, постоянно входящие в состав организмов, и необходимые для жизнедеятельности, называют?
а) микроэлементами
б) макроэлементами
в) биогенными  элементами +
г) ксенобиотиками

 

4. Соплодие характерно для?
а) груши
б) ананаса +
в) банана
г) айвы

 

5. Ваниль душистая – многолетняя цепляющаяся лиана сем. Орхидные. В кондитерском производстве используют ее?
а) стебли
б) стебли и листья
в) соцветия
г) плоды +

 

6. Общим признаком голосеменных и покрытосеменных растений является?
а) развитие из спор
б) наличие цветка
в) развитие из семени +
г) редукция спорофита

 

7.В благоприятных условиях спора бактерии?
а) делится, образуя 3 – 6 новых спор
б) сливается с другой спорой с последующим делением
в) погибает
г) прорастает в новую бактериальную клетку +

 

8. Пенициллин подавляет у бактерий?
а) синтез ДНК
б) синтез РНК
в) синтез белка
г) синтез клеточной стенки +

 

9. Морские игуаны, живущие на Галапагосских островах, выводят избыток соли из организма?
а) с мочой
б) через солевые железы +
в) через поры в коже
г) с экскрементами

 

10. Простейшие, ведущие исключительно паразитический образ жизни?
а) корненожки
б) жгутиконосцы
в) солнечники
г) споровики +

 

11. У страуса нанду насиживает яйца и опекает птенцов?
а) только самка
б) только самец +
в) по очереди оба родителя
г) приемные родители, в гнездо которых подброшены яйца

 

12. Из перечисленных организмов наиболее прогрессивными чертами строения обладают?
а) саламандра
б) дождевой червь
в) крокодил +
г)  гадюка

 

13. Возможность развития пресмыкающихся без метаморфоза обусловлено?
а) большим запасом питательного вещества в яйце +
б) распространением в тропической зоне
в) преимущественно наземным образом жизни
г) строением половых желёз

 

14.Щеки млекопитающих образовались как?
а) приспособление для собирания большого количества пищи
б) результат особенностей строения черепа и, в частности, челюстей
в) приспособление для сосания +
г) приспособление для дыхания

 

15.Наибольшее видовое многообразие обитателей Мирового океана наблюдается?
а) на коралловых рифах +
б) в открытом океане в тропиках
в) в приполярных областях
г) в глубоководных впадинах

 

16. В отличие от  амфибий глаза рептилий?

а) могут втягиваться

б) могут вращаться +

в) проталкивают пищу

г) имеют мигательную перепонку

 

17. Стадия эмбрионального развития, когда объем многоклеточного зародыша не превышает объема зиготы?

а) оплодотворение

б) бластула +

в) гаструла

г) нейрула

 

18. Результатом многократного увеличения яйценоскости у кур-леггорнов по сравнению с другими породами является?
а) повышение шансов на выживание потомства
б) конкурентное вытеснение менее плодовитых пород
в) расширение видового ареала
г) утрата родительского инстинкта +

 

19. Глюкоза не является мономером следующих полимерных молекул?
а) целлюлозы
б) хитина +
в) крахмала
г) гликогена

 

20. Из перечисленных ученых получил Нобелевскую премию за работы в области этологии?
а) Г. Мендель
б) Н. И. Вавилов
в) И. П. Павлов +
г)  К. Лоренц

 

21. Самое низкое давление в ксилеме бывает в?

а) корневых волосках

б) центральном цилиндре корня

в) листьях +

г) трахеидах стебля

 

22. Малое содержание межклеточного вещества и отсутствие кровеносных сосудов характерно для ткани?

а) нервной

б) эпителиальной +

в) соединительной

г) мышечной

 

23. Самое высокое давление крови наблюдается в капиллярах?

а) кожи

б) селезенки

в) легких

г) почек +

 

24. Двустворчатый клапан расположен между?

а) левым предсердием и левым желудочком +

б) Веной и капиллярами

в) правым предсердием и правым желудочком

г) правым желудочком и левым желудочком

 

25. В желудке жвачных пища в первую очередь попадает в?

а) книжку

б) сетку

в) сычуг

г) рубец +

 

26. Один из нижеперечисленных гормонов не связывается с белками крови, а свободно переносится кровотоком.  Это?

а) эстрадиол

б) адреналин +

в) тестостерон

г) гидрокортизон

 

27. Возникновение рогов у самцов благородного оленя и их отсутствие у самок является следствием отбора?

а) случайного

б) целенаправленного

в) дизруптивного

г) полового +

 

28. Первые живые организмы, появившиеся на нашей планете, по способу дыхания и питания были?

а) анаэробными фототрофами

б) анаэробными гетеротрофами +

в) аэробными хемотрофами

г) аэробными гетеротрофами

 

29. Известно, что ген синдактилии (сращение указательного и среднего пальцев) локализован в у-хромосоме. У детей, родившихся от брака здоровой женщины и мужчины со сросшимися пальцами, при наследовании?

а) все дети будут с аномалией

б) все дети будут нормальными

в) девочки – здоровы, а каждый второй мальчик с аномалией

г) все мальчики будут с аномалией +

 

30. Трутни (самцы медоносной пчелы) имеют хромосомный набор?

а) гаплоидный +

б) диплоидный

в) триплоидный

г) тетраплоидный

 

 Часть 2. Задания на определение правильности суждений. Участникам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов конкурсанты должны указать вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать определяется из расчета: 1 балл за правильный ответ на каждое суждение.

  1. В. И. Вернадский назвал хлорофилл самым интересным веществом во всем органическом мире.
  2. У баклажана плод – ягода. +
  3. У всех рыб имеется плавательный пузырь.
  4. Жуки скарабеи, питающиеся навозом, обладают коротким кишечником.
  5. Крокодилы и черепахи не линяют
  6. В любой клетке человека под микроскопом можно рассмотреть 46 хромосом.
  7. Чтобы в организме вырабатывался адреналин, необходим постоянный нервный стресс.
  8. В любой горной системе богатство флоры и фауны в несколько раз выше, чем на окружающей равнине. +
  9.  Зубы акул являются видоизмененными плакоидными чешуями.+
  10. Значительный интерес для биотехнологии представляет одноклеточная водоросль – хлорелла.+

    11. Камчатский краб – это рак-отшельник, для которого характерно       недоразвитие брюшного отдела. +

    12.Первые крокодилы были сухопутными рептилиями. +

13. Характерной особенностью всех млекопитающих является живорожде

14. В отряде Китообразных (Cetacea) нет видов, обитающих в пресных водоемах.

  15. Уменьшение размеров насекомых является свидетельством их биологического регресса.

  16. Суммарный объем крови, протекающий по артериальному и венозному руслу, одинаков.

  17. В среднем глиальная клетка мозга потребляет столько же глюкозы, сколько нервная.

  18. Введение адреналина может вызывать как сужение, так и расширение сосудов. +

  19. Печень – удивительный орган: она способна быстро и без последствий регенерировать до 70% своего объема, удаленного при хирургической операции. +

 20. При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов. +

Часть 3. Участникам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за данную часть, определяется из расчета: 2 балла за каждое тестовое задание. Индекс ответа, который конкурсант считает наиболее полным и правильным должен быть указан в матрице ответов.

  1. Растения, цветущие и плодоносящие один раз в жизни, после чего полностью отмирающие относятся к группе монокарпиков. Какие из перечисленных ниже растений, следует отнести к этой группе? I. Агава. II. Осока. III. Бамбук.
    IV. Сахарный тростник. V. Финиковая пальма.
    а) I, II, V;
    б) I. III; +
    в) I, V;
    г) I, III, IV.
  2. Какие из приведенных ниже фактов, указывают на преимущество дыхания в воздухе перед дыханием в воде?
    I. Поскольку воздух имеет меньшую плотность, чем вода, то затраты энергии на движение воздуха по дыхательным поверхностям меньше.
    II. Кислород диффундирует в воздухе скорее, чем в воде.
    III. Содержание кислорода в воздухе выше, чем в равном объеме воды.
    а) I и II;
    б) I и III;
    в) II и III;
    г) I, II и III. +
  3. Врач диагностирует человека, перенесшего 10 лет назад инфаркт миокарда. Из перечисленных патологий он точно обнаружит: I. Отсутствие зубца R на кардиограмме. II. Рубец из соединительной ткани на месте инфаркта.
    III. Повышенный уровень холестерина в крови.
    IV. Пониженное артериальное давление. V. Аритмия сердечных сокращений.
    а) I, II, V;
    б) I и II; +
    в) II и V;
    г) I, II, IV, V.
  4. Что справедливо и для дрейфа генов, и для естественного отбора?
    I. Оба представляют механизмы эволюции.
    II. Оба являются совершенно случайными процессами.
    III. Оба обычно приводят к адаптациям.
    IV. Оба влияют на генетический состав популяции.
    а) I и II;
    б) I и III;
    в) II и III;
    г) I и IV.
    +
  5. Каким образом вода транспортируется через плазматическую мембрану?
    I. Путем пассивной диффузии через мембрану.
    II. Путем облегченной диффузии с использованием переносчика.
    III. Активно против градиента концентрации с затратой энергии.
    IV. Путем обмена на молекулу глицерина.
    V. Через регулируемые потенциалом каналы.
    а) I, III, IV;
    б) I и V;
    в) I, II, V;
    г) I и II. +

Часть 4. Ответить на проблемные вопросы, ответ аргументировать. Максимальный балл за каждое задание 5 баллов.

1. На конвертах и наклейках иногда печатают призыв: «Охраняйте полезных животных и птиц!». Что неверно в этом выражении?

2. В лесном массиве произрастало много папоротников, однако после вырубки леса папоротники погибли. Почему?

3. Для чего делают обрезку деревьев, почему это делают ранней весной?

4. Личинка майского жука питается перегноем, корнями трав и деревьев, а взрослый жук – листьями. Каково значение такой разности в питании майских жуков и их личинок?

5. Там, где встречаются шмели, клевер дает хороший урожай семян. Какая существует связь между урожаем семян и шмелями? 

6. Почему мхи имеют малые размеры и высоту?

7. Существует ли разница в количестве костей у ребенка и у взрослого человека, как изменяется в течение жизни рост человека, почему прочность костей зависит от «работы» кожи, почему с возрастом кости становятся хрупкими?

8. Каково биологическое значение «чередования поколений»? У каких организмов оно наблюдается?

 9. При хранении картофеля в теплом помещении он сморщивается, а при подмораживании становится сладким. Объясните данное явление.

10. Объясните, для чего овощеводы ведут борьбу с колорадскими жуками, если известно, что личинки жуков питаются листьями картофеля, а клубни не портят?

11. Почему у человека две маленькие ноздри, а не одна большая?

12. Почему когда человек поскользнулся, падает назад, а когда спотыкается. Падает вперед?

Практический тур.

 

  1. Соотнесите признаки костных и хрящевых рыб с их обладателями. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Признаки рыб                                                          Представители

  1. Скелет хрящевой                                               а) треска
  2. Наличие жаберных крышек                             б) китовая акула
  3. Оплодотворение наружное
  4. Живородящая рыба
  5. Скелет костный
  6. Очень плодовита
  7. Рождает одного детеныша
  8. Жаберных крышек нет
  1. Выстройте  путь прохождения пищи у лягушки в правильной последовательности. За каждый правильный ответ – 1 балл.

А) глотка;

Б) желудок

В) ротовая полость

Г) двенадцатиперстная кишка

Д) толстая кишка

Е) клоака

Ж) тонкая кишка

З) пищевод

3. Определите свой тип телосложения, пользуясь формулой:

К = М/L, где М – масса тела (кг), L – рост (см).

Используя следующие диапазоны значений К, определите тип телосложения:

0,28 – 0,31 – недостаточная масса, астенический тип сложения;

0,32 – 0,44 – нормальная масса, нормостенический тип сложения;

0,45 – 0,53 – чрезмерно большая масса, гиперстенический тип сложения.

Задание оценивается в 3 балла.

4. Два рецессивных гена, расположенных в различных участках х-хромосомы, вызывают у человека такие заболевания, как гемофилия и мышечная дистрофия. Их доминантные аллели контролируют нормальную свертываемость крови и мышечный тонус. У-хромосома аллельных генов не содержит.

У невесты мать страдает дистрофией, но по родословной имеет нормальную свертываемость крови, а отец был болен гемофилией, но без признаков дистрофии. У жениха проявляются оба заболевания. Проанализировать потомство в данной семье.

Часть5. Лабораторно-исследовательский тур.

1. Заложите делянку 2х2м. Определите видовой состав древесных форм, подроста и подлеска. (5 баллов)

2. Какие признаки неблагоприятного состояния внешней среды вы можете определить по деревьям? (4 балла)

  1. Продемонстрировать умение измерять артериальное давление.

 Ответить на вопросы:

Чему равно нормальное артериальное давление взрослого человека?

Кого называют гипертоником?

Что влияет на АД человека? (4 балла)

  1. Рассмотреть чучело птицы, перо. Описать строение пера. Найти как можно больше признаков приспособления птиц к полету.(5 баллов)
  2. Приготовить простейший микропрепарат (кожицы лука, листа элодеи) и рассмотреть его под микроскопом. (5 баллов)
  3. Оказать первую медицинскую помощь при артериальном кровотечении (отравлении, ожоге, укусе ядовитыми животными…) (5 баллов)
Категория: Химия и биология | Добавил: Kairat
Просмотров: 2347 | Загрузок: 38 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на //sabak.ucoz.org обязательна © 2024Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика