Интегрированный урок по литературе (А. П. Платонов «Песчаная учительница») и самопознанию( «Человек и его место в жизни» ) в 11 классе. - Русский язык и литература - Каталог файлов - Сайт творческих учителей Казахстана

Суббота, 03.12.2016, 05:25
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Педагогика и психология [8]
ИЗО и черчение [6]
Русский язык и литература [36]
Казахский язык и литература [61]
Иностранные языки [22]
Физика и математика [64]
Химия и биология [25]
История и география [26]
Технология труда и экономика [18]
НВП и физкультура [11]
Музыка и пение [9]
Начальная школа [47]
Внеклассная работа [6]
Самопознание [5]
Информатика [15]
Основы права [1]
Воспитательный час [6]
Доклады [6]
Авторские программы [6]
Работы учеников [2]
Нормативная база [1]
Презентации [10]
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Профессия учителя-это
Всего ответов: 343
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » Файлы » Русский язык и литература

Интегрированный урок по литературе (А. П. Платонов «Песчаная учительница») и самопознанию( «Человек и его место в жизни» ) в 11 классе.
[ Скачать с сервера (55.5Kb) ] 08.02.2015, 20:27

http://findcopy.ru/check/762954/d7a32ldthqm4zlpa

 

Мадьярова Мейрамгуль Мажикеновна- учитель русского языка и литературы , категория-высшая,Алматинская область, Сарканский район, село Койлык,  средняя школа имени Магжана Жумабаева

 

Интегрированный урок по литературе (А. П. Платонов «Песчаная учительница»)  и самопознанию( «Человек и его место в жизни» ) в  11 классе.

Цель: Раскрывая идейное содержание рассказа, показать смысл жизни человека.

Задачи по литературе :

Образовательные: учиться читать А.П. Платонова, писателя-философа, мыслителя, постигая его стиль; давать оценку поступкам героев; обучать характеристике литературного героя через работу с понятиями « смысл жизни», «нравственный выбор».

Развивающие: отрабатывать умение анализировать замысел автора.

Воспитывающие: дать нравственные ориентиры для определения своих жизненных целей.

Задачи по самопознанию:

1.)  Расширить представление о личностных качествах, необходимых для освоения желаемой профессии.

2) Актуализировать проблему выбора профессии;

3) Способствовать выявлению личных интересов и склонностей в профориентации в ходе опроса подростков.

4) помочь уч-ся сделать выводы:  правильный выбор профессии - необходимое условие  профессионального и социального роста личности; работа должна человеку нравиться, приносить радость.

  Форма урока: урок-диалог с использованием компьютерных слайдов.

Методы и приемы: частично-поисковый; наглядный, словесный.

Наглядные материалы:  текст рассказа “Песчаная учительница”, слайд – презентации.

Межпредметные связи: литература и психология.

 

Ход урока:

  •  Организационный момент.
  • Постановка целей урока.
  • Слово ученика.

         Платонов  Андрей  Платонович    родился 16 (28) августа 1899 г. в рабочем пригороде  Воронежа. Был старшим сыном в семье слесаря    железнодорожных мастерских. С 12 лет писал стихи.  Учился в церковноприходской школе, в 1914 вынужден был оставить учебу и пойти работать. 

     В 1918г.   поступил в Воронежский железнодорожный политехникум. Окончил в 1924 году, поступил на историко-филологический факультет университета. Работал инженером, мелиоратором, журналистом. 

 В 1922 г. Платонов женился на сельской учительнице М.А.Кашинцевой, которая стала прототипом заглавной героини рассказа «Песчаная учительница» .

       Был запрещен к печати роман  «Чевенгур»(1929г), он был  опубликован в 1972 г. во Франции, а в 1988г. в СССР.  

    Его произведения  были разрешены  в годы ВОВ, когда он  работал фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда» и писал рассказы на военную тему. После публикации  рассказа  «Возвращение»  в 1946г., имя  Платонова  опять было вычеркнуто из советской литературы.

     Первая после большого перерыва книга  «Волшебное кольцо» и другие сказки были изданы в 1954, уже после смерти автора. Все публикации произведений Платонова сопровождались в советский период цензурными ограничениями. Умер Платонов в Москве 5 января 1951. Для него очень важны были темы семейного счастья, радости общения между родными людьми. 

     Художественный мир произведений Платонова обращен к вечным вопросам человечества: Что такое счастье? Как отличить добро от зла?   В чём смысл жизни человека?

     К. Паустовский назвал  А. П. Платонова “самым гениальным писателем XX века”.

 

4.Вопрос классу:   Для чего человек живет? В чем смысл жизни?

Ответы детей:оставить  добрый след на земле;  для других людей;  чтоб разбогатеть;  продолжить свой род;   добиться славы, успеха, известности и д.р.

     5.  Учитель : Весь  смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать  больше .                                                                                                                                  Эмиль Золя. 

     Слово  психолога.    Роль профессии в жизни человека

    Выбранная профессия играет огромную роль в жизни человека.  Люди  проводят на работе треть своего времени, если не больше в отдельных случаях. А это значит, что треть нашей жизни – это и есть работа. Именно поэтому к ее выбору надо относиться со всей серьезностью.

      Каждый человек стремится к тому, чтобы работа приносила ему хорошую прибыль, была престижной, открывала некие возможности и плюс ко всему этому еще и нравилась. Ну, если кто-то сумел совместить все эти факторы – то он действительно самый настоящий счастливчик. В большинстве же случаев нам приходится всегда чем-то жертвовать, несмотря на свои желания.

        В чем уникальность профессии учителя? Профессия учителя массовая, но не очень престижная среди молодёжи.  Их работа обычная и они  обыкновенные люди. Всё это так. Но это лишь одна сторона.  А есть и другая…                                               

           Учитель – это руководитель, воспитатель, наставник, психолог... Какой ещё род деятельности может совмещать в себе столько различных профессий? Никакой. Какая ещё профессия требует проявления терпения, понимания, большой самоотдачи каждый день? Таких не так уж и много. Учитель – профессия одновременно и массовая, и уникальная.             

          Профессия учителя – это большая ответственность. Своими поступками учителя подают пример детям, учат жизни. Они помогают ученикам  стать хорошими людьми. 

          Стать учителем – значит передать детям не только знания, но и жизненный опыт.  Именно в этом, гражданское назначение учителя, его человеческое предназначение в этом мире.

1. Слово учителя-словесника.

В рассказе А.П.Платонова “Песчаная учительница” повествуется о жизни молодой учительницы, принадлежащей поколению честных, целеустремленных, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов своего дела, стремящихся преобразовать мир и посвятить себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации неграмотности.

Вопросы по тексту рассказа.

1. Как проявляются качества героини рассказа?

2.Почему рассказ называется “Песчаная учительница”?
3. Чему подчинена композиция рассказа? 
4.Какие проблемы поднимаются в произведении?

-В чем заключается подвиг нашей  героини-Марии Нарышкиной-  как учителя  и как человека?

(Отдала свои молодые годы и всю жизнь на служение людям, добровольно отказавшись от личного счастья, ввела предмет «Обучение борьбе с песками»,помогла людям бороться в трудных природных условиях).

-Какие проблемы поднимает в своем рассказе писатель?

Гипотеза: Если человек отдает всего себя служению людям, его жизнь имеет смысл. Мария помогла  людям в борьбе с пустыней. Не растеряла всей своей силы, стойкости и добилась  своего. Пожертвовала собой ради спасения своего села.

 Вывод: Смысл жизни  в бескорыстном   выполнении работы, улучшающей жизнь окружающих.Такие люди, как Мария нужны всегда и везде.  Главная ценность – служение людям.

-Чем хороша на ваш взгляд героиня рассказа?

Душа

Мечты

Дела

               Открытая,

настойчивая,

целеустремлённая , добрая

Выйти замуж,

 

создать семью,

Научила жителей

 бороться с

песками,  учила

детей, сажала

деревья,

плела корзины,

мебель.

 

7.Заключение урока.

«Если не знаешь, в какую сторону ты идешь,

Ни один ветер не будет тебе попутным»

                                   Древний философ Луций Анней Сенека

 

Домашнее задание: Напишите мини-сочинение на тему :“Какую пользу я могу принести людям”. Спасибо вам за урок!

Категория: Русский язык и литература | Добавил: Kairat
Просмотров: 1845 | Загрузок: 82 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на http://sabak.ucoz.org обязательна © 2016Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика