Суббота, 25.11.2017, 10:50
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Педагогика и психология [8]
ИЗО и черчение [6]
Русский язык и литература [36]
Казахский язык и литература [61]
Иностранные языки [22]
Физика и математика [64]
Химия и биология [25]
История и география [26]
Технология труда и экономика [18]
НВП и физкультура [11]
Музыка и пение [9]
Начальная школа [47]
Внеклассная работа [6]
Самопознание [5]
Информатика [15]
Основы права [1]
Воспитательный час [6]
Доклады [6]
Авторские программы [6]
Работы учеников [2]
Нормативная база [1]
Презентации [10]
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 354
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » Файлы » Русский язык и литература

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- (С)
[ Скачать с сервера (53.0Kb) ] 06.03.2015, 13:57

Министерство образования и науки Республики Казахстан

 

 

 

 

 

Авторская разработка урока по русскому языку для учеников

6 класса

 

 

Тема: «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»

 

                                                                    Автор: Сайттакова Нарима Алдабергеновна

                                                                    Учитель русского языка и литературы

                                                                    СШ «Акбулак» с мини-центром района

                                                                    Т. Рыскулова, Жамбылской области

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

 

 

                                                  Т. Рыскуловский р-н

Класс: 6

Тема урока: Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: комбинированный
Цель урока: Уметь формулировать  правило правописании –е,-и  в приставке

пре-, при-; научиться применять это правило для написания слов с приставкой пре-, при-; познакомить с правописанием приставок ПРЕ- и ПРИ-
Задачи урока:
1.    Образовательные:

·                    формирование орфографического навыка правописания приставок ПРЕ- и ПРИ-

·                    развить умение формулировать определение понятий;

·                    развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

·                    обогащать словарный запас учащихся;

·                    совершенствовать орфографические и грамматические умения.

2.    Развивающие:

·                    развитие критического мышления, внимания;

·                    развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

·                    развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

·                    развивать умение применять новые знания;

·                    развитие творческих, речевых способностей учащихся;

·                    формирование логических умений;

·                    развитие умения  работы в группах, парах

3.    Воспитательные:

1.              воспитание интереса и уважения к русскому языку;

2.              воспитание ценностного отношения к слову;

3.              создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

4.              взаимодействие учащихся в группах, парах: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

·                    ПК;

·                    мультимедийный проектор;

·                    мультимедийная таблица «Правописание приставок при- и пре-»;

·                    информационный лист, рабочий лист.

·                    лист самооценки

·                    карточки

Ход урока.
1.   Проверка домашнего задания.
Беседа по вопросам.
-    Что такое приставка? 
-    Почему приставка значимая часть слова?
-    Какие орфограммы в приставках мы с вами изучили?
-    Расскажите о правописании неизменяемых на письме приставок.
-    Как мы определяем правописание приставок, оканчивающихся на з и с?
          Выборочный диктант.
                -   Найдите в стихотворении С. Есенина слова с приставками и выпишите их, обозначая приставки и графически объясняя их написание.
          Нивы сжаты, рощи голы, 
        От воды туман и сырость.
        Колесом за сини горы
        Солнце тихое скатилось.
        Дремлет взрытая дорога
        Ей сегодня примечталось, 
        Чтоб совсем-совсем недолго
        Ждать зимы седой осталось.
        Ах, и сам я в чаще звонкой
        Увидал вчера в тумане:
        Рыжий месяц жеребёнком
        Запрягался в наши сани.
Взаимопроверка. Поменяйтесь в парах своими тетрадями, проверьте работу друг друга.

2.  Изучение нового материала.
-    Можем ли мы сейчас определённо сказать, какую букву, е или и , надо писать в приставке слова примечталось.
Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
  Предлагаю вашему вниманию лингвистическую сказку про При и Пре.
      В одном из городов страны Морфологии жили сёстры – приставки При- и Пре
Приставка При- была очень добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать, приголубить. Её сестра приставка Пре- была совсем иного характера. Она всех преследовала, предавала, хотела превратить в своих рабов. 
      И тогда на первом же совещании приставок стали разбирать поведение приставки пре-. Приставка Раз- сказала: «Твоя мать Пере- не была такая злая, как ты». Все остальные приставки дружно поддержали её. Приставка При-, её сестра, продолжала: «Почему ты слово «передать» переделала и получилось слово «предать»? Как тебе не стыдно? А ещё сестра называется.
     Задумалась Пре-, понурила голову, приуныла. Прошло какое-то время, и о чудо! Вдруг стала образовывать слова превосходной степени : «прекрасный», «прелестный».
       Перевоспиталась приставка Пре-, осознала свою вину и теперь образует много слов с разными значениями, а злых слов всё меньше и меньше.
-    Понравилась ли вам сказка?
-    Итак, давайте выясним, при каких условиях в данных приставках пишется буква и, а когда буква е.

Самостоятельная работа.
       Прочитайте материал параграфа № 26. Выясните, что нужно знать, чтобы правильно выбрать приставку (при- или пре-). Заполните в рабочем листе 2 графу таблицы: «Правописание приставок при- и пре-».

Приставка    Значение приставки    Примеры

При-    1.
2.
3.
4.    
Пре-    1.
2.    

               Самопроверка. Проверьте правильность заполнения таблицы по таблице на интерактивной доске. Исправьте, если есть, ошибки.

                                Таблица на доске
Приставка    Значение приставки    Примеры

При-    1. приближение
2. присоединение
3. близость к чему-либо
4. неполное действие    
Пре-    1. сходно со значением слова очень
2. сходно со значение приставки пере-    

   Вывод по теме. 
-    Что нужно знать, чтобы правильно определять написание приставок в словах?
-    При каких значениях пишется приставка при-; при каких – пре-?
-    
3.    А теперь  физкультминутка: (Ребята повторяют набор стандартных разминочных упражнений, повторяя за учителем стихотворение:
 ПРЕ- или ПРИ-? ПРЕ- или ПРИ-?
Язык прикусил – не совсем откусил.
Пригорало – не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем
Пишут с приставкой ПРИ-!
ПРЕ- или ПРИ-?
ПРЕ- или ПРИ-?
Винт привинтил, прикрутил колесо.
Приклеил, пришил умело – помни,
Что пишется ПРИ- обо всём,
Что добрые руки приделали.
Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт прилетел из Вселенной.
Обо всех, кто приедет, прилетит, приплывёт…
Пишется ПРИ- непременно!
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфеты,
Кто очень такой или сякой – 
ПРЕ- мы напишем об этом.
Надеюсь это стихотворение поможет вам в дальнейшей работе.

4.    Формирование умений и навыков. (Работа коллективная)
1. Запишите и графически объясните написание приставок в словах: приехать, привязать, прескучный, привокзальная, прискакать, пристанционный, привинтить, приоткрыть, прибыть, прийти, превозносить.
Орфографический разбор слова прийти.
Орфоэпический разбор слова прибыть (прибыл, прибыла).
Лексический разбор слова превозносить.
2. Вставьте в текст пропущенные приставки, объясните их написание.
1)Погода была ужасная,
  Принцесса была ____красная.
2)Городничий между тем
  Наказал ____строго всем,
 Чтоб коней не покупали.
3)____длинной хворостиной
Мужик гусей гнал в город продавать.
4)Петин папа был ____важный,
 Дом имел пятиэтажный.
5)Я на первый твой ____каз
   ____бегу к тебе как раз.
Вспомните, из каких произведений эти строки и кто их автор.

5.    Закрепление и совершенствование ЗУН. 
      Заполните 3-ю графу таблицы «Правописание приставок при- и пре-» примерами.
     (Работа по группам. 1 группа - самостоятельно, 2 группа – с учителем)
     1 группа. Пр..цепить, пр..интересный, пр..бегать, пр..градить, пр..седать, пр..колоть, пр..дорожный, пр..увеличить, пр..ковылять, пр..гореть, пр..неприятный, пр..рвать.
     2 группа. Работа с упр.№ 137 стр. 55.
6.    Применение ЗУН.
Работа по разноуровневым карточкам.

Карточка 1. Уровень -  запоминания.
Вставь нужную букву в приставку, проговори про себя.
              Пре-                                                         При-
 пр..умножить (очень)                           пр..клонить (приближ.)
 пр..давать (пере-)                                  пр..творить (неполн. действ.) 
 пр..ступление (пере-)                            пр..бить (присоед.)
 пр..скверный (очень)                            пр..школьный (близ.)

Карточка 2. Уровень – понимания.
Спиши, встань нужную букву в приставку. Объясни!
К тёплому месту змея пр..живается. Правда, как солнце, её ладонью не пр..кроешь. Пр..шла беда – отворяй ворота. Отрезанный ломоть не пр..ставишь. Глупому сыну и родной отец ума не пр..ьёт.

Карточка 3. Уровень – умений и навыков.
Исправь ошибки.
Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прехорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень. Призадумался.
Взаимопроверка в парах.
7.    Анализ, проверка и оценка результатов обучения.
Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги.
Что дал вам сегодняшний урок? Поделимся своими впечатлениями.
- Прошу вас продолжить фразу: «сегодня на уроке…» 
- Ребята, можно и мне закончить эту фразу. Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами (комментирование поставленных оценок).
8.    Домашнее задание.

Составить предложение, где есть слова с приставками ПРЕ-, ПРИ-

Категория: Русский язык и литература | Добавил: Kairat
Просмотров: 825 | Загрузок: 23 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Интересный и насыщенный урок.Мне очень понравилось.Спасибо.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на http://sabak.ucoz.org обязательна © 2017Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика