Суббота, 20.04.2024, 05:57
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Педагогика и психология [8]
ИЗО и черчение [6]
Русский язык и литература [36]
Казахский язык и литература [61]
Иностранные языки [22]
Физика и математика [64]
Химия и биология [25]
История и география [26]
Технология труда и экономика [18]
НВП и физкультура [11]
Музыка и пение [9]
Начальная школа [47]
Внеклассная работа [6]
Самопознание [5]
Информатика [15]
Основы права [1]
Воспитательный час [6]
Доклады [6]
Авторские программы [6]
Работы учеников [2]
Нормативная база [1]
Презентации [10]
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 400
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » Файлы » Технология труда и экономика

Интегрированный урок по литературе «Художественный анализ сказки – были А. Платонова «Неизвестный цветок» и технологии "Изготовление букета"
[ Скачать с сервера (253.0 Kb) ] 18.05.2015, 15:34

Учитель ИЗО, черчения и технологии

Щеглова Надежда Владимировна

 Учитель начальных классов Есипова Н.С

СОШ №26 г. Уральск

Интегрированный урок по литературе «Художественный анализ сказки – были А. Платонова «Неизвестный цветок» и технологии «Изготовление букета цветов в технике квиллинг» в 4 классе

 

Цели урока литературы:

1   Способствовать полноценному восприятию произведения и творчества А. П. Платонова.

2  Организовывать самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность поисково – творческого характера.

3  Готовить детей к истинному уважению к себе и окружающему Миру – деятельному состраданию.

4  Учить аргументировать свои мысли.

5  Активизировать в комплексе мыслительную, образно – эмоциональную и речевую деятельность учащихся.

6  Через взаимосвязь между различными видами деятельности расширять кругозор детей.

Цель урока технологии:

1. Показать насколько близко взаимосвязаны такие предметы как ИЗО и литература, черчение, биология, экология. Расширить представления о цветах, познакомить с легендами о них, с новой техникой бумажной пластики – квиллинг.
2. Учить выполнять  цветы в технике квиллинг,  красиво располагать их, используя правила композиции; передавать  характерные признаки цветка.
3. Формировать чувство гордости, ответственности за сохранение природы.

Тип урока: интегрированный (бинарный)

Технология: технология развивающего обучения.

Межпредметная связь: познание мира, развитие речи,

Оборудование:

Для учителя: иллюстрированная распечатка произведения, карточки с вопросами – заданиями, Викторина «»Сказочные цветы», Легенды о цветах, Последовательность выполнения цветов в технике квилинг – презентации. Клип на песню Юрия Антонова «Не рвите цветы»

Для учеников – цветная бумага, клей , ножницы, картон

 

Ход урока

 1Организационный момент.

Учитель Щеглова Н.В.:

Психологический настрой.

Подари улыбку миру,

Радугу цветных огней,

Улыбнись улыбкой счастья,

Сердце каждого согрей!

  • Я хочу к Вам обратиться со словами напутствия:

Пускай на всём, что совершаешь ты,

Проступит  след душевной чистоты:

Ведь сила не во внешности твоей,

А в благородстве мыслей и затей.

 Сегодня у нас будет очень интересный урок. На нем вы узнаете очень много нового о казалось бы знакомом, поговорим мы сегодня о цветах. О том, как их красоту воспевали поэты и писатели, музыканты и  художники. И сами попробуем сотворить кусочек красоты – маленький цветок, но в начале давайте поиграем.

 Викторина «Сказочные цветы» (показ слайдов)

1. Какой лесной цветок изваял из малахита Данило-мастер в сказке П. Бажова "Каменный цветок"?

2. Как звали хозяина Аленького цветочка в одноименной сказке С. Аксакова?

3. Что называла Багира "Красным Цветком" в сказке Р. Киплинга "Маугли"?

4. Аромат каких цветов усыпил Элли, Тотошку и Льва в сказке А. Волкова "Волшебник Изумрудного города"?

5.Лепесток какого цветка служил одеялом Дюймовочке из одноименной сказки Г. Х. Андерсена?

6. Как звали малышку, которая побывала на Луне в сказке Н. Носова "Незнайка на Луне"?

7. За какими цветами отправила мачеха свою падчерицу под Новый год в сказке С. Маршака "Двенадцать месяцев"?

8. Из чего Знайка и другие коротышки изготовили себе парашюты?

9.В сказке С.Козлова «Трям, здравствуйте», Медвежонок сорвал цветок и полетел на нем, как на воздушном шаре. Что это был за цветок?

10. Кай и Герда сидели и рассматривали книжку с картинками, когда Каю в глаз попали осколки волшебного зеркала. Он сразу увидел какими безобразными были их любимые цветы. Какие?

 

Сколько  разных цветов существует на свете, и у каждого есть свое красивое название. А откуда произошли эти названия нам расскажут знатоки природы.

 Выступления знатоков природы (ученики рассказывают легенды в сопровождении показа слайдов о цветах ).

 Подснежник
От дыханья весны
Тает снег не спеша.
Рассветает подснежник –
Лесная душа.

Легенда о подснежнике

Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно и грустно. Тогда несколько снежинок сжалились над ней, упали на землю и превратились в цветы-подснежники. Увидев их, Ева обрадовалась, повеселела, у нее появилась надежда, и с тех пор подснежник стал символом радости и надежды.

Ландыши

В зарослях орешника, в низине
Где журчит по камушкам ручей.
Нежный ландыш живет в тени лощины
Убежав от солнечных лучей.

Легенда о ландыше.

Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, который прекрасно играл на гуслях, а он отдал свое сердце красавице Любаве. Грустная Волхова вышла на берег и стала горько плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви и печали.

 Василек

Легенда о васильках

Происхождение русского названия этого растения объясняет старинное народное поверье. Давным– давно в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Юноша ответил ей взаимностью, однако влюбленные не могли договориться, где им жить – на земле или в воде. Не захотела русалка расстаться с Василием, поэтому превратила его в полевой цветок, который своей окраской напоминал прохладную синеву воды. С тех пор, согласно легенде, каждое лето, когда зацветают синие васильки, русалки плетут из них венки и украшают им свои головы.

 Иван-чай

Легенда о Иван-чае.

Жил в одной деревне паренек по имени Иван, который ходил в красивой рубахе любил в большую часть времени проводить на опушках среди цветов и кустарников. Он ухаживал за цветами, выводил новые сорта и мечтал о чем то в тишине. А жители деревни, завидя мелькающую среди зелени красную рубаху, говорили:

– Да это Иван, чай, там ходит.

И да того к этому привыкли, что и не заметили отсутствия в деревне Ивана. А когда у околицы вдруг появились невиданные ранее алые цветы, стали говорить: “Да это Иван-чай!”. Так стали их называть.

Тюльпан

Легенда о тюльпане

Из глубокой древности пришла к нам легенда о тюльпане. В золотистом бутоне желтого тюльпана было заключено счастье. До этого счастья никто не мог добраться, ибо не было такой силы, которая смогла бы открыть его бутон. Но однажды на лугу шла женщина с ребенком, мальчик вырвался из рук матери, со звонким смехом подбежал к цветку, и золотистый бутон раскрылся. Беззаботный детский смех совершил то, что не смогла сделать никакая сила. С тех пор и повелось дарить тюльпаны только тем, кто испытывает счастье.

 

Спасибо, ребята! Итак, подснежник это символом радости и надежды, ландыши – символ чистоты, любви и печали, а тюльпаны дарят только тем, кто испытывает счастье.

 А сейчас давайте вспомним, с каким произведением вы познакомились на прошлом уроке литературы и кто его автор.

  • Почему свои произведения он подписывал псевдонимом?

( Его псевдонимом послужило имя отца: Платон – Платонов. Отец, неизвестный цветок, его жизнь трудная, безрадостная, не прошла даром. Он дал новую жизнь. Его сын вобрал лучшее от отца. Каждый в жизни имеет своё предназначение – живёт для общего счастья.)

  • Кому Платонов подарил свою сказку? (дочке Маше)

Анализ произведения.

а)    Вопросник

- Что было в самом начале сказки?

(Семечко, его принёс ветер, «дедушка – сеятель)

  • Что произошло с семечком?
  • (Напиталось, распалось, выпустило волоски – корешки, стало расти.)
  • Какой вывод делает автор о том, чем занимался цветок?
  • (Он трудился день и ночь, нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль.)
  • Какие  у цветка были корешки ? 
  • (Живые,  сильные, терпеливые.)
  • Назовите основные штрихи к «портрету цветка»
  • (на других непохожий, как звезда, герой, труженик, настоящий цветок)
  • Найдите глаголы – олицетворения, которые подчёркивают, что цветок настоящий, живой
  • (Дышит, благоухает, зовёт, старается, радуется)
  • Какими словами автор называет тихий запах цветка, завлекающий Дашу на пустырь?
  • (Зовущий голос маленькой неизвестной жизни)
  • Какое предложение выражает одновременно вопрос и восхищение? (Его задаёт Даша)  (Как же ты один живёшь?)
  • Какие строки выражают  цель поступков пионеров? (Они хотели, чтобы на пустыре земля стала доброй)
  • Какими эпитетами вы наградите цветок ?
  • (Выносливый, настойчивый, целеустремлённый, щедрый,   заботливый, жизнелюбивый, трудолюбивый, благородный)
  • Какую картину увидела Даша через год?
  • (Вырос новый цветок, сильнее отца, лучше и прекраснее)

б) Дискуссионная методика «Пустое кресло»  Задания - вопросы на карточках.

1 группа  «Жил на свете маленький цветок. Никто не знал, что он есть на  земле». –Какое  чувство звучит в этих словах?  Что чувствуют читатели в этом описании?

2 группа Вспомните разговор Даши с цветком. – Отчего ей были близки и понятны  переживания крошечного ростка?

3 группа.  – Выражает ли идею сказки- были  афоризм ( афоризм-это изречение, лаконично и точно  выражающее оригинальную мысль) Горация «Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений»  (Гораций- древнеримский мыслитель, философ)

Каждая группа обсуждает ответы на вопросы, затем отвечают.

Учитель задаёт вопрос классу

  • Какую заветную мечту высказал А. Платонов в сказке?
  • «Пустое  кресло» занимает желающий ответить.

Учитель обобщает ответы детей.

  • Платонов  связывает особые надежды с подрастающим поколением, он верит, что дети продолжат дела отцов; высказал свою заветную мечту о совершенном будущем человечества, где труд и сила духа побеждают враждебные силы природы, где память о предках свята, а любовь и добро помогают людям объединиться  и преодолеть все преграды.
  •  Вы тоже на уроке помогали друг другу и справились со своими заданиями. И если люди во всём мире будут находить общие решения мирным путём, то планета Земля будет благоухать травами и цветами, мирной жизнью.
  • Так вот давайте создадим своими руками необыкновенные цветы

 

Учитель технологии Щеглова Н.В.:

В мире цветов я желала б остаться

Стать героиней рассказов и легенд,

Чтоб красотой каждый день любоваться

Слиться с гармонией света и красок.

 

Трудно представить человека, равнодушного к цветам! Жизнь цветка не долговечна, но, сколько радости и тепла она оставляет в нашем сердце. Прекрасная возможность продлить жизнь цветка и оставить о нем воспоминания – научиться их делать. Признайтесь, вы бы с удовольствием научились делать цветы! Сегодня мы будем делать цветы в технике квилинг.

На английском языке это рукоделие называется «quilling» — от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века.  

С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это. Квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги. Посмотрите какие интересные паботы можно сделать в этой технике.

Показ презинтации.

Сегодня нам понадобятся: карандаш, полоски бумаги, ножницы, клей и немного терпения и аккуратности.

Технология изготовления цветка.

  1. Возьмите полоску. Положи на нее карандаш. Накручивай полосу, стараясь делать первые витки поплотнее

 

 

  1. Скрутите ровную шайбочку. Чтобы снять её, слегка повращай карандаш.

 

 

  1. Теперь распусти заготовку, чтобы получилось кольцо с закрученной спиралью. Диаметр должен быть 12—14 мм. Иногда для этого достаточно просто отпустить заготовку. Если же она была скручена очень плотно, то надо легко посжимать её пальцами, чтобы раскрылась. Кончик подклей маленькой каплей клея ПВА

 4. Чтобы получить форму «Капля», оттяни серединку спирали в одну сторону, с другой стороны сожми несколько слоёв, чтобы получился острый конец.
можно использовать и другие элименты.

 

5. Из 6 капелек собираем цветок, а из глазок делаем листики

6. Собираем готовые цветы в букет и приклеиваем на основу картон. Завершаем композицию открытыми формами

 «Сердечко». Согните полоску в середине. Закрути обе половинки внутрь. «Рожки». Согните полоску в середине. Закрути обе половинки наружу. «Завиток». Слегка наметьте середину полоски, не делая складку. Закрутите концы к середине, но в разные стороны. «Веточка». Согните полоску в соотношении 1 : 2. Закрутите концы в одну сторону.

 

 

Практическая работа . Выполнение букета цветов.

Звучит музыка Чайковского «Вальс цветов»

Демонстрация выполненных работ на магнитной доске.

 – Я хочу закончить урок словами.

      Всю жизнь цветы не оставляют нас,

       Красивые наследники природы,

       Они нам продлевают радость встреч,

       Откладывают время расставанья.

       Мы душу и цветы должны беречь

       От хищных рук, от зла и замерзанья.

       Любая мысль возвышенной мечты

       Тогда лишь перельется в ликованье,

       Когда пред нею склоняются цветы,

       Посредники живого понимания.

Звучит песня «Не рвите цветы» Ю. Антонова

Категория: Технология труда и экономика | Добавил: Kairat
Просмотров: 1749 | Загрузок: 45 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на //sabak.ucoz.org обязательна © 2024Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика