Четверг, 28.03.2024, 18:00
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 400
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » 2013 » Октябрь » 17 » Урок по русскому языку по теме"Антонимы" 5 класс
21:36
Урок по русскому языку по теме"Антонимы" 5 класс

Карагандинская область, город Сатпаев
"Общеобразовательная школа № 19" 
учитель русского языка и литературы
Агибаева Маншук Науханбаевна


Тема : Антонимы

5 класс

Цели и задачи :
1. Образовательные :
повторить и систематизировать понятия лексическое значение слова- синонимы.
познакомить учащихся со словами,противоположными по значению, ввести понятие « антоним ».
научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте,
познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах.
2. Развивающие :
развивать навык работы со словарной статьей,умение определять лексическое значение слова.
развивать речь учащихся,обогащать словарный запас детей.
Развивать сообразительность,мышление,внимание,память.
3. Воспитательные :
Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность.
Воспитывать эстетический вкус,чувство прекрасного
Воспитывать внимание,доброе отношение друг к другу
Воспитывать видеть и чувствовать прелести природы,беречь её дары.
Тип урока : комбинированный
Методы : репродуктивный,метод чтения , беседа , рефлексия.
Оборудования : интерактивное, програмное обеспечение Word Power Point , Activstudio, плакаты « Времена года» ; иллюстрации картин , карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие
Мотивация.

Флипчарт№1стр.2
К первому рисунку подберите синонимы – имена прилагательные, которые передавали бы настроение этого человечка. (веселый, радостный, счастливый) А этого человечка? (печальный, грустный, несчастный)
-Подберите синонимы - имена существительные – ко второму рисунку, которые бы рассказали, что случилось у этого человечка (горе, беда, несчастье)

II. Опрос домашнего задания
1) Упражнения 114,118
2) А теперь, ребята, давайте послушаем разговор двух приятелей. «Поговорили» весёлый урок на тему « Синонимы ». Скажите, почему одному из них ответы другого показались странными.
Записываем в тетрадях число, классная работа. Ребята, давайте сыграем в игру: « Угадай слово ».
Я читаю лексическое значение слов, а вы записываете эти слова в тетрадях.

Флипчарт№1стр.3
1.Группа специалистов, которая оценивает выступление или присуждает премии на выставках, конкурсах, состязаниях (жюри)
2.Красная строка, отступ вправо в начале строки (абзац)
3.Здание для обслуживания пассажиров на железнодорожных станциях (вокзал)
4.Слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию (синонимы)

Ребята, на прошлых уроках мы с вами говорили о лексическом значении слова и о синонимах.

Давайте обобщим эти понятия. Флипчарт№1стр.4

Слова – это строительный материал языка. Поэтому нельзя знать язык, не зная слов. Вместе все слова образуют его словарный состав, или лексику. Каждое слово имеет лексическое значение. Лексическое значение слова – это то, что обозначает данное слово. Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях (түсіндірме сөздігінде). Синонимы – это слова, очень близкие по значению. Они могут обозначать один и тот же признак предмета (весёлый), один и тот же предмет (дорога и путь). Одно и то же действие (убирать и снимать урожай) Русский язык необыкновенно богат и разнообразен.

IV. Переход к новой теме.
А сегодня, мы с вами поговорим о таких парах слов, которыми пользуются все люди на свете. Нам то холодно, то жарко, то сытые, то голодные, то грустные, то весёлые. Мы все каждый день ложимся спать, а утром встаём. Вот о таких словах, которые имеют противоположное значение, как они называются, мы узнаем из кроссворда, который сейчас отгадаем.

Флипчарт№1стр.5 Кроссворд « Спрятанное слово
с л А д к и й
к о Н ч а т ь
з а Т и ш ь е
п л О т н ы й
л е Н и в ы й
д л И н н ы й
т е М н о т а

Горький – сладкий Трудолюбивый - ленивый
Начинать – кончать Короткий - длинный
Буря – затишье Свет – темнота
Рыхлый – плотный

V. Объяснение нового материала.
Теперь записываем тему урока: « Антонимы ». Значит антонимы (от греческого слова анти – против, оним – имя) слова одной и той же части речи с противоположным значением.
А все ли слова имеют противоположное значение?
Сейчас проверим.
Игра « Смотри, не ошибись ».
Большой (маленький), много (мало), стакан, высокий – низкий, верблюд, весёлый (грустный), дом, хорошо (плохо), часы, кофе, чай, конец (начало), Аскар, яблоко, Анель, золотой, я, мир (война), пятый, Уалихан, синий, чёрны (белый).
Делаем вывод: Не все слова имеют антонимы.

VI. Закрепление. Флипчарт№1стр.6

Нет антонимов у имён собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих цвета (кроме белый – чёрный), прилагательных, образованных от названия металлов. Просмотр видеоролика «Осень»
А теперь работа по учебнику (Упр.120. стр. 53 задание для развития речи).
Флипчарт№1стр.7
« Ранняя и поздняя осень ».
Выписываем слова, противоположные по значению:
Высокие – низкие
Огромный – маленький
Толстый – тонкий
Словарная работа

Схожие сравнения можно найти и на этом рисунке. Флипчарт№1стр.8

1) Толстый худой
2) Высокий низкий
3) Весёлый грустный
4) Темноволосый светловолосый
5) Добрый злой
6) Короткие ноги длинные ноги
7) Короткая рука длинная рука
Ребята, если внимательно присмотреться к тому, что нас окружает, то можно найти очень много антонимов. Флипчарт№1стр.9

Давайте, обратим внимание на « Времена года » и постараемся подобрать антонимические пары:
Зима – лето весна – осень
Жарко – холодно пасмурно – солнечно
Влажно – сухо

А теперь внимание на доску. Флипчарт№1стр.10


Следующая игра: « Эстафета »
Напишите антонимы к словам.
Смысл игры заключается в быстроте и правильности ответов.

богатый больше да
первый здоровый горький
плохой мало правда
умный вперёд белый
хорошо весёлый лучше
чёрный война вверх
дёшево радость тишина

Работа по учебнику (стр. 55 упражнение124)
1. Чтение диалога по ролям.
2. Определить по ответам Мираса, какие вопросы задавал Диас.
3. Диалог Монолог
( беседа двух или нескольких лиц) (речь одного лица)
Антонимы также используются для характеристики героев в пословицах, поговорках, крылатых выражениях. Например:
Правой рукой строит, а левой разрушает
Ученье – свет, неученье – тьма.
Сытый голодного не разумеет.
А теперь внимание на доску. Флипчарт№1 стр.11
Творческий диктант.
Напишите продолжение пословицы.
Слово – серебро, (молчанье – золото).
Когда я ем, (я глух и нем).
Меньше говори, (больше делай).
Легко сказать, (да трудно доказать).
Правой рукой строит, (а левой разрушает).

« Игра в мяч »
И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру « Наоборот ».
Скажу я слово « высоко »
А ты ответишь (низко)
Скажу я слово « далеко »,
А ты ответишь (близко)
Скажу я слово « потолок »,
А ты ответишь (пол)
Скажу я слово « потерял »
И скажешь ты (нашёл)
Скажу тебе я слово « трус »
Ответишь ты (храбрец)
Теперь начало я скажу
Ну, отвечай (конец).

YII. Обобщение и закрепление материала
Последнее обобщающее задание нашего урока: Флипчарт №1 стр.12
Найти пары слов – антонимов в предложении:
Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалёкие, красивые и уродливые, здоровые и больные, весёлые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые.
А вас, ребята, я хочу видеть только добрыми, храбрыми, умными, красивыми, здоровыми, весёлыми, молодыми, прямыми и откровенными.
VIII. Задания на дом: 1) Упражнения 125, 127,128. Стр.56.
2) Выучить наизусть одно стихотворение, посвященное осени.
XI. Выставление и комментирование оценок.
Просмотров: 2620 | Добавил: Маншук | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Архив записей
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на //sabak.ucoz.org обязательна © 2024Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика