«Путешествие в страну кислот»: урок - практикум - 24 Февраля 2014 - Сайт творческих учителей Казахстана

Суббота, 10.12.2016, 09:55
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 320
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » 2014 » Февраль » 24 » «Путешествие в страну кислот»: урок - практикум
17:07
«Путешествие в страну кислот»: урок - практикум
Учитель химии и биологии Авшенюков В.А.
Северо-Казахстанская область. Айыртауский р-он . с Агынтай батыр. Златогорская СШ.
Тема урока: «Путешествие в страну кислот»: урок - практикум

Цель:

1. Изучить состав, получение и химические свойства, характерные для класса кислоты.

Задачи:

1. Закрепить и обобщить знания учащихся об особенностях класса неорганических веществ – кислот.
2. Познакомить учащихся с составом кислот.
3. Познакомить учащихся с лабораторным получением кислот.
4. Познакомить учащихся с химическими свойствами кислот.
5. Продолжить формирование умений работать с лабораторным оборудованием и реактивами, делать обобщения, использовать учебную литературу.
6. Продолжить формирование умений работать в группах.
7. Продолжить формирование научного мировоззрения.

Метод обучения: словесный и сопутствующие ему практический и наглядный.

Тип урока: «урок практикум».

Оборудование: мультимедиа презентация, ящички для проведения лабораторных опытов, пробирки, штативы для пробирок,
Реактивы: кислоты, лакмус, Zn, Fe, Cu, CаO, NaOH, AgNO3, Cа(OH)2 .

План:
1. Организационный момент.
2. Актуализация пройденного материала
3. Изучение нового материала.
4. Состав кислот.
5. Классификация кислот.
6. Получение кислот.
7. Техника безопасности.
8. Химические свойства.
9. Лабораторные опыты.
10. Обобщение и выводы.
11. Домашнее задание.

Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация пройденного материала.
На прошлом уроке вы начали изучать тему «Кислоты», а точнее поговорили о составе и строении данного касса веществ. Безусловно слово «кислота» впервые вы услышали не на прошлом уроке. Я уверен, что это слово вам знакомо достаточно давно, вы знаете и любите аскорбиновую кислоту, вам известна лимонная кислота, придающая кислый вкус лимону, вы знаете о кислотах, используемых в аккумуляторах и много-много других кислот.

3. Изучение нового материала.
На уроке мы будем пользоваться видео заданиями, представленные нашими учителями и учениками старших классов. Результаты работ мы будем заносить в инструктивную карточку.

4. Состав кислот.

• Слайд 1. Видео задание.
Составьте формулы кислот.
Учащиеся из предложенных ионов водорода и кислотных остатков составляют формулы кислот.
По завершению проверяется правильность.

Кислот достаточно много, а можно ли их классифицировать.
Какие вы знаете классификации.

5. Классификация кислот.

• Слайд 2. Видео задание.
Заполните пустые графы таблицы по классификации кислот.
После выполнения задания задаются следующие вопросы.
На какие группы делятся кислоты по составу ( приведите примеры).
На какие группы делятся кислоты по оснoвности (приведите примеры).
Существует ли общий принцип составления названий кислот или у каждой кислоты свое индивидуальное название.

6. Получение кислот.
Я вижу, что состав и строение кислот вы усвоили достаточно хорошо, но наука химия изучает и получение кислот, а поможет нам в этом виртуальная лаборатория.
• Слайд 3. Получение серной кислоты.
• Слайд 4. Получение угольной кислоты.
• Слайд 5. Получение фосфорной кислоты.

7. Техника безопасности.
Задание на знание техники безопасности.
Зачитываются правильные и неправильные советы по способу обращения с кислотами. Учащиеся на правильный ответ поднимают жетон со знаком + на неправильный ответ знак -.

1. Кислоты вызывают сильный химический ожог. +
2. Концентрированные кислот опасны еще и тем, что могут выделять едкие пары. +
3. При проведении опытов нельзя смешивать незнакомые вещества. +
4. Кислоты приятно пахнут, их используют как одеколон или туалетную воду. -
5. Опыты с кислотой требуют особой осторожности. +
6. При пользовании склянкой с кислотой необходимо следить, чтобы на каждой склянке было четкое название кислоты. +
7. Опыты с кислотами можно проводить без контроля учителя. -
8. В случае пролива кислоты ее необходимо убрать тряпками для уборки класса. -
9. При попадании кислоты на кожу ее необходимо вытереть чистой салфеткой и прижечь пораженный участок кожи йодом или зеленкой. -
10. В случае пролива кислоты на парту или пол нужно срочно сообщить учителю. +
11. Пораженный участок кожи промывают струей холодной воды в течение 10 – 15 мин. после промывки на обожженное место накладывают пропитанную водным раствором питьевой соды марлевую повязку или ватный тампон. +
12. Кислоты прекрасно отмывают кожу, при этом их можно использовать вместо мыла. -
13. При попадании капель кислоты в глаза их промывают проточной водой в течение 15 мин. и после этого – 2%-м водным раствором питьевой соды. После этого пострадавшего отправляют в лечебное учреждение. +
14. Учащимся запрещается готовить растворы кислот для опытов. +
15. Угольную кислоту можно пить и ее применяют как освежающий напиток. +
16. В школьной лаборатории нужно строго соблюдать технику безопасности. +

8. Химические свойства.

Наука химия изучает свойства веществ, а точнее химические свойства. Изучением химических свойств кислот мы и займемся сегодня на уроке. Но прежде чем говорить о химических свойствах кислот, нам необходимо вспомнить и сказать несколько слов о физических свойствах.

На демонстрационном столе представлены примеры кислот, вы видите, что по агрегатному состоянию все они жидкости. Однако есть одно исключение, кремниевая кислота по агрегатному состоянию напоминает желе. Цвет кислот – все кислоты бесцветные вещества.

Запах – большинство кислот не обладают запахом однако у некоторых представителей, запах резкий неприятный. Вкус – вкус кислот заключается в названии всего класса «кислоты – кислые». «Кислоты – едкие вещества, вызывающие сильнейшие ожоги, разрушают органические вещества» - данное высказывание можно часто услышать о кислотах.

9. Лабораторные опыты.

• Слайд 6. Видео задание.
Действие кислот на индикаторы.
Определить раствор кислоты, из предложенных нескольких пробирок, используя лакмус.
Опыт 1. Ученики, капая поочередно лакмус в пробирки, определяют, под каким номером находится пробирка с кислотой. Результаты занести в инструктивную карточку.

• Слайд 7. Взаимодействие кислот с металлами.
Опыт 2. Используя алгоритм, провести серию опытов по взаимодействию металлов с кислотами. Результаты занести в инструктивную карточку.

• Слайд 8. Взаимодействие кислот с оксидами.
Опыт 3. Используя алгоритм, провести серию опытов по взаимодействию оксидов с кислотами. Результаты занести в инструктивную карточку.

• Слайд 9. Взаимодействие кислот с основаниями.
Опыт 4. Используя алгоритм, провести серию опытов по взаимодействию оснований с кислотами. Результаты занести в инструктивную карточку.

• Слайд 10. Взаимодействие кислот с солями.
Опыт 5. Используя алгоритм, провести серию опытов по взаимодействию солей с кислотами. Результаты занести в инструктивную карточку.

• Слайд 11. Видео задание.
Юмористический конкурс. Составьте юмористический рассказ на тему кислоты.
Свой рассказ начните со слов.
Однажды мы тайком проникли в школьную лабораторию и
Ученики составляют рассказ, используя метод незаконченного предложения.

10. Обобщение и выводы.

Таким образом, сегодня на уроке мы узнали, что кислоты взаимодействуют с металлами (до водорода), с основными оксидами, с основаниями, с солями, кроме того кислоты изменяют окраску индикаторов и разрушают органические вещества.

11. Итоги. Домашнее задание.
Просмотров: 394 | Добавил: Leon | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Архив записей
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на http://sabak.ucoz.org обязательна © 2016Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика