Пятница, 19.04.2024, 15:22
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Профессия учителя-это
Всего ответов: 421
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » 2015 » Апрель » 17 » Музыкальные сказки и стихи
00:02
Музыкальные сказки и стихи

Отношение к музыке и желание играть на музыкальном инструменте напрямую зависит от первого знакомства ребенка с миром музыки.

Прежде чем отдавать ребенка в музыкальную школу, важно показать ему, что музыка — чудесное и светлое явление в жизни человека. Нужно дать почувствовать малышу, что музыкальные инструменты обладают своим неповторимым голосом и уникальной историей происхождения. Маленькие дети, когда видят тот или иной музыкальный инструмент, тянутся к нему, хотят его потрогать, щипнуть за струну, извлечь из него необычный звук. Это доказывает, что мир музыки интересен и важен для всех детей. Главная задача наша, взрослых, — дать детям возможность войти в волшебный мир музыки, когда они к этому тянутся. С самых первых занятий ребенок должен почувствовать чудо музыки, се волшебное влияние на душу человека.

Более 150 рассказов, сказок, стихов в этом разделе рассказывают детям о музыкальных инструментах и нотных знаках, об оркестрах и песнях, о музыке природы и о многом другом. Каждый текст сопровождается вопросами, играми и творческими заданиями.

Цель раздела — помочь педагогам и родителям воспитать в детях живой интерес к миру музыки; в веселой и увлекательной форме познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами.

Ударные музыкальные инструменты

Бубен

В цирке медвежонок пляшет
И задорно бубном машет,
Лапой по нему стучит.
Бубен радостно звенит.

Подошел к нему медведь,
Чтобы малышу подпеть.
В лапах тот же инструмент,
Удивительный момент.

Бубенцов бубновых звон
Слышится со всех сторон.
Бубен — это вам не шутка.
Молодцы у нас мишутки.

Вопросы и задания
• Что придает музыке звучание бубна?
• Дети делятся на пары. Один в паре — танцор, другой— играет на бубне. В сценке один человек играет на бубне, а другой исполняет под эту музыку танец. Затем дети рассказывают, как помогло танцу звучание бубна.
• Дети встают в круг. Один получает бубен, играет на нем простую мелодию и передает бубен соседу по кругу. Тот должен повторить эту мелодию и исполнить свою, которую повторяет следующий по кругу.
• Что в природе напоминает вам звучание бубна?
• Нарисуйте портрет бубна в виде солнышка с лучиками.

Ударная семья

Музыкант вошел в дом с большой коробкой и вынул из нес колокольчик, ложки с колокольчиками, трещотки, колокол и барабанчик. Он положил их на стол и сказал:

— Завтра у моего сына день рождения, и вы все пригодитесь.

Наступила ночь, и вдруг в тишине затрещали трещотки:

—Трах-тах-тах. Интересно, кого из нас выберет именинник?

Барабанные палочки подпрыгнули и выбили на барабанчике короткую дробь.

— Трам-там-там! Что это за инструмент — трещотки?! Деревянные дощечки, надетые на шнурок. Треска много, а музыки никакой. Конечно, мальчик выберет барабан. Под мой бой он сможет и маршировать, и танцевать.

— Дзинь-тум, дзинь-тум, — зазвенел колокол прикрепленными к его круглому ободу маленькими металлическими тарелочками.

— От вас, барабан, только бой, а когда в меня стучат ладошкой, к бою добавляется перезвон тарелочек. Для танцев я лучше всех подхожу.

— Динь-дон! — звякнул колокольчик. — А я умею весело звенеть.

— Тра-та-та, дзинь-дзинь-дзинь, — вступили в разговор ложки. — Вы ошибаетесь, если думаете, что ложки — не музыкальные инструменты. Мы сделаны из самого музыкального дерева клена и умеем цокать очень звонко, а звяканье колокольчиков украшает нашу музыку.

— Не шумите, малыши, дайте отдохнуть мне и моему хозяину барабанщику, — сердито загудел стоящий в углу огромный барабан.

Музыкальные инструменты затихли и уснули. Проснулись они от веселого смеха и топота. В гости к мальчику пришли дети. Их ручки быстро разобрали разные музыкальные инструменты, и пошло веселье.

— Трах-тах-тах — трещали трещотки.

— Трам-там-там! — били барабанные палочки.

— Дзинь-тум, дзинь-тум, — радовался колокол.

— Динь-дон! —звенел колокольчик.

— Тра-та-та, дзинь-дзинь-дзинь, — разговаривали ложки.

Тут вошел отец мальчика. Он взял свой большой барабан, барабанные палочки, и громкая барабанная дробь влетела в общее веселье.

— Братцы, мы все из одной семьи ударных инструментов, и нам не нужно спорить, — гремел барабан.

Вопросы и задания

• Разделите детей на группы и раздайте каждой группе по одному ударному музыкальному инструменту. Каждая группа должна придумать на своем музыкальном инструменте веселое обращение к остальным детям и проиграть его. Дети угадывают, о чем говорит та или иная мелодия.
• Звучание какого ударного музыкального инструмента из сказки нравится вам больше всего и почему?
• Чем ударные музыкальные инструменты отличаются от струнных?
• Как вы думаете, кто в семье ударных музыкальных инструментов самый старший и, наоборот, самый младший?
• Нарисуйте ударные музыкальные инструменты из сказки в образе веселых человечков.
• Если бы музыкальные инструменты из сказки попросили вас разрешить их спор, что бы вы им сказали?
• Придумайте свои веселые названия для разных ударных музыкальных инструментов.

Ложки

Ложки разными бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой.
Сразу в пляс пойдет любой.

Ложки — пусть не фортепиано.
По у них свое пиано.
Есть и форте, даже трели,
Как у струн виолончели.

Если виртуоз играет,
Ложки будто бы летают.
Их в руках по три, по пять,
Трудно даже сосчитать.

Вопросы и задания

• Педагог раздает детям деревянные ложки. Затем включается музыка, и дети должны подыграть на ложках этой музыке.
• Какими навыками должен обладать музыкант-ложечник?
• Дети делятся на группы. Каждая группа — ансамбль ложечников. Дети должны придумать какую-либо простую мелодию и исполнить ее на ложках.
• Дети делятся на пары. Один человек в паре играет роль обычной столовой ложки, другой — музыкальной. В сценке дети рассказывают, как их ложки служат людям и чья судьба интереснее.

Оркестр кухонных инструментов

Однажды хозяйка купила на базаре чудо — музыкальную шкатулку с чаем. Стоило покрутить ручку, и звучала веселая музыка, а потом шкатулка открывала крышку и предлагала всем заварить душистый чай, который хранился внутри нес.

Кастрюли, ложки и тарелки тоже радовались, что на кухне появилась музыка, и говорили:

— Как прекрасно, теперь мы будем каждый день слушать музыкальную шкатулку.

— Ничего подобного. Я не буду играть вам каждый день, — возмутилась музыкальная шкатулка, — мое место не на кухне, а в музыкальном театре.

— Мама сказала, что вы красивая коробочка для хранения чая. Вам добавили музыкальное устройство, чтобы люди пили чай с веселым настроением. Значит, ваше место на кухне, — возразила девочка, дочка хозяйки.

— Ничего подобного, — сердито повторила шкатулка. — Па кухне должна жить посуда. Она создана для того, чтобы служить людям. А я музыкальный инструмент и создана для того, чтобы служить музыке.

— В каждом живет музыка. Я тоже умею музыкально петь— мур-мур-мур, но не хвастаюсь, — заявила кошка девочки.

— Па такие глупые заявления я не хочу отвечать, — звякнула музыкальная шкатулка.

Прошло время, и девочка заметила, что се посуда загрустила и потускнела.

— Наверное, шкатулка права, музыка — это не для нас, — вздыхали тарелки и ложки.

— Хорошо, что вы это понимаете, — высокомерно говорила музыкальная шкатулка.

Все эти разговоры не понравились девочке. Она набрала полную корзину посуды и куда-то се унесла. Па следующий день, когда музыкальная шкатулка напоила всю семью чаем, девочка вдруг объявила: «Веселый оркестр кухонных инструментов».

Па кухню вошла подружка девочки с кошкой и щенком.

— Я и мои друзья приготовили для вас музыкальный концерт, — весело объявила девочка, и оркестр кухонных инструментов заиграл.

«Бум-бам, бум-бам» — звонко барабанил щенок лапами по перевернутой кастрюле.

«Блям-блям, блям-блям» — вторили крышки кастрюль, ударяясь одна о другую.

«Дзин-дзинь, дзин-дзинь», — звенели стеклянные бутылочки под лапками кошки.

«Тра-та-та, тра-та-та», — стучали деревянные ложки.

Вся семья принялась дружно хлопать в ладоши в такт веселой музыке.

Когда концерт закончился, все долго благодарили музыкантов, а мама наградила их вкусными призами.

Музыкальная шкатулка молчала целый день, а вечером сказала:

— Не ожидала, что посуда так музыкальна. Извините меня за мои глупые слова. Буду счастлива, если вы позволите мне играть вместе с вами.

— Я же говорила, что в каждом живет музыка, — промурлыкала кошка.

Вопросы и задания

• Почему музыкальная шкатулка сначала гордилась своим умением петь и считала себя единственным музыкальным инструментом на кухне?
• Какие предметы вашего дома кажутся вам самыми музыкальными и почему? Из каких предметов вы создали бы домашний музыкальный оркестр?
• Дети получают рисунки с разными предметами (шкаф, форточка, половица, дверь, чайник, жалюзи, ложки). Каждый должен рассказать о музыкальности своего предмета и изобразить голосом звуки, которые он издает, когда о чем-либо поет.
• Нарисуйте кухонный оркестр из сказки.

Барабан

Я,конечно, нс орган,
Я всего лишь барабан.
По могу любые звуки
Я исполнить, были б руки.

Вот две палочки, держите,
По мембране постучите.
Слышите, как я пою?
Тишины я нс люблю.

Если где-то марш, парад,
Послужить всегда я рад.
Я даю сигналы к бою,
Я не плачу и нс ною.

Дробь моя всех поднимает,
Ободряет, вдохновляет.
Даже в небольшом оркестре
Полноправный я маэстро.

В цирке, если страшный трюк.
Только мой все слышат звук.
В это самое мгновенье
Нагнетаю напряженье.

Я, конечно, нс орган.
По зато я барабан.
Поиграть на мне хотите?
Поскорее подходите!

Вопросы и задания

• Детям раздаются палочки. Все они барабанщики. Каждый выбирает объект, по которому он будет бить палочками. Затем включается музыка, и дети должны барабанить в такт музыке.
• Дети делятся на пары. Один придумывает какую-либо фразу, пишет ее на листочке и старается выразить эту фразу барабанной дробью. Другой человек угадывает, о чем говорит барабанная дробь.
• Придумайте сказку о волшебном барабане, который своей дробью помогал людям в трудных ситуациях.
• Нарисуйте веселый портрет барабана в образе пузатого улыбающегося господина.

Большой африканский барабан

В Африканском племени юмба-тумба самым главным был барабан Там-там. Конечно, в этом племени жили разные барабаны. Маленькие — делались из пустых кокосовых орехов или из высушенных тыкв. Средние и большие барабаны изготовлялись из выдолбленных стволов деревьев и шкур животных. По самым великим бал барабан Там-там. Он был сделан из шкуры буйвола, натянутой на круглый каркас. «Там-там» гудел мощно, словно раскаты грома.

Эти раскаты слышали другие племена, живущие в Африке. Они понимали язык Там-тама. Радостно и уверенно рокотал большой барабан, если охотники племени возвращались с богатой добычей. Победно и хвастливо гудел барабан, когда в племени рождались младенцы — будущие новые охотники. Мрачно и грозно рокотал большой барабан, если охотники племени гибли или собирались на войну.

Неподалску от племени жил злой леопард. Он слышал гром Там-тама и думал: «Люди сильнее всех, потому что барабан Там-там помогает им».

Леопард пошел к крокодилу, который жил в болоте, и сказал ему:

— Люди сильнее всех зверей. Барабан Там-там помогает им охотиться и забирать себе всю нашу добычу. Надо его уничтожить.

— Это невозможно сделать. Там-там всегда предупреждает людей об опасности, — покачал головой крокодил.

— Достань мне корень волшебного лотоса, — попросил леопард. — Если съесть маленький кусочек этого корня, можно превратиться в кого угодно. Я превращусь в сильного зверя и сломаю Там-там.

Крокодил нырнул в болото и не появлялся целый час. А когда вынырнул, в зубах у него был корень волшебного лотоса.

Обрадовался леопард, быстро сжевал кусочек корня и превратился в огромного слона.

Во много раз больше, чем любой другой слон. Страшный слон шел к племени юмба-тумба и грозно трубил: «Я сломаю ваш барабан клыками и затопчу его ногами».

По никто нс испугался, потому что Там-там гремел громче, чем слон. И в деревне собралось множество охотников.

Тогда вернулся леопард на берег болота. Снова сжевал он кусок корня и превратился в огонь. Бежал огонь по сухой траве прямо к племени юмба-тумба и шипел: «Всех сожгу, а Тамтама в первую очередь.

Да только нс успел огонь добежать до деревни. Встретили его в пути люди с водой и потушили.

Снова вернулся леопард на берег болота. А болотная зеленая уточка говорит ему:

— Глупый ты, леопард. Никогда тебе нс победить барабаны. Они есть не только у племени юмба-тумба, а у других племен тоже. Люди видят тебя и стуком барабанов предупреждают друг друга об опасности.

Вопросы и задания

• Нарисуйте великий барабан Там-там из сказки.
• Если бы этот барабан был у вас дома, в каких делах он бы вам помогал?
• Как вы думаете, почему леопард не смог победить барабан?
• Придумайте сказку, как люди подарили барабан леопарду, чтобы он стал добрее.
• Какие еще музыкальные ударные инструменты служили людям древних племен?
• Дети делятся на группы. Каждая группа—племя. Каждой группе дается барабан. Дети должны прцдумать и исполнить на своем барабане три мелодии: радостную, печальную и тревожную — и рассказать, в каких ситуациях их племенам нужны эти мелодии.

Легенда о барабане

— Дедушка, выпейте отвара, —ласково сказала индианка Чистый Родник.

— Сама его пей, внучка, — ответил старик. — Тебе сил много надо будет, чтобы выжить. Паше племя может погибнуть зимой. Слишком мало у нас осталось людей.

— Дедушка, мой муж Соколиное Перо говорит, что в других племенах тоже мало людей. Почему мы живем маленькими племенами? Вместе мы бы были сильнее.

В ответ старик кивнул с горестью и пошел к вождю племени.

— Надо индейцам объединяться и дружить, тогда мы сможем помогать друг другу, — сказал старик вождю.

— Как мы узнаем, захотят ли соседи дружить с нами? — ответил вождь.

— Пусть охотники отнесут приглашение на пир всем соседям. А женщины зажгут костер и приготовят еду. Тот, кто захочет дружить, придет к нам в гости, — объяснил старик.

— Твой план опасен, — покачал головой вождь. — Нельзя посылать мужчин в другие племена, вдруг они нс вернутся.

Опечалился старик, а внучка говорит ему.

— Не горюйте, дедушка. Мой муж Соколиное Перо придумает, что делать.

Вдруг Чистый Родник подняла голову и воскликнула:

— Слышу, он уже идет с добычей. Надо приготовить ему горячую еду.

Чистый Родник принялась хлопотать, и, когда молодой охотник подошел, еда уже сварилась на костре. Дед с удивлением спросил:

— Внучка, как ты узнала, что твой муж идет с добычей, когда он был еще так далеко?

Соколиное Перо достал из сумки небольшой глиняный горшок, на который была натянута шкура оленя, и выбил ладонями звонкую дробь.

— Я сделал этот инструмент и назвал его барабаном. Когда я возвращаюсь с охоты, я стучу в барабан, и моя любимая слышит меня, даже если я далеко.

Не успел охотник договорить, как старик схватил барабан и побежал к вождю.

— Нам нужно сделать такой барабан, вождь. Только нс маленький, а большой. Тогда его громкий стук услышат все племена. Этот барабан расскажет людям, что мы зовем их в гости, чтобы жить вместе и помогать друг другу.

Эти идея всем понравилась, и люди племени принялись за работу. Они сделали круглую деревянную раму и натянули на нес сверху и снизу кожу лося.

Потом они зашили обе стороны барабана по краю деревянной рамы полосой кожи и сделали барабанные палочки с оленьей шкурой на концах.

— Бум-бум-бум, идите все сюда, идите в гости — бил в барабан охотник Соколиное Перо.

Звук барабана был такой громкий и призывный, что его услышали и поняли вес соседние племена. Первым пришло самое маленькое племя с лесного озера. Они остановились неподалеку, нс решаясь подойти к костру.

Тогда Чистый Родник взяла красивые бусы и отнесла их девушке из племени лесного озера, а девушка в ответ протянула свое ожерелье из ракушек. Они взялись за руки и стали танцевать вокруг костра. Чистый Родник запела приветственную песню, а Соколиное Перо выбивал ритм мелодии на барабане.

Люди заулыбались и тоже стали обмениваться дарами, всем, что у них было с собой. А потом они спели вместе песню даров.

Новые племена приходили на зов барабана, и люди снова и снова пели песню даров.

С тех пор индейцы стали жить лучше. Большие и маленькие барабаны поют песню дружбы и песню даров — индейский зов любви.

Вопросы и задания
• Почему люди не испугались ударов барабана, а, наоборот, с радостью восприняли эту музыку и стали собираться вместе?
• Представьте, что вождь племени спрашивает у вас совет, как племенам жить в дружбе. Что вы ему посоветуете?
• Нарисуйте самый первый барабан, который сделали люди племени.
• В каких важных делах этот барабан помогал людям племени?
• Придумайте сказку о том, как барабанная музыка спасала индейцев от голода и болезней.

Колокольчик

Па моем велосипеде
Колокольчик есть из меди.
Служит он вместо звонка.
Слышен звон издалека.

Колокольчик — музыкант,
У него большой талант
Радость людям приносить,
Может он весь день звонить.

Пусть он кроха и юнец.
Колокол — его отец —
Музыкальный инструмент,
Нужный всем в любой момент.

Громко колокол пост,
В колокольнях он живет.
Людям музыка его
Ближе и родней всего.

Вопросы и задания

• Где еще в жизни людей и в природе встречаются колокольчики?
• Представьте, что вы колокольный мастер и вам заказали сделать сказочный колокол. Нарисуйте этот колокол и расскажите, как и из чего вы его будете делать.
• Колокол — отец колокольчика, а кто его мать?
• Почему для колоколов строят колокольни?
• Кто такой звонарь?

Как звонят колокола

Жили-были у колокольного мастера два брата колокольчика: Динь-динь и Дон-дон.

Динь-динь был размером с яблоко и пел весело: «Динь-динь-динь. Как радостно жить». Колокольчик Дон-дон был в два раза больше брата и пел тревожным голосом: «Дон-дон-дон! Пора вставать. Смотрите в оба, берегитесь».

Братья постоянно спорили друг с другом. Динь-динь хотел своим звоном радовать людей, а Дон-дон считал, что колокольчики должны будить людей и пугать врагов.

Надоело колокольному мастеру, что колокольчики постоянно спорят, и он сказал:

— Надо вас на колокольню отнести, в колокольную школу отдать.

— А что такое колокольня?— спросил испуганно Динь-динь.

— Это башня высокая с колоколами возле храма. Колокола звонят так красиво, что заслушасшься. У самого огромного колокола голос мощный, как гром, — объяснил мастер.

Он взял колокольчики, отнес их на колокольню и отдал звонарю.

— Рад знакомству, колокольчики. Я помогаю нашим колоколам петь, — поклонился звонарь и положил колокольчики в угол.

Братья оглянулись. Под каменным сводом колокольни висело множество колоколов. Были среди них три огромных.

несколько средних и целая группа поменьше. Вниз от всех колоколов спускались веревки, привязанные к их языкам. Звонарь взялся за веревку, идущую от самого большого колокола, размахнулся, и небо взорвалось от громового удара. Гулом наполнился воздух, и тут раздался второй удар, а за ним — третий. Словно падал с неба музыкальный гром.

— Что за гул! Ах, я теряю сознание, я лечу в небо! — заволновался Динь-динь.

— Вот это да! Это гул грома, а нс какой-нибудь звон! — воскликнул Дон-дон.

В этот миг звонарь дернул за другие веревки, и на колокольне поднялся перезвон, словно огромные птицы запели, а следом переливчато зазвенели малые колокола. Звонарь как будто держал в руках струны голосов, и светлые, сияющие звуки поднимались прямо в небо.

Братья-колокольчики были очарованы. Когда звон стих. Динь-динь робко спросил:

— Скажите, пожалуйста, зачем колокола звонят?

— Они людей с праздниками поздравляют и на молитву собирают. Громкие удары в большой колокол называются — Благовест. Слышали, как наш великан колокол гудел красиво? А большие и маленькие колокола добавили в его красивый гул чудесный перезвон, — объяснил звонарь и ушел.

— Я был прав, колокола должны радовать людей, — прозвенел Динь-динь. Дин-Дон хотел что-то возразить, но один из небольших колоколов остановил их:

— Тихо, малыши, ложитесь спать — колоколам нельзя без дела звякать.

Братья замолчали и уснули, устав от впечатлений. Ночью их разбудил страшный гул.

«Бум-бум! Беда, пожар! Бум-бум!» — тревожно гремел великан колокол. Звонарь бил в него часто и громко. Братья колокольчики, оглушенные этим громом, нс сразу поняли, что случилось. Они видели с колокольни, как вдалеке разгорелось красное зарево, как со всех сторон бежали к нему люди и как зарево постепенно погасло.

Когда все стихло, Дон-дон взволнованно спросил звонаря:

— Значит, колокола людей о беде предупреждают?

— Конечно! Вы же слышали набат. Этот тревожный гул мигом людей собирает, чтобы с бедой справиться. Колокола могут заставить гудеть и звенеть все небо. Это великие инструменты, и они звонят людям о великих радостях и страшных бедах.

— Мы из великой семьи! Мы тоже будем звонить для людей и в радости, и в беде, — хором повторили два братца колокольчика.

Вопросы и задания

• Какими по характеру были два братца колокольчика?
• Почему звонарь отправил их на колокольню?
• Чему их научили большие колокола?
• Педагог раздает детям колокольчики. Каждый по очереди должен позвенеть своим колокольчиком так, чтобы другие поняли, о чем поет этот колокольчик.
• Чем колокольная музыка отличается от звучания любых других музыкальных инструментов?
• Нарисуйте, как два братца колокольчика жили на колокольне.
• Почему семья колоколов названа великой? В чем ее величие?

Просмотров: 1085 | Добавил: мама | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Архив записей
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на //sabak.ucoz.org обязательна © 2024Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика