Отражение славянских мифов в стихотворениях М.Ю. Лермонтова « Морская царевна» и К. Бальмонта « Русалка» Цели: создать условия для знакомства с произведениями М.Ю.Лермонтова и К.Бальмонта, формировать умение анализировать стихотворные тексты, соотносить их с мифами; развивать творческие способности, речь учащихся; содействовать эмоциональному восприятию мира художественной литературы. Ход урока 1. Мотивационно – ориентировочный этап. Цель этапа: побудить учащихся к анализу собственного знания, вовлечь в деятельность на уроке. Сегодня на уроке мы будем работать над двумя произведениями, в которых отражены славянские миф о русалках. - Зачем нам нужно знать о русалках? Разве кто-нибудь верит, что они существуют? ( система взглядов древних славян на мир) - Что вы знаете о русалках? К какому миру они относятся? 2. Операционно – исполнительский этап. Работа со словарями. Посмотрим, что говорится о русалках в словарях. Словарь Ожегова: Русалка – существо, живущее в воде, с длинными волосами, рыбьим хвостом. Глаза зеленоватые, взгляд холодный, манящий, кровь холодная. Действия: манят на дно, могут защекотать. Мифологический словарь: Русалки – вредоносные существа, в которых превращаются умершие утопленницы. Чтение стихотворения М. Лермонтова «Морская царевна». Стратегия направленного чтения. Текст разбивается на три части. Чтение и анализ первой части. - Где царевич купает коня? ( Очевидно, что на начало стихотворения он находится на мелководье, где до него доносится голос из воды). - Почему фыркает конь и ушами прядёт? - Кто такая морская царевна? Как она выглядит? Совпадает ли её образ с тем, который создан в славянских мифах? - Можно ли сказать, что темой стихотворения является любовная тема? -Как вы думаете, что произойдёт дальше? Чтение и анализ второй части. -Каким предстаёт перед нами царевич? ( Герой не поддаётся обману, он знает, чем грозит ему зов царевны. Ловкий, отважный. Обратим внимание на изначальное равенство героев: царевич – царевна). - Почему плачет морская царевна? - Как бы вы поступили на месте царевича? Чтение и анализ третьей части - Зачем царевич вытаскивает русалку на берег? ( В море морскую царевну ему не победить, в своей стихии она сильнее его). - С какой целью царевич товарищей громко зовёт? (хочет похвалиться добычей). -Почему друзья царевича не радуются его победе и стоят смущённой толпой? ( погубил русалку без причины) - Что увидел царевич, обернувшись назад? - Какой непонятный упрёк шепчут уста чудища? ( Это укор царевичу, вытащившему русалку на сушу и обрекшему её на погибель). - Почему царевич едет задумчиво прочь, о чём он думает?
- Как он будет помнить царскую дочь: как результат победы или увиденный ужас? - Можно ли оправдать поступок царевича? Словарная работа, предшествующая чтению стихотворения К. Бальмонта « Русалка». Опал – минерал, бледный стекловидный камень. Жемчуг – твёрдое вещество, которое образуется в раковинах моллюсков в виде зёрен. Малахит – непрозрачный минерал ярко – зелёного цвета. Лазоревый ( лазурный) – светло – синий. Чтение и анализ стихотворения. - Какая разница между словами « морская царевна» и «русалка»? - Какое отражение нашёл миф о русалках в стихотворении К. Бальмонта? ( русалки в мифологии – это умершие девушки, преимущественно утопленницы) - Совпадает ли образ русалки с тем, что создан в народных поверьях? ( изумрудный наряд, нежен цвет очей зелёных, лучистый взгляд). - Какой взгляд может быть назван лучистым? - В какое время суток и в каком мире происходит действие? ( на границе дня и ночи и на границе миров: « Над нею догорал оранжевый закат») Русалка – существо потустороннего мира, а время действия потусторонних сил – ночь. - Почему она такая грустная, печальная? Куда направлен её взгляд? ( « Над нею догорал оранжевый закат. Уже зажглась луна опалом. Но устремляла вдаль она лучистый взгляд, плывя в течении усталом».) Раньше она была человеком, и мы можем предположить, что там, на земле, остались люди, которых она любит. Это и есть та звезда, за которую она готова отдать все «роскошества жемчужных берегов» - В чём, на ваш взгляд, заключена основная мысль стихотворения? ( Любовь сильнее смерти) Рефлексия: - Какие мысли и чувства вызвало у вас чтение стихотворений? Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворений или выучить стихотворение наизусть.
|