|
Главная » 2015 » Февраль » 22 » Поурочный конспект по естествознанию 5 класс по теме: "Химический состав тел и веществ, диффузия"
15:11 Поурочный конспект по естествознанию 5 класс по теме: "Химический состав тел и веществ, диффузия" |
КГУ «Средняя школа №6» акимата города Усть-Каменогорска Учитель географии Тикенева Винара Алхановна 5 класс Тема урока: Химический состав физических тел и веществ, диффузия. Цели урока: • Образовательные: формирование знаний о молекулах, о явлении диффузии, формирование понятия о скорости протекания диффузии в газах, жидкостях и твердых телах; выяснение условий, влияющих на быстроту протекания диффузии. • Воспитательные: воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке, воспитание активности и аккуратности при выполнении заданий, воспитание интереса к предмету. • Развивающие: развитие умения наблюдать и обобщать результаты экспериментов; обнаруживать в быту изучаемые явления; развитие мышления учащихся, их интеллекта; развитие коммуникативных навыков учащихся через организацию диалогического общения на уроке и при работе в группе. Тип урока: комбинированный. Оборудование и материалы для учащихся: • Для 1 группы – зеленка, 2 емкости, палочка для размешивания, пипетка • Для 2 группы – марганцовка, емкость с холодной и горячей водой. • Для 3 группы – духи • Для 4 группы – 2 емкости со сладкой водой холодной и горячей водой, лимонная кислота, пищевая сода. • Для каждой группы карточка с заданием для проведения эксперимента и карточка для записи результатов. Оборудование и материалы для учителя: Для фронтальной работы с классом: АРМ учителя (компьютер, мультимедийный проектор). План урока: 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания . 3. Изучение нового материала. 4. Физкультурная пауза. 5. Работа в группах. 6. Закрепление. 7. Домашнее задание. 8. Итоги урока. 9. Рефлексия Ход урока I. Организационный момент. 2 минуты Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с явлением, которое играет очень важную роль в природе. Это явление мы с вами встречаем на каждом шагу, не задумываясь об этом. Для того, чтобы узнать о нем, мы проведем серию экспериментов, а в некоторых из них вы сами выступите в качестве ученых-экспериментаторов. II. Проверка домашнего задания 5 мин Закончите предложения. а) 1. Земля движется вокруг ... 2. Луна движется вокруг ... 3. Все планеты движутся вокруг ... 4. Спутник движется вокруг ... 5. Все небесные тела движутся в ... б) 1. Лед плавится и превращается ... 2. Вода отвердевает и превра- щается ... 3. Вода кипит и превращается ... 4. Пар охлаждается и превращается... Ответьте на вопросы. 1. Что называется физическим телом? 2. Что называется веществом? III. Актуализация знаний. Чтобы узнать первую часть нашей темы урока, ответим на вопросы:2 мин 1).Мы с вами знаем, окружающие нас тела – камень, Луна, дома, столы... Как называются? 2) Из чего же состоят все физические тела? 3) А из чего состоят все вещества? Показываю видеоролик 41 секунда Вещества состоят из молекул: Молекула- мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства.
Свойства молекул: 1.Молекула, наименьшая частица вещества, сохраняющая его свойства. 2. Молекулы каждого вещества имеют постоянный состав. 3. Молекулы очень малы. 4. Между молекулами существуют промежутки. 5. Молекулы находятся в постоянном движении.
А что бы узнать вторую часть нашей темы разгадаем кроссворд 3 минуты 1. Один из этапов научного метода познания. 2. Прибор для измерения длины или расстояния. 3. Наука о явлениях природы. 4. Одна из основных характеристик тела. 5. Какая река делит город Усть-Каменогорск на районы: Октябрьский и Ульбинский. 6. Процесс экспериментального определения физической величины. 7. Единица измерения массы. 8. Наука о строении и свойствах вещества. 1 н а б л ю д е н и е 2 л и н е й к а 3 ф и з и к а 4 ф о р м а 5 у л ь б а 6 и з м е р е н и е 7 к и л о г р а м м 8 х и м и я
Показываю видеоролик 32 секунды Итак, тема нашего урока – Химический состав физических тел и вещества, диффузия. (пишем в тетрадь). 1 минута III. Изучение нового материала. 5 минут По просмотренному видео, мы видим проведенный эксперимент (постановка проблемы). Положив марганцовку в стакан с чистой водой, что происходит?(ответы учащихся в тексте выделены курсивом). Происходит окрашивание чистой воды. Почему происходит это явление? Вода и марганцовка состоят из молекул. Молекулы меняются местами. Почти так. Правильнее будет сказать, что молекулы краски проникают в промежутки между молекулами воды. В каком случае молекулы разных веществ могут перемешиваться? Это возможно только в том случае, если молекулы движутся. Верно. Само явление, которое вы наблюдали в процессе опыта, и называется диффузией. Помогает ли кто-нибудь молекулам перемешиваться? Нет, они делают это сами. Значит, явление диффузии происходит самопроизвольно. Запишем наши выводы в тетрадь: 1. Диффузия – явление проникновения молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого. 2. Причина диффузии – это беспорядочное движение молекул. IV. Физкультурная пауза. 1,5 минут Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали, Покрутились, повертелись, И за парты все уселись. V. Работа в группах. На опыты 12 минут А теперь я предлагаю вам самим стать экспериментаторами и поработать в группах. Каждая группа получит задание на карточке, в котором описана последовательность исследования. Результаты, полученные в ходе выполнения опытов, вы записываются в технологической карте. № Задание Описание. Вывод. 1 Выясните, при каких условиях диффузия происходит быстрее. В двух стаканчиках налито одинаковое количество холодной воды. В каждый стаканчик капните равное количество зеленки. В стаканчике №1 воду не перемешивайте. В стаканчике №2 воду перемешивайте с помощью ложки. Измерьте время растворения зеленки в стаканчиках №1 и №2. Запишите полученные результаты на карточке. На основании результатов опыта сделайте вывод о зависимости быстроты растворения сахара от перемешивания. Поясните ответ. При дополнительном перемешивании веществ диффузия протекает быстрее, так как молекулы движутся с большей скоростью. 2 Выясните, при какой температуре диффузия происходит быстрее. В двух стаканчиках налита вода. Только в одном стаканчике холодная вода, во втором – столько же горячей. Одновременно опустите в каждый стакан марганцовку. Измерьте время растворения марганцовки в каждом стакане. Запишите полученные результаты на карточке. Сделайте вывод о зависимости быстроты протекания диффузии от температуры вещества. Поясните ответ. Чем выше температура вещества, тем выше скорость движения молекул и тем быстрее протекает диффузия. 3 Выясните, где диффузия происходит быстрее: в газах или в жидкостях? Набрызгать в воздух духи. Через некоторое время их запах распространился по всей комнате. Как вы думаете, почему это произошло? Запах распространяется, так как молекулы духов движутся в воздухе и сталкиваются с молекулами воздуха. Из-за этого молекулы все время меняют направление своего движения и разлетаются по комнате.
4 Наблюдение диффузии. В двух стаканчиках налито подслащенная вода. Вода в первом стаканчике горячая, а во втором холодная. В стаканчики добавьте лимонную кислоту 2 ложки, затем пищевую соду 1 ложку. Опишите наблюдаемый процесс, отметьте, в каком случае он идет быстрее. Запишите полученные результаты на карточке. На основании результатов опыта сделайте вывод о зависимости быстроты растворения сахара от перемешивания. Поясните ответ. В теплой воде процесс диффузии идет быстрее. Скорость движения молекул с повышением температуры растет.
Спикеры выходят к доске и защищают каждый свой эксперимент, т.е. делают вывод. 8 минут Что можно сказать о скорости диффузии в твердых телах? Давайте посмотрим на слайд. Она проходит медленнее. Ребята, вы молодцы. По результатам ваших опытов сделаем вывод – в каких веществах может происходить диффузия? Диффузия происходит в твердых, жидких и газообразных телах. Запишите этот вывод в тетрадь. Тогда другой вопрос – в каких веществах диффузия протекает быстрее всего, а в каких - медленнее? Быстрее диффузия происходит в газах, медленнее всего – в твёрдых телах. VI. Закрепление. 5 минут Ребята! Что вы узнали сегодня нового? «Горячий микрофон». VII. Домашнее задание: • Параграф 32– чтение и пересказ. • № 1 – 3, стр. 85 – устно ответить на вопросы. VIII. Итоги урока. • Рефлексия: «Дерево настроения»
|
Просмотров: 2448 |
Добавил: Vinara
| Рейтинг: 2.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|