Поурочный конспект по естествознанию 5 класс по теме: "Химический состав тел и веществ, диффузия" - 22 Февраля 2015 - Сайт творческих учителей Казахстана

Суббота, 10.12.2016, 09:52
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 320
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » 2015 » Февраль » 22 » Поурочный конспект по естествознанию 5 класс по теме: "Химический состав тел и веществ, диффузия"
15:11
Поурочный конспект по естествознанию 5 класс по теме: "Химический состав тел и веществ, диффузия"
КГУ «Средняя школа №6» акимата города Усть-Каменогорска
Учитель географии Тикенева Винара Алхановна
5 класс
Тема урока: Химический состав физических тел и веществ, диффузия.
Цели урока:
• Образовательные: формирование знаний о молекулах, о явлении диффузии, формирование понятия о скорости протекания диффузии в газах, жидкостях и твердых телах; выяснение условий, влияющих на быстроту протекания диффузии.
• Воспитательные: воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке, воспитание активности и аккуратности при выполнении заданий, воспитание интереса к предмету.
• Развивающие: развитие умения наблюдать и обобщать результаты экспериментов; обнаруживать в быту изучаемые явления; развитие мышления учащихся, их интеллекта; развитие коммуникативных навыков учащихся через организацию диалогического общения на уроке и при работе в группе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование и материалы для учащихся:
• Для 1 группы – зеленка, 2 емкости, палочка для размешивания, пипетка
• Для 2 группы – марганцовка, емкость с холодной и горячей водой.
• Для 3 группы – духи
• Для 4 группы – 2 емкости со сладкой водой холодной и горячей водой, лимонная кислота, пищевая сода.
• Для каждой группы карточка с заданием для проведения эксперимента и карточка для записи результатов.
Оборудование и материалы для учителя:
Для фронтальной работы с классом: АРМ учителя (компьютер, мультимедийный проектор).
План урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания .
3. Изучение нового материала.
4. Физкультурная пауза.
5. Работа в группах.
6. Закрепление.
7. Домашнее задание.
8. Итоги урока.
9. Рефлексия
Ход урока
I. Организационный момент. 2 минуты
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с явлением, которое играет очень важную роль в природе. Это явление мы с вами встречаем на каждом шагу, не задумываясь об этом. Для того, чтобы узнать о нем, мы проведем серию экспериментов, а в некоторых из них вы сами выступите в качестве ученых-экспериментаторов.
II. Проверка домашнего задания 5 мин
Закончите предложения.
а) 1. Земля движется вокруг ... 2. Луна движется вокруг ... 3. Все
планеты движутся вокруг ... 4. Спутник движется вокруг ... 5.
Все небесные тела движутся в ...
б) 1. Лед плавится и превращается ... 2. Вода отвердевает и превра-
щается ... 3. Вода кипит и превращается ... 4. Пар охлаждается
и превращается...
Ответьте на вопросы.
1. Что называется физическим телом?
2. Что называется веществом?
III. Актуализация знаний.
Чтобы узнать первую часть нашей темы урока, ответим на вопросы:2 мин
1).Мы с вами знаем, окружающие нас тела – камень, Луна, дома, столы...
Как называются?
2) Из чего же состоят все физические тела?
3) А из чего состоят все вещества? Показываю видеоролик 41 секунда
Вещества состоят из молекул: Молекула- мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства.

Свойства молекул:
1.Молекула, наименьшая частица вещества, сохраняющая его свойства.
2. Молекулы каждого вещества имеют постоянный состав.
3. Молекулы очень малы.
4. Между молекулами существуют промежутки.
5. Молекулы находятся в постоянном движении.

А что бы узнать вторую часть нашей темы разгадаем кроссворд 3 минуты
1. Один из этапов научного метода познания.
2. Прибор для измерения длины или расстояния.
3. Наука о явлениях природы.
4. Одна из основных характеристик тела.
5. Какая река делит город Усть-Каменогорск на районы: Октябрьский и Ульбинский.
6. Процесс экспериментального определения физической величины.
7. Единица измерения массы.
8. Наука о строении и свойствах вещества.
1 н а б л ю д е н и е
2 л и н е й к а
3 ф и з и к а
4 ф о р м а
5 у л ь б а
6 и з м е р е н и е
7 к и л о г р а м м
8 х и м и я

Показываю видеоролик 32 секунды
Итак, тема нашего урока – Химический состав физических тел и вещества, диффузия. (пишем в тетрадь). 1 минута
III. Изучение нового материала. 5 минут
По просмотренному видео, мы видим проведенный эксперимент (постановка проблемы). Положив марганцовку в стакан с чистой водой, что происходит?(ответы учащихся в тексте выделены курсивом).
Происходит окрашивание чистой воды.
Почему происходит это явление?
Вода и марганцовка состоят из молекул. Молекулы меняются местами.
Почти так. Правильнее будет сказать, что молекулы краски проникают в промежутки между молекулами воды. В каком случае молекулы разных веществ могут перемешиваться?
Это возможно только в том случае, если молекулы движутся.
Верно. Само явление, которое вы наблюдали в процессе опыта, и называется диффузией.
Помогает ли кто-нибудь молекулам перемешиваться?
Нет, они делают это сами.
Значит, явление диффузии происходит самопроизвольно. Запишем наши выводы в тетрадь:
1. Диффузия – явление проникновения молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого.
2. Причина диффузии – это беспорядочное движение молекул.
IV. Физкультурная пауза. 1,5 минут
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покрутились, повертелись,
И за парты все уселись.
V. Работа в группах. На опыты 12 минут
А теперь я предлагаю вам самим стать экспериментаторами и поработать в группах. Каждая группа получит задание на карточке, в котором описана последовательность исследования. Результаты, полученные в ходе выполнения опытов, вы записываются в технологической карте.
№ Задание Описание. Вывод.
1 Выясните, при каких условиях диффузия происходит быстрее. В двух стаканчиках налито одинаковое количество холодной воды. В каждый стаканчик капните равное количество зеленки.
В стаканчике №1 воду не перемешивайте. В стаканчике №2 воду перемешивайте с помощью ложки.
Измерьте время растворения зеленки в стаканчиках №1 и №2. Запишите полученные результаты на карточке.
На основании результатов опыта сделайте вывод о зависимости быстроты растворения сахара от перемешивания. Поясните ответ. При дополнительном перемешивании веществ диффузия протекает быстрее, так как молекулы движутся с большей скоростью.
2 Выясните, при какой температуре диффузия происходит быстрее. В двух стаканчиках налита вода. Только в одном стаканчике холодная вода, во втором – столько же горячей.
Одновременно опустите в каждый стакан марганцовку. Измерьте время растворения марганцовки в каждом стакане. Запишите полученные результаты на карточке.
Сделайте вывод о зависимости быстроты протекания диффузии от температуры вещества. Поясните ответ. Чем выше температура вещества, тем выше скорость движения молекул и тем быстрее протекает диффузия.
3 Выясните, где диффузия происходит быстрее: в газах или в жидкостях? Набрызгать в воздух духи. Через некоторое время их запах распространился по всей комнате. Как вы думаете, почему это произошло?
Запах распространяется, так как молекулы духов движутся в воздухе и сталкиваются с молекулами воздуха. Из-за этого молекулы все время меняют направление своего движения и разлетаются по комнате.

4 Наблюдение диффузии. В двух стаканчиках налито подслащенная вода. Вода в первом стаканчике горячая, а во втором холодная.
В стаканчики добавьте лимонную кислоту 2 ложки, затем пищевую соду 1 ложку. Опишите наблюдаемый процесс, отметьте, в каком случае он идет быстрее. Запишите полученные результаты на карточке.
На основании результатов опыта сделайте вывод о зависимости быстроты растворения сахара от перемешивания. Поясните ответ. В теплой воде процесс диффузии идет быстрее. Скорость движения молекул с повышением температуры растет.

Спикеры выходят к доске и защищают каждый свой эксперимент, т.е. делают вывод. 8 минут
Что можно сказать о скорости диффузии в твердых телах? Давайте посмотрим на слайд. Она проходит медленнее.
Ребята, вы молодцы. По результатам ваших опытов сделаем вывод – в каких веществах может происходить диффузия?
Диффузия происходит в твердых, жидких и газообразных телах.
Запишите этот вывод в тетрадь.
Тогда другой вопрос – в каких веществах диффузия протекает быстрее всего, а в каких - медленнее?
Быстрее диффузия происходит в газах, медленнее всего – в твёрдых телах.
VI. Закрепление. 5 минут
Ребята! Что вы узнали сегодня нового? «Горячий микрофон».
VII. Домашнее задание:
• Параграф 32– чтение и пересказ.
• № 1 – 3, стр. 85 – устно ответить на вопросы.
VIII. Итоги урока.
• Рефлексия: «Дерево настроения»
Просмотров: 715 | Добавил: Vinara | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Архив записей
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на http://sabak.ucoz.org обязательна © 2016Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика