Профессионально-ориентированное обучение русскому языку (С) - 18 Февраля 2015 - Сайт творческих учителей Казахстана

Воскресенье, 11.12.2016, 03:19
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 320
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » 2015 » Февраль » 18 » Профессионально-ориентированное обучение русскому языку (С)
21:00
Профессионально-ориентированное обучение русскому языку (С)

Аймашева Акмарал Ергалиевна

преподаватель русского языка и литературы

Западно-Казахстанский инженерно-технологический колледж

ЗКО, город Уральск

Проблема профессионально-ориентированного обучения признается в настоящее время приоритетным направлением в обновлении образования. Под профессионально-ориентированным понимается обучение, основанное на учете потребностей учащихся в изучении русского языка, диктуемого особенностями будущей профессии. Особую актуальность приобретает профессионально-ориентированный подход к обучению русского языка учащихся национальных групп. Обучая учащихся русскому языку, ставится цель - формирование у будущих специалистов коммуникативной компетенции – способности решать лингвистическими средствами реальные коммуникативные задачи в конкретных речевых ситуациях научной сферы, формирование межкультурно-коммуникативной компетенции в процессе образования. Целью обучения русскому языку в техническом колледже является практическое овладение русским языком, достаточного для его устного и письменного использования в будущей профессиональной деятельности. С первых дней обучения в колледже учащимся приходится усваивать значительное количество новых терминологических слов, специфических оборотов и словосочетаний научной речи. Задача преподавателя русского языка – помочь учащимся овладеть языком учебника по специальности, научной лексикой в целом. Дисциплина «Профессиональный русский язык» становится не только объектом усвоения, но и средством развития профессиональных умений будущих специалистов, формирования навыков общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления. Это предполагает расширение понятия «профессиональная ориентированность» обучения русскому языку, когда становится недостаточным лишь требование профессионально ориентированной направленности содержания учебного материала. Профессиональная направленность деятельности, во-первых, требует интеграции дисциплины «Профессиональный русский язык» с профилирующими дисциплинами; во-вторых, ставит перед преподавателем задачу научить будущего специалиста на основе межпредметных связей использовать язык как средство систематического пополнения своих профессиональных знаний, формирования профессиональных умений и навыков; в-третьих, предполагает использование форм и методов обучения, способных обеспечить формирование необходимых профессиональных умений и навыков будущего специалиста. Так, при рассмотрении содержательного компонента модели профессионально ориентированного обучения русскому языку необходимо включать:

1) сферы коммуникативной деятельности, темы и ситуации, речевые действия и речевой материал;

2) языковой материал (фонетический, лексический, грамматический, орфографический), правила его оформления и навыки оперирования им;

3) комплекс речевых умений, характеризующих уровень практического овладения русском языком как средством общения, в том числе в интеркультурных ситуациях;

4) систему знаний национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка. Содержательный компонент модели профессионально ориентированного обучения русскому языку включает в себя следующие структурные элементы: - коммуникативные умения по видам речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма) на основе общей и профессиональной лексики; - языковые знания и навыки, которые включают в себя знания фонетических явлений, грамматических форм, правил словообразования, лексических единиц, терминологии, характерной для определенной профессии. Подготовка молодых людей, способных принимать самостоятельные решения, невозможна без воспитания у студентов осознанной любви к языку и выбранной профессии.

В колледж идут обучаться на специальности молодые люди не только со слабой мотивацией к учебной деятельности, но и с очень низкой подготовкой по русскому языку. Чтобы мотивировать их на учебную деятельность, повысить уровень их грамотности, необходимо показать, как знания по русскому языку помогают овладевать профессией, расширять свой профессиональный кругозор. Сделать это можно, только в ходе совместной работы с преподавателями спецдисциплин. При подготовке к занятиям осуществляется интегративный и дифференцированный подход к отбору заданий для студентов из специальной литературы, справочников с целью развития способности к профессиональному общению. Интеграция и дифференциация дисциплины русского языка и спецпредметов представляет целостный процесс получения теоретических и практических знаний, специальных и профессионально-коммуникативных умений. Получив теоретические знания об общении, нормах и правилах профессионального языка учащиеся включаются в активную коммуникативную деятельность. Эффективность обучения русскому языку с учетом их будущей специальности находится в прямой зависимости от использования в учебном процессе текстов по специальности; опоры при обучении языку на типологические особенности текстов по специальности. В практике преподавания русского языка ведущее место занимают тексты общенаучного и узкоспециального характера. Однако, усваивая тексты по специальности, студенты-казахи испытывают определенные затруднения в нахождении и вычленении всех содержательных блоков текста; в самостоятельном определении структурно-семантической устроенности и коммуникативной направленности текста; в вычленении вступления, основной части и заключения текста; определении в содержательных блоках главной, дополнительной и избыточной информации; нахождении в текстах необходимой информации для иллюстрации своего высказывания, приведения аргументов, контраргументов и т.д. Вместе с тем работа с текстами по специальности на занятиях по русскому языку способствует активному включению студентов в учебно-профессиональную деятельность, знакомству с лексико-грамматическим и понятийным аппаратом языка их будущей специальности. Поэтому специально разработанные и применяемые для овладения языком специальности тексты могут служить эффективным средством обучения. Используемые в качестве дидактического материала при обучении языку специальности, учебные тексты должны иметь четкую, методически обоснованную классификацию. Рассмотрим как осуществляется данная система обучения языку на практике. В частности, обратимся к изучению русского языка учащихся специальности «Рыбное хозяйство». В качестве лексического материала им предлагаются профессионально-ориентированные тексты:

1. «Рыбное хозяйство в Казахстане».

2. «Рыбный промысел».

3. «Виды рыб»

. 4. «Основные поставщики рыбных продуктов».

5. «Морепродукты».

6. «Перспективы развития рыбного хозяйства в ЗКО».

7. «На рыбалке».

8. «Редкие виды рыб».

9. «Язык моей специальности».

10. «Водохранилища Казахстана».

11. «Блюда из рыбы».

12. «Аквакультура».

13. «Научные достижения в сфере будущей специальности».

В текстах даются задания, связанные с теоретической темой занятия и рекомендованные для самостоятельной работы обучающихся. Профессионально-ориентированные тексты вводят новую информацию, расширяют и углубляют знания студентов в области своей будущей специальности. Так, в предложенных лексических материалах они работают над темой, идеей, основной мыслью, структурой, языковыми особенностями текста. Каждая тема-занятие разработана по методике структурно-семантического и смысло-лингвистического анализа научного текста и состоит из разделов: активная лексика, система предтекстовых и притекстовых заданий, текст, послетекстовые задания. Помимо текстов и заданий к ним прилагаются: схемы анализа текста, словарь основных понятий и терминов. Тексты предваряются списком активной лексики. Причём, лексика вводится не по алфавиту, а по мере предъявления её в тексте. Этот список содержит слова и словосочетания в основном терминологического характера. Активная лексика предназначена для обязательного усвоения студентами. Предтекстовые задания вводятся для снятия лексико-грамматических трудностей, которые могут возникнуть у обучающихся в процессе чтения текста.

Они включают упражнения:

а) на узнавание профессиональной лексики;

б) на выявление значения слова посредством словообразовательного анализа:

в) поиск групп однокоренных слов, определение значения слова на основе частей сложных слов;

г) на определение значений незнакомых слов по контексту;

д) на лексико-грамматическую сочетаемость изучаемых языковых единиц.

Притекстовые задания с различными целевыми установками призваны помочь студентам сориентироваться в смысловой организации текста. Тексты в основном предназначены для самостоятельной работы с установкой на полное и точное понимание, которое контролируется системой вопросов, а также заданиями, направленными на воспроизведение основной информации текста. Учащимся специальности «Строительство сооружений» могут быть предложены разнообразные задания, разные по сложности:

1. Выпишите из текста слова, имеющие отношение к профессии строитель и определите их принадлежность к определенной части речи.

2. Обратитесь к толковому словарю и дайте объяснение терминов. 3. Подумайте, от чего, зависит качество строительных работ.

4. Используя специальную лексику, относящуюся к профессии строитель, и лексику, относящуюся к орудиям труда строителя, составьте собственный текст.

5. В предложенном вам тексте помимо лексики, имеющей отношение к профессии строителя, используется лексика, имеющая отношение к другим профессиям. Найдите ее в тексте, назовите профессии, к которым эти слова имеют отношение. Составьте с этими словами предложения таким образом, чтобы было ясно, о какой профессии идет речь.

6. Используя профессиональную лексику, составьте по данной схеме собственное предложение и объясните знаки препинания.

7. Выпишите из текста прилагательные, характеризующие производственные процессы или относящиеся к профессиональной лексике, объясните их значение и разберите их по составу. Составьте с выписанными словами предложения.

8. Объясните правописание слов «механизация», «операция», «технология». Составьте с этими словами словарную статью для словаря строительных терминов. Подумайте, в каких строительных профессиях эти слова могут употребляться…

Формы работы по изучению профессиональной лексики на уроках русского языка могут быть различными, но, учитывая специфику контингента учащихся, особая роль отводится практическим занятиям.

Ведущей дидактической целью практических занятий является:

• формирование умений работы с профессионально ориентированными текстами;

• отработка функциональной грамотности на примере специальных текстов. В соответствии с поставленной целью определяется и круг задач. Среди них в качестве первостепенных выделяются следующие:

• формирование навыков работы с разными источниками специальных текстов и умений дифференциации специальных текстов по видам и назначению;

• расширение словарного запаса профессиональной лексики, повышение уровня речевой культуры, отработка навыков работы правописных и орфоэпических норм при пользовании специальной лексики;

• формирование коммуникативной компетенции профессионального общения.

Проводимая лексическая работа по изучению профессиональной лексики и специальной терминологии на уроках русского языка включает в себя:

-нндивидуальную и групповую работу над общетехническими терминами, представленными в разных видах текстов и на разном уровне организации языкового материала: от отдельных лексем до связного высказывания с использованием как материалов учебных пособий, так и специальных карточек (раздаточного материала) на всех этапах изучения материала;

-работу со специальной терминологией по определенной профессии с использованием материалов компьютерной программы (коллективная работа),

а также раздаточного материала для индивидуальной работы и работы в малых группах; -отработку навыков использования профессиональной (специальной) лексики на уровне создания связного высказывания; -диагностику качества обучения и отработку правописных навыков на примере специальной лексики с обращением к специально разработанному диагностическому материалу (карточки, разные виды диктантов, изложения и др.

) с включением грамматических заданий; -закрепление произносительных навыков при употреблении профессиональной лексики на основе системы интонационных упражнений, развитие устной речи; - изложение и конструирование текста с профессиональной лексикой. Какой бы способ не избрал преподаватель, от него, в любом случае, требуется владение определенными знаниями в данной профессиональной области, желание усовершенствовать процесс преподавания, заинтересованность в практическом применении студентами знаний, как в области языка, так и в профессиональной сфере, профессионализм, творческий подход к осуществлению учебного процесса. Обществу важно, чтобы сегодняшний выпускник был профессионально успешным и мобильным, умеющим строить свою собственную карьеру, работать в условиях жесткой конкуренции на отечественном и мировом рынках и активно содействовать благополучному развитию всего общества

Просмотров: 590 | Добавил: Ергалиевна | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Архив записей
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на http://sabak.ucoz.org обязательна © 2016Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика