Взаимодействие семьи и школы как важнейший фактор всестороннего развития личности школьника - 17 Января 2015 - Сайт творческих учителей Казахстана

Воскресенье, 11.12.2016, 03:18
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 320
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » 2015 » Январь » 17 » Взаимодействие семьи и школы как важнейший фактор всестороннего развития личности школьника
14:00
Взаимодействие семьи и школы как важнейший фактор всестороннего развития личности школьника
Творческий отчёт
социального педагога Ушаковой Галины Николаевны
Саумалкольской школы-гимназии №2
Айыртауского района
Северо-Казахстанской области
Взаимодействие семьи и школы как важнейший фактор всестороннего развития личности школьника
Педагогический стаж - 21 год 6 мес.
Категория- первая

Ребёнок – будущий гражданин страны.
И от того, в каких условиях проходит детство
человека, в какой мере уже в детстве, осознаются
высшие нравственные ценности уважения
человеческого достоинства, терпимости и
доброжелательности к другим людям, а главное,
от того, с каким вниманием взрослые относятся
к воспитанию детей в семье, в дошкольных
учреждениях и в школе, зависит главное–
нравственное и физическое здоровье народа…

А.Киршин

На сегодняшний день главной проблемой воспитания является социальная активность подрастающего поколения, поскольку нередки случаи пассивности и равнодушия в молодежной среде.
Школьный социальный педагог, работающий в общеобразовательной школе, в организации своей деятельности отдаёт приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого ученика, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры по их решению, поддерживает постоянную связь с семьями учащихся.
Особое внимание я уделяю проблемам защиты ребёнка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности. Многие семьи практически утратили контроль над свободным временем детей и подростков. В них остаются распространенными представления о допустимости личной карьеры любой ценой, конфликтный стиль взаимоотношений и т.д.
Главное место в структуре досуга многих современных подростков занимает компьютер, который оказывает влияние на формирование ситуации отчуждения от национальной культуры, возникновение значительного разрыва между потребностями молодых людей и возможностями реальной ситуации проживания.
Недостаточно высок педагогический потенциал средств массовой информации. Усиливается общественный запрос на установление разумных фильтров для оценки телевизионной и печатной продукции для молодежи.
Эти и другие проблемы требуют активных, согласованных действий по воспитанию детей со стороны разных ведомств и учреждений.
Социальный педагог призван объединить усилия всех служб с целью содействия социальному формированию личности, развитию социально-активных качеств и свойств, гуманизации социокультурной среды обитания.
Социальный педагог - это новая должность. Он не похож на школьного учителя или другого работника образовательной системы. Учителю чаще всего приходится работать с классом или группой, и, в основном, его методы направлены на работу с коллективом. Социальный педагог работает с отдельной личностью, с отдельным ребёнком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьёй, то и здесь с каждым в отдельности. Ему приходится действовать непосредственно в среде, окружающей личность - общаться с семьей, «трудиться» на улице, где нет привычной ситуации с привычным и определенным школьным режимом, наличием авторитетов и т.д.
Социальный педагог – ключевая фигура в микрорайоне, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности для оказания помощи ребёнку. Социальный педагог призван своевременно выявлять возникающие проблемы в сфере ближайшего окружения ребенка; понять и устранить причины, порождающие их; обеспечить профилактику различных негативных явлений, могущих выявиться в микросфере ребенка. При этом социальный педагог не должен ждать, когда к нему обратятся за помощью. В этически допустимой форме он сам «выходит» на контакт с учащимся и его семьей.
Работа с семьёй важна для школьного социального педагога, так как многое ребёнок выносит именно оттуда. Социальный педагог помогает родителям и школьникам в нормализации отношений, выясняет причины непосещений учениками школы. Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить учебную программу школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников в школе, или в семье и др.
Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае – научить учеников контролировать свои поступки, быть в себе уверенными. Но в том и другом случаях от социального педагога требуются чуткость и сердечность. Очень важно поддержать ребенка в трудную минуту, поддержать духовно, научить стойкости, умению искать выход, найти путь и принять решение, вселить веру в ребенка, убедить его, что все в жизни можно изменить к лучшему.
Основное назначение социального педагога в школе – налаживать взаимодействие между личностью и обществом для улучшения качества жизни каждого. В своей работе он должен опираться на Конституцию Республики Казахстан, Закон РК «Об образовании», Конвенцию ООН о правах ребенка.
Главная сфера деятельности – социум, сфера ближайшего окружения ребенка, образовательная среда, в которой он вращается и воспитывается. А образовательная среда предметна: это, прежде всего, школа и дом, это двор и спортивные площадки, подвалы и чердаки, клубы и внешкольные учреждения, и, конечно, главным здесь является сфера отношений ребенка с семьей, школой и ближайшим окружением по месту жительства.
Работа социального педагога в школе большая и разнообразная. Она включает в себя следующие направления:
- работа в школьном коллективе;
- участие в мероприятиях по воспитанию, образованию;
- установление гуманных, нравственно здоровых взаимоотношений детей и взрослых;
- выявление интересов, потребностей, трудностей, конфликтных ситуаций и
помощь в их устранении;
- работа с трудновоспитуемыми детьми;
- изучение психолого-возрастных особенностей детей, условий их жизни;
- изучение и устранение негативных влияний;
- прогнозирование процесса коррекции поведения и дальнейшего развития ребенка;
- привлечение к воспитанию общественных и социальных институтов.
Диагностика деятельности:
- привлечение к диагностической работе специалистов – психологов, педагогов;
- организация педагогически направленного наблюдения, анкетирования, собеседования;
- проведение мониторинговых исследований;
- анализ и принятие решений (планирование).
Работа с семьей:
- изучение интересов, потребностей, материального положения семей, семейных взаимоотношений;
- помощь в преодолении негативных явлений в семье;
- работа по сохранению положительного опыта воспитания.

Охранно-защитная деятельность:
- организация правовой информированности детей, родителей, педагогов;
- изучение Конвенции ООН о правах ребенка;
- принятие мер к взрослым, вовлекающих подростков в противоправные дела, жестоко обращающихся с детьми.
Работа в социуме:
- изучение особенностей микрорайона, его воспитательного потенциала;
- налаживание взаимодействия государственных организаций в интересах воспитания ребенка.
Предупредительно-профилактическая деятельность:
- организация работы в тесном контакте с ИДН.
Организационная деятельность:
- организация содержательного досуга учащихся через систему дополнительного образования;
- помощь в организации каникулярного отдыха детей;
- организация рабочих мест для подростков.
В соответствии с принципом гуманизации все виды работ и их структура определяются в первую очередь личностным подходом на основе учета медико-социально-психологических характеристик личности. Личностный подход как преодоление деперсонализации в работе социальной службы школы реализуется и при создании оптимальных условий воспитания, и при социально-правовой защите, и при проведении собственно профилактической работы с детьми и подростками, склонными к противоправным формам поведения. Направленность помощи детям и подросткам непосредственно на них (улучшение условий проживания и учебы, защита от посягательств на их права, свободу и здоровье, психолого-педагогическая помощь в трудных ситуациях и т.д.) или опосредованно через работу с родителями, учителями и другими взрослыми, от которых зависит жизнь и благополучие детей и подростков.
Формы оказания помощи, используемые педагогами школы, не унижают честь, достоинство, самооценку и самоуважение личности несовершеннолетних и родителей и не создают негативное отношение к родителям.
Организация социальной помощи школы основывается на работе не только с самим ребенком и подростком, но и обязательно включает его микросоциальное окружение.
Основные принципы организации процесса социального воспитания:
- индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений;
- групповая поддержка самого человека и его ближайшей микросреды (семьи, школы) в физическом, психическом и социальном становлении индивидуально-творческих начал личности;
- общественная защита прав каждого ребенка и взрослого на достойную жизнь в обществе независимо от его физического и умственного развития, социального статуса;
- практическая забота о сохранении физического и психического здоровья в данной микросреде;
- последовательное развитие экологической, социальной, личностной и профессиональной компетентности юного человека;
- организация разносторонней социально приемлемой групповой и досуговой деятельности (физической, познавательной, коммуникативной, рефлексивной, практической, индивидуально-творческой);
- обеспечение и поддержка успешного субъект-субъектного взаимодействия подрастающего человека в окружающем социокультурном пространстве;
- обеспечение готовности юного человека к ответственной самоорганизации, нравственному само строительству собственной жизни и собственной личности через организацию социального опыта самостоятельной деятельности и самодеятельного общения в контактной группе;
- помощь в создании таких условий жизнедеятельности в микросреде, при которых, несмотря на физическое увечье, душевный срыв, личностную жизненную утрату или кризис, человек может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения к себе окружающих людей.
Таким образом, я, являясь социальным педагогом школы, рассматриваю свою деятельность как последовательную работу по социальному воспитанию детей и подростков в конкретном окружающем их микросоциуме, направленную на их успешную адаптацию, индивидуализацию и интеграцию в нем. Объектом, прежде всего, является ребенок в микро социальном мире, а предметом — процесс социального воспитания детей. Определяющее значение в моей работе имеют три базовые категории психологии - деятельность, общение (социально-педагогическое взаимодействие) и личность. Чтобы обеспечить разностороннее развитие личности каждого ребенка, необходимы усилия всего педагогического коллектива.
Социально-педагогическое взаимодействие я осуществляю на основе трех компонентов:
1) мотивационно-ориентировочное звено (ориентация в обстановке, постановка целей и задач, возникновение мотивов);
2) исполнительское звено (реализация);
3) контрольно-оценочное звено (результат).
На первом этапе я формулирую педагогические цели и задачи (в любом виде деятельности), на втором подбираю необходимые социально-педагогические средства для их осуществления, на третьем — анализирую и оцениваю собственные действия. Успешность заключается в реализации всех ее компонентов.
Чтобы моя деятельность была эффективной, я осуществляю следующие функции социально-педагогического взаимодействия:
• образовательно-воспитательная - обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых, полноценное использование в воспитательном процессе средства и возможности социальных институтов, возможности самой личности как активного субъекта воспитательного процесса;
• диагностическая - изучение медико-психологическиих и возрастных особенностей, способностей человека, проникновение в мир его интересов, круг общения, условий жизни, выявление позитивных и негативных влияний, проблем;
• организаторская - организация социально-педагогической деятельности детей и взрослых, их инициативы, творчества; влияние на содержание досуга, содействие в вопросе трудоустройства, профессиональной ориентации и адаптации, осуществление взаимодействия медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений в социально-педагогической работе;
• прогностическая - участие в деятельности различных институтов, занимающихся социальной работой;
• предупредительно-профилактическая - учёт и приведение в действие социально-правовых, и психологических механизмов предупреждения и преодоления негативных влияний; организация оказания социотерапевтической помощи нуждающимся, обеспечение защиты их прав;
• организационно-коммуникативная - включение добровольных помощников в социально-педагогическую работу, деловые и личностные контакты, сосредоточение информации и налаживание взаимодействия в их работе с детьми, семьями;
• охранно-защитная - использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия.
Так как школа является социально-педагогической системой, то социально-педагогические функции в ней выполняет не только социальный педагог, но и все остальные члены коллектива: директор школы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель, учитель начальных классов, учитель-предметник. Таким образом, можно выделить малый круг профессионального взаимодействия социального педагога:
Основной задачей обучения и воспитания является развитие человека и подготовка его к жизни. Чем богаче, разнообразнее и содержательнее эта деятельность, тем более подготовленным к будущей взрослой жизни оказывается школьник.
Неотъемлемой частью работы социального педагога является ведение документации. Социальный педагог собирает необходимую объективную информацию, направленную на создание социального портрета микрорайона, школы, класса. Социальный портрет отражает количество детей из малообеспеченных, многодетных, неблагополучных, неполных, опекаемых семей, детей-инвалидов, детей, состоящих на учете (ИДН, ВШК, «группа риска»). Помимо социального портрета, социальный педагог работает над созданием личной карты определенной категории детей.
Процесс ведения документации — это своеобразная памятка, напоминание о существующих проблемах, тех целях, которые поставлены для их разрешения. Всесторонняя и тщательно подобранная документация может оказаться аргументом и доказательством того, что именно было проделано за определенные промежутки времени для решения проблем, насколько удалось или не удалось продвинуться в этом деле, почему, что еще необходимо сделать. Тем самым документация фиксирует и определенные результаты, изменения, вносимые в планы действий, в задачи обслуживания, а значит, выступает в роли отчетного документа. Документация становится доказательством компетентности и добросовестного отношения к делу социального работника как специалиста.
Ведение документации необходимо для оказания непосредственной помощи.
Как социальный педагог, работающий в школе, в своей деятельности я руководствуюсь следующей документацией:
1. Тексты административных документов по социально-педагогической работе. Тексты законов и подзаконных актов по осуществлению прав ребенка.
2. Должностная инструкция.
3. Календарный план работы на год, циклограмма на месяц.
4. Ежедневный план работы.
5. План работы с родителями учащихся.
6. Проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы.
7. Документация: по учету правонарушений, отклонений в развитии, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных образовательных маршрутов детьми, стоящими на внутри школьном контроле; по контролю за движением учащихся; действий и результатов преодоления нарушений.
8. План работы с опекаемыми детьми.
9. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем.
10. Данные по изучению социального состава семей, социального портрета класса, школы.
11. Учет мер по социальной защите детей из социально неблагополучных семей.
12. Методические рекомендации для родителей.
13. Методические рекомендации для классных руководителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях.
14. Систематизированная информация по городским и районным службам для родителей и детей о возможных путях решения их проблем.
15. План совместных мероприятий школы с РОВД по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
16. Тесты, анкеты, направленные на выявление личностных качеств ребенка, его отношение к учебной деятельности, взаимоотношений в семье.
17. Акты обследования жилищно-бытовых условий и материального положения ребенка.
18. Учет организации питания в школе.
19. Ежедневный контроль посещаемости учащихся. Еженедельный и ежемесячный отчеты о посещаемости.
20. Анализ дисциплины учащихся во время учебной деятельности.
В социальной работе произошел резкий поворот к семье. Этот поворот вполне соответствует ориентации социальной работы на человека и среду его обитания. Это означает, что человека можно понять и оказать ему помощь только в контексте тех ближайших систем, членом которых он является. Большинство людей имеет две семьи — семью «здесь и теперь», членом которой они являются, и семью, из которой они произошли.
Семья — это малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях. Как система семья тысячами нитей связана с другими социальными системами. Не случайно экологический подход в социальной работе с семьей направлен на изменение отношений между семьей и ее окружением, чтобы члены семьи имели большую власть и контроль над основными областями их жизни.
Если исходить из того, что на семью влияют связи между поколениями, их потенциал можно направить на позитивные изменения. Источником информации о связях между поколениями является генограмма — семейная карта родственных связей, на которой отражены вся история семьи и основные семейные события. Она отражает систему взглядов, убеждений, ценностей жизни и взглядов семьи на окружающий мир.
Семья как социальный институт выполняет разнообразные функции: хозяйственно-бытовую, эмоциональную, первичного социального контроля, воспитательную, духовного и культурного общения и т.д.
Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы человека и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями, отклонениями в поведении.
Социальный педагог сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи, где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей.
Требуется повседневная защита социальным педагогом, когда в семье нет отца или матери и ребенок воспитывается у бабушки или родственников, когда во время запоев или загулов родителей ребенок остаётся одиноким, когда родители отвергают любовь ребенка или «спекулируют» любовью к нему в своих отношениях.

Именно в таких семьях у ребенка наблюдается отклонения в поведении. Когда в семье нет контактов, когда к ребенку относятся формально, любовь и доброжелательность взрослых положительно влияют на ребенка.
С целью просвещения родителей по вопросам семейного воспитания выступила на родительских собраниях:
2013 г.- «Взаимодействие семьи и школы при адаптации и социализации ребенка в социуме»
2014 г. – «Взаимодействие семьи и школы по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности»
2014 г. – «Роль семьи в воспитании школьника»
Считаю, что здоровая семья – залог светлого и счастливого будущего для детей, взрослых, общества и человечества в целом.
Социальная педагогическая работа позволяет вносить такие изменения в систему воспитания детей и подростков, которые обеспечивает оптимальные условия для их личностного становления, социальной защиты, социализации в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.
В качестве важнейшего компонента педагогического процесса рассматривается стремление самого учащегося к росту и развитию. Школе надлежит помочь довести эту тенденцию всеми естественными средствами до оптимального ее выражения. Сформированная в таких условиях личность сможет лучше охватить внутреннюю и внешнюю целостность мира и отразить ее в своем мышлении, чувствах и действиях. И благодаря этому личность будет лучше подготовлена к жизни в духе современных требований и в согласии с природой.
Таким образом, образовательное учреждение обретает новую социальную роль, способствующую формированию перспективных культурно-образовательных моделей.
Система социально-педагогической работы школы предполагает расширение ее воспитательных и образовательных функций, заботу о гармонизации среды, окружающей ребенка, инициативу в социально-педагогической деятельности в микрорайоне.
Просмотров: 692 | Добавил: Галина | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Архив записей
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на http://sabak.ucoz.org обязательна © 2016Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика