|
«Активизация и развитие мыслительной деятельности на уроках математики в начальных классах»
Доклад на тему: «Активизация и развитие мыслительной деятельности на уроках математики в начальных классах» Первому учителю, предстоит научить детей не только правильно держать ручку, писать, читать, считать, но и умению общаться, сопереживать, не обижаться, трудиться, слышать и понимать других, и при этом ещё надо передать детям массу знаний. И это так. С первых дней пребывания ребёнка в школе я старюсь учить ребёнка слушать учителя, отвечать на его вопросы, работать с учебником и учебным пособием, выполнять учебные задания , логически мыслить. Меня всегда волнует, как активизировать обучение, развить мыслительную деятельность, оживить урок, как преподнести материал, чтобы ребята не только поняли, но и принимали активное участие в его обсуждении, как увязать ранее изученное с новой темой. Стараюсь на каждом уроке, а особенно на уроке математики, решиь проблему по развитию мыслительной, познавательной деятельности учащихся, используя для этого различные формы и методы обучения. Например, в процессе изучения нумерации, предлагаю детям сравнить два числа: 16 и 32. И сколько разнообразных ответов звучит в классе: эти числа двузначные, чётные; число 16 состоит из 1 дес и 6 ед, а 32- из 3 дес и 2-х единиц. У 16 не хватает до круглого десятка четырех единиц, а у 32- х- 8 единиц; сумма этих чисел 48 и т.д. Выполнение таких заданий требует от ученика не только определенного запаса знаний , понятий, но и умения установить между ними взаимосвязь, проявить наблюдательность и т.д. Все это способствует усвоению материала и умственному развитию школьников. Наблюдения и опыт показывают, что для развития и формирования навыков быстрых вычислений , большую роль играет форма проведения устного счёта. Особенно эффективна игровая форма. Так, например, для закрепления таблицы умножения можно провести игру «Лесная школа». В лесной школе учились зайцы и белки, зайцы говорят громко, а белки - тихо. На уроке математики учитель- Сова предлагает им сосчитать от 1 до 20. Счёт начинают зайцы продолжают белки и т.д. чередуясь. Затем пробуют счет дети. Дети закрепления навыков табличного умножения и деления интересно провести игру «Решето». Встают ученики одного ряда и поочереди говорят таблицу умножения. Ученик, который правильно назвал пример из таблицы садится на место, а тот который ошибся, стоит, т.е. остается в решете. Такие игры активизируют мыслительную деятельность детей. Математические задачи- действенный фактор развития интеллекта и воспитания эмоций у учащихся, развития логического мышления. Для составления задач использую числовые данные местного материала. Одна из важных задач учителя- научить детей самостоятельно работать, рассуждать и проверять себя. Самостоятельная работа способствует развитию мышления, действия. Поэтому после объяснения нового материала нередко предлагаю детям выполнить самостоятельную работу, а потом коллективно проверить её. Так же использую в работе индивидуальные карточки. Работа по индивидуальным карточкам ценна и тем, что все получают оценку за урок и каждый ученик знает, что все зависит от его старания. На современном уроке действия учителя направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся: например, сюжетные игры, реализуемые на учебном материале. «Пришёл сказочный герой Чипполино. Он принёс числа и просит составить примеры». Дидактические игры «Магазин», «Составляем букет», «Клоун». В игре «Магазин» на картинках изображены продукты; «Составляем букет»- различные цветы; или клоун ловит кольца с написанными на них примерами и т.д. Ненавязчивость используемой наглядности и игровая форма задания побуждает к развитию мышления и внимания. Именно поэтому мы выделяем дидактические игры, направленные на реализацию этой функции и способствующие развитию произвольности психических процессов. Примерами являются: «Продолжи счёт», игры с мячом, игры- задачи с геометрическими материалом, игра «Не скажу». Мой девиз- учить играя. И это не мешает обучению детей, а наоборот, помогает детям знакомиться с новым для них учебным материалом, закрепляет изученный. Сложение и вычитание в пределах 100- наиболее сложный раздел программы 2 класса. Например, при закреплении приёмов сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через разряд использую игру «определи маршрут корабля», «Где произойдет стыковка космических кораблей» и др. С их помощью дети выполняют сложение и вычитание в пределах 100. Повышению плотности урока математики способствуют карточки и перфокарты, которые изготовляю с учащимися. Заинтересованно дети слушают задачи в стихах, логические и занимательны задачи и задания, математические игры- задания. Игра «Танграм» развивает пространственное воображение, творчество, фантазию. Таблица умножения на 5 в стихах легко запоминается. Таблица га 9- на пальцах у каждого из наз. Даже обыкновенная задача, рассказанная в занимательной форме, загадочным тоном, увлекает. Подводя итог, напомню, что поддерживать и формировать интерес к учению мне помогают игры, экскурсии, наблюдения, применение занимательности, работа на перспективу, элементы драматизации, использование природных задатков и творческих способностей детей. На уроках у меня нет скучающих глаз, грустных физиономий. Наверное, мне везёт на хороших учеников.
Список использованной литературы:
1. Журнал начальная школа Казахстана, 2005 г. № 6,7 2. Учебник математики 1-4 классы, 2010, 2012, 2013, 2014 гг 3. Н.Б. Истомина «Начальная школа», 2010 г 4. К.Е. Байтубетова «Занимательный материал по математике для начальных классов», 2006 г 5. Е. Арутюнян «Моя первая энциклопедия. Математика», 2008 г.
|
Категория: Статьи | Добавил: dinara (12.05.2015)
| Автор: Горшкова Динара Кенжегуловна E
|
Просмотров: 985
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|