Четверг, 25.04.2024, 13:52
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Уроки [284]
Статьи [79]
Презентации [11]
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Кто посещает наш сайт?
Всего ответов: 947
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » Статьи » Материалы педагогов » Статьи

Взаимодействие учителя и ученика как средство развития коммуникативной и языковой компетенций

Штейн Елена Владимировна

Взаимодействие учителя и ученика как средство развития коммуникативной и языковой компетенций

Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Особое значение в связи с этим приобретает проблема формирования и развития коммуникативной компетентности школьников в процессе изучения русского языка. Использование языка как средства общения требует от говорящего знания социальных, ситуативных и контекстуальных правил, которые должен учитывать носитель языка. Почему, что, где, когда, как говорят, какое значение придается отдельным словам и выражениям в зависимости от конкретных обстоятельств — все это регулируется коммуникативной компетенцией. За этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать ее, принимать или не принимать, иметь собственную точку зрения, отличать ее от чужой и защищать. От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе. Формирование коммуникативной компетенции возможно только на базе лингвистической и языковой компетенций.
Обычно на первое место выдвигаются задачи развития речи, формирования у школьников языкового чутья, привития любви и интереса к русскому языку. Развитие речи опирается на развитие познавательных способностей ученика через обогащение лексического запаса, умение правильно сочетать слова, использовать их в речи, логически и стилистически оправданно употреблять различные грамматические средства, связно излагать свои мысли. Недостатком при подготовке учащихся к письменному экзамену чаще всего является неумение верно и логично оформлять собственное письменное высказывание, бедность кругозора и речи, а также аргументированно выражать личностную позицию. Главной работой для осмысления проблемы я считаю взаимодействие учитель-ученик. Учитель здесь садовник, который выращивает цветок.
Необходимо создавать не только на каждом уроке условия речевого общения, но и дома во время самостоятельной деятельности.
Для расширения словарного запаса задания подбираются с учетом новых, незнакомых по лексическому значению слов. Дома все непонятные слова уточняются, с ними составляются словосочетания и предложения, а через несколько уроков – творческая работа с ними – составить рассказ. Поскольку слова разной тематики, творчество может достаточно веселым, необычным. Непонятные доселе слова хорошо усваиваются. Творческая работа проходит индивидуально: ее можно прочитать на уроке и тут же получить от учителя и одноклассников комментарий, замечания, которые исправляются сразу же. Еще один способ взаимодействия учитель-ученик – через личное сообщение. Д/з на пятницу: творческая работа "Необычное об обычном" или сочинение-рассуждение"Согласны ли вы с таким мнением:

Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки
За собой повести...
Шефнера"?
Или с таким мнением Сенеки: "Не все ли равно, сколько ты имеешь? Ведь то, чем ты не владеешь, всегда намного больше." Учитель получает сочинение. Учителю легче проверить творчество ученика между делом, показать ошибки и принять снова исправленную работу. Особенно так мы готовилиматеиалы к экзамену, поскольку физически провести консультацию с каждым учеником и проверить черновик в школе учитель при огромном количестве работ не успевает.
Следующим действием учителя по развитию коммуникативной компетенции на уроке русского языка является обогащение словарного запаса. Большое внимание уделяем пословицам-поговоркам, фразеологизмам, метким выражениям, таким, которые вовремя могут прийти на ум. Учитель произносит одну фразу, ученики – синонимичные, чем больше, тем лучше. Все фразы фиксируются. Находим ассоциативные связи к ним. Составляем миниатюры. Отмечаем плюсиками все удачные предложения и словосочетания. Хорошие работы всегда озвучиваем, вывешиваем в классе. Задания разнообразны: интерпретация и создание текста, стихов, редактирование, создание собственных миниатюр. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. В первую очередь отрабатываются в устной речи нормы произношения и ударения. Для их запоминания не требуется много времени. Правильный слог учителя является самым лучшим примером. Работа в парах и группах на уроках русского и литературы помогают ученику учиться умению слушать и слышать друг друга. Дети не только поглощают знания, но и воспитывают в себе чувства.
В последнее время я начала использовать методику работы по вопросникам. Вопросник представляет систему вопросов, относящихся к какому-нибудь разделу, или ко всему учебному предмету, или к конкретной теме. С помощью вопросника можно легко и быстро повторить содержание предыдущего материала, привести его в систему.
Любой метод учителя помогает развитию коммуникативных и языковых компетенций: дискуссия, диалог, полемика, мозговой штурм, аналитическое сообщение, словарная деятельность. В этом случае участники постоянно обсуждают некоторые проблемы друг с другом, включаются в диалоги и полилоги, чтобы уметь понять позиции других и в то же время научиться смотреть на себя глазами других. Главное – взаимодействие учителя-ученика происходит на основе психологической комфортности. Роль учителя – консультант-помощник, организатор процесса.
В таком случае создаются условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к постоянному самообразованию. От современного человека требуют развитого креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, критической самооценки.



Источник: http://личный опыт работы
Категория: Статьи | Добавил: nusya3178 (11.11.2014) | Автор: Штейн Елена Владимировна E W
Просмотров: 703 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на //sabak.ucoz.org обязательна © 2024Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика