Суббота, 20.04.2024, 11:06
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Уроки [284]
Статьи [79]
Презентации [11]
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 400
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » Статьи » Материалы педагогов » Уроки

урок самопознания счастье человека

Калантыренко Наталья Владимировна
учитель самопознания
Макинская средняя школа
Акмолинская область
Енбекшильдерский район
село Макинка

Разработка урока самопознания
в 10 классе
« Счастье человека»

Раздел №4. Мир человечества
Урок № 31. Счастье человека.
Цель: углубить представления учащихся о способности любить, созидательной
активности человека как неоспоримых условиях обретения счастья.
-раскрыть многогранность понятия «счастье», «счастливый человек»;
-развивать стремление к обретению высокого вкуса счастья;
-воспитывать чуткость в восприятии действительности.
Оборудование к уроку: минусовка «Птица счастья», А-3, маркеры, 2 притчи на отдельных листах А-4, ватман, тесты по количеству учащихся, контуры руки из цветной бумаги
Круг радости:
Учитель приглашает ребят в круг. Приветствует их. Предлагает им тренинг «Это здорово!» Ребята берутся за руки. По очереди произносят фразу (например: «У меня сегодня хорошее настроение», или « Скоро каникулы!»), после чего все поднимают руки вверх и произносят фразу: «И это здорово!»

Учитель предлагает ребятам подумать над тем, что же такое счастье? После чего включает минусовку «Птица счастья».

Под музыку учащиеся составляют кластер «Счастье»
мир когда все здоровы
рядом любимый человек
Счастье
семья
друзья
любимое дело и т. п.

-Вот какое определение понятию «счастье» дается в одном из словарей:
Счастье - эмоциональное состояние (эмоция), при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего существования, полноту и осмысленность жизни и осуществление своего назначения.

Психологи считают, что «Счастье» - категория сугубо личная! Оно зависит от внутреннего мира человека. Можно просто съесть шоколадку и испытать «Счастье».
Некоторые люди испытывают прилив «Счастья» от занятия спортом, другие от посещения театров. Люди становятся счастливыми от общения с близкими, с друзьями. Надо помнить, что гормоны «Счастья» вызываются физической активностью и любовью, а не злобой и унынием. Счастье – это непрерывное творчество!
Знаете ли вы, что…
Слово «счастье» своим появлением обязано хлебу. Дело в том, что в глубокой древности, когда кто-то рождался в семье, по обычаю пекли хлеб. В дом приглашали гостей и хлеб делили на части. Новорожденному тоже выделяли свою долю, часть. Считалось, что с этого момента он живет «с частью» жизненных благ. Так произошло слово «счастье»
Цитата урока
Нравственность учит не тому, как стать счастливыми, а тому, как стать достойными счастья.
Задание подгруппам.
Каждая подгруппа получает притчу, обсуждает и отвечает на поставленные вопросы.
1 группа. Чтение притчи «Секрет счастья.
Один торговец отправил своего сына узнать Секрет Счастья у самого мудрого из всех людей. Юноша сорок дней шёл через пустыню и, наконец, подошёл к прекрасному замку, стоявшему на вершине горы. Там и жил мудрец, которого он искал. Однако вместо ожидаемой встречи с мудрым человеком наш герой попал в залу, где всё бурлило: торговцы входили и выходили, в углу разговаривали люди, небольшой оркестр играл сладкие мелодии и стоял стол, уставленный самыми изысканными кушаньями этой местности. Мудрец беседовал с разными людьми, и юноше пришлось около двух часов дожидаться своей очереди.
Наконец мудрец внимательно выслушал объяснения юноши о цели его визита, но сказал в ответ, что у него нет времени, чтобы раскрыть ему Секрет Счастья. И предложил ему прогуляться по дворцу и прийти снова через два часа. — Однако я хочу попросить об одном одолжении, — добавил мудрец, протягивая юноше маленькую ложечку, в которую он капнул две капли масла. — Всё время прогулки держи эту ложечку в руке так, чтобы масло не вылилось. Юноша начал подниматься и спускаться по дворцовым лестницам, не спуская глаз с ложечки. Через два часа он вернулся к мудрецу — Ну как, — спросил тот, — ты видел персидские ковры, которые находятся в моей столовой? Ты видел парк, который главный садовник создавал в течение десяти лет? Ты заметил прекрасные пергаменты в моей библиотеке?
Юноша в смущении должен был сознаться, что он ничего не видел. Его единственной заботой было не пролить капли масла, которые доверил ему мудрец.
— Ну что ж, возвращайся и ознакомься с чудесами моей Вселенной, — сказал ему мудрец. — Нельзя доверять человеку, если ты не знаком с домом, в котором он живёт.
Успокоенный, юноша взял ложечку и снова пошёл на прогулку по дворцу; на этот раз, обращая внимание на все произведения искусства, развешанные на стенах и потолках дворца. Он увидел сады, окруженные горами, нежнейшие цветы, утончённость, с которой каждое из произведений искусства было помещено именно там, где нужно. Вернувшись к мудрецу, он подробно описал всё, что видел.
— А где те две капли масла, которые я тебе доверил? — спросил Мудрец.
И юноша, взглянув на ложечку, обнаружил, что всё масло вылилось.
— Вот это и есть тот единственный совет, который я могу тебе дать: Секрет Счастья в том, чтобы смотреть на все чудеса света, при этом никогда не забывая о двух каплях масла в своей ложечке.
1. В чем смысл совета мудреца?
2. Что значит «не забывать о двух каплях масла в чайной ложке?»
3. В чем смысл притчи?

2 группа.
«Однажды шло счастье по лесу…»
Однажды шло Счастье по лесу и внезапно упало в яму, сидит Счастье в яме и плачет. Шёл мимо человек, Счастье услышало человека и кричит из ямы:
- Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда.
- А что ты мне дашь за это? - спрашивает человек
- А что ты хочешь? - переспросило Счастье.
- Я хочу большой и красивый дом с видом на море, самый дорогой.
Счастье дало человеку дом, человек обрадовался, убежал к дому и забыл про Счастье.
Сидит Счастье в яме плачет ещё громче. Мимо шёл второй человек, услышало Счастье человека и кричит ему:
- Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда.
- А что ты мне дашь за это? — спрашивает человек
- А что ты хочешь? - переспросило Счастье.
- Я хочу много красивых и дорогих машин.
Дало Счастье человеку то, что он попросил, обрадовался человек, забыл про Счастье и убежал.
Совсем потеряло надежду Счастье. Вдруг слышит, идет третий человек, крикнуло ему Счастье:
- Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда, пожалуйста.
Человек вытащил Счастье из ямы и пошёл дальше. Обрадовалось Счастье, побежало за ним и спрашивает:
- Человек! А что ты хочешь за то, что помог мне?
- Ничего мне не надо,- ответил человек.
Так и бежит Счастье за человеком, не отставая от него никогда.
1. Как вы думаете, в чем основная мысль этой сказки?
2. Чему она учит нас?

Задание «Ассоциация».
Написать на листочке ответы на вопросы:
1. Как оно выглядит, форма?
2. Какого оно цвета?
3. Какого оно размера?
4. Что вы ощущаете, прикасаясь к нему?
5. Какой оно излучает аромат?
6. Какое оно на вкус?
7. Какие звуки издает счастье?
8. Какой температуры счастье?
После того, как ребята напишут свои ассоциации на отдельных листочках, учитель предлагает озвучить ответы. Учащиеся на плакате составляют «описание» счастья, исходя из повторяющихся ответов.
(Например: круглое, всех цветов радуги, огромное, мягкое, с ароматом цветов, сладкое, поёт, горячее)

Далее учитель предлагает ответить на вопросы теста.
Тест «Умеете ли вы быть счастливыми?»
1. Когда порой задумываетесь над прожитой жизнью, приходите ли Вы к выводу, что:
а) все было скорее плохо, чем хорошо,
б) было скорее хорошо, чем плохо,
в) все было отлично.
2. В конце дня обыкновенно:
а) недовольны собой,
б) считаете, что день мог бы пройти лучше,
в) отходите ко сну с чувством удовлетворения.
3. Когда смотрите в зеркало, думаете:
а) "О, боже, время беспощадно!".
б) "А что, совсем еще неплохо!".
в) "Все прекрасно!".
4. Если узнаете о крупном выигрыше кого-то из знакомых, думаете:
а) "Ну мне-то никогда не повезет!".
б) "А, черт! Почему же не я?".
в) "Однажды так повезет и мне!".
5. Если услышите по радио, узнаете из газет о каком-либо происшествии, говорите себе:
а) "Вот так однажды будет и со мной!".
б) "К счастью, меня эта беда миновала!".
в) "Эти репортеры умышленно нагнетают страсти!".
6. Когда пробуждаетесь утром, чаще всего:
а) ни о чем не хочется думать,
б) взвешивание, что день грядущий нам готовит,
в) довольны, что начался новый день и могут быть новые сюрпризы.
7. Думаете о Ваших приятелях:
а) они не столь интересны и отзывчивы, как хотелось бы,
б) конечно, и у них есть недостатки, но в целом они вполне терпимы,
в) замечательные люди!
8. Сравнивая себя с другими, находите, что:
а) "Меня недооценивают",
б) "Я не хуже остальных",
в) "Гожусь в лидеры, и это, пожалуй, признают все!".
9. Если Ваш вес увеличился на четыре-пять килограммов:
а) впадаете в панику,
б) считаете, что в этом нет ничего особенного,
в) тут же переходите на диету и усиленно занимаетесь физическими упражнениями.
10. Если Вы угнетены:
а) клянете судьбу,
б) знаете, что плохое настроение пройдет,
в) стараетесь развлечься.
Каждый ответ а) - 0 очков, б) - 1 очко, а в) - 2 очка.
17 - 20 очков: Вы до того счастливый человек, что прямо не верится, что это возможно! Радуетесь жизни, не обращаете внимания на неприят¬ности и житейские невзгоды. Человек Вы жизнерадостный, нравитесь окружающим своим оптимизмом, но... Не слишком ли поверхностно и легковесно относитесь ко всему происходящему? Может быть, немного трезвости и скепсиса Вам не повредит?
13-16 очков: наверное, Вы "оптимально" счастливый человек, и радо¬сти в Вашей жизни явно больше, чем печали. Вы храбры, хладнокровны, у вас трезвый склад ума и легкий характер. Не паникуете, сталкиваясь с трудностями, трезво их оцениваете. Окружающим с Вами удобно.
8-12 очков: счастье и несчастье для Вас выражаются известной фор¬мулой "50х50". Если хотите склонить чашу весов в свою пользу, старай¬тесь не пасовать перед трудностями, встречайте их стоически, опирайтесь на друзей, не оставляйте их в беде.
0-7 очков: Вы привыкли на все смотреть сквозь черные очки, счи¬таете, что судьба уготовила Вам участь человека невезучего, и даже ино¬гда бравируете этим. А стоит ли? Старайтесь больше времени проводить в обществе веселых, оптимистически настроенных людей. Хорошо бы чем-то увлечься, найти "хобби".

После подведения итогов теста можно предложить просмотр презентации «Искусство быть счастливым»

Задание:
Составить рецепт счастья:
 возьмите чашу терпения,
 влейте в нее полное сердце любви,
 добавьте две горсти щедрости,
 посыпьте добротой,
 плесните немного юмора
 добавьте как можно больше веры.
 Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.”
(И. Беляева)
В качестве рефлексии можно предложить ребятам на заранее заготовленных ладошках из разноцветной бумаги написать добрые пожелания одноклассникам.
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель приглашает ребят в круг и говорит о том, что понятие счастья– понятие непростое, с ним человек старается идти в ногу по жизни. Но не у всех это получается. Педагог пожелает, чтобы в жизни десятиклассников счастье шло с ними в ногу, но для этого они должны быть добрыми, честными, трудолюбивыми людьми. Далее предложить ребятам «обменяться рукопожатием», то есть по часовой стрелке ребята пожимают руку товарищу и дарят ладошку с пожеланием.
По окончании урока можно эти контуры рук вырезать и выложить в форме круга (получается импровизированное солнце) на доске или стенде.

Интернет-источники:
1. nsportal.ru Притчи
2. www.myshared.du презентация «Искусство быть счастливым»
3. zhiviyarko.com>test-na-schaste



Источник: http://моя разработка
Категория: Уроки | Добавил: natalka (28.05.2014) | Автор: калантыренко наталья владимировна E
Просмотров: 1928 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на //sabak.ucoz.org обязательна © 2024Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика