Добро и зло в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» - Уроки - Материалы педагогов - Каталог статей - Сайт творческих учителей Казахстана

Воскресенье, 04.12.2016, 23:25
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Уроки [284]
Статьи [79]
Презентации [11]
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Профессия учителя-это
Всего ответов: 344
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » Статьи » Материалы педагогов » Уроки

Добро и зло в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Тема: Добро и зло в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Цель: Развивать у учащихся умение выделять главное, обобщать, логически излагать мысли.
Задачи:
1) Продолжить формирование познавательных интересов через новые формы проведения урока;
2) Содействовать развитию самостоятельности школьников через творческие задания;
3) Способствовать формированию моральные нормы через уроки произведения М.Булгакова.
Результат: Учащиеся умеют выделять главное, обобщать, логически излагать мысли, сообща работают в группах, самостоятельно выполняют творческие задания
Тип урока: урок новых знаний
Форма урока: урок-исследование
Активные формы и методы: просмотр видеоролика, беседа с применением вопроса Блума, создание кластера, создание проекта, исследование проблемы, написание эссе, работа в группах.
Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо; технология проектов, 7 модулей Программы.
Оборудование: видеоролик «Добро и Зло. Черное и белое», ватмана для упражнения «Фишбоун», фломастеры, рисунки «инь-янь» на парты, листы с вопросами для эссе, кубы с заданиями.
Эпиграф:
… что бы делало твое добро,
если бы не существовало зла,
и как бы выглядела земля,
если бы с нее исчезли тени?
М. Булгаков

Ход урока
СТАДИЯ ВЫЗОВА
1) Психологический настрой
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Так и сегодня, на уроке, все в ваших руках. (1 мин)
2) Прием «Таксономия Блума» (задания, ориентированные на знание)
В парах учащиеся создают кластер «Михаил Булгаков», основываясь на знания фактов из биографии писателя. (2 мин)
Создание совместного кластера на доске (2 мин)
3) Просмотр видеоролика «Добро и зло. Черное и белое» (учащиеся не знают названия) (2 мин)
4) Прием «Таксономия Блума» (задания, ориентированные на понимание) (2 мин)
Какие ассоциации возникли при просмотре сюжета?
Назовите главную мысль видеосюжета?
Как бы вы назвали этот видеоролик?
5) Формулирование темы урока. Запись в тетрадь. Запись эпиграфа.
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
1) Вопросы Блума - беседа по сюжету романа, обсуждение эпиграфа (8 мин)
1. Какой изображает Булгаков Москву 30-х годов? Расскажите о москвичах, их интересах, занятиях, отношении к религии (трамвайная кондукторша, конферансье в Варьете, служащие Управления зрелищ, жильцы «нехорошей квартиры», Берлиоз, буфетчик и др.) Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая непорядочность. Страшно становится, если судить о человечестве по этим людям.
2. Что вы знаете о Воланде и его свите? Какова цель их визита в Москву? Чьи мысли и желания исполняет Воланд? Что интересует его в людях?
3. Какова сюжетно-композиционная роль Воланда? (Воланд помогает выразить общественную позицию автора. Иронический взгляд Воланда близок Булгакову.)
4. Чем похож и не похож булгаковский Воланд на своих литературных предшественников? (Сатана, Мефистофель, Асмодей, Демон.) Что означает имя Воланд? (Faland – нем. яз. – черт.)
5. Посмотрим на эпиграф к роману. Как он соотносится с образом и делами Воланда и его словами о себе?
6. Критик В. Лакшин считает Воланда «палачом порока», карающим мечом в руках правосудия». Согласны ли вы с этим мнением?
В качестве мотивационного приема предлагаем демонстрацию рисунка-символа (Инь-Янь). Вопросы:
Знаком ли вам этот символ?
Попробуйте дать ему толкование?
Объясните форму и цвет.
Предполагает ли подобное мировоззрение борьбу тёмного и светлого начал? Если нет, то каким словом можно более точно охарактеризовать их отношения? (здесь нужно выйти на слово взаимодействие)
2) Класс делится на две группы путем жеребьевки при помощи черных и белых жетонов. В группах учащиеся совместно выбирают лидера, который оценивают работу членов групп черными и белыми жетонами. Белые 0 отлично, черные – хорошо, черно-белые – удовлетворительно. Жетоны раздаются после каждого вида работы.
3) Прием «Корзина ассоциаций» (2 мин)
Учащиеся с черными жетонами подбирают ассоциации к слову «Зло» (ненависть, зависть, злоба, гордость и т.д), с белыми – к слову «Добро» (совесть, прощение, милосердие и т.д.)
4) «Фишбоун» (задание, ориентировано на умение применять знания и анализировать) (15 мин)
1) Обозначить проблему, поставленную Булгаковым в романе (проблема добра и зла и их взаимодействия:
2) Найти причины возникновения этой проблемы (человеческие пороки: пьянство, взяточничество, разврат, жадность и т.д);
3) Подкрепите свое мнение фразами или сюжетами из романа;
4) Вывод: Почему Добро и Зло ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ?

5) Прием «Эссе» по вопросам Блума (задание, ориентированное на синтез) (7 мин)
Ответив на следующие вопросы, напишите эссе, самостоятельно озаглавив его
1) К каким вечным темам обращается в своем романе М. Булгаков?
2) Почему к образу дьявола, сатаны, демона люди обращаются многие века?
3) Каков Воланд у Булгакова? Как писателем осмысливается тема зла?
4) Есть ли борьба добра и зла в романе?
5) Чего в мире больше по Булгакову?
6) Нужно ли бороться со злом и можно ли победить зло насилием?

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
1) Прием «Куб» (задание, ориентированное на оценку понятий). (7 мин)
Группы рассматривают категории Добра и Зла в романе по следующим пунктам:
1) Опиши
2) Проассоциируй
3) Проанализируй
4) Сравни
5) Приведи за и против
6) Примени

Оценивание: учащиеся подсчитывают количество жетонов и выставляют себе оценки за урок.
Категория: Уроки | Добавил: Yena (03.12.2014) | Автор: Козлюк Елена Константиновна E
Просмотров: 776 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на http://sabak.ucoz.org обязательна © 2016Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика