Пятница, 19.04.2024, 00:33
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Уроки [284]
Статьи [79]
Презентации [11]
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Профессия учителя-это
Всего ответов: 421
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » Статьи » Материалы педагогов » Уроки

Урок русского языка по теме Причастие

Обобщение по теме « Причастие».
Мирная Лариса Васильевна,

учитель русского языка и литературы

Новоишимская СШ №1
район им. Г.Мусрепова Северно-Казахстанской области

Цель:
 закрепить изученное о причастии
Задачи :
 совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки
- пополнить словарный запас
- развитие творческого воображения, внимания, памяти

Оборудование : компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал.

Эпиграф : Сии глагольные имена
служат к сокращению человеческого слова,
заключая в себе имени и глагола силу.
М.В.Ломоносов
1. Организационный этап.
1. Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.

1. Вступительное слово учителя.
Чтение эпиграфа к уроку.
- О какой части речи сегодня пойдёт речь? (о причастии)
 Как охарактеризовал причастие М.В.Ломоносов ? ( это глагольные имена)

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Повторение теоретических сведений о причастии (слайд 3).

Причастие –это______, которая обозначает_______, отвечает на вопросы _____.В предложении является________. Причастия образуются от ______. По значению причастия бывают _____ и _____. _____-ущ, -ющ, -ащ, -ящ имеют______причастия, ____времени. _______ -ем, -ом, им, -ым имеют ______причастия ______времени. Причастие с _______словом образуют ______ оборот. Причастный оборот выделяется _______ если находится ______ определяемого слова, если причастный оборот стоит _______определяемым словом, то он запятыми ______. Краткую форму имеют _______ причастия.

4. Распределительный диктант.(слайд 4) Разграничить причастия и прилагательные.

действительный
действовавший ПРИЧАСТИЯ
строящийся
строительный
видный
видимый
бережный
оберегаемый ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
смягчённый
мягкий

5. Игра « Угадай причастие» . Сделать разбор слова по составу ( слайд 5).

• Корень у этого слова такой же, как у слова ПИСАТЬ
• Приставка – как у слова НАЛЕВО
• Суффиксов два : как у слова НАГРАЖАТЬ и как у слова БЫВШИЙ
• Имеет окончание как у слова ХОРОШУЮ

 НАПИСАВШУЮ

6. Объяснить графически выбор орфограммы в причастиях (слайд 6).

бор..щийся за свободу стел..щийся по земле стро..щий дом вид..щий зорко
та..вший снег
грохоч..щий поезд
кле..вший конверт

7. Вставить –Н- , -НН- и объяснить условия выбора (слайд 7) .

• Краше__ый забор
• Топлё__ое молоко
• Ране__ый в ногу боец
• Купле__ый товар
• Маринова__ые грузди
• Сея__ое зерно
• Вскипячё__ая вода
• Гружё__ые брёвнами вагоны
• Невида__ое зрелище
• Все нитки перепута__ы
• Порва__ые штаны
8. Физкультминутка (слайд 8)
- Встали, ребята. Мы проведём тематическую физкультуру.
- Ваша задача – из названных произведений нужно выбрать название произведения, содержащие причастие, и названия, содержащие прилагательные. Если в названии есть прилагательное, вы должны 1 раз хлопнуть, а если есть причастие – поднять обе руки вверх.
«Василиса Прекрасная» (хлопок).
« Золотая рыбка» (хлопок)
«Спящая царевна» Жуковского (вверх).
«Медный всадник» Пушкина (хлопок).
«Говорящий сверток» Даррелл (вверх).
«Уроки французского» Распутин (хлопок).
« Станционный смотритель» Пушкин (хлопок)

9. От данных глаголов образуй действительные причастия настоящего времени , объяснив выбор орфограммы, и запиши их в два столбика (слайд 9):

Образованные от глаголов 1 спряжения Образованные от глаголов 2 спряжения


Резвиться, отрекаться, просить, смотреться, проситься, пояснять, сотрясать, любить,отмахиваться.
10. Выбрать верное суждение о каждом причастии (слайд 10).

• говорящий
• убранного
• повалившийся
• связанные

• действительное, полное, от переходного глагола, сов.в., в ед. ч., в муж.р., в В.п.

• страдательное, полное, от непереходного глагола, сов.в., невозвратное, сов.в.,

• во мн.ч .,в Т.п.

• действительное ,от непереходного глагола, полное, сов. в. ,возвратное, , в ед, ч, в муж.р., в И.п.

• Страдательное, от непереходного глагола , сов.в., невозвратное, в ед.ч., в муж.р., в Р.п.

10. Работа с текстом (слайд 11).
Образовать от глаголов причастия, расставить недостающие знаки препинания, выделить причастный оборот.
Сделать разбор причастий по составу, сделать морфологический разбор двух причастий ( на выбор).

• Три дела делают человеку честь: колодец ( вырыть) в пустыне мост (проложить) через реку дерево ( посадить) у дороги. (каз.посл.)

• Заживает рана (нанести) стрелой вновь поднимается лес (вырубить) топором но не заживает рана (нанести) злым словом. (др.инд.посл.)

Беседа по пословицам.
- Какой смысл вложил народ в эти пословицы?
-Чему они нас учат?
- В какой ситуации можно применить эти пословицы?

11. Составить и записать по 2-3 словосочетания на каждую схему (слайд 12).

1) « Действительное причастие настоящего времени , образованное от непереходного глагола несовершенного вида + существительное» ; 2) « действительное причастие настоящего времени, образованное от переходного глагола несовершенного вида + существительное» ;
3) « страдательное причастие настоящего времени + существительное».

12. Итог урока. Работа по тестам с последующей проверкой
(слайд 13).
1. В каких причастиях пишется суффикс -ащ-, -ящ-
1) бор...щиеся за свои права
2)ветер, гон...щий пыл
3)плохо слыш...щий человек
4 )ма...щийся бездельем

2. Найти причастия, в которых пишется суффикс -им-
1) реша...ая задача
2) колебл...мый ветром
3) предвид...ый результат
4) привлека...ый ароматом

3. В каком ряду в обоих случаях пишется НН:
1) подсуше..ое бельё, стари..ые вещи
2) не выуче..ы уроки, связа..ый свитер
3) нечая..ый взгляд, кури..ый бульон
4) ути..ая охота, кова..ая лошадь

4. Указать номера словосочетаний со страдательным причастием:
1) на цветущей поляне
2) о движущемся поезде
3) расколотый орех
4) раскрашенная красками
5) опавшие листья.

5. Укажите, в каких пунктах допущены ошибки в образовании страдательных причастий прош. вр.:
1) бросить — брошенный
2) обещать — обещенный
3) потерять — потеренный
4) победить — побежденный
5) разбить — разбитый

6. Как пишется не в данных предложениях?
1. Весенней яблони в (не)тающем снегу без содрогания я видеть не могу. 2. Он бросил на меня (не)доумевающий взгляд.
Выберите правильный ответ.
1) Во всех случаях раздельно.
2) Во всех случаях слитно.
3) В 1-м случае раздельно, во 2-м — слитно.
4) В 1-м случае слитно, во 2-м — раздельно.

7. Выберите предложение с причастным оборотом.

1) Изумительны эти растения, которые живут под снегом.
2) Образующие круглые цветнички растения жмутся друг к дружке.
3) Большинство сохранившихся растений размножаются вегетативно.

8. Найдите предложения с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова (знаки препинания не расставлены).

1) Лес оторванный ото сна эхом взвыл протяжно.
2) Запах нагретой солнцем белой гвоздики наполнял вагоны.
3) Бурые сосны роняли иголки на отсыревший с рассветом песок.

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН:
Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитками в виде лошади(4)ой головы.

1) 1,2
2) 2,3
3) 1,2,3
4) 3,4
10. Вставьте в предложения пропущенные буквы и знаки препинания.
1 ) Ночами на реке г...рит много бак...нов предупр...жда...щих к...питанов об опас...ых местах.
2 ) Изн...мога...щим от жары ч...новникам пр...ходит...ся находит...ся в о(ф,фф) в к...стюмах и галстуках

Ответ : 1. 2,3 ; 2. 3 ; 3.1 ; 4. 3, 4 ; 5 .2, 3 ; 6. 2 ; 7. 2 ; 8. 1 ; 9.2

Рефлексия.
-Что мы сегодня повторили на уроке?
-Какие орфограммы оказались сложными для вас?
-Что нового узнали на уроке?

12. Домашнее задание
1. Из « Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова привести примеры причастий (7-10 примеров). Сделать морфологический разбор одного действительного и одного страдательного причастия .

2. Найти и выписать три предложения с причастным оборотом. Составить схемы.
Используя пословицы, изученные на уроке , составить эссе « Как я понимаю значение слова «честь».

Категория: Уроки | Добавил: Мирная (21.12.2014) | Автор: Мирная Лариса Васильевна E
Просмотров: 1420 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на //sabak.ucoz.org обязательна © 2024Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика