Внеклассное чтение по теме: З.И. Воскресенская. Мама. В. Сухомлинский. Крылья матери. - Уроки - Материалы педагогов - Каталог статей - Сайт творческих учителей Казахстана

Среда, 07.12.2016, 00:49
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Уроки [284]
Статьи [79]
Презентации [11]
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 320
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » Статьи » Материалы педагогов » Уроки

Внеклассное чтение по теме: З.И. Воскресенская. Мама. В. Сухомлинский. Крылья матери.
Васьковская Юлия Казимировна
Учитель начальных классов
КГУ «Гимназия № 1 г. Темиртау»
Урок внеклассного чтения
2 класс
Тема: З.И. Воскресенская. Мама. В. Сухомлинский. Крылья матери.

Цель: знакомство с творчеством З. Воскресенской, В. Сухомлинского.
Задачи: познакомить с рассказом З. Воскресенской «Мама»; развивать речь, мышление, внимание; воспитывать интерес к чтению, коммуникативную культуру, любовь к маме.
Ход урока.
1. Орг. момент.
- Сегодня у нас с вами необычный урок. На нём присутствуют ваши мамы. Давайте поприветствуем их.

2. Прогнозирование темы урока.
- Определить тему урока нам поможет стихотворение. Я буду читать стихотворение, а вы отвечать на мои вопросы, если догадались, о ком идет речь.
Мама.
Кто пришел ко мне с утра? Мамочка.
Кто сказал: «Вставать пора!» Мамочка.
Кашу кто успел сварить? Мамочка.
Чай в пиалу налить? Мамочка.
Кто косички мне заплел? Мамочка.
Целый дом один подмел? Мамочка.
Кто цветов в саду нарвал? Мамочка.
Кто меня поцеловал? Мамочка.
Кто ребячий любит смех? Мамочка.
Кто на свете лучше всех? Мамочка.
- Итак, какое слово красной нитью пройдёт через наш урок.
- Какие чувства вы испытали, когда я читала стихотворение?
-Ребята, кто же для вас самый родной и дорогой человек на земле? Ну, конечно же, это мама.
- Образуйте новые слова от слова мама.
Мама-мамочка, мамулечка, мамусечка, мамчик, мамульчик.

3. Сбор ассоциаций к слову «мама».
- Закройте глаза. Подумайте о маме. Откройте глаза и назовите слова, которые ассоциируются со словом мама.
Мама – красивая, добрая, покой, тепло, подарки, сюрпризы.
- Можно ли все эти слова сказать про ваших мам?

4.Написание пятистиший.
- Используя слова, записанные на доске, составьте пятистишия и запишите их на листок. Прочитайте, что у вас получилось.

5. Работа с текстом.
- О маме, сложено немало стихов, песен, написано множество рассказов, повестей, романов. Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом детской писательницы Зои Ивановны Воскресенской. Он называется «Мама».
- Вы внимательно слушаете, а затем после обсуждения, вам нужно будет придумать свое название к этому рассказу.

6. Обсуждение прочитанного. Работа в группах.
- А почему вы молчите? Чем бы вы хотели поделиться?
- Что делает мама для своих детей?
- Как автор описывает мамины руки? Найдите в тексте и прочитайте.
- Как описано сердце матери?
-Как мама учит ребенка видеть и открывать мир?
- К чему призывает автор?
- Почему мы должны беречь маму, стараться не причинять ей страдания? (Нельзя причинять боль любимым людям потому, что мы их любим).
- Не забывайте говорить мамам добрые слова. Потому что они ждут вашей любви, нежности, поддержки.
- Обсудите прочитанное в команде, если необходимо – прочитайте еще раз и придумайте свои названия к рассказу.
- Какие названия придумали команды?

6. Работа с пословицами.
- У вас получились очень интересные названия для этого рассказа. А как вы думаете, что еще можно было использовать в качестве названий? (пословицы).
- Каждая группа получает набор слов. Ваша задача: составить пословицу из слов и объяснить смысл каждой пословицы.
 Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.
 Нет милее дружка, чем родная матушка
 Птица радуется весне, а младенец матери.
 При солнышке тепло, при матери – добро.
- Как вы понимаете мудрый смысл этих слов?

7. Работа с рассказом В. Сухомлинского «Крылья матери».
- А сейчас я предлагаю вам прочитать еще один рассказ о маме. Его автор Василий Александрович Сухомлинский.
- Как вы понимаете название рассказа? Есть ли у мам крылья? Предположите, о ком пойдет речь в рассказе.
- Чтение рассказа по частям. Работа с каждой частью.

Сухомлинский В.А. "Крылья матери"
В жаркий летний день вывела Гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала деткам большой мир. Этот мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг.
Гусыня стала учить деток щипать неявные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир уютный, добрый, поющий множеством голосов пчел, жучков, бабочек. Гусята были счастливы. Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой.
Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались.
Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И вдруг каждому из них стала нужна, ой, как нужна мать. Они подняли маленькие головки и побежали к ней.

-Давайте подумаем, как поступят гусята? А мама?
- Есть ли интересные решения?

А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Потому что крылья существуют прежде всего для того, чтобы прикрывать детей — об этом известно каждой матери, а потом уж для того, чтобы летать.
Под крыльями было тепло и безопасно; гусята слышали будто бы откуда-то издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте. Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было тепло и уютно, а снаружи — холодно и опасно.

- Как вы думаете, что случилось после того, как утих ураган?

Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев.
Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: «Выпускай нас, мама». Да, они не просили, а требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и не могла этого сделать. Гусята все это видели, но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчелы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: мама, что с тобой? И только один, самый маленький и слабый гусенок подошел к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: «Все хорошо, сын».
Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.

- Какой же была материнская любовь к своим деткам? (огромной, преданной, бескорыстной)
- Ради жизни своих детей, мама всегда готова к подвигу. Она может пожертвовать своим покоем, здоровьем, счастьем ради счастья детей.
- Расскажите о том, как крылья маминой любви ограждают и защищают вас от бед?
- Почему израненная мать всё-таки была счастлива?
-Как вы думаете, должны ли дети растить крылья любви к своим матерям?

8. Оформление плаката.
- Как нужно относиться к маме? Почему?
- Для урока мы подготовили плакат, на который поместили фото мам. Как вы думаете, чем еще можно его украсить? Что можно поместить на него?
- Оформление плаката стихами детей, пословицами.

9. Рефлексия. Итог урока. Просмотр видеопоздравления.
- Очень важно чтобы у мамы на душе было всегда спокойно. Мы должны с вами заботиться и о душевном спокойствии мамы. Мама будет счастлива и будет улыбаться, как солнышко, когда вы ее согреете своей любовью, вниманием, заботой.
А наш урок я предлагаю закончить вашими высказываниями. Продолжите это предложение.
После нашего разговора…..

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. З.И. Воскресенская. Мама. http://lib.ru/MEMUARY/ZHZL/ulianowa.txt
2. В.А. Сухомлинский. Крылья матери. http://happy-school.ru/publ/v_a_sukhomlinskij_krylja_materi/8-1-0-1816
Категория: Уроки | Добавил: ЮлияЮлия (25.02.2014) | Автор: Васьковская Юлия Казимировна E
Просмотров: 2159 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на http://sabak.ucoz.org обязательна © 2016Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика