|
Внеклассное чтение по теме: З.И. Воскресенская. Мама. В. Сухомлинский. Крылья матери.
Васьковская Юлия Казимировна Учитель начальных классов КГУ «Гимназия № 1 г. Темиртау» Урок внеклассного чтения 2 класс Тема: З.И. Воскресенская. Мама. В. Сухомлинский. Крылья матери.
Цель: знакомство с творчеством З. Воскресенской, В. Сухомлинского. Задачи: познакомить с рассказом З. Воскресенской «Мама»; развивать речь, мышление, внимание; воспитывать интерес к чтению, коммуникативную культуру, любовь к маме. Ход урока. 1. Орг. момент. - Сегодня у нас с вами необычный урок. На нём присутствуют ваши мамы. Давайте поприветствуем их.
2. Прогнозирование темы урока. - Определить тему урока нам поможет стихотворение. Я буду читать стихотворение, а вы отвечать на мои вопросы, если догадались, о ком идет речь. Мама. Кто пришел ко мне с утра? Мамочка. Кто сказал: «Вставать пора!» Мамочка. Кашу кто успел сварить? Мамочка. Чай в пиалу налить? Мамочка. Кто косички мне заплел? Мамочка. Целый дом один подмел? Мамочка. Кто цветов в саду нарвал? Мамочка. Кто меня поцеловал? Мамочка. Кто ребячий любит смех? Мамочка. Кто на свете лучше всех? Мамочка. - Итак, какое слово красной нитью пройдёт через наш урок. - Какие чувства вы испытали, когда я читала стихотворение? -Ребята, кто же для вас самый родной и дорогой человек на земле? Ну, конечно же, это мама. - Образуйте новые слова от слова мама. Мама-мамочка, мамулечка, мамусечка, мамчик, мамульчик.
3. Сбор ассоциаций к слову «мама». - Закройте глаза. Подумайте о маме. Откройте глаза и назовите слова, которые ассоциируются со словом мама. Мама – красивая, добрая, покой, тепло, подарки, сюрпризы. - Можно ли все эти слова сказать про ваших мам?
4.Написание пятистиший. - Используя слова, записанные на доске, составьте пятистишия и запишите их на листок. Прочитайте, что у вас получилось.
5. Работа с текстом. - О маме, сложено немало стихов, песен, написано множество рассказов, повестей, романов. Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом детской писательницы Зои Ивановны Воскресенской. Он называется «Мама». - Вы внимательно слушаете, а затем после обсуждения, вам нужно будет придумать свое название к этому рассказу.
6. Обсуждение прочитанного. Работа в группах. - А почему вы молчите? Чем бы вы хотели поделиться? - Что делает мама для своих детей? - Как автор описывает мамины руки? Найдите в тексте и прочитайте. - Как описано сердце матери? -Как мама учит ребенка видеть и открывать мир? - К чему призывает автор? - Почему мы должны беречь маму, стараться не причинять ей страдания? (Нельзя причинять боль любимым людям потому, что мы их любим). - Не забывайте говорить мамам добрые слова. Потому что они ждут вашей любви, нежности, поддержки. - Обсудите прочитанное в команде, если необходимо – прочитайте еще раз и придумайте свои названия к рассказу. - Какие названия придумали команды?
6. Работа с пословицами. - У вас получились очень интересные названия для этого рассказа. А как вы думаете, что еще можно было использовать в качестве названий? (пословицы). - Каждая группа получает набор слов. Ваша задача: составить пословицу из слов и объяснить смысл каждой пословицы. Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает. Нет милее дружка, чем родная матушка Птица радуется весне, а младенец матери. При солнышке тепло, при матери – добро. - Как вы понимаете мудрый смысл этих слов?
7. Работа с рассказом В. Сухомлинского «Крылья матери». - А сейчас я предлагаю вам прочитать еще один рассказ о маме. Его автор Василий Александрович Сухомлинский. - Как вы понимаете название рассказа? Есть ли у мам крылья? Предположите, о ком пойдет речь в рассказе. - Чтение рассказа по частям. Работа с каждой частью.
Сухомлинский В.А. "Крылья матери" В жаркий летний день вывела Гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала деткам большой мир. Этот мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня стала учить деток щипать неявные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир уютный, добрый, поющий множеством голосов пчел, жучков, бабочек. Гусята были счастливы. Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались. Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И вдруг каждому из них стала нужна, ой, как нужна мать. Они подняли маленькие головки и побежали к ней.
-Давайте подумаем, как поступят гусята? А мама? - Есть ли интересные решения?
А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Потому что крылья существуют прежде всего для того, чтобы прикрывать детей — об этом известно каждой матери, а потом уж для того, чтобы летать. Под крыльями было тепло и безопасно; гусята слышали будто бы откуда-то издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте. Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было тепло и уютно, а снаружи — холодно и опасно.
- Как вы думаете, что случилось после того, как утих ураган?
Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: «Выпускай нас, мама». Да, они не просили, а требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и не могла этого сделать. Гусята все это видели, но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчелы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: мама, что с тобой? И только один, самый маленький и слабый гусенок подошел к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: «Все хорошо, сын». Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.
- Какой же была материнская любовь к своим деткам? (огромной, преданной, бескорыстной) - Ради жизни своих детей, мама всегда готова к подвигу. Она может пожертвовать своим покоем, здоровьем, счастьем ради счастья детей. - Расскажите о том, как крылья маминой любви ограждают и защищают вас от бед? - Почему израненная мать всё-таки была счастлива? -Как вы думаете, должны ли дети растить крылья любви к своим матерям?
8. Оформление плаката. - Как нужно относиться к маме? Почему? - Для урока мы подготовили плакат, на который поместили фото мам. Как вы думаете, чем еще можно его украсить? Что можно поместить на него? - Оформление плаката стихами детей, пословицами.
9. Рефлексия. Итог урока. Просмотр видеопоздравления. - Очень важно чтобы у мамы на душе было всегда спокойно. Мы должны с вами заботиться и о душевном спокойствии мамы. Мама будет счастлива и будет улыбаться, как солнышко, когда вы ее согреете своей любовью, вниманием, заботой. А наш урок я предлагаю закончить вашими высказываниями. Продолжите это предложение. После нашего разговора…..
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. З.И. Воскресенская. Мама. http://lib.ru/MEMUARY/ZHZL/ulianowa.txt 2. В.А. Сухомлинский. Крылья матери. http://happy-school.ru/publ/v_a_sukhomlinskij_krylja_materi/8-1-0-1816
|
Категория: Уроки | Добавил: ЮлияЮлия (25.02.2014)
| Автор: Васьковская Юлия Казимировна E
|
Просмотров: 4438
| Рейтинг: 1.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|