Актюбинская область Каргалинский район с.Бадамша ГУ «Бадамшинская средняя школа №2» Дюсекова Айна Ертаевна
Тема: «Не с существительными» Цель: усвоить правила слитного и раздельного правописания не с именами существительными; закрепить навыки правописания не с существительными; повторить и обобщить ранее изученный материал. Задачи: сформировать навыки правильного употребления не с существительными; развивать орфографическую зоркость, творческие способности; научить различать на слух слова с противоположным значением; воспитывать любовь к слову. Тип урока: комбинированный Методы работы: исследовательский, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый. Оборудование: плакат-алгоритм, сигнальные карточки.
Ход урока. I.Организационный момент. А) Приветствие Б) знакомство с темой, целью урока. II.Вступительное слово учителя: повторение теоретических сведений о существительном. 1)Фронтальный опрос: -Дайте определение имени существительного. -Какие существительные относятся к 1,2,3 склонениям? Приведите примеры. -Перечислите разносклоняемые имена существительные. Почему они так называются? -Назовите особенности склонения существительных: кофе, кино, пальто, кенгуру? -Назовите способы образования имён существительных.
2)Запись предложения: Кто б ни был ты, о мой читатель, друг, недруг, я хочу расстаться нынче как приятель. Задание: выпишите из предложения существительные с противоположным значением. Друг-недруг – объясните значение этих слов, подберите к ним синонимы. Почему мы написали не слитно в слове «недруг»? Давайте прочитаем правило. III. Изучение новой темы. 1)Работа с учебником. Знакомство с теоретическим материалом. Чтение правила на с.107 2)Работа с плакатом- алгоритмом. «НЕ с существительными»
1)Определи, употребляется ли существительное без НЕ : А)если не употребляется, то пиши слитно, Б) если употребляется, то
2) проверь, есть противопоставление или его нет (с союзом а). А)если есть, пиши раздельно, Б)если нет, то
3)замени существительное синонимом: А)если можно заменить, пиши слитно, Б)если нельзя заменить, пиши раздельно.
Вывод: что является условием слитного написания НЕ с существительными? Раздельного? IV.Закрепление (тренировочные упражнения) 1) На доске записаны существительные с НЕ, записать их ,распределив по группам:-НЕ является приставкой, -НЕ является частью корня. -(Не) годование, (не)счастье,(не)вежа,(не)внимательность,(не)точность,(не)вежда,(не)лепость,(не)грамотность,(не)доверие,(не)дотрога. 2) Синтаксическая пятиминутка. Задание: составить схемы предложений; выписать существительные с НЕ,объяснить их правописание. А)И туман, и непогоды осень поздняя несёт. Б)Нерешительность командира привела к проигрышу сражения, и неприятель перешёл в наступление.
3) Составь предложение: -из предложения Вдоль дорожки мы собирали незабудки выписать существительное-дополнение, поставив его в форме Им .п. мн.; -из предложения В саду цветут астры выписать сказуемое .выраженное глаголом, поставив его в форме прошедшего времени мн.ч.; -из предложения Ещё в полях белеет снег (Ф. Тютчев )выписать обстоятельство места,поставив существительное в форме Предл.п.ед.ч. с предлогом в ; -из предложения Лось вышел на опушку и заревел выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме ед.ч. предл.пад. с предлогом на ; -из предложения Роняет лес багряный свой убор (А.С.Пушкин) выписать подлежащее, выраженное существительным, поставив его в форме род.пад.ед.ч.
(должно получиться: Незабудки цвели в поле и на опушке леса ). 4) Работа с учебником – упражнение289,с.109. Задание: выписать существительные, распределив их по трем группам: 1-пиши слитно,п.ч. не приставка, 2-пиши слитно,п.ч. без не не употребл., 3-пиши раздельно. 5)Слово учителя: Я хочу познакомить вас со сказкой Б.Заходера о словах, в которых исчезло НЕ Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица не. Посмотрел я вокруг с доумением. Что за лепое положение! Но кругом было тихо-тихо, И во всём была разбериха, И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. И погода стояла настная, И гуляла собака счастная. И, виляя хвостом уклюже, Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шёл умытый, причёсанный ряха. А за ряхой по травке свежей Шёл суразный дотёпа и вежа. И навстречу всем утром рано Улыбалась Царевна смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы не. (Оказывается, бывают и прилагательные, и наречия, и глаголы, которые без не не употребляются, значит, пишутся слитно). 6)образуйте с помощью приставки НЕ- слова, противоположные по значению; рядом с образовавшимся словом поставьте сходные по смыслу слова без приставки НЕ-
Друг- Счастье Внимательность Зависимость Правда Здоровье
Составьте с любой парой существительных два предложения. 7) Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными? 1. (Не)погода помешала уборке урожая, а … 2. (Не)счастье помогло исследователю, а … 3. (Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а … 4. (Не)друг ты мне, а … 5. (Не)воля ожидала его, а …
V.Подведение итогов урока.
- Когда НЕ с существительными пишется слитно? -Когда раздельно? Приведите примеры.
Рефлексия: закончите предложения: - на уроке было (интересно, скучно, непонятно ) -я узнал(а), что … - мне больше всего понравилось…
VI. Домашнее задание: выучить правило параграфа 42, выполнить упражнение 284. Составить 3 предложения, употребив все случаи написания НЕ- с существительными на тему «Спорт».
|