Суббота, 21.12.2024, 17:52
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Кто посещает наш сайт?
Всего ответов: 950
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » 2013 » Март » 13 » Урок русского языка в 6 классе
14:47
Урок русского языка в 6 классе
Актюбинская область
Каргалинский район
с.Бадамша
ГУ «Бадамшинская средняя школа №2»
Дюсекова Айна Ертаевна

Тема: «Не с существительными»
Цель: усвоить правила слитного и раздельного правописания не с именами существительными; закрепить навыки правописания не с существительными; повторить и обобщить ранее изученный материал.
Задачи: сформировать навыки правильного употребления не с существительными; развивать орфографическую зоркость, творческие способности; научить различать на слух слова с противоположным значением; воспитывать любовь к слову.
Тип урока: комбинированный
Методы работы: исследовательский, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.
Оборудование: плакат-алгоритм, сигнальные карточки.

Ход урока.
I.Организационный момент.
А) Приветствие
Б) знакомство с темой, целью урока.
II.Вступительное слово учителя: повторение теоретических сведений о существительном.
1)Фронтальный опрос:
-Дайте определение имени существительного.
-Какие существительные относятся к 1,2,3 склонениям? Приведите примеры.
-Перечислите разносклоняемые имена существительные. Почему они так называются?
-Назовите особенности склонения существительных: кофе, кино, пальто, кенгуру?
-Назовите способы образования имён существительных.

2)Запись предложения: Кто б ни был ты, о мой читатель, друг, недруг, я хочу расстаться нынче как приятель.
Задание: выпишите из предложения существительные с противоположным значением. Друг-недруг – объясните значение этих слов, подберите к ним синонимы. Почему мы написали не слитно в слове «недруг»? Давайте прочитаем правило.
III. Изучение новой темы.
1)Работа с учебником. Знакомство с теоретическим материалом. Чтение правила на с.107 2)Работа с плакатом- алгоритмом.
«НЕ с существительными»

1)Определи, употребляется ли существительное без НЕ :
А)если не употребляется, то пиши слитно,
Б) если употребляется, то

2) проверь, есть противопоставление или его нет (с союзом а).
А)если есть, пиши раздельно,
Б)если нет, то

3)замени существительное синонимом:
А)если можно заменить, пиши слитно,
Б)если нельзя заменить, пиши раздельно.

Вывод: что является условием слитного написания НЕ с существительными? Раздельного?
IV.Закрепление (тренировочные упражнения)
1) На доске записаны существительные с НЕ, записать их ,распределив по группам:-НЕ является приставкой, -НЕ является частью корня.
-(Не) годование, (не)счастье,(не)вежа,(не)внимательность,(не)точность,(не)вежда,(не)лепость,(не)грамотность,(не)доверие,(не)дотрога.
2) Синтаксическая пятиминутка. Задание: составить схемы предложений; выписать существительные с НЕ,объяснить их правописание.
А)И туман, и непогоды осень поздняя несёт.
Б)Нерешительность командира привела к проигрышу сражения, и неприятель перешёл в наступление.

3) Составь предложение:
-из предложения Вдоль дорожки мы собирали незабудки выписать существительное-дополнение, поставив его в форме Им .п. мн.;
-из предложения В саду цветут астры выписать сказуемое .выраженное глаголом, поставив его в форме прошедшего времени мн.ч.;
-из предложения Ещё в полях белеет снег (Ф. Тютчев )выписать обстоятельство места,поставив существительное в форме Предл.п.ед.ч. с предлогом в ;
-из предложения Лось вышел на опушку и заревел выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме ед.ч. предл.пад. с предлогом на ;
-из предложения Роняет лес багряный свой убор (А.С.Пушкин) выписать подлежащее, выраженное существительным, поставив его в форме род.пад.ед.ч.

(должно получиться: Незабудки цвели в поле и на опушке леса ).
4) Работа с учебником – упражнение289,с.109. Задание: выписать существительные, распределив их по трем группам: 1-пиши слитно,п.ч. не приставка, 2-пиши слитно,п.ч. без не не употребл., 3-пиши раздельно.
5)Слово учителя: Я хочу познакомить вас со сказкой Б.Заходера о словах, в которых исчезло НЕ
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением.
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шёл суразный дотёпа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.
(Оказывается, бывают и прилагательные, и наречия, и глаголы, которые без не не употребляются, значит, пишутся слитно).
6)образуйте с помощью приставки НЕ- слова, противоположные по значению; рядом с образовавшимся словом поставьте сходные по смыслу слова без приставки НЕ-

Друг-
Счастье
Внимательность
Зависимость
Правда
Здоровье

Составьте с любой парой существительных два предложения.
7) Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными?
1. (Не)погода помешала уборке урожая, а …
2. (Не)счастье помогло исследователю, а …
3. (Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а …
4. (Не)друг ты мне, а …
5. (Не)воля ожидала его, а …

V.Подведение итогов урока.

- Когда НЕ с существительными пишется слитно?
-Когда раздельно? Приведите примеры.

Рефлексия: закончите предложения:
- на уроке было (интересно, скучно, непонятно )
-я узнал(а), что …
- мне больше всего понравилось…

VI. Домашнее задание: выучить правило параграфа 42, выполнить упражнение 284. Составить 3 предложения, употребив все случаи написания НЕ- с существительными на тему «Спорт».
Просмотров: 1992 | Добавил: aina66 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Архив записей
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на //sabak.ucoz.org обязательна © 2024Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика