Кенбаева Наурызкуль Имашевна учитель русского языка и литературы средняя школа № 7 г. Кызылорда
Тема урока: Обстоятельство. Обстоятельство – существительное в дательном падеже. Цели урока: -обучающая: дать понятие об обстоятельстве, об обстоятельстве-существительном в дательном падеже; -развивающая: формировать умения определять способы выражения обстоятельств, учить находит их тексте; -воспитывающая: воспитание чувства патриотизма и культуры речи. Тип урока: Изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности. Форма организации урока: групповая форма работы, индивидуальная. Методы и приёмы: беседа, практические упражнения, творческие задания. Дидактическое обеспечение урока: Электронный учебник для 6 класса по теме «Обстоятельство», текст «Города Казахстана», интерактивная доска, слайды, учебник.
Ход урока:
I Организационный этап Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. Будем мы писать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики. Фонетическая зарядка II Проверка домашнего задания А) Выявить уровень знаний по заданному на дом заданию – аннотация к прочитанным текстам, рассказам. III Этап актуализации субъективного опыта учащихся Вопросы подводящие к необходимости изучения темы; краткое обобщение по пройденному материалу 1. Назови главное члены предложения. 2. На какие вопросы отвечает подлежащее? 3. На какие вопросы отвечает сказуемое? 4. Какие предложения называются нераспространёнными? 5. Какие предложения называются распространёнными? 6. Назови второстепенные члены предложения. 7. Что называется дополнением? 8. Обозначь дополнение графически. 9. Сколько падежей в русском языке? 10. Что называется склонением? 11. Какие падежи называются косвенными? 12. Какими частями речи выражается дополнение? 13. Зачем нужны в предложении второстепенные члены? IV Этап изучения нового материала Слайд № 2 «Обстоятельство. Обстоятельство – существительное в дательном падеже» Объяснение новой темы мы проведём, опираясь на текст «Города Казахстана» по электронному учебнику. Слайд №3: «Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который обозначает разные обстоятельства, при которых совершается действие – место, время, причина, способ совершения действия. Отвечает на вопросы где? откуда? когда? как? Нужно различать различные типы обстоятельств: место, где происходило действие; время, когда оно совершалось; каким образом оно происходило. Поэтому те обстоятельства, которые обозначают время называются обстоятельствами времени, те, который обозначают место действия – обстоятельствами места, те, которые обозначают как, каким образом совершалось действие – обстоятельством образа действия» V Этап закрепления новых знаний и способов деятельности Задание №1. Слайд №4 Прочитайте словосочетания. Поставьте вопрос от главного слова к зависимому. Определите, в каком падеже употреблено зависимое слово, каким членом предложения является. Поехал к другу Направились к горе Подъезжал к Астане
Существительное в дательном падеже с предлогом к обозначает предмет или лицо, к которому приближается другой предмет или лицо, и отвечает на вопросы куда? к чему? к кому? сущ.в Д.п Айша подошла (к чему?) к доске. - - - - - сущ.в Д.п Они подбежали (к кому?) к Болату. - - - - - - - сущ.в Д.п Брат подъехал (куда?) к школе. Ї•Ї•Ї Задание №2. Упражнение № 2 стр 167 Мы подъехали на машине к станции. Ребята подъехали к зданию. Поезд подошёл к вокзалу. Задание №3. Работа в группах. 1группа – упражнение 5 стр 168 2группа – упражнение 6 стр 169 3группа – дополнительное задание на стр 169
Задание №4. Слайд 5. Составить эссе 1группа «Астана – столица Казахстана» 2группа «Мой город – Кызылорда» 3группа упражнение 7. Чтение диалога стр 169
VI Этап контроля и самоконтроля А теперь проверим, как вы освоили тему урока. Для этого вы должны ответить на следующие вопросы: 1. Что называется обстоятельством? 2. К какому члену предложения относится обстоятельство? 3. На какие вопросы отвечает обстоятельство? 4. Чем выражается обстоятельство в предложении? 5. Что обозначают существительные в дательном падеже с предлогам к? 6. Какими членами предложения могут быть существительные в дательном падеже с предлогам к? 7. Как графически обозначить обстоятельство? 8. VII Этап информации о домашнем задании §46 упр. 2 (у) стр. 164; упр. 8 (п) стр. 169
VIII Этап подведения итогов урока Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
|