Суббота, 21.12.2024, 18:09
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Профессия учителя-это
Всего ответов: 423
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » 2013 » Май » 16 » Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.
19:06
Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Палжанова М.Ш.
ОСШ №36 имени Казыбек би, Шымкент, Казахстан

Түйін
Бұл мақалада орыс тілі мен әдебиеті сабақтарында инновациялық технологияларды қолдану қарастырылады

Summary
The usage of innovation technology at Russian and literature lessons are tought in this article

К русскому языку и к кириллице
мы должны относиться столь же
бережно, как к казахскому языку.
Всем очевидно, что владение
русским языком – это историческое
преимущество нашей нации.

Н.А.Назарбаев

(из Послания Президента РК
Н.А. Назарбаева народу Казахстана
Стратегия «Казахстан-2050»)

В настоящее время в Республике Казахстан определены стратегические приоритеты в развитии образования для формирования национальной модели многоуровневого непрерывного образования, интегрированной в мировое пространство и удовлетворяющей потребности личности и общества. Изучение государственного языка и языка межнационального общения, русского языка, занимает в нашей республике одно из важнейших мест, в том числе и в воспитании патриотизма и интернационализма, толерантности, культуры.
Основная функция обучения русскому языку - представить русский язык одновременно как систему, как функционирующий механизм и как картину мира, как упорядоченную совокупность знаков, которые передают зафиксированную в них систему знаний об объективной действительности.
В Концепции 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан определена следующая главная цель: «формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентной личности,способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества».[2] Качественная подготовка означает не только формирование определенных теоретических знаний, умений и профессиональных навыков, но и развитие качеств и свойств профессиональной личности.
По словам Ш. Амонашвили, “учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить … только добротой души; он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, ибо страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею; учитель должен быть патриотом и интернационалистом, ибо любовь к родине может пробудить только любящий свое Отечество”.
Современный учитель , ежедневно входящий в класс, твердо знает, что он хочет. Но желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия знаний у учителя, сколько от умения сделать эти знания достоянием учеников.
В процессе обучения важно активное отношение обучающегося к учению. Ребенок – личность, индивидуальность. Раскрыть личность ребенка, помочь её реализации, самовыражению – одна из задач процесса обучения.
Требования к специалисту в плане межкультурного общения в современном мире велики и предполагают овладение им на уровне пользователя не одним, а несколькими иностранными языками. Особенно важным является развитие многоязычной и поликультурной языковой личности. Полиязычная личность – это показатель способности человека принимать полноценное участие в межкультурной коммуникации, способность реализовать себя в рамках диалога культур. Другими словами, это формирование умения в познании собственной культуры и культуры других народов. Языковая личность – есть многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей, умений и готовностей к осуществлению языковых поступков разной степени сложности: поступков, которые классифицируются, с одной стороны, по видам речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение ), а с другой – по уровням языка (фонетика, грамматика, лексика). Успешное формирование автономной языковой личности непосредственно связано со становлением учебной компетенции обучаемого, т.е. способности управления своей учебной деятельностью.
Инновационные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к предмету, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, актуализируют личность ребенка, воспитывают в детях чувство собственного достоинства , дают им ощущения творческой свободы и самое главное – приносят радость. В этой связи актуальной становится проблема изучения и использования инновационных технологий в обучении русскому языку.[5]
В практике преподавания русского языка на современном этапе обучения используются следующие технологии:
1)проектные технологии
2)информационные технологии
3)технологии языковых портфелей
4) модульно-блочные технологии
Наиболее доступными являются информационные технологии. Мир новейших информационных технологий занимает всё большее место в нашей жизни. Использование их на уроках русского языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор.
Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. [3]
Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:
1)при изложении нового материала —визуализация знаний (демонстрационно -энциклопедические программы; программа презентаций Power Рoint);
2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа «Фраза», "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, использование современных Интернет технологий;
7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).
При организации урока с использованием компьютера нужно продумывать и учитывать целый ряд факторов:
1) определение специфической методической цели урока и выбор соответствующей ей формы урока, приемов деятельности учителя и учащегося;
2) учет уровня подготовки класса по предмету и основным учебным и интеллектуальным умениям и навыкам, следовательно, необходимо использовать возможности дифференцированного обучения с использованием компьютерной программы;
3) особенности подготовки учителя к уроку с использованием мультимедийной и компьютерной программы по русскому языку и литературе;
4) организация деятельности учащихся и их взаимодействия с учителем; роль учителя на уроке;
5) развитие у учащихся интереса к данным предметам новыми для них средствами обучения и видами учебной деятельности;
6) организация контроля за деятельностью учащихся на уроке и усвоением ими учебного материала;
7) готовность учащихся к новому виду учебной деятельности, т.е. владение приемами работы с компьютером.
Конечно, необходимо более требовательно относиться к готовым компьютерным программам, к их месту на уроках, нужно видеть их сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки.
Задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету, наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.
Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед учителем – словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер.[4]
Итоги использования компьютерных технологий таковы:
1. повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);
2. осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
3. расширение объёма предъявляемой учебной информации;
4. обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
5. улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
6. повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;
7. включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;
8. повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.
Использование информационных технологий даёт толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. Работа с компьютером должна быть организована так, чтобы с первых же уроков начальной ступени обучения она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно – мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению русским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.
Обучение с помощью интерактивного оборудования существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают. Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи: усвоить базовые знания по предмету; систематизировать усвоенные знания; сформировать навыки самоконтроля; сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности; оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом. Преподаватель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, привлекая к процессу учащихся, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу. Однако, важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные возможности доски. Работа с интерактивными досками делает любое занятие динамичным, благодаря этому можно заинтересовать учащихся уже на начальном этапе урока. Можно, к примеру, написать на доске задания или вернуться к предыдущему материалу, чтобы проверить, как учащиеся его усвоили.
Метод компьютерной поддержки я использовала при проведении уроков по произведениям
А. С. Пушкина «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Учащиеся показали свои творческие способности при создании слайдов, используя иллюстративные возможности интерактивной доски, создали целую галерею портретов отдельных персонажей, причем к каждому портрету составили характеристику сопоставляя с собой, при этом ненавязчиво велась воспитательная работа с самооценкой учащихся. Презентации сопровождались видеофрагментами, музыкой известных композиторов.
При подготовке урока чаще всего использую такой прием, как «наложение», который уместен в тех местах презентации или флипчарта, где необходимо проиллюстрировать в компактной и образной форме суть построения ряда объектов или процессов, изложить последовательность происходящего языкового явления. Например, на уроке-поиске в 9 классе «Сложноподчиненные с придаточными определительными» провожу сравнительно-сопоставительный анализ предложений: «Комната, куда мы вошли, была темна. Комната, в которую мы вошли, была темна.»Делаем вывод: замена союзного слова не отражается на значении предложения. Затем на доске появляется схематическая запись.
Учащиеся получают нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ученику проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.
Типы домашнего задания:
1. творческая работа;
2. лингвистическое исследование текста;
3. подготовка иллюстраций к литературным произведениям;
4. рисование обложек к литературным произведениям;
5. инсценировка художественного произведения;
6. создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;
7. продолжение неоконченных произведений;
8. подготовка словарных диктантов;
9. составление вопросника к зачету по теме;
10. составление конспекта, опорных таблиц;
11. письмо по памяти.
Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ученик может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.
На уроках русского языка эффективно использовать различные тестовые задания, которые проецируются на экране интерактивной доски, а с помощью тестирующего устройства "Activ-VOTE" можно мгновенно получить результат тестирования учащихся.
Достигнутый образовательный результат:
1.Диагностика результатов обучения показала, учащиеся лучше усвоили тему, у них выше успеваемость, чем показатели по темам, изученным традиционным путем. По окончании изучения тем проводились срезовые работы, тестирование с целью выяснения уровня усвоения основных понятий;
2. Повышается качество учебно-познавательной деятельности учащихся;
3. При изучении темы у школьников проявился рост мотивации к изучению темы, к саморазвитию и самообразованию. В результате беседы выявлено, что учащиеся научились решать тесты в Power Point, в программе test; создавать презентации и викторины по изученной теме (в Power Point). Решать тесты в любой программе необходимо учащимся, чтобы привыкнуть к тестовой ситуации, обрести уверенность к себе. Чтобы получить хорошие результаты в тестировании, необходимо приобрести опыт выполнения этой процедуры. Тестирование как форма контроля используется при сдаче ЕНТ, и подготовка к ЕНТ должна начинаться как можно раньше. Составление презентаций, выполнение различных заданий на компьютере (работа с Интернет, электронными дисками, тесты, задания, викторины, кроссворды и др.) развивают навыки работы с компьютером, информацией. Ученики объясняют необходимость знания компьютерных технологий, так как наша современная жизнь протекает в условиях формирования единого информационного пространства, знание компьютера необходимо людям практически всех профессий.
4.При подготовке домашнего задания учащиеся пишут творческие работы, используя презентации.
Таким образом, современность предъявляет всё более высокие требования к обучению и практическому владению русским языком в повседневном общении, профессиональной сфере. Объёмы информации растут, и часто рутинные способы её передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения.
Более того, внедрение в учебный процесс использования мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Использование информационных технологий позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению русского языка

Литература

1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана Стратегия «Казахстан-2050», Астана,2012
2. Концепция развития образования до 2015 года, Астана, 2004
3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – Народное образование. Москва, 2005
4. Современные педагогические технологии как фактор формирования ключевых компетентностей участников образовательного процесса.Часть5.Информационные технологии в образовательном процессе. Методические материалы. – Ярославль, 2005
5. Быстрай Е. Формирование межкультурной педагогической компетентности учителя // Вестник высшей школы-2006-№6-с. 14-18
Просмотров: 8885 | Добавил: Мадина | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Архив записей
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на //sabak.ucoz.org обязательна © 2024Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика