Палжанова М.Ш.,учитель русского языка и литературы, осш № 36 имени Казыбек би, г.Шымкент
Тема урока: ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ . Цели урока: 1. знакомство учащихся с именем числительным как частью речи; выработка умения различать части речи по вопросам и значению; работа над пониманием смысла нового правила и его практического применения, закрепление умения работать по инструкции и алгоритму; 2. развитие мыслительной деятельности; развитие долговременной памяти, способности анализировать и обобщать 3.воспитание умения работать в коллективе (умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге) стремление добиваться наилучших результатов. ТИП УРОКА: изучение и первичное закрепление нового материала МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: беседа, рассказ, работа с учебником, устные и письменные упражнения, наглядность. ОБОРУДОВАНИЕ: оформленная доска, таблица «Имя числительное», карточки, опорный конспект.
ХОД УРОКА: I. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Настрой учащихся на успех. Психологический настрой на работу. Сегодня мы познакомимся с числительным как частью речи, будем преодолевать трудности. А трудности легко преодолевать, когда человек всё делает с хорошим настроением. У вас хорошее настроение, я это вижу. Тогда, в добрый путь, удачи. II. Речевая разминка. Летят три пичужки через три пусты избушки. (коррекция затруднений в понимании слов, сходных по звуковому составу, недостатков в произношении отдельных звуков)
III. Проверка домашней работы. Домашнее задание было «Записать все известные вам названия кинофильмов в которых встречаются цифры». IV. Изучение нового учебного материала. Актуализация знаний. У. Из чего состоит наша речь? У. Одинаковое ли значение имеют слова? У. Обратите внимание на доску. Прочитайте слова в каждом ряду. Определите, на какой вопрос они отвечают, и к какой части речи относятся. (Проверка). вопрос Часть речи 1. Стол, книга, парта. Что? Сущ. 2. Рисует, пишет, чертит. Что делает? Глагол 3. Белый, большой, круглый. Какой? Прилагательное 4. Чисто, слева, вчера. Как, где? Наречие 5. Я, ты, он, она. Кто? Местоимение 6. Раз, два, три. Сколько? Числительное (упражнение на развитие долговременной памяти, способности анализировать и обобщать)
V. Введение в тему. У. В шестой строчке записаны слова, которые обозначают цифры. Как называется эта часть речи? (Если дети затрудняются с ответом, учитель помогает) Итак, сегодня мы будем говорить об имени числительном. Открываем тетради, записываем число и тему урока. Обратите внимание на число. Какой частью речи оно является?
VI. Постановка цели урока перед учащимися. У. Сегодня на уроке мы должны научиться выделять имя числительное среди других частей речи и определять значение числительных.
VII. Объяснение нового материала. У. В какой науке главными являются числа? Как записываются числа в математике (цифрами), а в русском языке? (буквами) Каждой цифре соответствует определенное числительное. 1 – один, 2 – два и т. д. Работа с правилом в учебнике Запись правила в конспект. У. Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов и порядок их при счете. По значению числительные делятся на количественные и порядковые. Количественные числительные обозначают количество или число и отвечают на вопрос сколько?: один, два… Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос какой?: первый, второй… Работа с опорным конспектом.
ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (Цифра)
Количественное Порядковое Сколько? Какой? пять, шесть пятый, шестой
VIII. Работа с учебником. Упр _____ Найдите в предложении слова, которые можно заменить цифрами. На какие вопросы они отвечают? Какое они имеют значение? (Проверка) (Упражнение на первоначальное закрепление материала. Учить применять правила при выполнении упражнения) IX. Дидактическая игра на внимание. (Найдите лишнее слово) Один ученик работает у доски.
1. Седьмой, шестнадцатый, одиннадцать. 2. Сто, десять, шестой. 3. Стол, книга, два.
У. Какие слова вы выписали, почему? (Проверка) (Развитие умения сравнивать и анализировать)
X. Словарная работа. У.Запишем предложение.(Работа на доске) Одиннадцатого марта в школе состоялись соревнования по волейболу. Какой частью речи является слово одиннадцатого? Какое это числительное? Выделите корень. Что такое корень, как его найти? Почему в слове пишется две НН? (запись в словарик (один на десяти - один прибавить к десяти. Один + на + дцать = одиннадцать) Слайд № 8 (развитие импрессивной стороны речи (понимание)
XI Орфографическая пятиминутка. (Один ученик работает у доски) У. Запишем предложение Есть на свете сто столиц. У столицы есть сто лиц. У. Найдите слова, которые нужно проверить. Разгадайте ребус. Проверка
100
Как пишется слово столица, почему? (записать в словарик) Как пишутся предлоги со словами? (объяснение записи на доске) Найдите числительные. Какие это числительные? Поставьте вопрос. (Совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях)
XII Пальчиковая гимнастика. Произнося шуточную считалочку, поочередно сгибать все пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого, а затем со звуком «пи-пи-пи» - ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук. Слайд № 10 Раз – два – шли утята. Три – четыре за водой. А за ними плелся пятый, Позади бежал шестой. А седьмой от них отстал. А восьмой уже устал. А девятый всех догнал. А десятый испугался – Громко – громко запищал: - Пи-пи-пи – не пищи! - Мы тут рядом, поищи!
У. Назовите все числительные, которые есть в этой шуточной считалочке. Поставьте к ним вопросы. Какие это числительные? (снятие усталости, развитие мелкой моторики)
XIII. Закрепление материала. 1. Два ученика работают у доски, выполняют упр. 240 из учебника. Один ученик выписывает количественные числительные, второй – порядковые. Проверка. (Коррекционное упражнение по формированию умения работать по алгоритму. Дети работают по опорному конспекту и закрепляют навык работы с ним на конкретных примерах). Дополнительное задание. Часть учащихся могут выполнить задание быстрее остальных им предлагаются карточки. В автобус вошли 6 бабушек. 2 из них уступили место. Скольким бабушкам пришлось стоять? Сколько воспитанных пассажиров ехало в автобусе? Ответ: Четырем бабушкам пришлось стоять. В автобусе ехало два воспитанных пассажира.
2. Разгадай ребус.
с3ж, по2л, чи100тел, смор1а, во100рг, па3от. во100к У. Поставьте к числительным вопросы. Какие это числительные? (развитие образной памяти) (В зависимости от наличия времени на уроке, задания можно сократить.)
XIV. Работа в группах. (группы по уровням развития) 1 группа. Раздаются карточки. В рядах букв учеников просят найти «спрятавшиеся» там слова и составить с ними предложения.
Найдите слова и составьте с ними предложения. ШАКРОДИНТМНИКДОМЧЕВЛНСТОЯЛМЩЬ ВДВЕЗВНКПКОШКИНУЕКЫМСИДЕЛИНАОСТВ 2 группа. Вспомните и запишите названия сказок, пословиц и поговорок, в которых встречается числительное. 3 группа. Воспользуйтесь учебниками, найдите и выпишите порядковые числительные. Отчет групп о проделанной работе. (Коррекция зрительного вербального анализа, развитие творческих способностей, воспитание умения работать в группах)
XV. Итог урока. Вернемся к теме нашего урока Какова была цель нашего урока? Мы её достигли? Какую часть речи называют числительным? Какие числительные бывают? Что произойдет с нашей речью, если исчезнут все числительные?
XVI. Объяснение домашнего задания. Домашнее задание ________________
XVII. Оценка деятельности каждого ученика.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КАРТОЧКИ
1. Решите задачу, запишите ответ буквами. В автобус вошли 6 бабушек. 2 из них уступили место. Скольким бабушкам пришлось стоять? Сколько воспитанных пассажиров ехало в автобусе?
2. Разгадайте ребусы. с3ж, по2л, чи100тел, смор1а, во100рг, во100к, па3от.
3. Найдите слова и составьте с ними предложения. ШАКРОДИНТМНИКДОМЧЕВЛНСТОЯЛМЩЬ ВДВЕЗВНКПКОШКИНУЕКЫМСИДЕЛИНАО
|