Тема: «Пропорция. Основное свойство пропорции. Золотое сечение». Цели урока: Обучающая: повторить и закрепить понятия: пропорция, ее крайние и средние члены; основное свойство пропорции Развивающая: развивать кругозор учащихся, мышление, внимание, культуру математической речи; прививать интерес к изучению математики. Воспитательная: воспитывать чувство прекрасного, гармонии, самоконтроля.
Ход урока. 1.Организационный момент. Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: "Учиться можно только весело… .Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”. Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету, будем активны, внимательны, работать с большим желанием и постигать новое. 2.Мотивация урока. Уютно ли жить в доме, в котором перекошена крыша и окна разной формы? Говорят, что в таком доме нет соразмерности, нет гармонии. Гармония (от греч, - связь, стройность) - соразмерность отдельных частей, слияние объектов в единое целое. В математике слово соразмерность определяется таким понятием как пропорция. И сегодня мы будем говорить о золотом сечении. Мир, который окружает нас многообразен… Вы, наверное, обращали внимание, что беспорядочность, бесформенность, несоразмерность воспринимаются нами как безобразное и производят отталкивающее впечатление. А предметы и явления, которым свойственна мера, целесообразность и гармония воспринимаются как красивое и вызывают у нас чувство восхищения, радости, поднимают настроение. Людей с давних времён волновал вопрос, подчиняются ли такие неуловимые вещи как красота и гармония, каким-либо математическим расчётам. Можно ли «проверить алгеброй гармонию?» – как сказал А.С. Пушкин. Конечно, все законы красоты невозможно вместить в несколько формул, но, изучая математику, мы можем открыть некоторые слагаемые прекрасного. Сегодня на уроке я познакомлю вас с одним из таких математических соотношений - «золотое сечение», там, где оно присутствует, ощущается гармония и красота. 3. Актуализация опорных знаний. Что называется пропорцией? Как называются члены пропорции? Назвать крайние члены пропорции: 27:3=45:5 . Назвать средние члены пропорции: 20 : 4 = 10 : 2. Сформулируйте основное свойство пропорции.
Проверьте, является ли пропорцией данное равенство:
Устно : 3:8=12:32, 4: 15=2: 7. 3 : 7 = 6 : 14; 3,5 : 0,2 = 4 : 17,5; 1/4 : 2 = 5 : 40. 4. Решение уравнений на основное свойство пропорции.
5.О золотом сечении. Греческие ученые не признавали дробных чисел, поэтому у них возникли затруднения с измерениями величин. Они и создали учения об отношениях величин, о равенстве таких отношений. Задолго до нашей эры, в различных точках мира, разные ученые, независимо друг от друга, находили это отношение, и у всех это отношение было одним и тем же. И сейчас мы с вами найдем такое деление отрезка, таким способом, каким его нашел знаменитый ученый Пифагор. В ваших тетрадях начерчена фигура, как она называется? - Пятиугольник. - Правильно! И с помощью этого пятиугольника мы найдем это совершенное отношение. Постройте две диагонали пятиугольника, как показано на экране И расставьте буквы, как показано на экране. Измерьте отрезки АС и ВС и найдите отношение этих отрезков – меньшего к большему. Чему равно это отношение? - Приближенно 0,6. Правильно! А теперь, найдите отношение длин отрезков ВС и АВ. Чему равно это отношение? - Приближенно 0,6. Что же получается? Отношение АС к ВС и отношение ВС к АВ приближенно равны 0,6! Кто может составить верную пропорцию из этих отношений? - АС/ВС = ВС/АВ Такую пропорцию, где меньшее так относится к большему, как большее к целому, назвали золотой пропорцией. А деление отрезка в таком отношении – золотым сечением 5. Физкультминутка Учитель произносит слова и показывает движения, учащиеся повторяют. Один, два, три, четыре, пять, Все умеем мы считать. Отдыхать умеем тоже: Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко – легко подышим. Все ребята дружно встали И на месте зашагали. На носочки потянулись И друг к другу повернулись. Как пружинки мы присели, А потом тихонько сели.
6. Решение задач на основное свойство пропорции. Работа с учебником. Решить № 534 на доске и в тетрадях. 7. Самостоятельная работа. Вариант № 1. 42. Решите уравнение: Вариант № 2. 42. Решите уравнение:
Вариант № 3. 42. Решите уравнение: Вариант № 4. 42. Решите уравнение:
6. Итоги урока. Говорят, что математика – гимнастика ума, я надеюсь, что сегодняшний урок, стал для вас хорошей тренировкой, которая позволила стать более внимательными, собранными, сообразительными, заставила думать и творить и узнавать что-то новое. 7. Д/з. Подготовить сообщение или презентацию «Золотое сечение в окружающем нас мире» 8. Рефлексия. - Что нового узнали? Ребята, сравните по вкусу мандарин и лимон. У кого настроение на этом уроке соответствует вкусу лимона? А вкусу мандарина? - Поднимите руку, кто ответил на уроке хотя бы раз. - Поднимите руку, кто достиг желаемого. - Поаплодируйте себе.
|