Среда, 24.04.2024, 08:23
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Кто посещает наш сайт?
Всего ответов: 947
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » 2013 » Ноябрь » 22 » Альмухамедова Б. УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС
21:19
Альмухамедова Б. УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ
10 КЛАСС
Учитель русского языка и литературы высшей категории- Альмухамедова Б. К.

ТЕМА: «Какова роль названия и экспозиции в раскрытии авторского замысла в очерке Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» (1865)?»
(Анализ и интерпретация первой, второй глав очерка)

Тип уроков: уроки изучения нового материала.
ЦЕЛЬ: 1. Начать знакомство с повестью Н.Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»
2. Продолжить формирование у ребят навыков литературоведческого анализа как составляющей интерпретации:
Образовательные цели и задачи:
• закрепляем умение трактовать название произведения как ключ к пониманию текста;
• знакомимся с образами героев, анализируя экспозицию очерка, смотрим, при помощи каких художественных средств, созданы образы персонажей;
Развивающие цели и задачи:
• развивать критическое мышление при анализе и оценке образов повести;
• развивать логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа);
Воспитательные цели и задачи:
• воспитывать у учащихся нравственное чутьё,
• воспитывать способность отличать поступки, проступки и преступления.

ОБОРУДОВАНИЕ: запись шестой симфонии П.И. Чайковского
Портрет Н.С. Лескова, репродукция картины Кустодиева «Купчиха», репродукции рисунков к повести. Раздаточный материал

Методы:
- метод эвристической беседы,
- исследовательский метод,
- проблемные методы,
- объяснительно-иллюстративные,
- сравнение и сопоставление образов героев.
ХОД УРОКА
Урок №1
I. Ввод в урок.
~ Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.
Музыкальный отрывок лирического содержания. (П.И. Чайковский, шестая симфония, 1 часть – 3 минуты).
Слайд №3-4 – на фоне фотографий музыка.
~ Каким чувством пронизан этот музыкальный отрывок? (тревогой, её нарастанием, вопросами). Мне кажется, что такими же чувствами проникнуто то пр-ие, которое мы будем сегодня изучать.
Слайд №5
Запишем тему урока.
II. Постановка задач с опорой на «ключевые» слова темы урока:
~ Какое произведение мы начнём сегодня изучать?
~ Попробуйте сформулировать цели урока, опираясь на ключевые слова темы.
- Мы должны начать изучение очерка Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».
- При этом будем анализировать заглавие повести, знакомиться с экспозицией: с местом, временем действия, с героями произведения.
- В конце урока мы должны увидеть, какая программа развития образов дана уже в экспозиции, понять, какие вопросы, проблемы намечает автор, подумать, интересны ли они нам сегодня.
Слайд №6
III. Актуализация.
1. Словарная литературоведческая разминка.
Слайд №7-8
Соотнесите слова и их ЛЗ. «Кто быстрее?». Работаем по парам. Верную последовательность запишите в тетрадь соотношением букв и цифр. Все эти слова понадобятся нам сегодня. (Проверка на слайде №9).
Слайд №9
2. Проверка домашнего задания. О Н.С. Лескове:
~ О ком М. Горький сказал: «Это вообще отличный писатель и тонкий знаток русского быта, писатель, всё ещё не оценённый по заслугам перед нашей литературой»? Конечно, о Лескове.
Слайд №10
- Прочитаем слова на слайде №10 Д. П. Святополк-Мирского о Лескове. Нет ничего важнее признания коллег, и это признание Н.С. Лесков получил.

3. Устный тест по биографии Лескова. «Найди неверное утверждение»
Слайд №11
См. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 (читает ученик слайд, остальные находят неверное и поясняют)
Слайд №12
~ Да, на прошлом уроке мы начали говорить о Н.С. Лескове. В чём особенность его взглядов? (Ученик делает сообщение, пользуясь тезисами слайда №12) – сообщение о взглядах. (ПРИЛОЖЕНИЕ №4)
~ А теперь посмотрим, как взгляды Лескова отразились в его повести «Леди Макбет Мценского уезда», анализируя и интерпретируя название, первую и вторую главы очерка.
IV. Новый материал.
Отдельные учащиеся получают карточки с вопросами, на которые они должны найти ответ в ходе уроков, а в конце подвести итог занятия. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1, карточки №1-3)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
КАРТОЧКА №1
~ Какую программу развития образа даёт Лесков уже в первой главе? Чего можно ждать от Катерины Измайловой? К. Кабанова причинила вред себе, способна ли это сделать К.Измайлова? Чистота или воинственность победит в ней?

КАРТОЧКА №2
~ Можно ли, опираясь на заглавие и экспозицию произведения, сказать, какие темы и проблемы поднимает Лесков в своём очерке? Назовите те из них, которые вы уловили.

КАРТОЧКА №3
~ Отвечает ли экспозиция на вопрос, почему Катерина Львовна «драму разыграла»? Провёл ли автор в экспозиции психологическое исследование последующих поступков Катерины?

1. Работа с заглавием.
Сначала повесть называлась «Леди Макбет нашего уезда», затем автор изменил название. Зачем? Да, конечно, чтобы предать черты типичности и одновременно указать на провинциальность героев.
Слайд №13
~ Обратимся к тексту повести. Что заявлено уже в заглавии? Сделаем компонентный анализ каждого слова темы.
Работаем в тетради, воспроизводя материал слайда №13:
ЛЕДИ МАКБЕТ МЦЕНСКОГО УЕЗДА

Англ. У. Шекспир, русский уезд, типичный для России
женщина название
трагедии

типичные
женская трагедия, кровь, российские темы и проблемы
тема смерть, преступление народной жизни, нар. характера
«Частная «грубая» простонародная драма – драма национальная. Это хочет показать Лесков», - считает критик Другов Б.М. Прав ли он?
2. Проблема жанра. Поисковая работа.
Слайд №14
(Сообщение ученика).
- Выбор писателем жанра как разновидности произведения поясняет замысел автора.
Критики расходятся в определении жанра «Леди Макбет Мценского уезда».
Рассказ - ? (но 15 глав, несколько событий) Повесть –? (но сам автор определил: очерк)
Сказ - ? (стр. 60 уч-ка).
~ Кроме того, автором заявлен жанр «ОЧЕРК». Почему, как вы думаете, Лесков настаивает на этом определении?
- Очерк – это документальный рассказ. Значит, автор хотел подчеркнуть документальность, подлинность, достоверность, правдивость. (Эти синонимы на слайде). Мы будем пользоваться определением: повесть, очерк.
3. Работа с эпиграфом.
Слайд №15
~ Эпиграф не случайно выбран автором. Прочтём. Что означает эта поговорка?
«Первую песенку зардевшись спеть» - труден первый шаг, а дальше не надо волноваться, всё пойдёт как по маслу ПРЕСТУПЛЕНИЕ начинается тоже с первого шага, тема преступления, совершённого женщиной и программа развития образа заявлены уже в заглавии и эпиграфе.
~ Посмотрим, кто же та героиня, которая совершит преступление и как развивается её образ.
3. Анализ экспозиции (глава 1). Место, время действия, знакомство с героями.
Слайд №16
~ Продолжает ли первый абзац очерка темы, заявленные в заглавии? (Читает учитель) Выпишите «ключевые» слова, словосочетания абзаца.
« в наших местах, такие характеры, душевный трепет, купеческая жена Катерина Львовна Измайлова, страшная драма». Место действия – Россия, купеческая среда, 19 век, героиня К.Л. Измайлова.
Слайд №17
- Продолжает ли первый абзац очерка темы, заявленные в заглавии и эпиграфе?
Итак, экспозиция очерка:
• Место - Россия, купеческая среда,
• Время - 19 век,
• Героиня - Катерина Львовна Измайлова.
И вновь акцент сделан автором на темах:
• Российская действительность в 19 веке (провинция).
• Тема русского национального характера.
• Тема судьбы женщины в России.
• Тема преступления, страшной драмы.

Учитель:
~ Как фонетический уровень языка помогает автору сохранить трагический тон повествования?
[р] [л], заявлено противопоставление настроения.
~ Поисковой работой по значению имени героини занималась ученица. Послушаем её.
Слайд №18
На слайде №18 и в тетради появляется запись:
КАТЕРИНА ЛЬВОВНА ИЗМАЙЛОВА

чистая решительная хищность - измаялась
ясная, НО цельная царственность - Измаил – крепость (воинствен-
искренняя непредсказуемая кошка, звериное ность)
начало
~ Какая реминисценция возникает? С какой героиней уже в первой главы невольно сравниваешь Измайлову?
С Катериной Кабановой из драмы А. Островского «Гроза».
Слайд №19
~ А какие проблемы поднимал Островский в своей драме?
• Проблему женского счастья, женской доли, женской судьбы.
• Проблему невежества российских купеческих городов, господство в них самодурства, грубой силы.
• Проблему столкновения ханжества и искренности, зла и добра, жизни и смерти.
• Проблему соотношения любви и долга, любви и окружающей пошлости.
• Проблему свободы.
• Проблему веры.
Учитель подводит промежуточный итог первого урока:
Итак, сравнивая двух героинь, мы можем сказать, что, видимо, не случайно героиня Лескова тоже Катерина. Наверное, Лескова волнуют те же проблемы, те же темы. Особенно волнует обоих писателей тема трагической женской судьбы. Но будет ли отличаться авторская позиция Лескова от позиции Островского? На этот вопрос мы ответим на следующих уроках.

Урок №2
Анализ образа Катерины Львовны Измайловой с точки зрения его развития в 1 и 2 главах.
~ Во время второго урока и дома вы, ребята, будете заполнять таблицу №1, ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
~ Какие ещё художественные средства использует Лесков, чтобы создать образ Катерины?
(образ жизни героини, поступки, отношения с другими людьми и т.д.)
См. таблицу №1, ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Средства Портрет, имя Речь Поступки Образ жизни Отношения с другими героями Отношение автора к героине
Образ Катерины Львовны Измайловой

5. Работа с таблицей. Анализ и интерпретация портрета героини, образа её жизни, отдельных черт характера. Работа в парах.
~ Таблицу мы заполним полностью, работая с текстом дома и на следующем уроке, а сегодня заполняем частично. Слушая первый ряд, который находил в 1 главе описание внешности героини (портрет), оформим графу «Портрет». Тем более что это одно из ярких средств, позволяющее интерпретировать образ героя. Шупрута А. – читает описание из 1 главы. «Катерина Львовна не родилась красавицей, но была по наружности женщина очень приятная. Ей от роду шел всего двадцать четвертый год; росту она была невысокого, но стройная, шея точно из мрамора выточенная, плечи круглые, грудь крепкая, носик прямой, тоненький, глаза черные, живые, белый высокий лоб и черные, аж досиня черные волосы».

Слайд №20 Первый ряд зачитывает описание героини, делаем вывод: «Почему автор наделяет героиню такими чертами?»
~ Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор в портрете? Зачем?
Изобразительно-выразительные средства, использованные автором в портрете:
• Антитеза (не красавица, но очень приятная)
• Контраст (белый – чёрные)
• Цветопись («белый, чёрные, досиня чёрные»)
• Эпитеты («выточенная, тоненький, крепкая, живые»)
• Сравнение («точно из мрамора»)

ЦВЕТОПИСЬ и АНТИТЕЗУ автор использует, видимо, чтобы показать противоречивость героини.
Слайд №21
Чёрные глаза, досиня чёрные волосы белый лоб
Возникает проблемный вопрос: «Кто она, Катерина Львовна Измайлова?

Светлая, Тёмное,
чистая, ясная, добрая, ИЛИ необузданное, жестокое,
искренняя, духовная рациональное, бездушное,
натура, боящаяся греха звероподобное существо,
= не боящееся греха
Катерине Кабановой ?

Слайд №22
~А сейчас посмотрим на слайде фото из фрагмента одноимённого фильма Романа Балаяна, где играют Н. Андрейченко и А. Абдулов. Совпадает ли портретная интерпретация режиссёра с авторской трактовкой?
Ответ учащихся: Не выдержана символика цвета, а цветопись – одно из ярких средств характеристики образа.
Второй ряд расскажет об образе жизни К.Л. Измайловой, а класс работает с таблицей. Выразительное чтение фрагмента ученика.
Слайд №23-24
~ Как жила героиня в доме своего мужа?
~ Какую группу однокоренных слов применяет автор в 1 главе, чтобы показать душевное состояние героини? Найдём, работая с текстом.
«скука непомерная, житьё самое скучное, скука русская, скука купеческого дома, скучною жизнью живёт, на эту скуку».
Подготовил ответ на этот вопрос, поработав дома, 3-ий ряд, проведя сравнительный анализ.
Слайд №25
~До чего доводит Катерину Львовну такой образ жизни? КАРТОЧКА № 5
Карточка № 5
Понаблюдайте, что противопоставляет Лесков, используя данные наречия и «ключевые слова»? До чего доводит Катерину Львовну образ жизни в родительском доме?

Теперь, тут Раньше, тогда, в девушках
запертый терем простота и свобода
высокий забор покупаться бы
цепные собаки пробежать на реку
попрёки мужа и свёкра обсыпать молодца лузгою

тоска, доходящая до одури, «слоняет слоны из комнаты в комнату»,
«скука, от которой весело даже удавиться»
Вновь возникает антитеза: противопоставление СВОБОДЫ и НЕСВОБОДЫ, НЕВОЛИ.
~ Какие черты характера отмечает автор у своей героини?
Сообщение учащегося (Галеев Сергей). Выразительное чтение фрагмента текста.
~ Есть ли что-то общее с образом жизни Катериной Кабановой? Различное?
Слайд № 26 – сравнение героинь Островского и Лескова

Слайд №27
~ Заложены ли в детстве в душе героини качества, располагавшие к преступлениям? Она чем-то выделяется в детстве?
Учитель: Если Катерина Кабанова имела духовный потенциал, поэтическую натуру, то Катерина Измайлова лишена этого, не за что её «зацепиться душой», она не читает («читать Катерина Львовна была не охотница, да и книг к тому ж, окромя Киевского патерика, в доме их не было»), вера в Бога её не спасает от безделья, от духовной деградации. Следовательно, Н. Лесков не поэтизирует свою героиню, полемизирует с Островским, поднимая те же темы и проблемы, показывает противоречивость русского национального характера, которая и приводит, как правило, к трагедии.
«По общей обрисовке быта и сходной ситуации – измены купеческой жены – она должна была напомнить читателю о «Грозе» Островского. Лесков, очевидно, стремился дать свою трактовку «тёмного царства», заклеймённого драматургом», - считает критик Б.М. Другов. Согласны ли вы с ним?

V. Закрепление умения анализировать текст.
Слайд №28
Практическая работа по главе 2, работа с вопросником:
• Какое событие лежит в основе 2 главы?
• Какие цвета использует автор? Выпишите цветовые эпитеты.
• Какова роль пейзажа во 2 главе? Прочитать выразительно первый абзац.
Слайд №29 (Ответы на практическую работу).
VI. Проверочная работа. Контроль знаний.
Слайд №30
(Методика незаконченных предложений). Заранее раздаются половинки листочков.
1) Катерина Львовна Измайлова –… жена
2) В очерке мы видим реминисценции из …
3) Портрет героини построен на …
4) У Катерины Измайловой в отличие от Катерины Кабановой нет …
5) «Ключевыми словами», характеризующими образ жизни Катерины Львовны в доме мужа, являются слова: …
Слайд №31 (Ответы на проверочную работу)

VII. Итоги.
Слайд №32
Подводят учащиеся, получившие в начале урока карточки-вопросы. Вопросы зачитывать не надо, сразу даём полный ответ.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
КАРТОЧКА №1
~ Какую программу развития образа даёт Лесков уже в первой главе? Чего можно ждать от Катерины Измайловой? К. Кабанова причинила вред себе, способна ли это сделать К.Измайлова? Чистота или воинственность победит в ней?
КАРТОЧКА №2
~ Можно ли, опираясь на заглавие и экспозицию произведения, сказать, какие темы и проблемы поднимает Лесков в своём очерке? Назовите те из них, которые вы уловили.
КАРТОЧКА №3
~ Отвечает ли экспозиция на вопрос, почему Катерина Львовна «драму разыграла»? Провёл ли автор в экспозиции психологическое исследование последующих поступков Катерины?

VIII. Домашнее задание.
Слайд №33
1) Перечитывая повесть, ответить на вопрос: «Какие «шаги» совершает Катерина?»
2) Заполнить графы таблицы: «Отношения с другими, поступки героини».
3) Индивидуальные задания:
Творческая работа по образу Катерины «Зеркало души – её деяния» (У. Шекспир),
«Поединок роковой» (драма любви Катерины Львовны).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

СЛОВАРНАЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
Соотнесите термины и их определения.
1. Противопоставление понятий, положений, образов – это …
2. Разновидность художественного произведения, объединяющая общими чертами разные произведения – это …
3. Средний эпический жанр; по характеру развития сюжета сложнее рассказа, но менее развёрнут, чем роман – это …
4. Изображение внешности героя как средство его характеристики – это …
5. Малый эпический жанр, в котором дано изображение какого-либо эпизода из жизни героя – это …
6. Нахождение общих и различных черт между двумя предметами, явлениями – это …
7. Знакомство в начале произведения с местом, временем действия, с героями произведения – это …
8. Переработанное воспроизведение чужого произведения, воспоминание о нём – это …
9. Выразительная подробность в произведении, несущая смысловую и эмоциональную нагрузку – это …
Жанр, повесть, антитеза, рассказ, портрет, сравнение, художественная деталь, реминисценция, экспозиция.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Найди неверное утверждение. Обоснуй свою мысль.

Н.С. Лесков
• родился в семье крестьян;
• воспитывался в обстановке церковности и находился под сильным влиянием религиозных матери пи бабки;
• окончил гимназию;
• служил в Киеве в казённой палате;
• занялся литературной деятельностью в 1861 г.;
• произведения 1860 – 1862г. Имели отношение к беллетристике;
• мировоззренческая позиция Лескова была двойственной.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Взгляды Н.С. Лескова (тезисы)

• с раннего детства «имел влечение к вопросам веры»;
• либеральная позиция в 60-ые годы;
• полемика с нигилизмом и революционными демократами;
• пишет о народе, не идеализируя его, спор со славянофилами и народниками;
• не идеализирует буржуазный прогресс;
• считал народом и крестьян, и помещиков, т.е. все социальные слои русского общества, показывая «скверности жизни».

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

ТРАГИЧЕСКОЕ – категория, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт, который развёртывается в процессе свободного действия человека и сопровождается его страданием и гибелью.
БЕЛЛЕТРИСТИКА – вся художественная литература.
ОЧЕРК – приближённое к документальному повествование о реальном событии или человеке.
СКАЗ – особый тип повествования, ведущийся от лица рассказчика в своеобразной, присущей именно ему, речевой манере.
ЦВЕТОПИСЬ – художественное средство, когда автор с помощью цвета характеризует героев.

ПРИЛОЖЕНИЕ №5, таблица№1
Средства Портрет, имя Речь Поступки Образ жизни Отношения с другими героями Отношение автора к героине
Образ Катерины Львовны Измайловой



Карточка № 5
Понаблюдайте, что противопоставляет Лесков, используя данные наречия и «ключевые слова»? До чего доводит Катерину Львовну образ жизни в родительском доме?

Теперь, тут Раньше, тогда, в девушках
запертый терем простота и свобода
высокий забор покупаться бы
цепные собаки пробежать на реку
попрёки мужа и свёкра обсыпать молодца лузгою

тоска, доходящая до одури, «слоняет слоны из комнаты в комнату»,
«скука, от которой весело даже удавиться»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Закрепление умения анализировать текст. Практическая работа по главе 2, работа с вопросником:
• Какое событие лежит в основе 2 главы?
• Какие цвета использует автор? Выпишите цветовые эпитеты.
• Какова роль пейзажа во 2 главе? Прочитать выразительно первый абзац.

2. Проверочная работа.
Закончите предложения, записав на листке только одно пропущенное слово.
1) Катерина Львовна Измайлова –… жена
2) В очерке мы видим реминисценции из …
3) Портрет героини построен на …
4) У Катерины Измайловой в отличие от Катерины Кабановой нет …
5) «Ключевыми словами», характеризующими образ жизни Катерины Львовны в доме мужа, являются слова: …
Просмотров: 3680 | Добавил: nur_gan | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Архив записей
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на //sabak.ucoz.org обязательна © 2024Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика