Учитель начальных классов сш №7 г.Кызылорда Биртаева Гульмира Абековна Предмет: математика Класс: 0 Тема: "Сложение и вычитание. Приемы вычислений Цели урока: • рассмотреть приёмы прибавления и вычитания трёх; • повторить таблицы +1,-1; +2,-2. • совершенствовать знания о составе числа; • продолжить формирование представлений о числовом ряде; • закрепить умение сравнивать числа первого десятка; • продолжить работу над решением задач; • совершенствовать вычислительные навыки учащихся; • формировать математическую речь; • развивать умение коллективной работы, взаимовыручку; • развивать интерес к предмету. Оборудование: куклы Емеля и царевна для инсценировки, карточки-рыбки с цифрами, геометрические фигуры, магнитные грибы с бабочками, мультимедийная презентация с задачами и заданиями учебник «Математика 1 класс». Аннотация: Данный урок входит в серию уроков математики 1 класса, «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание». Урок проводится в нетрадиционной форме (урок-сказка). Использование данного метода делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по закреплению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции детей. На уроке использовались слайды – все это формирует у детей устойчивый интерес к математике, помогает мыслить и размышлять над своими решениями. Ход урока I. Организационный момент. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. II. Основная часть. 1. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Гульмира Абековна. Я сегодня пришла к вам в гости не одна, а с героями сказок. – Вы любите сказки? – Какие сказки вы знаете? – А вы знаете такую сказку, где главный герой поймал в проруби щуку, а затем отпустил её? – Кто знает, как называется эта сказка? (По щучьему веленью) – Кто помнит, как звали главного героя этой сказки? (Емеля) – Какой был Емеля? (Добрый, но ленивый) – Какие слова сказала щука, когда Емеля отпустил её? (Волшебные: «По щучьему веленью, по моему хотенью …») – Помните, чем закончилась эта сказка? (Он женился на царевне-несмеяне) – Знаете, что было дальше? После свадьбы, волшебные слова щуки перестали исполнять желания Емели, и ему всё приходилось делать самому. Но у Емели не всегда это получалось, и на помощь ему приходила царевна. Она его учила уму-разуму. – Вот и сегодня Емеля и царевна у нас в гостях. Здравствуйте, ребята! Мы сегодня пришли к вам на урок поучиться уму-разуму, ведь в школу мы не ходили и многого не знаем. – Емеля, как ты думаешь, что мы будем делать на уроке? (Играть) – Ребята, а разве на уроках мы играем? А чем мы занимаемся на уроках? (Учимся, узнаем что-то новое, интересное). – Ребята, нам Емеля принёс подарок. Он наловил в проруби много маленьких рыбок и решил их вам принести. Сейчас (Али, Карина, Саша) помогут вам их раздать. – У каждого из вас на парте есть рыбка. Все рыбки разные. Встаньте, пожалуйста, те ребята, у которых рыбки не простые, а с числами. – Емеля не знает, как располагаются числа по порядку, вы сможете ему помочь? Поставьте на доске рыбки по порядку, чтобы получился числовой ряд. – Молодцы. У нас получился числовой ряд. 2. Устный счёт. – Мы должны показать Емеле и царевне, как мы умеем заниматься устно математикой. Игра с мячиком (кому мячик попадает, тот и отвечает) – Посчитайте от 1 до 10 по порядку. – Посчитайте обратно от 10 до 1. – Какое число идет при счёте за числом 5, 7, 9? Как получить последующее число? (+1) – Какое число стоит перед числом 6, 8, 10? Как получить предыдущее число? (-1) – Назовите соседей числа 3, 5, 8. – Какое число больше 6 на 1? Меньше 5 на 2? – Какое число получится, если 4 увеличить на 2? Если 8 уменьшить на 2? Если 7 уменьшить на 1? – Из какого числа нужно вычесть 2, чтобы получилось 8? – Найдите сумму чисел 2 и 1. 3. Тема урока. – Молодцы! Мы с вами хорошо устно посчитали. Вот Емеля, посмотри, как дети умеют быстро считать. – (Емеля : Я наверно, никогда не смогу так считать. – Сможешь, Емеля, если будешь с нами в 1-м классе учиться. Ты с царевной посиди и посмотри, как дети будут дальше заниматься, а потом нам расскажешь, пойдёшь ты в школу учиться или нет. На прошлых уроках вы научились прибавлять и вычитать 1 и 2. А вы сможете справиться с следующим заданием? Но для этого нужно вспомнить: из каких чисел состоит число 3. • 2 + 1 • 1 + 2 • (возможно 1 + 1 + 1) На доске три геометрические фигуры (Большой – синий, маленький – синий, маленький – красный) – По каким признакам можно разделить эти фигуры? (по размеру 1 + 2, по цвету 2 + 1) Тема урока: Сложение и вычитание трёх (слайд темы) Слайд на экране На паркете шесть жуков скоромненько скучали Прибежали три жука, и танец показали. Так скажите же сейчас, сколько всех жуков у нас? – Как мы можем это записать? (на экране – 2 способа) Веселились, танцевали девять маленьких жучков. Вскоре – трое убежали. Сколько ж после – танцевали? – Как мы можем это записать? (на экране – 2 способа) Слайд на экране Пять лодок было у причала, Волна их весело качала. Три лодки взяли рыбаки, Чтоб переплыть простор реки. А сколько лодок у причала Волна по-прежнему качала? – Как мы сможем это записать? 5 – 3, 5 – 1 – 2, 5 – 2 – 1 (возможно 5 – 1 – 1 – 1) Слайд на экране Два щенка-баловника Бегают, резвятся. К шалунишкам три дружка С громким лаем мчатся. Вместе будет веселей. Сколько же всего друзей? – Как мы сможет это записать? 2 + 3, 2 + 2 + 1, 2 + 1 + 2 (возможно 2 + 1 + 1 + 1) Тёмный слайд III. Физкультминутка. У Емели есть друг, он – персонаж другой сказки. Его зовут Буратино. И Буратино предлагает вам сделать несколько упражнений. • Буратино потянулся. Раз – нагнулся. Два – нагнулся. • Руки в стороны развёл. Ключик видно не нашёл. • Чтобы ключик нам достать. Надо на носочки встать. Зарядка для глаз. 4. Закрепление пройденного. Работа с учебником. – Емеля никогда не видел, как составляют и решают задачи. Покажем ему? №3 Ребята, скажите, пожалуйста, какой скоро праздник? (Новый год) А вы уже написали письма Деду Морозу? Что нам нужно чтобы отправить письмо? (Конверт) Посмотрите на картинку в учебнике. Кто сможет составить задачу по картинке? • На сложение • На вычитание – Кто сможет назвать условие задачи? Что нам известно? Что надо узнать? Каков вопрос задачи? Как сможем решить? Как записать решение? Как записать ответ? Решение задачи записываем в тетради с наименованием. – Ребята, давайте покажем Емеле, какие ещё задания мы можем выполнить. У нас остановился паровозик из Ромашково. Вы видели этот мультфильм? И он не может отправиться на свою станцию назначения. Что-то там произошло. Давайте поможем нашему паровозику. Слайд на экране с паровозиком – Из каких геометрических фигур состоит паровозик? – А сколько у него вагонов? Давайте посчитаем хором. – Чтобы узнать номер каждого вагона, надо решить примеры, записанные в вагончиках. (Дети называют ответы: 5, 1, 4, 3, 2) – Какой-то нескладный у нас состав, все вагоны перепутались. Давайте поставим их так, чтобы номера вагонов шли в порядке возрастания. – Молодцы! Теперь паровозик может отправляться на свою станцию. Емеля: Ой смотрите, что произошло! Цифры разбежались. Как они попадут в свои домики? – Ребята, поможем нашим цифрам найти свои места в домиках? Слайд на экране (Состав чисел) Молодцы! На доске – магнитные бабочки с грибами. – Какая картинка может быть лишней? Почему? – А кто может сказать не считая, чего больше – бабочек или грибов? Почему? Физкультминутка. Ёлочки зелёные на ветру качаются, На ветру качаются, низко наклоняются Сколько ёлочек зелёных, столько сделайте поклонов. Приседайте столько раз, сколько бабочек у нас. Сколько беленьких кружков, столько сделайте прыжков. 5. Работа с учебником (резерв) – Надеюсь, вы умеете сравнивать числа, какие знаки сравнения вы знаете? ( > < = ) – Давайте, вы покажете, как вы справитесь с заданием №2 в учебнике. 2 ученика у доски, 1 ряд – 1 столбик, 2 ряд – 2 столбик. Записывают в тетрадь с последующей проверкой у доски. IV. Итог урока – Молодцы, ребята! Емеля, понравилось тебе в 1 классе? Да, я обязательно пойду учиться в школу вместе с царевной. Если у меня будут какие-нибудь трудности, ребята, вы мне поможете? Мы у вас здесь засиделись, нам надо ещё успеть к другим ребятам на урок обучения грамоте. До свидания, мы к вам скоро обязательно прийдем! – Чем мы сегодня с вами занимались? Что узнали нового? Что было трудно для вас? – Ребята, скажите пожалуйста, а вам понравился урок? У вас на партах лежат рыбки. Если вам на уроке было интересно – покажите ___ цвет, а если скучно и неинтересно, то ___ цвет. Спасибо! Вы – молодцы! До свидания!
|