Сухова Надежда Николаевна- учитель английского языка КГУ « Средняя общеобразовательная школа №9 отдела образования акимата г. Экибастуза» Проект по самообразованию: « Использование проектной технологии при обучении учащихся английскому языку на старшей ступени обучения» Введение
Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Метод проектов в последнее время приобретает всё больше сторонников. Он нашёл широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, даёт возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Метод проектов предоставляет учащимся возможность мыслить, решать какие- либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержание всего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции- формирования и формулирования этих мыслей. Основная идея подобного подхода к обучению иностранного языка, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащегося, требующую для своего оформления владения определёнными языковыми средствами. Вот почему педагоги обратились к методу проектов на этапе творческого применения языкового материала. Метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учётом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. Метод проектов ещё возник в начале 20-го века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребёнка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даёт им школа, а уметь применять их на практике. Именно поэтому американские педагоги Дж. Дьюи, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Её решение позволяло реально увидеть результаты. Рудольф Штейнер, известный австрийский педагог, также считал необходимым учить детей применять полученные ими знания в решении практических задач. Всё, что ребёнок познаёт теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применить свои знания, на практике, если не сейчас, то в будущем. В советской педагогике Е.С. Полат – доктор педагогических наук, профессор, талантливый учёный и педагог внесла большой теоретический и практический вклад в решении проблемы внедрения и использования проектной методики. Новые тенденции в развитии нашего общества содействовали распространению «защиты проекта» как формы групповой деятельности учащихся. В ней школьник выступает как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проектировать какие-то необходимые изменения для улучшения жизни. Методику работы над проектом можно широко использовать как в процессе обучения различным предметам, так и в процессе воспитания учащихся. В проекте школьник выступает и как социальное лицо, соотносящее свои личные интересы с интересами общества, и как творческое лицо, пробующее предложить новые решения отдельных жизненных проблем.
Цель работы: Показать ценность использования проектной технологии на уроках иностранного языка для развития личности школьника, и для организации исследовательской деятельности учащихся и познавательного творческого процесса в школе.
Задачи: 1. Организовать самостоятельную устную практику учащихся на уроке. 2. Апробировать проектную технологию на уроках и внеклассных мероприятиях и способствовать её внедрению в педагогическую практику. 3. Совершенствовать навыки компьютерной обработки текстовой информации и использование новой компьютерной техники кабинета на уроках. 4. Систематизировать контроль уровня знаний учащихся.
Гипотеза – внедрение проектной технологии способствует развитию творческих способностей ученика. Были использованы следующие методы решения поставленных задач: • изучение и анализ литературы по проектированию; • теоретическое моделирование и обобщение; • собеседование; запросы через Интернет; • наблюдение; • опыты и эксперименты; • Статистические методы обработки данных
Во время работы были проведены следующие исследования: 1) изучена литература по теме 2) апробированы модели проектов на уроках английского языка 3) разработаны, апробированы и скорректированы поурочные планы по темам: «Экологические проблемы в Казахстане», « Наши мечты о школе будущего», « Английская еда», «Австралия». 4) составлены проекты учащихся по темам: «Система школьного образования в Казахстане и странах изучаемого языка», «Наши мечты о школе будущего». 5) были даны открытые уроки английского языка с использованием проектной технологии « Система школьного образования в Казахстане и в странах изучаемого языка», открытый урок промежуточного контроля «Спорт и хобби». 6) экспериментальный школьный проект «Счастлив ли ты в школе?» 7) организована творческая группа «Использование проектной технологии в учебно-воспитательном процессе» 8) систематизирован контроль уровня знаний учащихся. Результаты проведённой работы позволяют сделать вывод, что использование проектной технологии имеет научную ценность в учебно-воспитательном процессе в школе.
Основная часть.
Но обратимся к иностранному языку, его специфике. Зачем нужен метод проектов в преподавании иностранного языка и как он может быть использован с учётом специфики предмета? Какие проблемы можно решать доступными учащимся языковыми средствами? Прежде всего, ещё раз скажем о том, что учитель иностранного языка обучает детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения иностранного языка, отдавая отчёт в том, что коммуникативная компетенция может быть сформирована лишь на основе лингвистической компетенции определённого уровня. Однако целью обучения является не система языка, а иноязычная речевая деятельность. Язык – элемент культуры, он функционирует в рамках определённой культуры. Следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, особенностями функционирования языка в этой культуре. В основе, проекта лежит, какая- либо проблема. Чтобы её решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом разнообразных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п., умение работать с разнообразным справочным материалом. К творческим умениям относят, прежде всего, умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы; умение прогнозировать последствия того или иного решения. К коммуникативным умениям относятся, прежде всего, умения вести дискуссию. Слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе (не только в обучении иностранного языка). Такая подготовительная работа должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом. Наш предмет вносит свою лепту в общее развитие ребёнка. Данный метод может достаточно широко использоваться на любой ступени обучения, в том числе и в начальной школе при любой модели обучения. Всё дело в выборе проблемы, требующей определённых языковых средств для её разработки и решения.
Основные требования к использованию метода проектов:
1) наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, например, исследование истории возникновения различных праздников в англоговорящих странах: St. Patrick Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mother’s Day и т.д.; организация путешествий в разные страны; проблемы семьи; проблема свободного времени у молодёжи; проблема обустройства дома; проблема отношений между поколениями; проблема организации спортивных мероприятий и т.п. 2) практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; программа туристического маршрута; план обустройства дома, парка, участка; планировка и обустройство квартиры и т.д.) 3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время) 4) структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей); 5) использование исследовательских методов: • определение проблемы • вытекающих из неё задач исследования • выдвижение гипотез и их решения • обсуждение методов исследования • оформление конечных результатов • анализ полученных данных • корректировка • выводы
Работу над проектом ведём поэтапно. На каждом этапе решаются определённые задачи, намечается деятельность учащихся и учителя.
Последовательность выполнения проекта.
этапы задачи Деятельность уч-ся Деятельность учителя 1 2 3 4 Целеполагание Определение темы, выделение одной или нескольких проблем. Выбор рабочих групп. Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы. Мотивирует уч-ся. Объясняет цели. Наблюдает. 2 Планирование Анализ проблемы, выдвижение гипотез, Обоснование каждой из гипотез. Выдвигают гипотезы. Формируют задачи. Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает. 3 Выбор методов проверки принятых гипотез Обсуждение методов проверки принятых гипотез, возможных источников информации. Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Определяют источники информации. Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе). 4 Выполнение Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Выполнение проекта. Работают с информацией. Синтезируют и анализируют идеи. Проводят исследование. Оформляют проект. Наблюдает. Направляет процесс анализа (если это необходимо) 5 Защита проекта Представление результатов проектирования. Оценка результатов. Защита проекта. Участвуют в коллективной оценке результатов деятельности. Участвует в коллективной оценке результатов проектирования.
Этапы разработки структуры проекта и проведения его:
1) представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике; 2) выдвижение гипотез решения поставленной проблемы, обсуждение каждой из гипотез; 3) обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по одной гипотезе), возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов; 4) работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу; 5) защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих; 6) выявление новых проблем.
В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учётом практической значимости для школьника (человек и его окружение). Главное – это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы. Поэтому если учитель решил использовать при изучении какого-то раздела, вопроса программы метод проектов, он должен всё тщательно продумать, разработать, просчитать. Если предполагается, что учащиеся по предложенной им ситуации должны сформулировать проблему, учитель сам должен спрогнозировать несколько возможных вариантов. Учащиеся могут назвать некоторые из них, к другим учитель подводит ребят наводящими вопросами, ситуациями и т.п. Учитель должен чётко, определить учебные задачи для учащихся (что предполагается в ходе проектной деятельности сформировать), подобрать необходимый материал (печатный, звуковой, видео и т.п.) или дать рекомендации школьникам, где можно найти его. Надо продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Желательно спланировать всю версию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов. Обратимся ещё к одному важному вопросу – типологии проектов. В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода можно обозначить следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролево - игровые, информационные, практико-ориентированные. Исследовательские проекты. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближённую к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним. Творческие проекты. Следует оговориться, что любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. При выделении данного типа проекта исходим из доминирующего принципа. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, ролевой игре и т.д.) Ролево – игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остаётся открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества, здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево - игровая. Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: Цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации( средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнёров); способы обработки информации ( анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); результат информационного поиска ( статья, аннотация, реферат, доклад, видео и т.п.). Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников ( словарь, например, обиходной школьной лексики; дизайн дома, квартиры, учебного кабинета; проект школьного зимнего сада и т.п.) Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, чёткие результаты совместной деятельности и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организация систематической внешней оценки проекта. По признаку предметно – содержательной области проекта можно выделить монопроекты и межпредметные проекты. Монопроекты. Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы, например, в курсе И.Я. это темы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой и т.п. Межпредметные проекты. Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предмета, а также достаточно объёмные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Например, такие проекты, как: «Единое речевое пространство», «Культура общения», «На рубеже веков» и т.п. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, организованной работы многих творческих групп; имеющих чётко определённые исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций. По характеру координации это могут быть проекты с открытой, явной координацией и со скрытой координацией (это относится в основном к телекоммуникационным проектам). Проекты с открытой, явной координацией. В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников. Проекты со скрытой координацией. В таких проектах координатор выступает как полноправный участник проекта. Что касается характера контактов, то проекты могут быть внутренними, или региональными (т.е. в пределах одной страны) и международными. Внутренние или региональные проекты. Это проекты, организуемые или внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные, или между школами, классами внутри региона, одной страны. (Это относится только к телекоммуникационным проектам). Международные проекты. Участниками проекта являются представители разных стран. По количеству участников проектов можно выделить проекты: личностные (между двумя партнёрами, находящимися в разных школах, регионах, странах); парные (между парами участников) и групповые (между группами). По продолжительности проведения проекты могут быть краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы); средней продолжительности (Один-два месяца) и долгосрочными (до года). Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, например, одновременно, практико-ориентированные и исследовательские. Отдельно следует сказать о координации проектов и организации внешней оценки, поскольку хорошо известно, что лучшая импровизация та, которая хорошо подготовлена. Наибольший интерес в практике обучения И.Я. представляют международные телекоммуникационные проекты. Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, творческую деятельность учащихся- партнёров, организованную на основе компьютерных телекоммуникаций, имеющих общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата совместной деятельности. Специфика таких международных проектов заключается в том, что они в большинстве своём межпредметные в том смысле, что, какую бы проблему мы не взяли, всё обсуждение будет проводиться на английском языке. Именно поэтому мы говорим о создании языковой среды и условий для формирования потребности в использовании ИЯ как средства реального общения в процессе межкультурного взаимодействия. Международные проекты «работают» на овладение ИЯ, на знакомство с культурой страны изучаемого языка. Весь языковой материал проекта прорабатывается на уроке, если его проблема, соответствует изучаемой теме. Конечно, желательно, чтобы ребята, приступая к международному проекту, особенно по темам курса Ия, были в какой-то мере знакомы с особенностями этой культуры. Именно международные проекты позволяют решить наиболее сложную и вместе с тем самую существенную для методики задачу – создание языковой среды и на её основе создание потребности в использовании ИЯ на практике. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящийся в любой точке земного шара. Можно получить необходимые данные по проблеме, над которой в данный момент работает группа школьников в рамках проекта. Чтобы обращение к Интернету существенно повышало эффективность педагогического процесса по иностранному языку, оно должно быть рациональным, позволяющим получить эффект без него невозможный (по оперативности, богатству информации, разнообразию партнёров). Первым шагом в этом направлении является оборудование класса необходимыми техническими средствами, которые включают компьютер, модем, принтер и соответствующее программное обеспечение. Понятно, что, поскольку основную информацию, на которой строится вся содержательная часть проекта, его участники черпают, из сети Интернет удельный вес чтения преобладает над остальными видами речевой деятельности. При этом традиционные схемы последовательности различных видов чтения потребуют корректировки и замены на схему, просмотровое – поисковое – ознакомительное – изучающее. Это объясняется тем, что на первом этапе основной задачей является выбор наиболее подходящего материала для проекта. Следующая задача – сбор информации по избранной теме (факты, цифры и т.п.) из большого массива данных, публикуемых в сети Интернет, также потребует навыка просмотрового и поискового видов чтения. На следующих этапах проекта преобладают ознакомительный и изучающий виды чтения. Тексты для этих видов работы целесообразно распечатывать и раздавать учащимся в виде ксерокопий. Извлечённая из текста информация должна быть обработана в соответствии с задачами, которые ставились при чтении – получить общее представление о том или ином явлении или событии, найти факты и аргументы, подтверждающие или отрицающие высказанные участниками проекта оценки и идеи. Поэтому, наряду с обучением пониманию текста, необходимо осуществлять подготовку к информативной деятельности – конспектированию, реферированию, аннотированию выделенного логического субъекта и предиката. Перечисленные формы работы бывают связаны с подготовкой извлечённой из текста информации к хранению для использования её в будущем, поэтому они чаще всего осуществляются в письменной форме. Участие в международных проектах требует также выведения полученной информации в устно- речевые формы, такие как подготовка к докладу, участию в прениях, в дискуссиях. В совместном планировании проекта и обсуждению его результатов. Это устно – речевое звено реализации проекта создаёт необходимость в следующем этапе учебной деятельности, посвящённом формированию умений подготовить связное высказывание на иностранном языке, участвовать в диалогическом и полилогическом общении. Я хотела бы поделиться опытом работы по обучению неподготовленной речи на уроках английского языка при использовании проектных форм работы. Для организации проектной работы мной был отобран только тот материал, который предполагает решение проблемы, имеет практическую, теоретическую и познавательную значимость. Так, например: 1.Система школьного образования в Казахстане и странах изучаемых языков. Проблема: можно ли построить школу будущего, взяв всё положительное, что есть в школьном образовании Казахстана, Великобритании, США, Франции? Какой вы школу себе представляете? 2.Культура Казахстана и стран изучаемых языков. Проблема: помогает ли знание культуры, традиций, обычаев лучше понять национальный характер? 3. Средства массовой информации. Проблема: влияют ли средства массовой информации на формирование нашего мировоззрения? 4. Охрана окружающей среды. Проблема: как общество решает проблемы окружающей среды?
Начиная работать над проектом, я разрабатываю все уроки по проекту, формирую проблему по предложенной ситуации и прогнозирую несколько возможных вариантов, которые могут предложить учащиеся, ставлю задачи для себя, что я хочу сформировать у учащихся в ходе проектной деятельности, подбираю необходимый материал (печатный, звуковой, видео и т.п.) Процесс проектирования начинаю с создания проблемной ситуации. Предлагаю учащимся ряд наводящих вопросов для того, чтобы направить мыслительную деятельность школьников в нужное русло. В ходе рассуждений учащиеся сами подходят к определению темы, к обозначению проблем. Первый этап заканчивается выбором рабочих групп. Группы учащихся формируются с учётом психологической совместимости, (при этом в каждой группе есть сильный ученик, средний, слабый) по месту жительства, по общности интересов. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте. В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник, активно включается в поиск новой информации, в добывание знаний. А это огромный стимул к активному усвоению знаний. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы. Работая над проектом, школьники учатся работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. На втором этапе учащиеся знакомятся с лексикой по теме. Способы введения лексики различны: использование контекста, наглядности. Языковая догадка, опора на структурный состав, сходство со словами родного языка и т.п. с целью закрепления лексики и подведения, учащихся к высказыванию гипотез, школьникам предлагаются различные виды упражнений. Наряду с активизацией лексики идёт работа по овладению грамматическим материалом. Учащиеся выполняют упражнения на подстановку, расширение, трансформацию, восстановление отдельных фраз и текстов. Выполнение данных упражнений подводит учащихся к выдвижению гипотез для решения поставленных проблем. Каждая группа выбирает одну из гипотез, обсуждает и обосновывает её. Наряду с работой по формированию языковых и речевых умений учащихся в рамках обсуждаемой проблематики необходимо обучить их стратегии и тактике группового общения, т.е. тем коммуникативным шагам, которые научили бы школьников высказываться логично, связно и продуктивно. Большое значение имеет при этом целенаправленное обучение коммуникативным речевым штампам. В начале ребята учатся выражать своё собственное мнение. Затем для итоговой дискуссии учащимся предлагаются фразы согласия и несогласия, обобщение сказанного. Тренировка школьников в использовании этих речевых клише начинается сразу со второго урока в разных упражнениях. Можно предложить учащимся готовые диалоги по теме или разработать в парах небольшие диалоги с использованием данных коммуникативных фраз. При этом виде деятельности ребята не только запоминают новые клише и закрепляют лексику, но и учатся связному логичному изложению мыслей, этичному обращению к собеседнику. На третьем этапе в группе идёт обсуждение, вырабатывается стратегия освоения содержащейся проблемы. Учащиеся уточняют источники информации, определяют форму представления результатов проектирования. На четвёртом этапе учащиеся работают с информацией, над текстами функциональных различных стилей. Содержание этих текстов служит стимулом последующих высказываний учащихся. Тексты могут быть взяты из учебника, а также из других источников. Мысли, содержащиеся в тексте, могут служить поводом к общению. Важно научить ребят использовать тексты в качестве образца высказывания, применяя к себе то, что необходимо, и трансформируя текст так, чтобы он соответствовал мыслям и желаниям школьника. Предъявление текстов учащимся может осуществляться на зрительной основе или при аудировании. Но какое бы упражнение, ни выполнялось, какой бы текст ни читался, я как учитель напоминаю детям поискать в изученном материале что-то для их будущего проекта. Работа с информацией, чтение текстов, обсуждение их может занимать 2-3 урока. На пятом этапе каждая группа защищает перед классом свой проект. После презентации проектов предполагается общая дискуссия, которую продумываю заранее. Прежде всего, необходимо предварительно просмотреть готовые проекты учащихся, чтобы на их основе организовать обсуждение темы. Кроме того, заранее следует: 1. предложить ребятам подготовить возможные вопросы по теме проекта; 2.определить правила проведения дискуссии: организационные моменты. Этические нормы, обязательность использования речевых клише, активность школьников (вместе с тем ограничить объём речевого высказывания сильными учениками), аргументированность высказывания и т.п. в результате обсуждения учащиеся должны прийти к общему решению вопроса. Важно отслеживать деятельность каждого ученика на всех этапах работы над проектом. С этой целью использую контроль лексических единиц, грамматических структур, тестовые задания, контроль монологических и диалогических высказываний по подтемам проекта. Во время презентации проектов и дискуссии я, разумеется, анализирую высказывания ребят; слежу за тем, как усвоена ими лексика, правильно ли они употребляют грамматические структуры; оцениваю ответы. Важным моментов является подведение итогов дискуссии. Для того чтобы поддерживать и стимулировать активность учащихся во время дискуссии и иметь возможность объективно оценить участие каждого из них в работе, учитель может использовать различные способы поощрения учащихся. Так, например, во время урока ученики могут заработать баллы (получить карточку) за удачный ответ или вопрос, использование активной лексики, употребление коммуникативных клише и т.д. в конце урока баллы суммируются, и по этим результатам проставляются оценки.
Критерии оценки проекта в устном выступлении:
1. содержательная сторона выступления (логичность, полнота изложения) 2. Фонетическое звучание (интонация, паузы, логическое ударение, беглость речи) 3. Эмоциональность 4. умение реагировать на вопросы оппонентов защиты
При рассмотрении оформления проекта принимается во внимание: 1. аккуратность 2. привлекательность дизайна для большинства присутствующих 3. грамотность и логичность изложения материала в печатной продукции.
Проектную технологию я применяю уже четыре года. Работая по учебникам, я почувствовала, что отработанный по теме языковой материал как бы «повисает в воздухе», требуя какого-то дополнительного выхода. И я стала искать пути наиболее эффективного использования изученного материала, пока не остановилась на методике проектов. На мой взгляд, в проектной методике заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление инертности и безынициативности, учащихся на уроках, боязни говорить на английском языке из-за возможных ошибок в речи. Проектная методика развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность, так необходимые им в процессе обучения. Использование метода проектов реально превращает учащегося из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Не могу сказать, что первые проекты были очень успешными, но я поняла, что это одна из наиболее удачных форм контроля, стимулирующая речемыслительную деятельность учащихся, вызывающая у них живой интерес и здоровый азарт. Надо заметить, что школьники с удовольствием принимают участие в подготовке очередного проекта, так как коллективная форма работы даёт возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам; для каждого в проекте находится дело по душе и по силам. Кроме того, в группе, работающей над проектом, есть сильные ученики, которые при необходимости оказывают помощь другим учащимся. Очень часто при подготовке проекта школьники используют различные словари и справочники. Первый вопрос, который дети задают, когда мы начинаем изучение новой темы, - будем ли мы готовить проект по этой теме, - говорит о том, что они воспринимают работу над проектом с интересом. Когда приходит время начинать подготовку проекта, в их головах уже созревает множество интересных идей, которые мы обсуждаем в классе и решаем, какой же мы будем готовить проект. Поэтому при завершении одной и той же темы в разных классах получаются самые различные проекты. Так, в день интеллектуального марафона был проведён экспериментальный школьный проект «Счастлив ли ты в школе?». Тема обсуждалась в каждом классе, затем представители класса - мини-группы по 5-6 человек внесли свои предложения и пожелания. Были выделены такие направления в работе над проектом: 1. создание проекта здания школы, дизайна его и пришкольной территории; 2. составление правил для учащихся и учителей школы; 3. описание рабочего дня школы; 4. описание видов внеклассной работы; 5. проект школьной формы и школьной символики; 6. как резюме мини- сообщение по теме» Почему в такой школе хочется учиться?»
Учащиеся взяли интервью у учеников и учителей нашей школы и выяснили, какие проблемы школьной жизни их волнуют. Общей задачей стало создание проекта школы, в которой всем ребятам хотелось бы учиться. По одной и той же теме получились самые различные проекты, были представлены дизайны здания и школьного двора. После презентации проектов учащиеся выбрали наиболее интересный, на их взгляд, проект и в результате обсуждения пришли к общему решению по вопросу. По теме «Защита окружающей среды» учащиеся подготовили проекты: «Существуют ли экологические проблемы в нашем городе? Могу ли я помочь решить их?», «Город будущего», «В защиту мира и природы». Учащиеся провели большую исследовательскую работу по данной проблеме. Они изучили все публикации, напечатанные в местной газете. Встретились с руководителями экологической службы предприятий, взяли у них интервью. Изучив экологические проблемы города, школьники обсудили негативные стороны цивилизации. Почему необходимо размещать промышленные предприятия за чертой города, какую безопасную энергию надо использовать, каким видом транспорта следует пользоваться жителям города, какие законы необходимо принять, чтобы избежать экологических проблем. В основном вся информация была на русском языке, поэтому учащиеся много работали над переводом с русского на английский язык. В 9-ых классах при подготовке к ВОУД возникла такая проблема - учащиеся не умеют правильно использовать видовременные формы глаголов в английском языке. Мы решили создать проект на тему «English verb forms». Разделили класс на три группы, которые собирали материал по настоящему, прошедшему и будущему временам. В проектах был представлен теоретический материал по употреблению глагола, тренировочные грамматические упражнения, промежуточные и контрольные тесты. После презентации проектов каждой группы, был предложен тест для контроля. Учащиеся других групп с удовольствием выполняли эти задания, та группа, которая предоставляла тест, она же их и контролировала. В случае, если возникали спорные вопросы на помощь приходил учитель. Я упомянула только часть проектов, наиболее удачных. В действительности их было значительно больше: маленьких и больших, успешных и не очень. Обычно на подготовку проектов у нас уходит от 4 до 9 уроков в зависимости от сложности проекта, необходимости работы с дополнительными источниками или проведения каких- либо исследований по теме проекта. Не следует забывать, что подготовка и защита проекта проводятся на завершающем этапе работы над темой. Это уже творческий уровень, которому предшествует большая, кропотливая работа по закреплению и активизации языкового материала на репродуктивном этапе.
Почему мне нравится работать по проектной технологии?
Благодаря использованию проектной технологии развиваю следующие навыки у учащихся: 1.работа с текстом; 2. выделение главной мысли; 3. ведение поиска информации в иноязычном тексте; 4. анализ информации; 5. обобщения и умения делать выводы; 6. работы с разнообразным справочным материалом; 7. работы с информацией в Интернете. Работая над проектом, учащиеся стали уделять больше внимания словам, они стали понимать, что знание слов и словосочетаний необходимо им для выражения собственных мыслей и их понимания. Проектная технология имеет преимущество в том, что изучаются слова, объединённые одной тематикой, что способствует лучшему их запоминанию. Метод проектов чётко ориентирован на реальный практический результат. При использовании метода проектов меняется и роль учителя. Она различна на различных этапах проектирования. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора. Главная задача учителя состоит в передаче способов работы, а не конкретных знаний, т.е. акцент делается не на преподавание, а на учение. Следует отметить, что наряду с преимуществами имеются определённые трудности. Они обусловлены следующими факторами: недостаточным количеством часов (нехватка времени), недостаточным уровнем языковой подготовки в отдельных группах (не во всех классах можно использовать эту технологию), трудностью вовлечения слабых учащихся в активную дискуссию, классно- урочной системой (нужно оценивать каждый урок).
Заключение.
Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению иностранного языка, когда дети учатся с увлечением и раскрываются потенциальные возможности каждого ребёнка. Используя проектную технологию, учим учащихся, работать с информацией, с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте). Анализировать информацию, делать обобщения, выводы, учим работать с разнообразным справочным материалом и находить не одно, а много вариантов решения проблемы. Прогнозировать последствия того или иного решения, вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс с собеседником, лаконично излагать свою мысль. Как мы видим, метод проектов чётко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьника. Во время работы над проектом строятся новые отношения учителя и учащегося. Учитель уже не является для ребят единственным источником информации. Он становится консультантом, помощником. Свою работу ученики предъявляют скорее своим товарищам, чем учителю. Работа над проектом поможет детям проявить себя совершенно неожиданно. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты. Планируемый переход общеобразовательной средней школы на 12-летнее обучение может быть оправданным при условии, что дополнительное учебное время будет наполнено для повзрослевших учащихся достаточно сложным, перспективным содержанием с возможностями широкого выбора, проявления инициативности и самостоятельности. В качестве одного из направлений, обладающих перечисленными параметрами, можно рассматривать включение в учебный процесс существенно большего по объёму и более разнообразного по содержанию набора учебных проектов. Проектное обучение является той педагогической технологией, которая в большей степени, чем многие другие отвечает требованиям профильного обучения и предпрофильной подготовки. Проектное обучение – полезная альтернатива классно- урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять её и становиться некоторой панацеей. Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам прямого и косвенного обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле и в академическом.
Список литературы.
1. Ахметова М.Н., Проектная культура будущего учителя. Интернет – портал « Исследовательская деятельность школьников». – 2009 2. Кавиева М.Д. Как сделать уроки иностранного языка более интересными. / Учитель года – 2000, М. 3. Полат Е.С.Новые педагогические и информационные технологии. - М.,1999 4. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. /Наука и школа. -1997-№4 5. Полат Е.С.Современные гимназии: взгляд теоретика и практика. - М.,1999 6. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. /ИЯШ – 2000 №2, №3 7. Тамбовкина Т.Ю. Развитие профессиональной автономии у будущих учителей ИЯ с использованием метода проектов России. М.2000 8. Шевченко В.П. Мышление – интеллект – творчество. / Учитель года – 2000,М. 9 .Рогатенкова Г.И. Готовим школьников к диалогу культур./ Учитель года – 2000, М. 10. Сафонова В.В. Программы общеобразовательных учреждений. - М. еврошкола,2005 11. Сысоев П.В.Обучение иностранному языку на старшей ступени общего среднего обучения. / ИЯШ – 2006. - №2. 12. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Внедрение новых учебных Интернет – материалов в обучение иностранному языку. – Интернет – портал.2009. 13 Интернет – портал. Технология проектного обучения.- 2009.
Пример проекта по теме « Путешествия «
Ситуация: английские школьники пригласили наших ребят приехать к ним на празднование Рождества и попросили обсудить, каким видом транспорта они воспользуются, и какую культурную программу им хотелось бы иметь в Лондоне, желательно с обоснованием, поскольку ребят нужно встретить и заранее заказать экскурсии. Некоторые дети из Казахстана смогут разместиться в семьях английских партнёров, но кто-то будет жить в гостинице, об этом тоже следует позаботиться. Первый этап (первый урок ). Ситуация предлагается учителем на первом уроке работы над темой « Путешествия «. Учитель просит обсудить, какая денежная сумма необходима для организации поездки. Ребята должны не просто назвать сумму, но и обосновать её, исходя из предполагаемых расходов. Далее обсуждаются вопросы, связанные с поездкой: с какой целью каждый из ребят хочет побывать в Лондоне, какой вид транспорта выбрать (мотивировать свой выбор); как купить билеты; как забронировать номера в гостинице; какие достопримечательности посмотреть. Вопросы обсуждены, записаны на доске. Класс делится на подгруппы, каждой из которых поручается подготовить свой вопрос. Второй этап (второй урок по теме). Вводится новая лексика по теме: «Путешествие в Лондон». Учитель знакомит учащихся с лексикой, предназначенной для активного овладения, одновременно предлагает каждой подгруппе дополнительный список лексики, которая может им потребоваться при обсуждении их вопроса. Эта лексика предназначена для узнавания. После закрепления (в результате выполнения определённых упражнений) активной лексики каждая группа готовит сообщение " Reasons for Traveling”. Предусматриваются возможные варианты: to meet peoples, to discover new places; to get acquainted with traditions and customs; to have a rest. На этом же уроке возможны и другие виды деятельности (например, по овладению грамматическим материалом). Третий этап (третий этап урока по теме). Группам даётся задание выбрать свой вид транспорта ("Different Ways of Traveling”) и обосновать выбор. Каждая группа выбирает свой способ передвижения, используя известную им лексику, рассказывает о преимуществах и недостатках данного способа путешествия (Pros and Cons). При этом используется активная лексика, например: It is quite quick but very expensive; to be sick; you don’t have to wait at airports; the place of destination; to be comfortable; travel by…;to book the tickets beforehand; single or return?; platform; departure/ arrival; first class/ economy; a luggage (baggage) claim check; hijack и т.д. После того, как каждая группа обосновала свою точку зрения и ответила на вопросы участников других групп, учитель организует общее обсуждение, чтобы прийти к общему выводу, каким же транспортом выгоднее воспользоваться. На этом уроке учитель может предложить ребятам послушать дополнительный материал в звукозаписи, связанный с обсуждаемой проблемой. Четвёртый этап (четвёртый и пятый уроки) – организация путешествия. В вопросе выбора транспорта могут сложиться различные варианты: все пришли к единому мнению, наметились 2-3 варианта, учитель соглашается с таким решением. Затем он предлагает в каждой группе выделить ответственных за покупку билетов, заказ гостиницы, разработку программы пребывания. Каждая группа организует работу применительно выбранному виду транспорта. Каждый из участников начинает работать над своей проблемой. Каждая группа работает отдельно, пытаясь организовать своё путешествие. Учитель при этом может обеспечить их разнообразной информацией из разных источников (рекламных туристических справочников, описаний достопримечательностей, рекламных транспортных агентств и т.п.), можно рекомендовать учащимся использовать словосочетания и фразы, грамматические конструкции. Можно предложить также в качестве образца ряд диалогов (в печатной форме или лучше в звукозаписи). Когда группы подготовили необходимый по каждому вопросу материал, можно воспользоваться методом «пилы». Все ребята, ответственные за покупку билетов, объединяются в отдельную группу (экспертов); учащиеся, ответственные за заказ гостиницы, в другую группу; те, кто ответственен за программу пребывания, ещё в одну группу. В этих новых группах экспертов ребята обмениваются собранной ими информацией и своими идеями, таким образом, обогащая знания по заданию, порученному им. Затем они возвращаются в свои базовые группы и делятся с партнёрами новыми соображениями, идеями. Пятый этап (шестой и седьмой уроки работы над темой). На предыдущих занятиях учащиеся определились с выбором достопримечательностей ("Visiting Places "). При подготовке к этим урокам им предлагалось подобрать из разных источников информацию о Лондоне. Однако это не исключает помощи со стороны учителя. Он может принести звукозапись, видео, слайды. Статьи и т.п. о достопримечательностях Лондона. В результате обсуждения в группах ребята составляют программу прогулки по городу и посещения его достопримечательностей (каждая группа свою) Шестой этап (восьмой и девятый уроки). Заключительный этап. Каждая группа защищает перед всем классом свой проект, аргументируя, почему выбраны тот или иной способ путешествия и программа пребывания. Участники других групп задают выступающим как можно больше вопросов, стараясь найти недостатки в проекте.
|