Урок русского языка 5 класс. Учитель высшей категории Альмухамедова Баян Куандыковна г. Житикара сш №12 Костанайской обл. Урок- путешествие по стране «Фонетика» Цели урока: Образовательная: обобщить и систематизировать знания о звуковой системе русского языка Развивающая: развивать коммуникативно-речевые умения Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к урокам русского языка, коммуникативные качества личности. Ход урока: *Мотивация Чтение стихотворения А Яшина «Русский язык» Я люблю свой родной язык! Он понятен для всех, Он певуч, Он, как русский народ, многолик, Он – язык луны и планет, Наших спутников и ракет. На совете, за круглым столом Разговаривайте на нем: Недвусмысленный и прямой, Он подобен правде самой.
Учитель: А за что вы любите свой родной язык? Ребята, а что помогает русскому языку быть певучим, многозначным, мелодичным? (конечно же, слова и звуки). Ведь еще древние греки заметили, что есть звуки быстрые, тонкие, громадные, округлые. В этом скрыта тайна слова. А чтобы ее разгадать, я предлагаю вам путешествие в загадочную страну «Фонетика». Перед путешествием необходимо пройти инструктаж и проверить свои знания. А для этого проверим домашнее задание. Проверка Д/З: 1) сообщение о гласных и согласных звуках 2) результаты мини- исследования «Каких звуков мы употребляем больше?» Учитель: Для путешествия необходимо выбрать транспортное средство. Но оно не простое. В нем звуков должно быть меньше, чем букв. (самолет, корабль, поезд). (Учащиеся выбирают транспорт (корабль) Предлагаю дать названия нашим кораблям (учитель помещает корабли на доске) и выбрать капитанов и их незаменимых помощников. Итак, экипажи кораблей, к отплытию готовы? Цель нашего путешествия: Закрепить знания о звуковой системе русского языка. Каждая команда получает бортовой журнал и личные дневники, в которые будет фиксировать свои успехи и записывать впечатления о путешествии.
1 испытание: Разминка перед отплытием На дверях великолепного замка «Каштаны», где жила Сова, героиня книги С. Милна «Винни-Пух и все-все-все», Кристофер Робин написал: «Прашу нажать, эсли не аткрывают». А под колокольчиком была еще одна надпись: «Прашу падергать, эсли не аткрывают». – Каких правил не знают Кристофер Робин и Сова? Учитель: ребята, почему же мы, как и Сова, допускаем ошибки при написании многих слов? Связано ли это с фонетикой? (правильно, потому что не всегда письменная речь совпадает с звучащей речью. Для этого нам необходимы знания фонетики.) Исправьте ошибки. Помощникам Капитанов проверить записи и поставить баллы за правильно выполненные задания. 2 испытание Теория Фонетики 2. Учитель: Сейчас мы проплываем пролив «Теоретический». Это очень опасное место. Будьте внимательны, не посадите корабль на мель. Каждая команда получает вопросы по теории фонетики. Представитель от команды озвучивает ответы команды. Я надеюсь на вашу взаимопомощь и сотрудничество. На выполнение задания дается только 3 минуты. ( учащиеся получают по три вопроса по теме)
«Заморочки из бочки.»
1. Что изучает фонетика? 2. На какие две группы делятся звуки? 3. Какими бывают гласные? 4. В чем отличие ударных гласных от безударных? 5. Какие согласные всегда мягкие? 6. Какие согласные всегда твердые? 7. Когда согласные становятся мягкими? 8. Что нужно знать о сочетаниях чн, чк, нч, чт, рщ? 9. Чем отличается буква от звука? (не забываем сделать записи в бортовом журнале и в личных дневниках) Подведение итогов испытания. Вы достойно обошли мели и рифы страны Фонетики. Я уверена, что знания теории помогут вам преодолеть и другие испытания. 3 испытание Практика Учитель: Ну, а теперь мы подплываем к острову «Практическому» Но чтобы благополучно миновать этот остров и вернуться домой, надо пройти трудные испытания.
1. Задание Командам необходимо распределить задания между членами экипажа. Базовый уровень: (задание на слайде) А)Выбери и запиши имена героев сказок, у которых все согласные твердые. (колобок, волк, рыбка, мышь, Лиса, Медведь, Винни Пух, Царь) А) выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков (медведь, царь, Винни) А) выпишите слова, в которых количество букв и звуков совпадает (колобок, рыбка, лиса, Пух.)
1 задание. Повышенный уровень сложности (задание на столах учащихся) Решение фонетических примеров:
[ ж] - голос = [ ?] [ш] [г] – голос =[?] [к] [п]+ голос= [?] [б] [с]+ голос= [?] [з], объяснить решение, подобрать примеры слов, в которых встречаются данные звуки. Подведение итогов. 2 задание Игра «ПЕРЕВЕРТЫШИ» (для всех) Прочитать слова, произнося звуки в обратном порядке. Записать полученные слова в тетради Лен- [ ? ]= цифра ноль Лоб- [ ? ]= название настила пол Ток- [ ? ]=домашнее животное кот Шел- [ ? ]=неправда ложь Лед- [ ? ]= материал для крыши толь 3 задание (индивидуально каждой команде) на столах уч-ся Отгадай загадку Я – в озерах и реках, но в воде меня нет. Я- в арбузах, огурцах, но в дынях меня нет. (о каких звуках идет речь?) [ р ], [ р'] Учитель: Подведение итогов. Весь остров обошли команды, выполнили почти все задания. Пора провести контрольную проверку знаний (тестирование) Тест по теме «Фонетика» 1. Назовите слово из 6 звуков: А) Тополь. Б) Береза.
2. В каком слове есть безударный звук [а]? А) Часы. Б) Дозор.
3.Одинаково ли количество звуков в парах слов? 2. Суд – суть; молоть – молот. А) Да. Б) Нет.
4. Какое слово затранскрибировано? [Паласка´т’] малыша. А) Полоскать. Б) Поласкать. 5. Какой звук – [ы] или [и] – слышится в словах: циркуль, цинга, жир? А) [и]; Б) [ы].
6 Может ли один звук обозначаться на письме разными буквами? А) Да. Б) Нет. Самопроверка тестов. Ответы на слайде 1- б 2- б З- а 4- б 5- б 6- а Подведение итогов. Учитель: Отправляемся дальше. Подплываем к порту Художественному. Перед нами стоит очень важная задача: определить, какой волшебной силой обладают звуки, которые превращают наш язык в певучий, мелодичный и красивый Задумывались ли вы над тем, почему лилию, например, называют лилией, а не репьем? Есть в звуках что-то такое, что заставляет нас считать одни звуки приятнее, мелодичнее других. Волшебную силу звука используют поэты в своих стихах, достигая при помощи звуков особенной выразительности. Задание: Определите, какие звуки помогают поэтам передать звуки боя, грома, шороха и другие. 1 команда Выписать звуки боя из поэмы «Полтава» Пушкина Швед, русский- колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон. [Р-р-ж-кр-ж-гр-рж-рт] – звуки боя. Это напор, энергия, ожесточение сражения – [р]. [Ш] – звук летящего снаряда. [Гр] – грохот. [Р, ж] – режет ухо, ранит слух, эти звуки негармоничны, как сама война. 2 команда Назвать звуки, помогающие услышать звуки грома в стих Ф.Тютчева Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. [Гр] – мы слышим звуки грома. 3 команда Перед вами два описания речи героев из повести М.Горького «Детство». Какой вам видится героиня? Какие звуки помогают это понять? «Она говориЛа Ласково, весеЛо, скЛадно. Говорит, точно поет, и чем дАльше, тем склАдней звучАт словА». – А герой? «...он гоВорил со Всеми насмешливо, обиДно, поДзаДоРивая и стаРаясь РассеРДить Всякого». К какому выводу вы пришли, выполнив задания? Вывод: определенный подбор звуков способствует созданию выразительной картины в художественном произведении и нашей речи. Этот прием в литературе называется звукопись. Вот и закончилось наше путешествие по стране «Фонетика». Подводим итоги. Капитанам экипажей подсчитать количество баллов, набранных командой. Рефлексия. Ну, а пока идет подсчет баллов, я прошу вас поделиться впечатлениями о нашем путешествии. Полезным ли оказался наш урок для каждого из вас? Сегодня на уроке мы закрепили… Я узнал, что .. Учитель: А чтобы упрочить наши знания, перейдем к домашнему заданию. Запишите задание в дневники. Классу: п. 50 знать характеристику звуков речи. из учебника литературы выписать фамилии русских писателей, в которых все согласные звуки звонкие, глухие. Капитанам команд я предлагаю выполнить творческое задание Инд. Творческое задание. Почему фразу «Степка. Хочешь щец? Фи!» можно считать волшебной? Ответ запишите в виде рассуждения. Озвучивание результатов. Вручение эмблемы кораблю –победителю. «Знатоки Фонетики».
Учитель: Наш урок закончен. Спасибо за работу. Поблагодарите друг друга за поддержку и сотрудничество. Лист оценивания выполненных заданий ученика ______________________ Разминка Теоретическая Практическая 1 Практическая 2 Тесты Художественная итого 2б - без ошибок 1б -1-2 ошибки 0б-3 и более ошибок 2б - без ошибок 1б -1-2 ошибки 0б-3 и более ошибок 1б - без ошибок 0б- с ошибкой 1б - без ошибок 0б- с ошибкой 2б - без ошибок 1б -1-2 ошибки 0б-3 и более ошибок 1б - без ошибок 0б- с ошибкой Максим кол баллов 9 «5»-8,9б «4»-6,7б «3»-4,5б
Лист оценивания выполненных заданий ученика ______________________ Разминка Теоретическая Практическая 1 Практическая 2 Тесты Художественная итого 2б - без ошибок 1б -1-2 ошибки 0б-3 и более ошибок 2б - без ошибок 1б -1-2 ошибки 0б-3 и более ошибок 1б - без ошибок 0б- с ошибкой 1б - без ошибок 0б- с ошибкой 2б - без ошибок 1б -1-2 ошибки 0б-3 и более ошибок 1б - без ошибок 0б- с ошибкой Максим кол баллов 9 «5»-8,9б «4»-6,7б «3»-4,5б
Лист оценивания выполненных заданий ученика ______________________ Разминка Теоретическая Практическая 1 Практическая 2 Тесты Художественная итого 2б - без ошибок 1б -1-2 ошибки 0б-3 и более ошибок 2б - без ошибок 1б -1-2 ошибки 0б-3 и более ошибок 1б - без ошибок 0б- с ошибкой 1б - без ошибок 0б- с ошибкой 2б - без ошибок 1б -1-2 ошибки 0б-3 и более ошибок 1б - без ошибок 0б- с ошибкой Максим кол баллов 9 «5»-8,9б «4»-6,7б «3»-4,5б
Бортовой журнал корабля________________________________ Разминка Теоретическая Практическая 1 Практическая 2 Художест венная Итого Макс 54 б
Бортовой журнал корабля________________________________ Разминка Теоретическая Практическая 1 Практическая 2 Художест венная Итого Макс 54 б
Бортовой журнал корабля________________________________ Разминка Теоретическая Практическая 1 Практическая 2 Художест венная Итого Макс 54 б
Стихотворение А Яшина « Русский язык» Я люблю свой родной язык! Он понятен для всех, Он певуч, Он, как русский народ, многолик, Он – язык луны и планет, Наших спутников и ракет. На совете, за круглым столом Разговаривайте на нем: Недвусмысленный и прямой, Он подобен правде самой.
Остров «Практический» Команда 1 Задание 1 А)Выбери и запиши имена героев сказок, у которых все согласные твердые. Колобок, Волк, Рыбка, Мышь, Лиса, Медведь, Винни Пух, Царь Задание2 Игра «ПЕРЕВЕРТЫШИ» Прочитать слова, произнося звуки в обратном порядке. Записать полученные слова в тетради Лен- [ ? ]= цифра Лоб- [ ? ]= название настила Ток- [ ? ]=домашнее животное Шел- [ ? ]=неправда Лед- [ ? ]= материал для крыши
Остров «Практический» Команда 2 Задание 1
А) выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков Колобок, Волк, Рыбка, Мышь, Лиса, Медведь, Винни Пух, Царь Задание 2 Игра «ПЕРЕВЕРТЫШИ» Прочитать слова, произнося звуки в обратном порядке. Записать полученные слова в тетради Лен- [ ? ]= цифра Лоб- [ ? ]= название настила Ток- [ ? ]=домашнее животное Шел- [ ? ]=неправда Лед- [ ? ]= материал для крыши
Остров «Практический» Команда 3 Задание 1 А) выпишите слова, в которых количество букв и звуков совпадает Колобок, Волк, Рыбка, Мышь, Лиса, Медведь, Винни Пух, Царь Задание 2 Игра «ПЕРЕВЕРТЫШИ» Прочитать слова, произнося звуки в обратном порядке. Записать полученные слова в тетради Лен- [ ? ]= цифра Лоб- [ ? ]= название настила Ток- [ ? ]=домашнее животное Шел- [ ? ]=неправда Лед- [ ? ]= материал для крыши
Остров «Практический» Повышенный уровень сложности (задание на столах учащихся)
1 задание. Решение фонетических примеров: [ ж] - голос = [ ?] [г] – голос =[?] [п]+ голос= [?] [с]+ голос= [?], объяснить решение, подобрать примеры слов, в которых встречаются данные звуки. 2 задание (индивидуально каждой команде) на стол учащимся Отгадай загадку Я – в озерах и реках, но в воде меня нет. Я- в арбузах, огурцах, но в дынях меня нет. (о каких звуках идет речь?)
Тест по теме «Фонетика» 1. Назовите слово из 6 звуков: А) Тополь. Б) Береза. 2. В каком слове есть безударный звук [а]? А) Часы. Б) Дозор. 3.Одинаково ли количество звуков в парах слов? Суд – суть; молоть – молот. А) Да. Б) Нет. 4. Какое слово затранскрибировано? [Паласка´т’] малыша. А) Полоскать. Б) Поласкать. 5. Какой звук – [ы] или [и] – слышится в словах: циркуль, цинга, жир? А) [и]; Б) [ы]. 6 Может ли один звук обозначаться на письме разными буквами? А) Да. Б) Нет.
Тест по теме «Фонетика» 1. Назовите слово из 6 звуков: А) Тополь. Б) Береза. 2. В каком слове есть безударный звук [а]? А) Часы. Б) Дозор. 3.Одинаково ли количество звуков в парах слов? Суд – суть; молоть – молот. А) Да. Б) Нет. 4. Какое слово затранскрибировано? [Паласка´т’] малыша. А) Полоскать. Б) Поласкать. 5. Какой звук – [ы] или [и] – слышится в словах: циркуль, цинга, жир? А) [и]; Б) [ы]. 6 Может ли один звук обозначаться на письме разными буквами? А) Да. Б) Нет.
|