Суббота, 21.12.2024, 17:58
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 400
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » 2014 » Январь » 21 » Урок - путешествие по русскому языку в 5 классе "Фонетика" уч.: Альмухамедова Б. К. г. Житикара сш №12
15:22
Урок - путешествие по русскому языку в 5 классе "Фонетика" уч.: Альмухамедова Б. К. г. Житикара сш №12
Урок русского языка 5 класс. Учитель высшей категории Альмухамедова Баян Куандыковна г. Житикара сш №12 Костанайской обл.
Урок- путешествие по стране «Фонетика»
Цели урока:
Образовательная: обобщить и систематизировать знания о звуковой системе русского языка
Развивающая: развивать коммуникативно-речевые умения
Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к урокам русского языка, коммуникативные качества личности.
Ход урока:
*Мотивация
Чтение стихотворения А Яшина «Русский язык»
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Он – язык луны и планет, Наших спутников и ракет.
На совете, за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

Учитель:
А за что вы любите свой родной язык?
Ребята, а что помогает русскому языку быть певучим, многозначным, мелодичным? (конечно же, слова и звуки). Ведь еще древние греки заметили, что есть звуки быстрые, тонкие, громадные, округлые. В этом скрыта тайна слова. А чтобы ее разгадать, я предлагаю вам путешествие в загадочную страну «Фонетика».
Перед путешествием необходимо пройти инструктаж и проверить свои знания. А для этого проверим домашнее задание.
Проверка Д/З:
1) сообщение о гласных и согласных звуках
2) результаты мини- исследования «Каких звуков мы употребляем больше?»
Учитель:
Для путешествия необходимо выбрать транспортное средство. Но оно не простое. В нем звуков должно быть меньше, чем букв. (самолет, корабль, поезд).
(Учащиеся выбирают транспорт (корабль)
Предлагаю дать названия нашим кораблям (учитель помещает корабли на доске) и выбрать капитанов и их незаменимых помощников.
Итак, экипажи кораблей, к отплытию готовы?
Цель нашего путешествия:
Закрепить знания о звуковой системе русского языка.
Каждая команда получает бортовой журнал и личные дневники, в которые будет фиксировать свои успехи и записывать впечатления о путешествии.

1 испытание: Разминка перед отплытием
На дверях великолепного замка «Каштаны», где жила Сова, героиня книги С. Милна «Винни-Пух и все-все-все», Кристофер Робин написал: «Прашу нажать, эсли не аткрывают». А под колокольчиком была еще одна надпись: «Прашу падергать, эсли не аткрывают».
– Каких правил не знают Кристофер Робин и Сова?
Учитель: ребята, почему же мы, как и Сова, допускаем ошибки при написании многих слов? Связано ли это с фонетикой? (правильно, потому что не всегда письменная речь совпадает с звучащей речью. Для этого нам необходимы знания фонетики.)
Исправьте ошибки.
Помощникам Капитанов проверить записи и поставить баллы за правильно выполненные задания.
2 испытание Теория Фонетики
2. Учитель:
Сейчас мы проплываем пролив «Теоретический». Это очень опасное место. Будьте внимательны, не посадите корабль на мель.
Каждая команда получает вопросы по теории фонетики. Представитель от команды озвучивает ответы команды. Я надеюсь на вашу взаимопомощь и сотрудничество.
На выполнение задания дается только 3 минуты.
( учащиеся получают по три вопроса по теме)

«Заморочки из бочки.»

1. Что изучает фонетика?
2. На какие две группы делятся звуки?
3. Какими бывают гласные?
4. В чем отличие ударных гласных от безударных?
5. Какие согласные всегда мягкие?
6. Какие согласные всегда твердые?
7. Когда согласные становятся мягкими?
8. Что нужно знать о сочетаниях чн, чк, нч, чт, рщ?
9. Чем отличается буква от звука?
(не забываем сделать записи в бортовом журнале и в личных дневниках)
Подведение итогов испытания. Вы достойно обошли мели и рифы страны Фонетики. Я уверена, что знания теории помогут вам преодолеть и другие испытания.
3 испытание Практика
Учитель: Ну, а теперь мы подплываем к острову «Практическому» Но чтобы благополучно миновать этот остров и вернуться домой, надо пройти трудные испытания.

1. Задание
Командам необходимо распределить задания между членами экипажа.
Базовый уровень: (задание на слайде)
А)Выбери и запиши имена героев сказок, у которых все согласные твердые. (колобок, волк, рыбка, мышь, Лиса, Медведь, Винни Пух, Царь)
А) выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков (медведь, царь, Винни)
А) выпишите слова, в которых количество букв и звуков совпадает (колобок, рыбка, лиса, Пух.)

1 задание. Повышенный уровень сложности (задание на столах учащихся)
Решение фонетических примеров:

[ ж] - голос = [ ?] [ш]
[г] – голос =[?] [к]
[п]+ голос= [?] [б]
[с]+ голос= [?] [з], объяснить решение, подобрать примеры слов, в которых встречаются данные звуки.
Подведение итогов.
2 задание
Игра «ПЕРЕВЕРТЫШИ» (для всех)
Прочитать слова, произнося звуки в обратном порядке. Записать полученные слова в тетради
Лен- [ ? ]= цифра ноль
Лоб- [ ? ]= название настила пол
Ток- [ ? ]=домашнее животное кот
Шел- [ ? ]=неправда ложь
Лед- [ ? ]= материал для крыши толь
3 задание (индивидуально каждой команде) на столах уч-ся
Отгадай загадку
Я – в озерах и реках, но в воде меня нет.
Я- в арбузах, огурцах, но в дынях меня нет. (о каких звуках идет речь?) [ р ], [ р']
Учитель:
Подведение итогов.
Весь остров обошли команды, выполнили почти все задания. Пора провести контрольную проверку знаний (тестирование)
Тест по теме «Фонетика»
1. Назовите слово из 6 звуков:
А) Тополь.
Б) Береза.

2. В каком слове есть безударный звук [а]?
А) Часы. Б) Дозор.

3.Одинаково ли количество звуков в парах слов?
2. Суд – суть; молоть – молот.
А) Да. Б) Нет.

4. Какое слово затранскрибировано? [Паласка´т’] малыша.
А) Полоскать. Б) Поласкать.
5. Какой звук – [ы] или [и] – слышится в словах: циркуль, цинга, жир?
А) [и]; Б) [ы].

6 Может ли один звук обозначаться на письме разными буквами?
А) Да. Б) Нет.
Самопроверка тестов. Ответы на слайде
1- б
2- б
З- а
4- б
5- б
6- а
Подведение итогов.
Учитель:
Отправляемся дальше. Подплываем к порту Художественному.
Перед нами стоит очень важная задача: определить, какой волшебной силой обладают звуки, которые превращают наш язык в певучий, мелодичный и красивый
Задумывались ли вы над тем, почему лилию, например, называют лилией, а не репьем?
Есть в звуках что-то такое, что заставляет нас считать одни звуки приятнее, мелодичнее других.
Волшебную силу звука используют поэты в своих стихах, достигая при помощи звуков особенной выразительности.
Задание:
Определите, какие звуки помогают поэтам передать звуки боя, грома, шороха и другие.
1 команда Выписать звуки боя из поэмы «Полтава» Пушкина
Швед, русский- колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.
[Р-р-ж-кр-ж-гр-рж-рт] – звуки боя.
Это напор, энергия, ожесточение сражения – [р].
[Ш] – звук летящего снаряда.
[Гр] – грохот.
[Р, ж] – режет ухо, ранит слух, эти звуки негармоничны, как сама война.
2 команда Назвать звуки, помогающие услышать звуки грома в стих Ф.Тютчева
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
[Гр] – мы слышим звуки грома.
3 команда
Перед вами два описания речи героев из повести М.Горького «Детство».
Какой вам видится героиня? Какие звуки помогают это понять?
«Она говориЛа Ласково, весеЛо, скЛадно.
Говорит, точно поет, и чем дАльше, тем склАдней звучАт словА».
– А герой?
«...он гоВорил со Всеми насмешливо, обиДно, поДзаДоРивая и стаРаясь РассеРДить Всякого».
К какому выводу вы пришли, выполнив задания?
Вывод: определенный подбор звуков способствует созданию выразительной картины в художественном произведении и нашей речи. Этот прием в литературе называется звукопись.
Вот и закончилось наше путешествие по стране «Фонетика».
Подводим итоги. Капитанам экипажей подсчитать количество баллов, набранных командой.
Рефлексия.
Ну, а пока идет подсчет баллов, я прошу вас поделиться впечатлениями о нашем путешествии. Полезным ли оказался наш урок для каждого из вас?
Сегодня на уроке мы закрепили…
Я узнал, что ..
Учитель:
А чтобы упрочить наши знания, перейдем к домашнему заданию. Запишите задание в дневники.
Классу:
п. 50 знать характеристику звуков речи.
из учебника литературы выписать фамилии русских писателей, в которых все согласные звуки звонкие, глухие.
Капитанам команд я предлагаю выполнить творческое задание
Инд. Творческое задание. Почему фразу «Степка. Хочешь щец? Фи!» можно считать волшебной? Ответ запишите в виде рассуждения.
Озвучивание результатов. Вручение эмблемы кораблю –победителю.
«Знатоки Фонетики».

Учитель:
Наш урок закончен. Спасибо за работу. Поблагодарите друг друга за поддержку и сотрудничество.
Лист оценивания выполненных заданий ученика ______________________
Разминка Теоретическая Практическая 1 Практическая 2 Тесты Художественная итого
2б - без ошибок
1б -1-2 ошибки
0б-3 и более ошибок 2б - без ошибок
1б -1-2 ошибки
0б-3 и более ошибок 1б - без ошибок
0б- с ошибкой 1б - без ошибок
0б- с ошибкой 2б - без ошибок
1б -1-2 ошибки
0б-3 и более ошибок 1б - без ошибок
0б- с ошибкой

Максим кол баллов 9
«5»-8,9б
«4»-6,7б
«3»-4,5б


Лист оценивания выполненных заданий ученика ______________________
Разминка Теоретическая Практическая 1 Практическая 2 Тесты Художественная итого
2б - без ошибок
1б -1-2 ошибки
0б-3 и более ошибок 2б - без ошибок
1б -1-2 ошибки
0б-3 и более ошибок 1б - без ошибок
0б- с ошибкой 1б - без ошибок
0б- с ошибкой 2б - без ошибок
1б -1-2 ошибки
0б-3 и более ошибок 1б - без ошибок
0б- с ошибкой

Максим кол баллов 9
«5»-8,9б
«4»-6,7б
«3»-4,5б


Лист оценивания выполненных заданий ученика ______________________
Разминка Теоретическая Практическая 1 Практическая 2 Тесты Художественная итого
2б - без ошибок
1б -1-2 ошибки
0б-3 и более ошибок 2б - без ошибок
1б -1-2 ошибки
0б-3 и более ошибок 1б - без ошибок
0б- с ошибкой 1б - без ошибок
0б- с ошибкой 2б - без ошибок
1б -1-2 ошибки
0б-3 и более ошибок 1б - без ошибок
0б- с ошибкой

Максим кол баллов 9
«5»-8,9б
«4»-6,7б
«3»-4,5б



Бортовой журнал корабля________________________________
Разминка Теоретическая Практическая 1 Практическая 2 Художест
венная
Итого
Макс 54 б


Бортовой журнал корабля________________________________
Разминка Теоретическая Практическая 1 Практическая 2 Художест
венная
Итого
Макс 54 б


Бортовой журнал корабля________________________________
Разминка Теоретическая Практическая 1 Практическая 2 Художест
венная
Итого
Макс 54 б


Стихотворение А Яшина « Русский язык»
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Он – язык луны и планет, Наших спутников и ракет.
На совете, за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.


Остров «Практический» Команда 1
Задание 1
А)Выбери и запиши имена героев сказок, у которых все согласные твердые.
Колобок, Волк, Рыбка, Мышь, Лиса, Медведь, Винни Пух, Царь
Задание2
Игра «ПЕРЕВЕРТЫШИ»
Прочитать слова, произнося звуки в обратном порядке. Записать полученные слова в тетради
Лен- [ ? ]= цифра
Лоб- [ ? ]= название настила
Ток- [ ? ]=домашнее животное
Шел- [ ? ]=неправда
Лед- [ ? ]= материал для крыши

Остров «Практический» Команда 2
Задание 1

А) выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков
Колобок, Волк, Рыбка, Мышь, Лиса, Медведь, Винни Пух, Царь
Задание 2
Игра «ПЕРЕВЕРТЫШИ»
Прочитать слова, произнося звуки в обратном порядке. Записать полученные слова в тетради
Лен- [ ? ]= цифра
Лоб- [ ? ]= название настила
Ток- [ ? ]=домашнее животное
Шел- [ ? ]=неправда
Лед- [ ? ]= материал для крыши

Остров «Практический» Команда 3
Задание 1
А) выпишите слова, в которых количество букв и звуков совпадает
Колобок, Волк, Рыбка, Мышь, Лиса, Медведь, Винни Пух, Царь
Задание 2
Игра «ПЕРЕВЕРТЫШИ»
Прочитать слова, произнося звуки в обратном порядке. Записать полученные слова в тетради
Лен- [ ? ]= цифра
Лоб- [ ? ]= название настила
Ток- [ ? ]=домашнее животное
Шел- [ ? ]=неправда
Лед- [ ? ]= материал для крыши


Остров «Практический»
Повышенный уровень сложности (задание на столах учащихся)

1 задание.
Решение фонетических примеров:
[ ж] - голос = [ ?]
[г] – голос =[?]
[п]+ голос= [?]
[с]+ голос= [?],
объяснить решение, подобрать примеры слов, в которых встречаются данные звуки.
2 задание (индивидуально каждой команде) на стол учащимся
Отгадай загадку
Я – в озерах и реках, но в воде меня нет.
Я- в арбузах, огурцах, но в дынях меня нет. (о каких звуках идет речь?)

Тест по теме «Фонетика»
1. Назовите слово из 6 звуков:
А) Тополь.
Б) Береза.
2. В каком слове есть безударный звук [а]?
А) Часы. Б) Дозор.
3.Одинаково ли количество звуков в парах слов?
Суд – суть; молоть – молот.
А) Да. Б) Нет.
4. Какое слово затранскрибировано? [Паласка´т’] малыша.
А) Полоскать. Б) Поласкать.
5. Какой звук – [ы] или [и] – слышится в словах: циркуль, цинга, жир?
А) [и]; Б) [ы].
6 Может ли один звук обозначаться на письме разными буквами?
А) Да. Б) Нет.

Тест по теме «Фонетика»
1. Назовите слово из 6 звуков:
А) Тополь.
Б) Береза.
2. В каком слове есть безударный звук [а]?
А) Часы. Б) Дозор.
3.Одинаково ли количество звуков в парах слов?
Суд – суть; молоть – молот.
А) Да. Б) Нет.
4. Какое слово затранскрибировано? [Паласка´т’] малыша.
А) Полоскать. Б) Поласкать.
5. Какой звук – [ы] или [и] – слышится в словах: циркуль, цинга, жир?
А) [и]; Б) [ы].
6 Может ли один звук обозначаться на письме разными буквами?
А) Да. Б) Нет.
Просмотров: 1439 | Добавил: nur_gan | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Архив записей
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на //sabak.ucoz.org обязательна © 2024Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика