Урок-КВН в 7-м классе по теме «Глагол как часть речи » Тема урока: «Глагол как часть речи Цели: 1.Образовательные Расширить и углубить знания учащихся о глаголе, умения определять морфологические признаки глагола и его роль в тексте,умение отличать глагол от других частей речи,умение определять время глагола, число,лицо,спряжение,вид. 2.Развивающие Развивать культуру устной и письменной ручи,произвольное внимание,развивать умение представить и вообразить,память,логическое мышление,умение обобщать и делать вывод.Развивать орфографическую зоркость,умение мыслить осознанно. 3.Воспитательные Воспитывать желание самосовершенствоваться, соблюдать трудовую дисциплину,чувство товарищества,чувства поддержки,развивать умение применять знания,волевые качества личности в преодолении трудности Тип урока:урок-закрепление Вид урока: Урок -КВН Форма организации учебной деятельности: групповая,индивидуальная Оборудование:Интерактивная доска, слайды (опорные схемы,текст стихотворения , высказывания о русском языке , «семантический отличительный анализ» ) карточки с заданиями
Ход урока І.Организационный момент: Подготовка к уроку
ІІ. Вступительное слово учителя: Эпиграф «Глагол - самая живая часть речи» А. ЮГОВ КАК ПОНИМАЕТЕ ЭТО ВЫСКАЗЫВАНИЕ? Слово глагол в старославянском языке означает слово, речь. Его рассматривали как слово из слов. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребляемыми глаголами являются: говорить, сказать, знать, видеть. Писатель Л.Н.Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык-яркий,как радуга после весеннего ливня,меткий,как стрела, певучий и богатый,задушевный,как песня над колыбелью» Сегодня мы проведем КВН и узнаем лучшего знатока русского языка.Тема нашего урока « Глагол как часть речи ». В нашем КВН участвуют две команды.Они должны показать знание учебного материала,соблюдать дисциплину,не перебивать друг друга, давать развернутые ответы с доказательствами,проявить смекалку и находчивость. Глагол – это весенняя часть речи, Она заставит действовать нас всех: Читать, писать, спрягать – и обеспечит В конце урока непременно нам успех! І команда - «І спряжение» І І команда - «ІІ спряжение » Стихотворение. Интересная часть речи В русском языке живет. Все что делает, расскажет, Задает или поет. Прячет и отыщет, сядет, Льется , ляжет и заплачет, Или забивает гол – Все расскажет нам…. Иллюстрация – Глагол ( сказочный король)
І конкурс. «Лингвистическая разминка» Учащиеся отвечают на вопросы, приводя примеры. Контрольные вопросы: Вопросы Ікоманде: Что такое глагол? Что он обозначает? Что такое вид глагола?Что он обозначает? Как изменяются глаголы в прошедшем времени? Что называется спряжением глаголов? Какие личные окончания имеют глаголы І спряжения? Вопросы ІІ команде: Что такое неопределенная форма глагола? Какие суффиксы имеет глагол в неопределенной форме? Как изменяется глагол в настоящем времени? Как изменяется глагол в будущем времени? Какие личные окончания имеют глаголы ІІ спряжения? ІІ конкурс «Думай-ка» (Слайды) Найти в тексте глаголы и указать время глагола ІІІ. Конкурс "Преобразуй-ка» (Слайды) Преобразуйте в неопределенную форму глагола Зеленеет-зеленеть Бьешь-бить Бурлит-бурлить коснулся-коснуться Почему глаголы начальной формы называют глаголами неопределенной формы? ІV.конкурс. "Собери-ка» Даны карточки с отдельными частями слова из которых надо собрать глаголы неопределенной формы? Постро-ить,игр-ать, зелен-еть,присматрив-ать,звен-еть,помн-ить V.конкурс. «Подумай и ответь» Как будет звучать глагол «дует»в форме 2 лица единственного числа? (дуешь) Как будет звучать глагол «ревет»в форме 3 лица множественного числа? (ревут) Как будет звучать глагол «стучит»в форме 1 лица множественного числа? (стучим) Как будет звучать глагол «бросает»в форме 2 лица множественного числа? (бросаете) VІ.Конкурс «Кто больше назовет?» Глаголы труда (копает,ломает,сажает,пишет) Глаголы движения (бегает,прыгает,идет) Глаголы , обозначающие состояние человека (смеется,плачет,хохочет) VІІ. Конкурс «Распредели-ка» В тексте встречаются похожие слова. Одинаковые ли это части речи?
І команде: Это дом или печь?
Это доменная печь?
Что умеет эта печь?
Из руды железо печь?
Медведь в лесу, не зная правил,
Однажды мотоциклом правил.
ІІ команде:
Говорит попугай попугаю:
- Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай:
- Попугай, попугай, попуга.
Кот без кисти и белил
Крыши города белил?
VІІІ. Конкурс «Делу время,потехе-час» Расшифруй ребусы В каком гаголе слышится «100 нет?» (стонет) В каком гаголе слышится «100 ят?» (стоят) ІХ.Конкурс «Вставь-ка» Вставить пропущенные буквы, объяснить графически выбор орфограммы. І команде 1) Тот труда не бои (т, ть) ся, кто умеет труди (т, ть)ся . 2) Дело мастера бои (т,ть)ся. ІІ команде
3) Человек по делу узнаё (т, ть) ся. 4) Надо труди(т, ть) ся, а не лени (т,ть)ся. Какой темой объединены предложения?
Х.Конкурс «Образуй-ка» Образуйте от имен существительных однокоренные глаголы, выделите корень.
І команда Работа, плач, крик, шум ІІ команда Танец, стук, шутка,бег
Физкультминутка. Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, потянитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. В форме какого времени употреблены глаголы? Х І.Заполнить таблицу (Общее задание) «Семантический отличительный анализ» Время глагола Изменяются по лицам родам числам Настоящее + - + Прошедшее - + + Будущее + - + Инсценировка сказки «Глагол и частица НЕ» У Глагола была знакомая – Частица НЕ.(картинка) Стихотворение Частица НЕ, частица НЕ, Такая недовольная! На каждом слышится шагу: Я не хочу! Я не могу! Я не останусь! Не пойду! Любой ей труд невмоготу. Гордую и упрямую Частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Печальной была эта любовь. Он говорил: Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ! А она ему отвечала Я ТЕБЯ (НЕ) ЛЮБЛЮ. И вот однажды частица не совсем заупрямилась. Она забралась на стул. . Глагол был постоянен в своих чувствах. Он даже сочинил мелодию для частицы не (музыкальное сопровождение) Она как обычно отскочила от него с криком НЕГОДУЮ! НЕНАВИЖУ! И вдруг замерла на месте. Так настоящая любовь победила неприязнь.
Запись слов «негодую» , «ненавижу» Составить пословицу. 1. Не откладывай дела в долгий ящик. 2. Не спеши языком, спеши делом. 3. Под лежачий камень вода не бежит. - Какой общей темой объединены пословицы?
Выписать из каждой пословицы частицу НЕ с глаголом через запятую.
Итог урока Можно ли в нашей речи обойтись без глаголов? – Итак, ребята, глагол – необыкновенная часть речи. Обладает высокой эстетической ценностью. Писатель А.Югов дал очень яркую характеристику этой части речи: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!»
Рефлексия: (Заполнить таблицы) Доскажите предложения: Сегодня на уроке я узнал....... Я повторил............... Мне понравилось.............. Урок: Показался интересным….. Заставил задуматься…..
Домашнее задание: Написать сказку о происхождении глагола
Всем большое спасибо!
|