Лазаренко Ирина Людвиковна Учитель ИЗО, черчения, технологии Северо-Казахстанская область Тайыншинский район КГУ «Донецкая СШ» Урок черчения в 9 классе Тема: Сечения и их выполнение Цели и задачи урока: Образовательные: Ознакомить учащихся с сечением как изображением, дать четкое представление о классификации сечений, о необходимости применения таких графических построений. Научить учащихся определять места применения необходимых сечений, построению, обозначению сечений на чертежах. Развивающие: Способствовать активизации мышления учащихся и развития их познавательных способностей, умения анализировать форму деталей, выявления их сходства и различий, и взаимного соответствия, формированию абстрактного мышления. Воспитывающие: Формировать познавательный интерес к предмету, воспитывать аккуратность и четкость при выполнении чертежей. Тип урока: комбинированный (проверка знаний, усвоение новых, применение), с использованием ИКТ. Метод: интерактивный (объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, проблемно-развивающий). Оборудование: презентация (Приложение 1), компьютер, медиапроектор. Ход урока I. Организационный момент 1.1. Сообщение темы и целей урока. 1.2. Отметка отсутствующих. II. Мотивация изучения построения сечений при выполнении чертежей
Давайте представим себе, что мы с вами оказались на археологических раскопках, где нам удалось найти древнейшее орудие человека – копье. Нам предстоит дать такие изображения копья, по которым бы четко воспринимались его форма и конструкция. (Слайд 3) (Задача учителя проанализировать каждое предложение школьников, затем на доске дать графическое решение) III. Изложение нового материала Тема нашего урока «Сечения». На уроке мы познакомимся с сечением как изображением, узнаем о классификации сечений, о необходимости применения таких графических построений. Научимся определять места применения необходимых сечений, построению, обозначению сечений на чертежах. Чертеж предмета должен давать полное представление о форме предмета, его внутреннем устройстве, размерах, материалах, из которых он изготовлен. На практике часто можно встретить такие предметы, форму которых трудно определить по чертежу только по видам. (Слайд 4) Обратите внимание на главный вид. Дает ли он полное представление о форме изображенного предмета? (Необходим вид слева) Но и вид слева не окажет существенной помощи в понимании формы. Поскольку на чертеже появляются многочисленные линии, которые затрудняют уяснение формы предмета. Рассмотрим еще один чертеж детали (Слайд 5) Форма изображенной на рисунке детали в целом цилиндрическая, ступенчатая. Можем ли мы по этому чертежу судить о форме каждого элемента детали? Очевидно нет. Чем является изображенный на левом конце детали элемент? Выступ это или впадина? Если впадина, то какой глубины? А окружность, расположенная правее, является изображением отверстия или выступа? Если отверстия, то сквозного или нет? Чтобы ответить на эти и другие вопросы необходимо выполнить сечение. Мы нашу деталь мысленно рассекаем секущими плоскостями в тех местах, форма которых нас интересует. В секущей плоскости получают фигуру, изображение которой на чертежах называют сечением. Посмотрите, по данной фигуре мы сразу можем определить форму выступа. Значит, мы выяснили необходимость применения сечения, которое способствуют выявлению формы предмета. (Слайд 6) Сечением называют изображение фигуры, полученной при мысленном рассечении предмета секущей плоскостью. На сечениях показывают только то, что попало в секущую плоскость (запись определения в тетрадь) (Слайд 7) Сечение можно располагать на любом месте чертежа. Изображение сечений можно поворачивать, сопровождая знаком «повернуто». По расположению сечений относительно видов их подразделяют на наложенные и вынесенные. (Слайд 8) Контур фигур вынесенного сечения обводят сплошной толстой основной линией, а контур наложенного – сплошной тонкой линией. Фигуру сечения выделяют штриховкой. Обозначение сечений Секущая плоскость обозначается штрихами разомкнутой линии, длина которых равна приблизительно 10 мм. К штрихам проводят стрелки, указывающие направление взгляда. Стрелки наносят на расстоянии 2-3 мм от внешнего конца штриха. С внешних сторон стрелок ставят одну и ту же прописную букву. Непосредственно над сечением пишут те же буквы через тире (А-А) (Слайд 9) Сечение обозначается: - при расположении симметричной фигуры сечения на свободном поле (вынесенное); - если фигура сечения несимметрична (наложенное) Сечение не обозначается: - если фигура сечения симметрична и располагается на продолжении секущей плоскости так, что ее ось симметрии совпадает с линией сечения, которая изображается тонкой штрихпунктирной линией (вынесенное). - если фигура сечения симметрична (наложенное сечение) (Слайд 10) Если секущая плоскость проходит через ось отверстия или углубления, ограниченного поверхностью вращения (цилиндрической, конической, сферической), в сечении показывают то, что попало в секущую плоскость и контур отверстия или углубления, расположенный за ней (Слайд 11) Если в сечении получается фигура, распадающаяся на две и более частей, то сечение не выполняется (Слайд 12) Коллективная работа (устно). А сейчас давайте попробуем найти ошибки в выполнении сечений. (Слайд 13) Графическое обозначение материалов в сечении (Слайд 14) IV. Закрепление знаний Вопросы для закрепления: • Какие изображения называются сечениями? • С какой целью применяют сечения? • Какие сечения называют наложенными, какие вынесенными? • В каких случаях сечения не обозначаются? • Как выделяют на чертеже фигуру сечения? Индивидуальная работа в тетрадях. Выполнение теста «Соответствие чертежа и сечения. Обозначение сечения» Задания 1 уровня Задания 2 уровня Задания 3 уровня V. Подведение итогов урока Выставление оценок. V. Домашнее задание Стр. 68-72. Выполнить в тетради задание для упражнений на стр. 72 (по учебнику В.Г.Чукалин, М.М.Ахметжанов Черчение 9 класс –Алматы «Атамұра», 2013)
Список литературы: 1. В.Г.Чукалин, М.М.Ахметжанов Черчение 9 класс –Алматы «Атамұра», 2013 2. Н.Г.Преображенская, И.Ю.Преображенская Черчение. Рабочая тетрадь №1. Сечение. – М: Издательский центр «Вентана - Граф», 2001
|