|
Главная » 2014 » Февраль » 24 » «Путешествие в страну кислот»: урок - практикум
17:07 «Путешествие в страну кислот»: урок - практикум |
Учитель химии и биологии Авшенюков В.А. Северо-Казахстанская область. Айыртауский р-он . с Агынтай батыр. Златогорская СШ. Тема урока: «Путешествие в страну кислот»: урок - практикум
Цель:
1. Изучить состав, получение и химические свойства, характерные для класса кислоты.
Задачи:
1. Закрепить и обобщить знания учащихся об особенностях класса неорганических веществ – кислот. 2. Познакомить учащихся с составом кислот. 3. Познакомить учащихся с лабораторным получением кислот. 4. Познакомить учащихся с химическими свойствами кислот. 5. Продолжить формирование умений работать с лабораторным оборудованием и реактивами, делать обобщения, использовать учебную литературу. 6. Продолжить формирование умений работать в группах. 7. Продолжить формирование научного мировоззрения.
Метод обучения: словесный и сопутствующие ему практический и наглядный.
Тип урока: «урок практикум».
Оборудование: мультимедиа презентация, ящички для проведения лабораторных опытов, пробирки, штативы для пробирок, Реактивы: кислоты, лакмус, Zn, Fe, Cu, CаO, NaOH, AgNO3, Cа(OH)2 .
План: 1. Организационный момент. 2. Актуализация пройденного материала 3. Изучение нового материала. 4. Состав кислот. 5. Классификация кислот. 6. Получение кислот. 7. Техника безопасности. 8. Химические свойства. 9. Лабораторные опыты. 10. Обобщение и выводы. 11. Домашнее задание.
Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Актуализация пройденного материала. На прошлом уроке вы начали изучать тему «Кислоты», а точнее поговорили о составе и строении данного касса веществ. Безусловно слово «кислота» впервые вы услышали не на прошлом уроке. Я уверен, что это слово вам знакомо достаточно давно, вы знаете и любите аскорбиновую кислоту, вам известна лимонная кислота, придающая кислый вкус лимону, вы знаете о кислотах, используемых в аккумуляторах и много-много других кислот. 3. Изучение нового материала. На уроке мы будем пользоваться видео заданиями, представленные нашими учителями и учениками старших классов. Результаты работ мы будем заносить в инструктивную карточку.
4. Состав кислот.
• Слайд 1. Видео задание. Составьте формулы кислот. Учащиеся из предложенных ионов водорода и кислотных остатков составляют формулы кислот. По завершению проверяется правильность.
Кислот достаточно много, а можно ли их классифицировать. Какие вы знаете классификации.
5. Классификация кислот.
• Слайд 2. Видео задание. Заполните пустые графы таблицы по классификации кислот. После выполнения задания задаются следующие вопросы. На какие группы делятся кислоты по составу ( приведите примеры). На какие группы делятся кислоты по оснoвности (приведите примеры). Существует ли общий принцип составления названий кислот или у каждой кислоты свое индивидуальное название.
6. Получение кислот. Я вижу, что состав и строение кислот вы усвоили достаточно хорошо, но наука химия изучает и получение кислот, а поможет нам в этом виртуальная лаборатория. • Слайд 3. Получение серной кислоты. • Слайд 4. Получение угольной кислоты. • Слайд 5. Получение фосфорной кислоты. 7. Техника безопасности. Задание на знание техники безопасности. Зачитываются правильные и неправильные советы по способу обращения с кислотами. Учащиеся на правильный ответ поднимают жетон со знаком + на неправильный ответ знак -.
1. Кислоты вызывают сильный химический ожог. + 2. Концентрированные кислот опасны еще и тем, что могут выделять едкие пары. + 3. При проведении опытов нельзя смешивать незнакомые вещества. + 4. Кислоты приятно пахнут, их используют как одеколон или туалетную воду. - 5. Опыты с кислотой требуют особой осторожности. + 6. При пользовании склянкой с кислотой необходимо следить, чтобы на каждой склянке было четкое название кислоты. + 7. Опыты с кислотами можно проводить без контроля учителя. - 8. В случае пролива кислоты ее необходимо убрать тряпками для уборки класса. - 9. При попадании кислоты на кожу ее необходимо вытереть чистой салфеткой и прижечь пораженный участок кожи йодом или зеленкой. - 10. В случае пролива кислоты на парту или пол нужно срочно сообщить учителю. + 11. Пораженный участок кожи промывают струей холодной воды в течение 10 – 15 мин. после промывки на обожженное место накладывают пропитанную водным раствором питьевой соды марлевую повязку или ватный тампон. + 12. Кислоты прекрасно отмывают кожу, при этом их можно использовать вместо мыла. - 13. При попадании капель кислоты в глаза их промывают проточной водой в течение 15 мин. и после этого – 2%-м водным раствором питьевой соды. После этого пострадавшего отправляют в лечебное учреждение. + 14. Учащимся запрещается готовить растворы кислот для опытов. + 15. Угольную кислоту можно пить и ее применяют как освежающий напиток. + 16. В школьной лаборатории нужно строго соблюдать технику безопасности. +
8. Химические свойства.
Наука химия изучает свойства веществ, а точнее химические свойства. Изучением химических свойств кислот мы и займемся сегодня на уроке. Но прежде чем говорить о химических свойствах кислот, нам необходимо вспомнить и сказать несколько слов о физических свойствах.
На демонстрационном столе представлены примеры кислот, вы видите, что по агрегатному состоянию все они жидкости. Однако есть одно исключение, кремниевая кислота по агрегатному состоянию напоминает желе. Цвет кислот – все кислоты бесцветные вещества.
Запах – большинство кислот не обладают запахом однако у некоторых представителей, запах резкий неприятный. Вкус – вкус кислот заключается в названии всего класса «кислоты – кислые». «Кислоты – едкие вещества, вызывающие сильнейшие ожоги, разрушают органические вещества» - данное высказывание можно часто услышать о кислотах.
9. Лабораторные опыты.
• Слайд 6. Видео задание. Действие кислот на индикаторы. Определить раствор кислоты, из предложенных нескольких пробирок, используя лакмус. Опыт 1. Ученики, капая поочередно лакмус в пробирки, определяют, под каким номером находится пробирка с кислотой. Результаты занести в инструктивную карточку.
• Слайд 7. Взаимодействие кислот с металлами. Опыт 2. Используя алгоритм, провести серию опытов по взаимодействию металлов с кислотами. Результаты занести в инструктивную карточку.
• Слайд 8. Взаимодействие кислот с оксидами. Опыт 3. Используя алгоритм, провести серию опытов по взаимодействию оксидов с кислотами. Результаты занести в инструктивную карточку.
• Слайд 9. Взаимодействие кислот с основаниями. Опыт 4. Используя алгоритм, провести серию опытов по взаимодействию оснований с кислотами. Результаты занести в инструктивную карточку. • Слайд 10. Взаимодействие кислот с солями. Опыт 5. Используя алгоритм, провести серию опытов по взаимодействию солей с кислотами. Результаты занести в инструктивную карточку.
• Слайд 11. Видео задание. Юмористический конкурс. Составьте юмористический рассказ на тему кислоты. Свой рассказ начните со слов. Однажды мы тайком проникли в школьную лабораторию и Ученики составляют рассказ, используя метод незаконченного предложения.
10. Обобщение и выводы.
Таким образом, сегодня на уроке мы узнали, что кислоты взаимодействуют с металлами (до водорода), с основными оксидами, с основаниями, с солями, кроме того кислоты изменяют окраску индикаторов и разрушают органические вещества.
11. Итоги. Домашнее задание.
|
Просмотров: 1161 |
Добавил: Leon
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|