Учитель химии и биологии Авшенюков В.А. Северо-Казахстанская область. Айыртауский р-он . с Агынтай батыр. Златогорская СШ.
Тема урока: Основная среда обитания организмов. Цель урока: Организовать деятельность учащихся с целью изучение основных свойств среды обитания организмов и ее факторов. Задачи: Образовательные: Углубить знания и представление о среде обитания, необходимой для жизни организмов. Раскрыть значение основных сред обитания организмов и их взаимосвязь. Выделить приспособления организмов связанные со средой.
Развивающие: Развивать умения учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы, выделять главное, отрабатывать навыки работы по составлению схем, делать сравнение, выводы к ним, решать проблемные задачи. Расширить представление учащихся о средах жизни. Развить познавательный интерес.
Воспитательные: Воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающей среде. Воспитание внимательности, активности, расширение кругозора, развитие любознательности, осмысленности при индивидуальной и групповой форме обучения Тип урока: Изучение нового материала. Вид урока: Урок исследование. Оборудование: Таблица «Среда обитания организмов». Мультимедийное оборудование. Видеофрагменты.
Ход урока.
1. Организационный момент: (приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, готовность наглядных пособий, быстрое включение учащихся в деловой ритм). 2. Сообщение темы и цели урока:
Вот перед нами словосочетание "среда обитания”, что означает данное понятие? Необходимо дать наиболее полное определение данному понятию. Помощь в определении термина вам окажут авторитетные люди, приглашенные на наш урок, давайте зададим этот вопрос им?
Гость урока. Иван Игоревич Затевахин Прослушав сообщение, ученики делают выводы в группах, и определяют на их взгляд более точное определение термина «среда обитания».
Определение термина среда обитания. Среда, в которой развивается любой организм, сложившаяся естественно-исторически и удобная для размножения потомков, называется СРЕДОЙ ОБИТАНИЯ.
С целью повторения базовых знаний по данной теме предлагается выполнить следующие задания.
Задания первого уровня (знания). Интерактивное тестирование: Тест-утверждение: (напишите "верно" или "неверно")
Задания второго уровня (понимание). Задание в группах: Заселить среды обитания соответствующими организмами.
Задания третьего уровня (применение). Интерактивное тестирование: выберите правильный ответ.
Водная среда обитания Гость урока. КУСТО Жак Ив. Французский океанограф, зачинатель подводных исследований и киносъемок, изобретатель акваланга, автор популярных книг и фильмов.
КУСТО Жак Ив – Здравствуйте, я очень рад, что меня пригласили на ваш урок в качестве эксперта по водной среде обитания. И для вас я приготовил видеофрагмент, раскрывающий всю красоту, неповторимые краски и тайны океана. От вас потребуется внимательность, чтобы определить уровни приспособленности гидробионтов в водной среде обитания. Удачи вам мои юные друзья!
Просмотр видеофрагмента, повествующий о водной среде обитания.
Задания четвертого уровня (анализ). Задание в группах: После просмотра и краткого обсуждения ученики делают записи в таблицу и определяют уровни приспособленности живых организмов.
Наземно-воздушная среда обитания. Гость урока. Иван Игоревич Затевахин. Кандидат биологических наук, ведущий популярной телепередачи "Диалоги о животных".
ЗАТЕВАХИН Иван Игоревич – Мне очень приятно быть участником вашего урока, и гидом по наземно - воздушной среде обитания, богатой своим великолепием и разнообразием. Посмотрите представленные видеофрагменты, которые наглядно демонстрируют морфологические, физиологические и поведенческие уровни приспособленности организмов к данной среде обитания. Желаю успехов! Видеофрагмент. Гепард.
Задания четвертого уровня (анализ). Задание в группах: После просмотра и краткого обсуждения, ученики делают записи в таблицу и определяют уровни приспособленности живых организмов, делают сообщения и выводы.
Почвенная среда обитания. Гость урока. Докучаев Василий Васильевич. Биолог, геолог, основатель науки о почве – почвоведении.
ДОКУЧАЕВ Василий Васильевич – Почва буквально насыщена жизнью, хотя она не так заметна на первый взгляд, как жизнь в воде или на суше. Жизнь в почве представлена микро и макрофауной. Плотность заселения почвы мала, но и в этой среде обитания, безусловно, есть свои плюсы и минусы.
Задание в группах: Задание в группах: После просмотра и краткого обсуждения, ученики делают записи в таблицу и определяют уровни приспособленности живых организмов, делают сообщения и выводы.
Видеофрагмент. Макрофауна.
Задания четвертого уровня (анализ). Задание в группах: После просмотра и краткого обсуждения ученики делают записи в таблицу и определяют уровни приспособленности почвенных организмов, делают сообщения и выводы.
Среда обитания - живые организмы. Видеофрагмент. Паразиты. Задания четвертого уровня (анализ).
Задание в группах: После просмотра и краткого обсуждения, ученики делают записи в таблицу и определяют уровни приспособленности живых организмов, делают сообщения и выводы.
Задания пятого уровня (синтез). Напишите эссе: Я рыба, крот, птица, комар и.т.д. Гость урока. Дроздов Николай Николаевич. Автор и ведущий популярной телепередачи «В мире животных». ДРОЗДОВ Николай Николаевич – Добрый день мои юные друзья, я и мои коллеги очень надеемся, что полученные знания помогут вам в дальнейшем изучении такой важной науки как биология. Вы должны понимать, что наша планета живая, это огромный суперорганизм с его красотой и неповторимостью. И наша с вами задача постараться сберечь этот мир и не допустить разрушения этих сред обитания с их замечательными жителями.
Рефлексия.
Домашнее задание: Задания шестого уровня (оценка творчества). Проходя мимо зоомагазина, папа услышал от сына предложение: "А давай заведем дома аквариумных рыбок"? Вопрос? Какие условия нужно создать для комфортного содержания рыбок в аквариуме?
Итоги:
|