ДОКЛАД
«Роль учителя в условиях внедрения системы электронного обучения
E-learning»
1-3 СЛАЙД
Электронное обучение подразумевает интеграцию с традиционными методами обучения и не отменяет живое слово учителя, а наоборот, дает возможность творческому учителю раскрыть свой потенциал, сделать уроки более яркими, эмоциональными, насыщенными. Именно от учителя, от его компетентности зависит эффективность внедрения всей системы электронного обучения. Если для школьника использование информационно-коммуникационных технологий в жизни давно стало нормой, то оно должно стать нормой и в школе. Современный учитель должен быть на «ты» с новыми техническими и педагогическими разработками, хорошо владеть не только компьютерной грамотностью, но и уметь мастерски вплести в режиссуру своего урока методы электронного обучения. Он должен понять, что уже является не единственным источником знаний на уроке, а организатором урока и помощником ребят.
4 СЛАЙД
Анализ основных педагогических методов современного образования, основанного на компьютерных и телекоммуникационных технологиях, показывает, что содержание педагогической деятельности в новой образовательной системе существенно отличается от традиционной.
5 СЛАЙД
Во-первых, она требует от преподавателя развития специальных навыков, приемов педагогической работы. Кроме того, современные информационные технологии выдвигают дополнительные требования к качеству разрабатываемых учебных материалов в основном из-за открытости доступа к ним как большого числа обучаемых, так и преподавателей и экспертов, что в сущности усиливает контроль за качеством этих материалов.
Во-вторых, особенность современного педагогического процесса состоит в том, что в отличие от традиционного образования, где центральной фигурой является преподаватель, центр тяжести при использовании новых информационных технологий постепенно переносится на обучающегося, который активно строит свой учебный процесс, выбирая определенную траекторию в развитой образовательной среде. Важная функция преподавателя - поддержать обучающегося в его деятельности: способствовать его успешному продвижению в море учебной информации, облегчить решение возникающих проблем, помочь освоить большую и разнообразную информацию.
В-третьих, предоставление учебного материала, предполагающее коммуникацию преподавателя и обучаемых, требует в современном образовании более активных и интенсивных взаимодействий между ними, чем в традиционном классе, где преобладает как бы обобщенная обратная связь учителя со всем классом, а взаимодействие учителя с отдельным учеником довольно слабое. Современные коммуникационные технологии позволяют сделать такое взаимодействие намного более активным, но это требует от преподавателя специальных дополнительных усилий.
6 СЛАЙД
Таким образом, в связи с применением современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере образования происходят существенные изменения в преподавательской деятельности, месте и роли преподавателя в учебном процессе, его основных функциях. В качестве первостепенных можно отметить следующие изменения:
• усложнение деятельности по разработке курсов;
• необходимость специальных навыков и приемов разработки учебных курсов;
• усиление требований к качеству учебных материалов;
• возрастание роли обучаемого в учебном процессе;
• усиление функции поддержки обучающегося;
• возможность обратной связи преподавателя с каждым обучающимся.
7 СЛАЙД
Именно эти изменения, а не вытеснение преподавателей компьютерами и видеоустановками характерны для современного образования. Развитие образования, основанного на новых информационных технологиях, показывает необоснованность опасений того, что применение этих технологий приведет к сокращению числа преподавателей, увеличению безработицы среди них.
Такие опасения достаточно типичны. В самых различных отраслях с появлением новой технологии, нового оборудования часто задаются вопросом о том, как это скажется на занятости, не произойдет ли замещения живого труда техническими средствами. Самым общим выводом из довольно многочисленных работ по влиянию компьютерных и телекоммуникационных технологий на занятость в различных отраслях экономики является то, что эти технологии в основном влияют не на количество рабочих мест, а на требования к качеству труда: меняется его организация, содержание и требования к квалификации работающих.
8 СЛАЙД
Аналогичные изменения происходят и в преподавательской деятельности в связи с применением новых информационных технологий в сфере образования. Если в традиционном образовании преподаватель большую часть времени уделял чтению лекций, проведению занятий, то в основанном на новых информационных технологиях в образовании во многом меняется содержание его деятельности. Преподаватель теперь должен, во-первых, разработать содержание курса на новой технологической основе; во-вторых, помочь обучаемому сориентироваться в обширной и разнообразной учебной информации и найти подходящую именно ему образовательную траекторию; в-третьих, обеспечить активное взаимодействие обучаемого как с ним, преподавателем, так и с другими обучаемыми в ходе обсуждения вопросов курса.
9 СЛАЙД
Для каждого из этих основных видов преподавательской деятельности характерны специфические проблемы. Так, разработка курсов на базе новых технологий требует не только свободного владения учебным предметом, его содержанием, но и специальных знаний в области современных информационных технологий. Это же касается и помощи преподавателя при освоении обучаемым обширных образовательных ресурсов. Взаимодействие в ходе учебного процесса, осуществляемого на базе современных коммуникационных технологий, также требует специальных не только педагогических, но и технологических навыков, опыта работы с современными техническими средствами.
Диверсификация и усложнение преподавательской деятельности настоятельно требуют значительного усиления специализации этой деятельности для повышения качества и эффективности образования. Характерная черта управления образованием, основанным на новых информационных технологиях, - организация образовательного процесса на основе разделения труда.
Как следует из анализа содержания педагогической деятельности в образовательной системе, основанной на новых информационных технологиях, основными специализациями преподавателей в этой системе являются следующие:
- специалист по разработке курсов, т.е. дизайнер курсов;
- консультант по методам обучения, или, используя новый термин, фасилитейтор, который помогает обучаемым найти и реализовать свою образовательную траекторию в разработанном учебном материале;
- тьютор, т.е. специалист по интерактивному предоставлению учебных курсов, взаимодействиям с обучаемыми в ходе изучения материалов курса;
- специалист по методам контроля за результатами обучения, ответственный за организацию и проведение тестов, зачетов, экзаменов (в международном сообществе этого специалиста принято называть инвигилатором, от английского слова invigilate - следить за экзаменующимися во время экзаменов).
В совместной деятельности по разработке учебного курса эти специалисты решают такие вопросы, как определение целей курса и основных путей их достижения, способов предоставления учебного материала, ведущих методов обучения, типов учебных заданий, упражнений, вопросов для обсуждения, конкретных путей организации дискуссий и других способов взаимодействия между различными участниками учебного процесса.
В решении этих вопросов, кроме преподавателей различных специальностей, должны участвовать и представители других подсистем современного образования, особенно технологической, в частности специалисты по компьютерной графике, телевизионной и видеосъемке, сетевым технологиям и др.
10 СЛАЙД
Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, самому учиться всему новому. Только творческий человек способен создавать условия для развития творческих способностей учеников, развивать у них стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы в процессе изучения материала, развивать их дарования.
11 СЛАЙД
Спасибо за внимание!
|