УДК: 37.01(510) Ауэлбекова Г.У., магистр математических наук, преподаватель лицея при КазГАСА
Актуальные аспекты формирования компетенции на уроках математики.
Современная информационно-экономическая среда ставит перед образованием следующие задачи: формирования всестороннее развитой личности способной конкурировать на рынке труда, владеющий новыми технологиями и умеющего ориентироваться к изменяющим условиям труда. Применение инновационной технологии и элементы полиязычия в преподавании позволяет формированию и воспитанию всестороннего развитой личности отвечающий требованиям времени. Ключевые слова: математическая компетенция, инновационные технологии, личность. Қазіргі ақпараттық-экономикалық қоғам білім беру саласының алдына келесі міндеттерді қойып отыр:бәсекеге қабілетті, жаңа технологияны қолдана алатын және еңбек шартарының өзгерісіне бағытталған әртараптама дамыған тұғаны тәрбиелеу. Инновациялық технологияларды және тіл тұғыры элементтерін білім беруде қолдану уақыт талбына сай тұлғаны тәрбиелеуге және дамытуға көмектеседі. Түйін сөздер: математикалық құзыр, инновациялық технологиялар, тұлға. Modern information and economic environment poses before the formation of the following tasks: formation of comprehensively developed personality able to compete in the labour market, owns the new technologies and able navigate to changing working conditions. Use of the innovative technologies and elements of multilingualism in teaching allows the formation and education of comprehensively developed personality meets the requirements of time. Keywords: mathematical competence, innovative technologies, personality. Основная задача образования сегодня состоит в формировании у подрастающего поколения таких знаний, ценностей, поведенческих моделей, которые позволяет каждому быть успешным, перешагнув школу. В современном экономике конкурентоспособность и мобильность на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, ориентироваться к изменяющимся условиям труда. Главная цель 12-летнего среднего образования в Республике Казахстан: Формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. Компетенция (от лат. сompotere- соответствовать, подходить)- способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области. Ценностно-смысловая компетенция: Ученик должен четко для себя представлять, что и как он изучает сегодня, на следующих занятиях и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни Примеры: а) составлять такие вопросы как «зачем….., почему……, как……., для чего……, и т.д.» б) использовать практические задачи ( на % , S, V и т.д.) в) развития логики и аналитического мышления; Общекультурная компетенция: а) применение математики в различных сферах деятельности (архитектура, музыка, химия, биология, физика, информатика и т.д.) б) исторические факты в) грамотное владения терминологиями и понятиями г) умение пользования символьной формой записи; Информационные компетенции: а) умения владения информационными технологиями б) умения добывать и анализировать информацию;
Задача учителя, прежде всего, состоит в том, чтобы «открыть сердце ребенка», пробудить у него желание усваивать новый материал, научиться работать с ним. В преподавании геометрии сегодня очень успешно применяются новые инновационные технологии: электронные учебники, программы такие как Geogebra , живая геометрия и т.д. Они расширяют пространственное мышления учащихся, развивает их интерес к изучению предмета и освоении материала. Учащиеся старших классов с энтузиазмом и желанием работают у интерактивной доски при решении задач по готовым чертежам (Рисунки 1-5.), при выводе новых понятии (формулы) обобщая уже изученное, решить задачу применяя признаки и свойства, дорисовать чертеж и т.д. Практическая работа по данному курсу основывается на составлении активного материала (дорисовать, доказать используя свойства и признаки , обобщить, сравнить и т.д.) по темам занятий, которые включают в себя несколько задач. Задания подбираются таким образом, чтобы признаки и связи были выделены самими учащими в их собственном действии. Для этого сначала предлагается задача, которую они легко решают. Создав ситуацию успеха, можно предложить ученикам задачу, более сложную, которая внешне похожа на предыдущую, но ее решение старым способом либо приводит к неудаче, либо нерационально. Ученик обнаруживает дефицит собственных знаний и понимает, что ему не обходимо искать новые методы решения. Следовательно, у учащихся возникает необходимость, что является основой для устойчивой мотивации дальнейшей деятельности. Решение задач по готовому чертежу. 1) Рис.1. Пересечение двух параллельных прямых секущей. углы 1и 5, 2 и 6 называются ... углы 3 и 6, 4 и 5 называются ... углы 6 и 4, 5и 3 называются ... углы 2 и 8, 1 и 7 называются ... углы 1 и 8, 2 и 7 называются ... Если при пересечении двух прямых секущей накрест... Если при пересечении двух прямых секущей соответственные... Если при пересечении двух прямых секущей сумма...
2) Дано: MN=MK Найти: параллельны ли прямые а и b? Рис.2. Параллельность прямых. Рис.3 Описанный четырехугольник. Рис.4 Равнобочная трапеция. 3) Дано: АВ=20см АС=50см. Найти R-? Рис.5 Секущая и касательная окружности.
Практика показала, что ученики с легкостью осваивают геометрию, когда она наглядно, понятно и когда они сами включен ы в процесс. У них развивается и формируется высокий уровень представлений о геометрических фигурах на плоскости и в пространстве , умение выделять их свойства, признаки, анализировать, обобщать, систематизировать. По требованию времени полиязычие стал актуальной темой. В целях всестороннего развития личности, отвечающий всем требованиям современности понятия и терминологию на уроках даю в трех языках в виде Glossary (пример приведен в таблице №1)
Таблица № 1. Glossary Russia Kazakh English Дуга Доға arc многоугольник көпбұрыш polygon окружность шеңбер circle вписанный Ішкі сызылған inscribed описанный Сыртқы сызылған described площадь Гомотетия area Технология и сферы их применения на практике изменяются так быстро, что приобретенные знания устаревают . Система образования должна готовит учащихся к информационной эпохе. Мы должны научить наших детей самим ловит рыбу, а не предоставлять им готовое.
Литературы 1. Интенсивные педагогические и информационные технологии. Организация управления обучением./ Матросов В.Л., Трайнев В.А., Трайнев Н.В. -М.: Прометей, 2010. - 354 с. 2. Зарядка для ума /Инесса Гончарова, Сергей Федин, Владимир Болотникоа и др. – М.: ЗАО Издательский Дом Ридерз Дайджест, 2008 г. – 383 с.: ил.; 3. Числа от арифметики до высшей математики. /А.Азимов-М. ЭКСМО, 2012г.- 14-17 с. 4. Кругликов С. Интернет для учителя // Математика. 2004. - №36. - С. 17- ИЛ:, 5. Электрондық оқулық 8-сынып, Геометрия /С.Е.Шакликова, Қазешев А.К-Алматы.: БАПТО, 2013 г.-17с.: ил: 6. http://playroom.com.ru http://kazinka4.edusite.ru/Pamyat_i_gramotnost.htm
|