Замотаева Мария Александровна Учитель начальных классов, Кирилловской средней школы, Айыртауского района, Северо-Казахстанской области
Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе через внедрение образовательных технологий.
В настоящее время происходит изменение системы образования, которое ориентировано на вхождение в мировое образовательное пространство. С этой целью в июне 2012 года Постановлением Правительства РК №832 утвержден Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, который включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников. Школа должна поставить для себя главную задачу: научить детей жить в динамичном, меняющемся мире. Все время растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных и изобретательных. На современном этапе развития нашей цивилизации на детей обрушивается океан информации. Как успеть принять, обработать и применить такое количество информации? На сегодняшний день в современном образовании всё чаще говорят о функциональной грамотности школьников. И новыми главными качествами личности нового школьника являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, которые формируются в условиях школы. В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Это, когда учитель должен в первую очередь заботиться о формировании у ребёнка определённого набора компетенций, способности к саморазвитию, которые обеспечат интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Основы грамотности закладываются в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму, чтению, рассказыванию, слушанию, счёту, поэтому развитие общеучебных умений (организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных) – путь к функциональной грамотной личности. Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. Компонентами функциональной грамотности являются: знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни; готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора. Каждая образовательная область (в начальной школе их 7) участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность). Для того чтобы обеспечить формирование функциональной грамотности младших школьников нам учителям необходимо применять специальные активные, развивающие образовательные технологии, такие как: – проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения; – технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений; – технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.); – обучение на основе «учебных ситуаций», образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие; – уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик – это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя – помочь ребёнку принять и выполнить принятое им решение; – информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез. Были выделены разные виды функциональной грамотности: компьютерная, информационная, правовая, коммуникативная, языковая, бытовая и др. Составляющие работы по обучению функциональной грамотности на уроках русского языка: 1. Обучение чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения. 2. Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста. 3. Развитие устной и письменной речи: - развитие орфоэпических навыков; - работа по обогащению словарного запаса; - развитие и совершенствование грамматического строя речи учащихся; - развитие устной разговорной, учебно-научной, художественной речи; - развитие письменной разговорной, учебно-научной, художественной речи. На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления младших школьников. Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе. Например: Определение темы урока русского языка во 2 классе. - Вчера ученики писали диктант и девочка Настя сделала ошибки в словах. Помогите Насте найти их и объяснить, почему она сделала такие ошибки? На доске: Я нашла в лесу йожика. Он спал под йолкой. Постановка поисковых вопросов: - Как произносятся гласные буквы е,ё,ю,я? - Сколько звуков они обозначают в начале и середине слова? На этом этапе я так же использую различные грамматические сказки в которых герои ставят проблемные ситуации. На этапе закрепления основным средством создания проблемной ситуации служит интеграция вопросов и практических методов, позволяющих найти инвариантное решение поставленной задачи. На этих уроках используется такие задания: Русский язык. Тема: «Безударные гласные проверяемые и непроверяемые ударением» Задание: На доске слова с пропущенными безударными гласными Т…етрадь гр…за П…нал з…рно К…рандаш б…бры - Вставьте пропущенные буквы. Сравните слова первого и второго столбиков. Чем они отличаются? Какие гласные подлежат проверке? Все ли гласные можно проверить? Как называются слова с непроверяемыми гласными? Вывод -проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом; -у большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес; -возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся; -коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда. На своих уроках я уделяю внимание учебному диалогу, в котором ученик не пассивный слушатель, а активный участник. Диалог для ребенка – это наиболее знакомая и доступная форма общения. Через диалог ребёнок познаёт мир, учиться общению с другими людьми. Диалоговое обучение – это интерактивное обучение, погруженное в общение, в котором осуществляется взаимодействие ученик – учитель, ученик – ученик. Изменяется и роль учителя - я даю учащимся высказаться, направляю к поиску дальнейшей информации. Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке. Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности. Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках и во внеурочное время использую презентации, которые составляю сама с привлечением материала, взятого из ресурсов Интернет. Дети с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении увиденного. Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся. При активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения, повышается интерес к изучаемым предметам. Применяю и приемы проектной деятельности, так как данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества. При выполнения каждого нового проекта мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Мы с ребятами 4 класса выполняли интересный проект «Влияние осанки на здоровье человека». Цель проекта – 1. Выявить причины нарушений опорно-двигательной системы у школьников и определить пути их решения. 2. Научиться сохранять красивую осанку с раннего школьного возраста. В своей работе ребята выявляли причины нарушения опорно-двигательного аппарата у школьников и определяли пути их решения. Для выполнения проекта учащиеся использовали такие методы как: диагностика; наблюдения; эксперименты. Собранный материал обрабатывается и проводится классный час, выступаем перед учащимися школы, делимся опытом на районном конкурсе проектов среди учащихся начальных классов. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения. Мои ученики активно участвуют в различных конкурсах, например, «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Человек и природа» , «ПОНИ» и другие.
Интересны для учащихся уроки с использованием игровых технологий. В современной педагогике игра, дидактическая игра используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия темы и даже раздела учебного предмета, а также как элемент более общей технологии. Игра является моим незаменимым помощником в работе, она формирует у учащихся такие качества как интерес к учебному материалу, положительное отношение к школе, внимание, мышление. В ходе игры учащиеся выполняя различные упражнения, приобретают новые знания, повторяют пройденный материал. Игра ставит учащихся в условия поиска, побуждает интерес к победе, значит, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры. В игре учащиеся учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. В совместной деятельности детей возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает усвоение учебного материала. В зависимости от цели, темы и характера игры игровой момент включаю на различных этапах урока. Игра – это и средство воспитания. В каждой игре ненавязчиво должны звучать идеи доброты и милосердия, игра учит быть отзывчивым, обогащает внутренний мир. Любят мои ученики беседы, игры о правилах поведения. С героями книги «Весёлый этикет» Н.Е. Богуславской и Н.А.Купиной из серии «Учимся играя» ребята учатся правилам этикета. На занятиях мы разыгрываем ситуации: в гостях, в транспорте, знакомство и т. д. Естественно, что знания и практические навыки, приобретенные в такой ситуации, лучше сохраняются в памяти. Мои ученики активно участвуют в различных конкурсах, например, «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Человек и природа» , «ПОНИ» и другие. В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.
При формировании функциональной грамотности важно помнить, что концепция функциональной грамотности основывается на одном из наиболее известных международных оценочных исследований – «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA)», которая оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях, и TIMSS (оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов). Перспектива участия РК в международных сравнительных оценочных исследованиях закреплена в Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы - базовом документе, определяющем политические и концептуальные рамки развития образования страны в долгосрочной перспективе. В частности, планируется, что Казахстан будет участвовать (наряду с уже известными PISA и TIMSS) в таких международных исследованиях, как: «Изучение качества чтения и понимание текста» (PIRLS), сравнение уровня и качества чтения, понимания текста учащимися начальной школы в странах мира).
Литература: 1. «Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы при освоении дисциплин общественно-гуманитарного цикла.» Методическое пособие. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013. – 40 с. 2. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006. 3. Иванов В.В., Зайцева С.А. Этическая составляющая в информационной культуре учителя. - Журнал «Начальная школа» №11, 2005. 4. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008. 5. Папшева Л.В. Технологическая культура учителя начальных классов. - Журнал «Начальная школа» №10, 2003. 6. Мельникова Е.Л. «Проблемный урок или как открывать знания с учениками» (2006) 7. Л.Н.Зеленина На уроке главное – увлечённость. - Начальная школа Казахстана №6, 2007.
|