Кабарова Ирина Павловна
Учитель-логопед высшей категории высшего уровня
КГУ «ОСШ №7»
Карагандинская область г.Темиртау
«Использование проектной деятельности в работе учителя-логопеда»
Современное общество предъявляет требования к повышению качества образования, что делает необходимым поиск новых педагогических подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения. От образовательного учреждения требуется не только дать обучающимся знания по конкретным дисциплинам, но и научить применять их в повседневной жизни .Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций . Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Метод проектов успешно зарекомендовал себя в образовательных учреждениях. В настоящей статье я рассмотрю возможности его использования в практике учителя-логопеда. Немецкий педагог начала 19 века Адольф Дистервег писал: «Со знанием должно быть обязательно связано умение… Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нем приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет».
Как показывает практика, в последние годы количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Используемые методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. В связи с этим актуальным становится поиск эффективных форм и методов, необходимость включения в содержание образования школьника поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем.
Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми имеющими нарушениями речи, я искала такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков, и пришла к выводу о модернизации совместных детских проектов в практику работы учителя-логопеда. Наша школа имеет опыт работы по использованию технологии совместной проектной деятельности, который распространялся нашими педагогами на уровне области, города. За последние годы в школе были реализованы проекты: «Путешествие по городу Красивой речи», «Польза и вред компьютерных игр», «Для чего нам нужны правила», «Моя речь», «Сколько весит здоровье ребенка», «Ослепительная улыбка на всю жизнь» и др. Предстояло адаптировать новую технологию на детях с ФНР и ФФНР с учётом особенностей детей-логопатов.
Источником не только эмоционально насыщенных переживаний, но и развития в целом является совместная проектная деятельность. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и речь. Включая в план работы по проекту чтение художественной литературы, беседы о прочитанном, просмотр мультфильмов, обсуждение проблемных ситуации я веду работу по формированию связной речи, приучаю детей строить фразы так, чтобы быть понятными своими сверстниками, обучаю правилам ведения дискуссии, делового спора и выражать свое мнение. Многие проекты вызывают восторг и долгие воспоминания ребятишек. Участниками проектов являются в основном дети младшего школьного возраста, так как именно в этом возрасте активно развивается проектная деятельность школьников. Они принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Единая цель, совместные значимые для ребёнка мероприятия развивают коммуникативные и нравственные качества личности.
Любой проект предполагает получение конечного продукта и его презентацию, реализация многих проектов происходит и во внеурочное время. Поэтому важным условием достижения поставленной цели, получения ожидаемых результатов, предупреждения перегрузки обучающихся и педагогов является определения места предстоящего проекта в системе воспитательной работы. Опыт использования рассматриваемого метода показывает, что реализация проекта логопедической направленности может быть осуществлена в рамках тематических и/или предметных недель, например: недели здоровья, экологии, русского языка, а также параллельно с подготовкой к общешкольным праздникам, посвященным 8 Марта, дню защитника Отечества, Новому году и т.д. При выборе темы, цели, задач предстоящего проекта необходимо ориентироваться на характер речевого нарушения, этап коррекционной работы, зоны актуального и ближайшего развития ребенка. Проект не должен быть самоцелью педагога. Я полагаю, что целесообразнее использовать метод проектов на этапе закрепления речевых навыков у обучающихся-логопатов, т.е. включение обучающихся в проект рассматривается нами как возможность предоставления им опыта достаточно самостоятельной речевой деятельности. Задача учителя-логопеда состоит в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту участников проекта, так сформулировать цели предстоящей работы, чтобы они были доступны, понятны и, что не менее важно, интересны и значимы для обучающихся.
Детские проекты «Для чего нам нужны правила», «Моя речь», «Волшебные звуки природы», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Путешествие по городу Правильной речи», реализованные учителем-логопедом, не оставили равнодушным ни одного ребенка. В ходе работы над проектами создавалась атмосфера сотворчества с ребенком, использовался индивидуальный подход. Старалась ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом.
Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:
Этапы проекта
|
Деятельность педагога
|
Деятельность детей
|
1 этап
|
1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу.
|
1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
|
2 этап
|
4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.
|
5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.
|
3 этап
|
7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.
|
7. Формирование специфических знаний, умений навыков.
|
4 этап
|
9. Подготовка к презентации.10.Презентация.
|
8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
|
|
|
|
Проект «Путешествие по городу Правильной речи»
Цель: упражнение детей в правильном звукопроизношении в занимательных для детей видах деятельности;
Цель перед детьми: отправиться в путешествие по городу Красивой речи (используя карту-путеводитель);
Масштаб проекта: временной – 1 месяц.
Задачи:
1. Развивать умения различать гласные и согласные звуки.
2. Развивать силу голоса, интонацию, выразительность речи.
3. Воспитывать общительность, коммуникабельность в ситуациях, возникающих в жизни.
4. Воспитывать желание говорить правильно и красиво.
5. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
6. Прививать любовь к родному языку.
7. Воспитывать общительность, коммуникабельность в ситуациях, возникающих в жизни.
Во время «путешествия» дети побывали в гостях у «умелых пальчиков и веселых язычков, у Бабушки — загадушки, прогулялись по Проспекту чистоговорок, скороговорок, по улице волшебных палочек и слов», и узнали много интересного. Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту мы приглашаем гостей (педагогов), родителей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Вначале мы объясняем, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проектов яркая, интересная, продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, логопеда.
Таким образом, я убедилась, что выбранная мною технология проектирования позволяет решать важные задачи речевого и психического развития школьника:
- расширить знания детей об окружающем, пополняя тем самым словарный запас;
- совершенствовать звуковую сторону речи;
- развить способность к словотворчеству;
- формировать личностные качества ребенка;
- развить коммуникативные навыки;
- добиться значительной положительной динамики в речевом развитии детей.
Творческое проектирование требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности на пути вхождения в мир взрослых. Опыт реализации проекта позволяет сделать вывод о том, что систематичное использование этого метода учителем-логопедом позволяет повысить эффективность работы по коррекции речевых нарушений, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, оказывает положительное влияние на формирование навыков жизненной компетенции. "Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность» (Бернард Шоу).
Литература
Корнев А.Н.. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.,1997
Российская Е.Н. . Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей.- М.:Айрис-пресс,2004.
Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда / Р. И. Лалаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 224 с.
|