Идельбаева Хамида Квайдуловна
Учитель русского языка и литературы
СОШ имени Е.Ниеткалиева
Жанибекского района
Западно-Казахстанской области
Урок по русской литературе
7 класс
Тема: «Испытание человека войной в рассказе М.Шолохова «Судьба человека»
Цель: показать образ А.Соколова, глубину его характера, красоту души главного героя, умение преодолевать суровые испытания жизни. Гуманистический пафос рассказа (сформулирует класс в конце урока).
Оборудование: портрет писателя, выставка рисунков учащихся, аудиозапись песни Я. Френкеля «Журавли» на стихи Р.Гамзатова в исполнении М.Бернеса.
Эпиграф уроку: Над смертью властвуй в жизни
быстротечной,
И смерть умрет, а ты пребудешь
вечно.
В.Шекспир.
Ход урока.
Звучит песня «Журавли».
1.Вступительное слово учителя.
Скоро,9 мая 2015 года, все прогрессивное человечество будет отмечать 70-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне. Это день, когда мы почитаем и возвышаем подвиг ветеранов и дух тех, кто не вернулся с войны.
День Победы навсегда останется в памяти как день торжества высшей справедливости, победы добра и свободы над силами зла и насилия. Чем дальше от начала и конца войны, тем больше осознаем мы величие народного подвига.
Тема войны актуальна всегда, она продолжает волновать людей, и произведения о войне напоминают нам сегодня о ее ужасных последствиях. На примере прочитанного рассказа Шолохова «Судьба человека» мы поговорим на уроке о поведении человека на войне, о его стойкости и мужестве.
II. Фронтальный опрос по рассказу.
- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
- Почему, описывая своего героя, автор выделяет его глаза: «Видали ли
вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тосой, что в них трудно смотреть?» Что пережил герой?
- Какие черты его характера можно выделить? (Ответы учащихся).
- Каким вернулся наш герой с войны?
III. Стихотворение М.Исаковского «Враги
сожгли родную хату». (Ученик читает наизусть)
IV. Беседа по рассказу.
Вопрос: Почему А.Соколов взял в дети «оборвыша» Ванюшку, ведь он мог даже жениться, чтобы не быть одному?(Ответы учащихся).
Учитель: Все гораздо сложнее, чем кажется. Можно воевать с ненавистью и злобой, но жить надо любовью. А полюбить в первую послевоенную весну – так искалечила его судьба – можно только ребенка. Он думает о том, как спасти «мелкую птаху», чьё гнездо, как и его собственное, разметал «военный ураган невиданной силы».
Вопрос: Кто кому нужней? (Не Ванюшке нужен он (хотя и это главное), а ему Ванюшка, чтобы была цель в жизни, чтобы вылечить душу).
Вопрос:А почему он не мог жениться второй раз, (Ответы учащихся).
(Потому что перед своей Ириной виноват: оттолкнул ее на вокзале. Не может полюбить он и принять другую. Таких, как Ирина, днем с огнем поискать. Она его любила, понимала и принимала его таким, какой он есть. Мудрое сердце Ирины почувствовало, что это их последняя встреча).
Учитель: Взял он Ванюшку, и у него оттаяло сердце, но проснулась память
V. Работа с текстом.
«Почти каждую ночь своих покойников дорогих во сне вижу. И все больше так, что я за колючей проволокой, а они на воле, по другую сторону… Разговариваю обо всем и с Ириной, и с ребятишками, но только хочу проволоку руками раздвинуть, - они уходят от меня, будто тают на глазах… И вот удивительное дело: днем я всегда крепко себя держу, из меня ни «оха», ни вздоха не выжмешь, а ночью проснусь, и вся подушка мокрая от слез».
- Символом чего является проволока? (Это память, вина перед ушедшими).
- Неужели эта проволока – психологически – так и осталась неразорванной?
Учитель: И те, кого уже нет, и впрямь на воле, а он, хоть и выжил, в плену. Л. Толстой говорил: «Ночью нас чаще беспокоит тот «внутренний человек», которому следует довериться».
«И вот…разговариваю обо всем и с Ириной, и с ребятишками, но только хочу проволоку руками раздвинуть, - они уходят от меня, будто тают на глазах…»
- Ну так как же: во сне или всегда Соколов за проволокой? И почему они «уходят» - не дают раздвинуть проволоку? Разговаривают обо всем, а выйти – не дают, «будто тают»?
- О чем разговаривают? Почему ни слова об этом? (Никакой художник того разговора, что ведет наша память по ночам с ушедшими, не передаст).
- Разорвал ли А. Соколов проволоку?
VI. Обобщение. Нет, все-таки разорвал, если готовится «определить Ванюшку в школу». И мы верим, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит. И около отцовского плеча вырастет тот, кто, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути. Рядом с теми, кто за проволокой, такие не вырастают. Разорвал он ее, колючую, разорвал! А плачет потому, что они уходят. Не берут его с собой.
- Почему не берут с собой? (Ответы учащихся). (Он Ванюшке теперь нужнее. Пусть воскреснут в нем, бездомном оборвыше, и Настенька, и Олюшка, и Анатолий – все, кого разметал ураган войны).
- Почему свою встречу с Соколовым автор приурочил к весне?
Весной все старые болячки, открытые раны, переломы, как на знаменитом толстовском дубе, зарастают клейкой зеленью неизбежного обновления.
VII. Обобщение. И всё же прав поэт:
Война окончилась в Берлине,
Но не окончилась во мне.
Кто побывал там, навеки остался там: убитым или пленным. Держит его война, не хочет отпускать, и поэтому фронтовики видят ее во сне. Не в том ли нравственный подвиг А. Соколова, что будучи сам в тисках этой страшной проволоки, глядя на мир глазами, «наполненными такой неизбывной тоской», он протягивает ребёнку свои «большие тёмные руки»? Те руки, что когда-то мёртвой хваткой замерли на «глотке» предателя. Это человек, способный собой закрыть амбразуру и заслонить «травиночку от ветра». Вот так бы каждому из нас из-за своей «проволоки неудач, горести, болезни, как он, найти в себе душевные силы - протянуть руку помощи другому. Не в этом ли смысл жизни? Не в этом ли наша духовность, способная поднять нас над собой? Вот такая она – судьба. Это он не руками, а сердцем раздвигает проволоку, если просыпается от острой боли.
Любопытный штрих: «Иной раз так схватит», - говорит о себе Соколов. Зрительный образ «колючки» стал сердечной болью. «Боюсь, что когда-нибудь во сне помру и напугаю своего сынишку», - тревожится он, сознавая, чем может закончиться его очередная встреча с теми, кто «по другую сторону» и пока не зовет его за собой.
- Можно ли назвать А. Соколова героем войны, ведь он не бросался на амбразуру, не бросался под танки, обвязавшись гранатами? (Ответы учащихся). (А. Соколов, пройдя все испытания, сумел остаться человеком в нечеловеческих условиях).
- Как вы думаете, а страшно ли было нашему герою на войне? (В том и заключается подвиг солдата, чтобы пересилить свой страх, оторваться от земли, встать в атаку).
- Почему рассказ называется «Судьба человека»?
- Почему у героя такое имя – Андрей Соколов? (Ответы учащихся). (Сокол – герой, несломленный: «Безумству храбрых поем мы песню». И Соколовых, как и Ивановых, много на Руси. Это рассказ о тех безымянных героях, которые дошли до Берлина и водрузили знамя над Рейхстагом. В рассказ Соколова нет «ни единой слезинки» (полистайте книгу!), хотя в душе он несколько раз плачет. И мы угадываем, когда – вот он «с минуту молчит», а вот «глухо покашлял», здесь «задрожали твердые губы», там «сказал охрипшим голосом, странно изменившимся…»).
- Почему же заплакал сам автор в конце рассказа: «с тяжелой грустью смотрел я им вслед…» (Ответы учащихся).
- Какова идея рассказа? (Показан обобщенный образ настоящего человека, подлинного героя, образ солдата-труженика, который прошел всю войну, победил фашизм, сохранил в себе лучшие человеческие качества и нашел в себе доброту и силы, чтобы воспитать маленького человека.
- Как может сложиться дальнейшая судьба А. Соколова и Ванюшки? Придумайте продолжение рассказа.
VIII.Обобщение. Писатели очень часто пишут о войне, о человеке на войне, а здесь поднята проблема «войны в человеке». Человек прошел войну, не сломался, не согнулся, выстоял и нашел силы, чтобы помочь другому.
- Эпиграф. Ка вы его понимаете? Сформулируем сами цель сегодняшнего урока. (Показать истинное лицо войны, где было все: и геройство, и предательство, где только настоящий человек мог не только выжить, но и в нечеловеческих условиях остаться человеком, помогать тем, кто нуждается в помощи и поддержке).
(Писатель показывает судьбу человека на трагическом изломе. В трагической борьбе раскрывается красота души героя. Величие незаметного подвига – война, плен и главное – воспитание Ванюшки – преодоление личной трагедии. Сильный, волевой, несгибаемый (а мог сломаться) обыкновенный человек. Это – незаживающая рана. Это – подлинная трагедия, требующая всех сил, всей воли героя. Не чувство счастья, не радость битвы наполняют душу героя. Он ведет борьбу тяжкую, непрерывную, постоянно грозящую гибелью ему, из которой он все же выходит победителем.
Учитель: Закончить урок хочется строчками поэта Эдуарда Межелайтиса, которые тесно связаны с шолоховским шедевром.
Ты спросишь, зачем слишком рано седела, светлела
Моя голова, что была, словно пашня, темна?
От светлого счастья, что сердце беду одолело,
Пресветлою стала она.
Когда же беда окончательно сгинет и скроется,
В моей седине не сверкнет ни единая темная нить,
Как белая яблоня, вырасту я у околицы
И буду стоять и светить.
Учитель: Давайте вспомянем всех, ушедших и живущих, что «светят» нам мужеством и достоинством, гордо поднятой седой головой. И, посмотрев на наших парней, хочется закончить словами Соколова:
«Прощай, браток!
Счастливо тебе!»
Заканчиваю урок словами Шолохова: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, чище душой, побуждали любовь к человеку».
IX. Выставление оценок.
X. Домашнее задание.
Написать эссе о своем дедушке-ветеране войны.
|