Тема: Насекомые Цель занятия: Познакомить учащихся с признаками насекомых; научить отбирать насекомых из всего разнообразия животного мира.
Задачи занятия: Образовательные: 1. Формирование первоначальных представлений о насекомых. 2. Учить определять принадлежность животного к своей группе. 3. Ознакомление с краткими сведениями о насекомых (бабочках, жуках)
Развивающие: 1. Стимулирование познавательной активности учеников и интереса к предмету. 2. Развитие наблюдательности, мышления, самостоятельности. 3. Развитие умения правильно высказывать мысли, опираясь на изученный материал 4. Формирование умения анализировать полученную информацию.
Воспитательные: 1. Воспитание бережного отношения к природе. 2. Воспитание умения работать в коллективе. 3. Развитие умений аргументировано высказывать свои суждения.
Тип урока: Изучение нового материала. Форма урока – Проблемный урок с элементами исследования. Технологии, методы: 1. ИКТ 2. Технология развивающего обучения 3. Педагогика сотрудничества
Ход урока:
1. Организационный момент. Долгожданный дан звонок, Начинается урок! - Проверим, всё ли готово к уроку. (Учебник, тетрадь, цветные карандаши). - А ещё нам пригодится на уроке: аккуратность, сообразительность, внимание, знания, ум. (просмотр видеоролика) - Итак, мы начинаем наш урок. Помните, что вы самые умные, сообразительные дети, у вас всё получится. 2. Повторение изученного материала. - Ребята , вспомните, что мы изучали на прошлом уроке. (Слайд 2) Блиц-опрос "Закончи предложения": • На прошлом уроке мы изучали: (охрана растений) • Я знаю что 25000 видов растений: (занесены в Красную книгу) • Я знаю такие части растений: (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена) • Корень нужен растениям для: (питания) • На месте цветков появляются: (плоды) • В плодах созревают (семена) • Из семян вырастут:(новые растения) • Я знаю, что все растения нуждаются ( в защите) 3. Изучение нового материала
- вспомните сказку К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха» и ответьте на вопрос. (Слайд 3)
Муха – Муха – Цокотуха, Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар И купила самовар. «Приходите, тараканы, Я вас чаем угощу». Тараканы прибегали, Все стаканы выпивали. Приходили к Мухе блошки, Приносили ей сапожки, А сапожки не простые- В них застежки золотые. Приходила к Мухе Бабушка- пчела, Мухе-Цокотухе Меду принесла. «Бабочка- красавица, Кушайте варенье! Или вам не нравится Наше угощенье?»
-Потом с нашей Мухой приключилась беда - на нее напал паук, который хотел бедную убить, Цокотуху погубить. Спас Муху маленький комарик. В честь победы комара над пауком букашечки и козявочки устроили праздник. Муравей, Муравей Не жалеет лаптей, - С Муравьихою попрыгивает И букашечкам подмигивает. Сапоги скрипят, Каблуки стучат, - Будет, будет мошкара Веселиться до утра: Нынче Муха- Цокотуха Именинница!
Создание проблемной ситуации
-Ребята, посмотрите на гостей Мухи-Цокотухи и скажите: как одним словом мы можем их назвать? ( Насекомые) (Слайд 4)
-Определите, чем мы будем заниматься на уроке, чему научимся? Используйте слова: познакомимся…, научимся отличать…
-Правильно, сегодня мы узнаем, кто такие насекомые. ( Слайд 5) -Послушайте мой рассказ и ответьте на вопрос, из скольких частей состоит насекомое? Чем они похожи на человека? ( Слайд 6) Насекомые – самые живучие существа на Земле. Они появились самыми первыми более 400 миллионов лет назад. С тех пор огромное количество видов животных вымерло, а вот насекомые пережили целых 5 катаклизмов и до сих пор прекрасно себя чувствуют. На нашей планете существует около 2 млн. видов насекомых. Они живут в почве, на земле, в воздухе и даже в воде. Одни насекомые приносят пользу (божьи коровки, пчёлы), другие – вред (комары, саранча). Но все насекомые важны и нужны в природе. Они – часть природы. У насекомых есть голова, грудь, брюшко. Всего у насекомых 6 ног, поэтому их иногда называют шестиногими. Насекомые обладают превосходным зрением; их глаза позволяют распознавать различные предметы и цвета. У большинства насекомых отличный слух.
Работа по учебнику (страница 138) Почему насекомые делятся на полезных и вредителей?
- Рассмотрим бабочку. Находим голову, грудь, брюшко… - Сколько крыльев у бабочки? - Сколько мы видим? (2) Почему? - Сколько ног? (6)
(Слайд 8) - Кто прилетел к бабочке? У них тоже есть голова, грудь, брюшко… (показ на слайде). - Посчитайте количество ног у каждого. - Что заметили? Что общего у всех?
Вывод: Строение.
(Слайд 9) - Посчитайте количество ног у Муравьишки Вопросика.(6) - Какой вывод делаем? (Он – насекомое.) - Так как же узнать, какое животное – насекомое?
Вывод: Насекомые - это животные, у которых 6 ног.
4.Первичное закрепление полученных знаний.. (Слайд 10)
-Кто из этих животных - насекомое? (Богомол)
Работа по учебнику (страница 138)
-Рассмотри внимательно рисунок и назови насекомых. ( Комар, кузнечик, шмель, оса, муха, клоп-солдатик) - Помимо перечисленных насекомых есть и другие. И мы сегодня на уроке более подробно познакомимся с ними. 5. Знакомство с сообщениями. (Заранее подготовленные дети)
(Слайд 11) Кто это?
Над цветком порхает, пляшет. Веерком узорным машет. (Бабочка)
- Давайте послушаем сообщения, которые подготовили ребята о бабочках. Махаон (Слайд 12) Махаон – самая большая и самая красивая бабочка. Её иногда называют кавалером. Эти бабочки переселились к нам из жарких стран. В настоящее время махаонов становится очень мало. Берегите их! Законы, охраняющие природу, запрещают ловить этих бабочек.
Адмирал (Слайд 13) Любимые места пребывания этих бабочек - лесные опушки и поляны, сады и луга. Бабочку назвали адмиралом за яркий внешний вид. Красная кайма, будто адмиральские лампасы, проходит по низу задних крыльев и по середине передних, на которых, как звёздочки, рассыпаны белые пятна. В размахе крылья у адмирала до 6см. Они могут переносить бабочку на большие расстояния. Ведь адмирал – бабочка перелётная. Большими стаями прилетают они из Африки.
Крапивница (Слайд 14) Бабочка Крапивница является часто встречаемой дневной бабочкой. Ее окрас кирпично-красный с черными пятнами и черной окаемкой. Эту черную окаемку украшают яркие синие пятнышки. Длина ее крылышка равна 4-5 сантиметрам.
Павлиний глаз (Слайд 15) Одна из самых красивых бабочек России. На крыльях располагаются 4 крупных «глазка» с голубыми пятнами. Взрослые бабочки питаются пыльцой и нектаром, а личинки употребляют в пищу только крапиву.
Лимонница (Слайд 16) Лимонница вылетает при первых весенних лучах, за что их приписывают к первым бабочкам весны. Бабочки-лимонницы проводят лето питаясь нектаром, чтобы пополнить запас энергии на зиму, и уже к концу августа они обычно погружаются в свой длительный сон.
6. Физ. минутка с имитацией движений. ( Слайд17)
Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – полетела. У реки остановилась, Над водою закружилась.
-Помимо бабочек на земле живет большое количество жуков. Послушайте сообщение о жуках от ребят. 7.Знакомство с сообщениями о жуках.
Жук-олень (Слайд 18) Жук-олень часто встречается в наших лесах. Его размер вместе с рогами-6-8 сантиметров. «Рога» - очень длинные верхние челюсти. Жуки ими не добычу хватают, а бодаются. На дубах, где из коры вытекает сок, жуки дерутся за сладкий напиток. Сцепившись «рогами», стараются спихнуть друг друга с дерева. Личинки этих шестиногих оленей, прежде чем станут жуками, 5 лет живут в трухлявых пнях и дуплах.
Майский жук (Слайд 19) Самки майских жуков откладывают в почву до 70 довольно крупных яиц и тут же погибают. Спустя 4-6 недель из яиц выходят личинки. Живут они под землей 3 года. Питаются тонкими корешками трав и кустарников. Наконец, наступает четвертая – весна. Жук прорывает себе ход наружу и вылетает из темного подземелья прямо в солнечные кроны распускающихся берез и дубов.
Жук-могильщик. (Слайд20) Черный жук с оранжевым узором на темных крыльях патрулирует ночами по лесам и кустарникам. Питается жук-могильщик мертвыми мышами, змеями, кротами, лягушками. Найденный труп зарывает на глубину 6-10 сантиметров, а потом его поедает.
Жук-усач (Слайд 21) Размеры жуков-усачей колеблются от 3 до 60 мм, их тело удлиненное, чаще всего покрыто волоскам. Большой черный усач – разрушает древесину и является опасным вредителем растущего леса.
8. Физ. минутка музыкальная (Слайд 22) 9. Применение изученного
а) Создание проблемной ситуации (Слайд 23)
- Послушайте, о ком я говорю? На лугу живёт скрипач, Носит фрак и ходит вскачь. (КУЗНЕЧИК)
Летит – гудит, Сядет – молчит. (ШМЕЛЬ)
- Почему кузнечик зелёный, а шмель – пёстрый? (чтобы удобнее было прятаться от врагов) б) работа в группах (стратегия « авторский стул»)
- Нарисовать: 1 группа — шмеля, 2 группа — кузнечика и защитить свои флипчарты, написав сочинения об этих насекомых.
Выставка работ.
- Поднимите работы, покажите, какая красивая полянка получилась! 10.Викторина «Что это за насекомое?». • 1. Бабочка с крыльями лимонного цвета, имеющими по одной оранжевой точке на каждом крыле. • а) Капустница; б) лимонница; в) махаон. • 2. Мелкое летающее насекомое, самки которого питаются кровью. Имеет длинное тело, его полет сопровождается высоким звенящим звуком. • а) Муха; б) клещ; в) комар. • 3. Маленькие нелетающие черные или рыжие насекомые, живущие большими группами, жилье которых в лесу напоминает холмик. Их трудолюбие отмечено в сказках и баснях. • а) Пчелы; б) муравьи; в) стрекозы. • 4. Зеленое насекомое с сильными челюстями и длинными задними ногами, используемыми для прыжков. Сидя в траве, издают стрекочущие звуки. • а) Кузнечик; б) блоха; в) долгоносик. • 5. Летающее насекомое, имеющее «тигриную» окраску – желтые и черные полосы. Приносит огромную пользу человеку – вырабатывает мед, воск. Собирая с цветков нектар, опыляет растение. • а) Оса; б) бабочка; в) пчела 11. Домашнее задание.
- Закончить эту часть урока хочется словами замечательного писателя М. Пришвина "Охранять природу - значит охранять Родину". Как вы понимаете это выражение? (Дети высказывают свои мысли.)
12. Рефлексия. - Давайте подведём итог нашей работе. (стратегия « Джигсо1») «Что знал? Что не знал? Что хочу узнать?»
-Закончить наш урок хотелось бы песней «В траве сидел кузнечик», которую мы посвятим всем насекомым. (Слайд 24) Все работали хорошо. Молодцы! (Слайд 25) - Встали, урок окончен.
|