Лихманова Лилия Евгеньевна Учитель математики и информатики Жалгизкудукская СШ №24 Акмолинская область Целиноградский район Разработка обобщающего урока по теме «Квадратные уравнения».
Класс: 8 Тема урока: Обобщающий урок по теме «Квадратные уравнения» Цели урока: 1) образовательные – обобщить и систематизировать знания по данной теме, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений и создать условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений. 2) развивающая: расширение кругозора учащихся, развитие интереса к предмету, развивать математическую культуру речи и письма. 3) воспитательная: воспитание чувства товарищества, навыков самоконтроля и взаимоконтроля, воли, упорства в достижении цели. Тип урока: урок-тренинг Оборудование: презентация, цифры от 1 до 11, тест на соответствие, тест для слабоуспевающих на основные термины и формулы, задания для устной работы на А4, индивидуальные дифференцированные карточки, итоговый дифференцированный тест. Ход урока. 1. Организационный момент. Мотивация к уроку. Предлагаю начать урок со следующего задания: решить анаграммы (в словах изменен порядок букв). Какие слова зашифрованы? СЛАЙД 1 Таиимдкисрнн (дискриминант) Ниваренуе (уравнение) Фэкоцинетиф (коэффициент) Ерокнь (корень) - Какая тема объединяет данные слова? (Квадратные уравнения) СЛАЙД 2 - Правильно, сегодня мы с вами повторим тему «Квадратные уравнения», вспомним и обобщим все те знания, которые мы получили на предыдущих уроках. - Скажите, что должен уметь делать каждый из вас на сегодняшнем уроке? (уметь правильно, быстро и рационально решать квадратные уравнения) СЛАЙД 3. Великий, немецкий ученый А. Эйнштейн говорил о себе: «Мне приходится делить своё время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только до данного момента, а уравнения будут существовать вечно» Квадратные уравнения – тема очень важная в курсе математики, она является первой ступенькой в изучении более сложного материала. Вам дан ключ к решению квадратных уравнений, и если вы научились им пользоваться, вы сможете решить любое квадратное уравнение. А сегодня вы покажете, насколько готовы пользоваться этим ключом. СЛАЙД 4. На доске уравнение: 23х2+1х+2014=0 - Назовите вид данного уравнения. Назовите его коэффициенты. О каком событии говорят коэффициенты уравнения? (Дата проведения урока) Итак, откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.
2. Теоретический опрос. Разминка ( В начале урока каждый учащийся взял карточку с номером от 1 до 11, этот номер соответствует номеру вопроса. За каждый верный ответ 1 балл.) - Какое уравнение называется квадратным? - Какое уравнение называется неполным квадратным? - Какое уравнение называется приведенным квадратным? - От чего зависит наличие действительных корней квадратного уравнения? - Какое выражение называется дискриминантом? - Сколько корней может иметь квадратное уравнение? Как это зависит от дискриминанта? - Формулы корней квадратного уравнения. - Как читается теорема Виета? - Запишите формулу корней квадратного уравнения с четным вторым коэффициентом. - Какое уравнение называется биквадратным? - Как называется квадратное уравнение, у которого первый коэффициент 1?
3. Тест № 1 Установите связь между квадратным уравнением и способами его решения Уравнение не имеет решения при - с/а < ах^2+вх+с=0 х1=1, х2=с/а 1. ɑх^2+bх=0 А. х = 0 2. ɑх^2+с=0 Б. х1;2= (-b±√(b^2-4ac))/2a 3. ах^2+2nх+с=0 В. х1=0 и х2=- b/ɑ 4. ах^2+вх+с=0 Г. х1.,2 = ±√(-с/ɑ), при -с/ɑ>0 5. ɑх^2 =0 Д. х1,2=(-n±√(n^2-ac))/a
Взаимопроверка в парах (по 1 баллу за правильный ответ) 1 – В 2 – Г 3 – Д 4 – Б 5 - А
Тест №1 (для слабоуспевающих) 1. Квадратным уравнением называется уравнение вида … a) ax^2+bx+c=0; b) bx+c=0,; c) ax^2+c=0,; d) ax^2=0, где х- переменная и а<>0. 2. В каком из квадратных уравнений правильно указаны его коэффициенты? a) 5х^2-9х+4=0, a=5, b=9, c=4; b) х^2+3х-10=0, a=1, b=3, c=-10; c) -х^2-8х+1=0, a=1, b=-8, c=1; d) 6х^2-30=0, a=3, b=-30, c=0. 3. Решите уравнение 2х^2=0. a) 2; b) -1; c) 1; d) 0 . 4. Какое из выражений называют дискриминантом? a) d=b^2-4ac; b) d=-(-b)^2-4ac; c) d=b^2+4ac; d) d=b-4ac. 5. Чему равен дискриминант квадратного уравнения 2х^2+3х+1=0? a) 0; b) 2; c) -1; d) 1. 6. При каком условии дискриминанта уравнение не имеет корней? a) d>0; b) d>1; c) d<0; d) d=0.
Взаимопроверка в парах (по 1 баллу за правильный ответ) 1 – ɑ 2 – b 3 – d 4 - ɑ 5 – d 6 - с 4. Устная работа. Из предложенных уравнений в каждом столбце выбрать «лишнее», объяснить, почему оно является «лишним» и решить его рациональным способом. 1-й столбик: 2х^2+8х-3=0 0,8х^2+3х+7=0 х^2-36=0 (х-4)(х+5)=0 2-й столбик: х^2-5х+7=0 4х^2+5х-5=0 х^2+8х-7=0 8х+ х^2-8=0 3-й столбик: 4х^2-7х+8=0 -х^2+8х-1=0 3,7х^2+6х+8=0 х^2-2х+8=0 4-й столбик: 6х^2-х=0 х^2-25=0 х^2+4х+5=0 4х^2=0
Ответы 1-я группа уравнений «лишнее» уравнение х^2-36=0, так как является неполным квадратным уравнением 2-я группа уравнений «лишнее» уравнение 4х^2+5х-5 =0, так как является полным, не приведенным квадратным уравнением 3-я группа уравнений «лишнее» уравнение х^2-2х+8=0 – приведенное квадратное уравнение 4-я группа уравнений «лишнее» уравнение х^2+4х+5=0 – полное квадратное уравнение.
5. Индивидуальная дифференцированная работа по карточкам Решение у доски примеров (индивидуальные карточки по уровню сложности) Уровень А: Карточка № 1 - № 4 Уровень В: Карточка № 5 - № 7 Уровень С: Карточка № 8 - № 10 Карточка № 1 (Кирилл) Составьте квадратное уравнение по его коэффициентам: ɑ = 3, b = 7, с = 6; Карточка № 2 (Богдан) Запишите квадратное уравнение, у которого первый коэффициент -5, второй 3, свободный член равен 7. Карточка № 3 (Надиль) Записать коэффициенты и вычислить D: 3х^2-х+2=0. Карточка № 4 (Иосиф) Записать коэффициенты и вычислить D: -2х^2+3х+7=0, Карточка № 5 ( Карина) Решите уравнение: (3х+1)2=3(х+1) Карточка № 6 (Яша) Решите уравнение: (х+6)(х-7) = -х+7 Карточка № 7 (Лида) Составить уравнение по его корням: х_1=1/2; х_2= 3/7 Карточка № 8(Саша) Решите рациональное уравнение: (2х-1)/(х+7)=(3х+4)/(х-1) Карточка № 9 (Вика) Решите задачу: Моторная лодка прошла 25 км по течению реки и 3 км против течения, затратив на весь путь 2 ч. Какова скорость лодки в стоячей воде, если скорость течения реки равна 3 км/ч? Карточка № 10 ( Вадим) Решите биквадратное уравнение: (х^2 + 4)2 + (х^2 + 4) – 30 = 0
6. Итоговый дифференцированный тест. Уровень А – по 1 баллу, Уровень В – по 2 балла, Уровень С – по 3 балла. ТЕСТ № 2 КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ А1. Какой из написанных многочленов является квадратным трехчленом? а) 8х^2+4-х^2; б) 2х^4-5х2+1; в) 4х-9+2х^2; г) х^2+1/2-2. А2. Какое из чисел –2, -1, 3, 5 является корнем уравнения 4х^2-11х-3=0? а) –1; б) –2; в) 3; г) 5. А3. Чему равна сумма корней уравнения 7х^2-19х+4=0? а) 4/7; б) -4/7; в) -19/7; г) 19/7. В1. Какое из написанных квадратных уравнений не имеет корней? а) 4х^2-3х-4=0; в) х^2+4х+3=0; б) 9х^2+6х+1=0; г) 5х^2-х+1=0. В2. Чему равна сумма квадратов корней уравнения х^2(х-4)-(х-4)=0? а) 4, б) 18, в)16, г) 6. С1. При каких значениях параметра р квадратное уравнение 2х^2-7х+3р=0 имеет один корень? а) нет таких значений; б) 49/12; в) 49/24; г)-49/24 .
6. Подведение итогов урока. Самооценка. Рефлексия. Задание Самооценка 1. Анаграмма 2. Теоретическая разминка 3. Тест №1 4. Найди «лишнее» 5. Работа по карточкам 6 Тест (разноуровневые задания) Итого:
Цветограмма урока: на «квадратное уравнение» (на доске) прикрепи кружок того цвета, который соответствует описанию. Кружок красного цвета «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я понимал все, о чем говорилось и делалось на уроке» Кружок зеленого цвета «Урок был интересным, я принимал в нем активное участие, урок был полезен для меня, я сумел выполнить ряд заданий, но не все, отвечал, мне было комфортно» Кружок желтого цвета «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал о чем идет речь, мне это не очень нужно, к ответам на уроке я был не готов»
7. Информация о домашнем задании. Индивидуальные карточки Уравнение а b c b^2-4ac x1 x2 x1+x2 x1*x2 x2+2x-3=0 6 1 -2 5x^2=3x 9x^2+1=0 2 0 -18
Уравнение а b c b2-4ac x1 x2 x1+x2 x1*x2 х^2-3x-4=0 2 7 3 3x^2=7x 4x^2+9=0 3 0 -48
|