Суббота, 21.12.2024, 18:59
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Кто посещает наш сайт?
Всего ответов: 950
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » 2013 » Ноябрь » 12 » Подвижные игры на занятиях легкой атлетики
20:27
Подвижные игры на занятиях легкой атлетики
Региональный учебно-практический
центр физической культуры
департамента образования

Подвижные игры в занятиях легкой атлетики

Методическое пособие для учителей физической культуры

Выполнила: Лузанова О.М.
учитель физического воспитания
СОШ № 9 г.Экибастуз
стаж –30 лет


г. Экибастуз – 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………... 3

ЧАСТЬ 

Подбор и руководство игрой ………………………………………………. 5
Особенности методики подвижных игр на уроках легкой атлетики…….. 8
Игра как средство отбора для занятий легкой атлетикой………………… 9

ЧАСТЬ 

Игры на уроках физической культуры…………………………………….. 10
Развитие в играх физических качеств легкоатлета………………………... 13
Игры в тренировочном цикле и уроке……………………………………... 16

ЧАСТЬ 

Методические рекомендации………………………………………………. 18
Приложение. Практический игровой материал…………………………… 20
Литература…………………………………………………………………… 39

ВВЕДЕНИЕ

Подвижные игры – одно из действующих средств разностороннего физического воспитания. Они находят широкое применение во всем многообразие занятий. Решают образовательные и оздоровительные задачи, являются средством общефизической подготовки, применяется как на уроках физической культуры, так и во внеклассных занятиях. Значительное место в школьных программах занимает по объему игровой материал. Игра моделирует многие виды спортивной деятельности, включает основные естественные движения, поэтому рекомендуется как эффективное средство освоения видов легкой атлетики. Специально подобранные игры помогают воспитанию физических качеств.
При применении подвижных игр учебный процесс становится более интенсивным, способствуют оживлению учебно-тренировочного процесса. Игра может выступать, как средство физической и технической подготовки видов легкой атлетики, и как метод, помогающий решить ряд вспомогательных задач, в том числе связанных с активизацией выполнения упражнений, внимания и повышения эмоционального состояния занимающихся.
Часто говорят об игровом методе проведения физических упражнений. Это значит, что методические особенности игры, можно использовать педагогам в занятиях видами легкой атлетики. С помощью игрового метода учитель может быстрее включить детей в предложенную деятельность. Игра моделирует многие виды спортивной деятельности, включает основные естественные движения, поэтому рекомендуется, как эффективное средство при обучении и совершенствовании видов легкой атлетики.
Данные науки и опыт практической работы подтверждают, что навыки в беге, прыжках и метаниях, приобретенные в игровых условиях, не только сравнительно легко перестраиваются при последующем, более углубленном изучении техники этих видов упражнений, но и облегчают дальнейшее овладение соответствующими спортивно - техническими приемами.
Многообразие исходных положений, вариативность усилий, применяемых в игре, обеспечивают прекрасную подготовку бегуна на начальном этапе тренировки. В процессе игры занимающиеся приучаются переключаться с максимального быстрого бега на медленный и наоборот, овладевают свободным бегом, что особенно нужно для легкоатлетов– бегунов. Играя, занимающиеся выполняют большое количество перебежек и пробежек и пробежек дополнительно к тем, которые были применены в О.Ф.П. при освоении техники. Прыжки, выполняемые в играх, отличаются тем, что в них нет специально подобранного разбега, и совершенствуются, они любым способом, обусловленным сложившейся обстановкой, они полезны для развития координации и быстроты действий.
Всевозможные скачки, выполняемые в играх в положении приседа прекрасно укрепляют голеностопные суставы и мышцы ног. Такой характер прыжков подготавливает опорно–двигательный аппарат занимающихся к более сильной нагрузке в легкоатлетических прыжках, развивают координацию в различного рода отталкиваниях, подготавливая тем самым базу для овладения сложной техникой легкоатлетических прыжков. Многие броски мяча в играх выполняются из-за головы, сбоку, снизу и т.п., с места, с ходу, в прыжке, с различными усилиями на дальность, либо на точность. Такие броски развивают «чувство» броска, его точность и силу.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Подбор и руководство игрой.

Последовательность применения игр должна быть спланирована, а процесс обучения игре должен носить воспитывающий характер. Немаловажное значение имеет подбор игр по степени их трудности для занимающихся. Для прочности усвоения приобретенных в подвижных играх навыков и умений очень важно игры систематически повторять. Важным моментом в проведении подвижных игр является, умение «подать» игру, создать настроение, объяснить игру и провести ее с занимающимися, добиться полезной отдачи. В методике обучения подвижным играм и их проведении необходимо руководствоваться данными педагогики, принципами дидактики.
Выбор подвижной игры зависит в основном от задач, которые ставятся перед уроком. Это положение основополагающее, оно преобладает над всеми остальными мотивами. Понятно, что данные задачи, в свою очередь, определяются местом урока в цикле, его направленностью. Немаловажное значение имеет подготовленность класса, группы. Надо четко себе представлять, что занимающиеся могут и что ещё не в их силах. Вряд ли, например, следует применять игру с передачей эстафетной палочки «в коридоре», если правила передачи эстафеты ещё не разучены в деталях.
Естественно, что на подбор игры влияет и количественный состав учащихся.
Учитывается, где проводится игра (в зале, на площадке), наличие инвентаря.
Разноплановость задач уроков легкой атлетики предусматривает и изменение характера применяемого материала. Усложнение правил игровых заданий связано с новыми задачами занятий. Однако, вряд ли, полезно предлагать занимающимся постоянно новые игры. Навыки, закрепленные в играх должны усложняться постепенно. Усложнять правила игры, основываясь на основанном опыте игры. Необходимо разнообразить условия, разученных ранее действий. В игровой ситуации вырабатывать гибкость навыка, создавать предпосылки для проявления его в новых динамических условиях. Разученные упражнения выполняются в ускоренном темпе из разных исходных положений.
При подборе и проведении подвижных игр для обучения легкоатлетическим упражнениям необходимо учитывать, какой фазе упражнения идет обучение.
Успешное проведение игры будет зависеть от правильного расположения играющих и правильного выбора места для объяснения игры – первое важное условие.

Примерные приёмы размещения игроков:


- Способы –
От выбора водящего:
а) пятый по счету;
б) команда «сесть», кто последним присел;
в) по назначению учителя;
г) по опросу учеников.
Правильного деления на команды по силам:
а) по расчету в строю;
б) по усмотрению руководителя;
в) по выбору капитанов;
г) перестроениями в движении;
д) участие постоянными командами.
Объяснение игры проводится, когда занимающиеся стоят в исходном положении для игры, этому правилу изменять нельзя.
Объяснение сопровождается показом, соблюдая при этом следующую схему объяснения:
1) название игры;
2) роли играющих и расположение их;
3) ход игры;
4) цель игры (определение победителя);
5) правила игры;
6) ответы на вопросы играющих.
Не следует забывать, что характер эмоций в игре (стенический, активный) не способствует специальной выработке в ходе ее проведения новых точных, тонких, координированных движений, с чем связана спортивная техника легкоатлетического упражнения. Вот почему подвижная игра может быть применена в легкоатлетическом уроке (с включением элементов техники проходимого вида) в том случае, если эти элементы предварительно разучены. В игре же создаются предпосылки не только для точного, но и быстрого выполнения двигательных действий.
В связи с выше сказанным, можно сделать вывод, что сначала следует давать в игре задания: кто правильнее, кто точнее, кто меньше совершит ошибок, а уж после этого – кто быстрее, кто больше и т.п.
В процессе проведения разноплановых игр учитель может провести ряд важных для себя наблюдений за поведением занимающихся, уточнить особенности характера, темперамента, физические возможности. Может оценить:
1) общее физическое развитие ученика;
2) степень развития отдельных физических качеств;
3) способность сочетать показатели силы, быстроты, выносливости;
4) способность концентрировать внимание;
5) проявление учеником инициативы и настойчивости;
6) прявление трусости, нерешительности;
7) отношение к соперникам по игре;
8) отношение к партнерам по команде (терпимость, взаимовыручка);
9) отношение к собственным ошибкам, их исправление во время повторной игры;
10) общая дисциплинированность, требовательность к себе;
11) отношение к победе, поражению и т.п..
Эти наблюдения могут иметь значение для последующей работы, как в образовательном, так и в воспитательном плане.
При подборе игр нельзя упускать из виду свойство переноса навыков. Все время нужно помнить, что, например игры, направленные на воспитание стартовой скорости, одинаково необходимы и прыгунам и метателям, а игры с мячом, рекомендуемые другим специализациям (с выпрыгиванием у корзины или сетки, с метанием набивного мяча), сослужат также пользу и прыгунам, и метателям.
То есть надо как можно шире использовать в уроках и тренировках игровой материал из других разделов подвижных игр.
Различным упражнениям легкоатлетов нужно смелее придавать игровую направленность. Например, бегу в «коридоре» или по кругам, применяемому для отработки правильной постановки стопы, или бегу через набивные мячи, используемому для закрепления правильного выноса бедра, можно придавать характер увлекательных эстафет, где от точности выполнения упражнения зависит не только личный, но и командный результат. С одной стороны, это делает занятия по легкой атлетике интересными и позволяет освоить предлагаемый материал, а с другой стороны - стимулирует у учащихся воспитание коллективных начал.

Особенности методики подвижных игр на уроках легкой атлетики

Состоят в первую очередь в том, что между подвижными играми и другими упражнениями, в уроке должна быть обеспечена тесная преемственность и взаимосвязь. Для этого надо учитывать основные задачи данного урока, его построение, содержание, а также системность прохождения учебного материала в сериях уроков, по четвертям, условия проведения уроков.
 В уроки, предшествующие тем, в которых предусматривается начальное ознакомление с определенными двигательными действиями (или совершенствование в них), включают игры, родственные по структуре и характеру изучаемым упражнениям (по принципу «опережающего воздействия»).
С помощью таких игр воспитываются те физические качества, которые важны для лучшего обучения и совершенствования легкоатлетического упражнения;
 На одном и том же уроке нежелательно совмещать разучивание новый игры с изучением нового материала по легкой атлетике;
 Надо правильно определять место выбранной игры среди других упражнений, учитывать возможную деятельность;
 Знакомые игры, короткие по времени, можно проводить с целью разминки перед упражнениями;
 Чтобы предупредить переутомление и перевозбуждение занимающихся, не следует включать игры с прыжками и преодолением препятствий в уроках, где намечено проводить тренировку в беге и прыжках;
 В условиях урока физической культуры время на подвижные игры строго лимитировано. Поэтому необходима четкая организация начала, хода и окончания каждой включаемой в урок игры.

Игра как средство отбора для занятий легкой атлетикой

Применение тестов для отбора детей и подростков, способных для занятий легкой атлетикой, по настоящему одаренных, имеет большое значение. При этом речь идет не о тестах, дающих, например, представление об общей и специальной тренированности, а о тестах, которые дают представление о способности новичка в дальнейшем успешно осваивать избранный им вид легкой атлетики. Поэтому рационально использовать игры – тесты. Известно, что в игровой деятельности индивидуальные особенности как детей, так и взрослых проявляются особенно ярко. Понятно, что, поскольку человек в игре «раскрывается», он наиболее доступен для наблюдения. Составляя и подбирая игры – тесты, важно предусматривать в них условия, которые могут раскрыть личность в возможно полной мере. С этой целью применяются, как правило, несколько (4-6) игр с разной двигательной характеристикой. В одной игре выявляется общая двигательная активность занимающегося, в другой – точность мышечно-двигательных восприятий. Применяются игры – тесты и для определения показателей внимания, координационных способностей, эмоциональных реакций. Не исключено применение подвижных игр и эстафет в виде контрольных упражнений, тестов и в практике спортивного совершенствования. Они являются своеобразными прикидками, позволяющими судить о развитии необходимых качеств легкоатлета, формировании нужных навыков, выявлении скоростных показателей.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Игры на уроках физической культуры

Подвижные игры в соответствии с программой по физической культуре проводятся на уроках  -  классах. Избранно к проходимому виду легкой атлетики используются в старших классах. Они применяются направленно на формирование и развитие двигательных умений, навыков и качеств, с задачами обеспечения физической нагрузки и разностороннего воздействия на организм занимающихся. Игры планируются на весь учебный год с учетом сезона и задач, поставленных в каждой учебной четверти. Распределение игрового материала будет зависеть и от времени года. Первая и четвертая четверть, когда уроки проходят на открытой площадке, имеется больше возможностей для проведения игр с метаниями и перебежками типа лапты, преодоления полосы препятствий. Новые игры на уроках разучивается в основном в конце первой четверти, во второй и третьей учебных четвертях. В начале первой четверти закрепляется игровой материал предыдущего учебного года. В четвертой закрепляются и усложняются игры, пройденные в учебном году. Методика проведения подвижных игр на уроках подчиняется общим требованиям, но имеет и свою специфику, которая связана с необходимостью сохранить определенную плотность урока. Это диктует оперативность, четкую продуманность методических приемов, необходимость добиваться, чтобы все дети, участвуя в играх, получили нагрузку.
Должны быть созданы условия для активного участия в игре всех занимающихся. Подвижные игры проводятся обычно фронтальным или групповым методом. Может проводиться одна или несколько игр, мальчики и девочки могут играть отдельно. При проведении игр невозможно достичь достаточно избирательного воздействия на мышцы. В связи с этим надо умело применять игры в сочетании с легкоатлетическими упражнениями, где имеются наибольшие возможности для относительно точной физической нагрузки и желаемых локальных воздействий на организм. Подвижные игры могут проводиться в любой части урока, которые будут решать задачи этих частей урока.

а) Подвижные игры на уроках физкультуры в I – IV классах:
На уроках в I – IV классах подвижные игры занимают ведущее место. Такие действия, как бег, ритмичная ходьба, прыжки, метания лучше усваиваются в играх, двигательный опыт у детей мал. Поэтому проводятся сначала несложные игры, постепенно повышая требования к координации движений. В каждый урок включают игры, связанные с общей задачей урока. В основной части для развития быстроты и ловкости, чаще всего проводят игры – перебежки. («Октябрята», «Два мороза», «Волк во рву»), в которых дети после быстрого бега с увертыванием, подскоками, прыжками могут отдохнуть. Игры с ритмичной ходьбой, требующие организованности, внимания, согласованности движений, их лучше включать в подготовительную или заключительную части урока. («Кто подходил», «Мяч соседу», «Угадай чей голосок»). Некоторые уроки в I – IV классах могут состоять полностью из разнообразных игр.
 Игры преимущественно с бегом (I – IV кл.):
«К своим флажкам», «Октябрята», «Гуси - лебеди», «Два мороза», «Пустое место», «Команда быстроногих», «Эстафета зверей», «Вызов номеров», «Конники-спортсмены», «Через кочки и пенёчки», «Салки», «Белые медведи», «Бездомный заяц», «Невод», «Караси и щука», «День и ночь», «Линейная эстафета с бегом», «Захвати кеглю», «Овладей кеглей», «Колесо», «Эстафета с булавками», «Быстрее перенеси», «Шведские горелки», «Катание палки», «Обгони кольцо», «Эстафета по кругу».
 Игры с прыжками в высоту, длину и с высоты (I – IV кл.):
Как и бег, прыжки составляют один из естественных видов движений. Задача подвижных игр, рекомендуемых программой, способствовать с помощью включаемых в них прыжков развитию общей прыгучести, умению правильно отталкиваться одной и двумя ногами, мягко приземляться, определение толчковой ноги. Игры с элементами прыжков связаны как правило со значительной нагрузкой на организм, активно воздействует на все его функции. «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде», «Лиса и куры», «Волк во рву», «Прыжки по полоскам», «Зайцы, сторож и жучка», «Парашютисты», «Кто обгонит», «Эстафеты с прыжками», «Салки на одной ноге», «В дальнюю зону», «С кочки на кочку», «Вертуны», «Не оступись», «Бегущая рейка», «Прыжки в длину с места с мячом между стоп», «Попади в след».
 Игры с метаниями на дальность и в цель (I – IV кл.):
Метания относятся в основном к прикладному виду физических упражнений. Игры в младших классах содержат все основные виды метаний – на дальность, в неподвижную и движущуюся цель. Метание с использованием малых и больших мячей укрепляет суставы и мышцы рук, развивают глазомер, совершенствуют координацию движений. Это важно для повседневной деятельности, для дальнейших занятий спортом.
«Кто дальше бросит», «Метко в цель», «Дальние броски», «Попади в мяч», «Подвижная цель», «Круговая лапта», «Выстрел в небо», «Заставь отступить», «От щита в поле», «На мяч меньше», «Перегони мяч», «Дальние броски», «Прогони мяч по коридору», «Два мяча», «Катание куба», «Прыгающий мяч», «Порази цель», «Забрось в корзину», «Попади в летящий мяч», «Набери 20 очков», «Сбей кеглю».
б) Игры на уроках легкой атлетики V – VII классах:
Проведение подвижных игр на уроках 5 - 7 кл. преследует цель дальнейшего совершенствования естественных видов движений, развития основных двигательных качеств учащихся. Закрепляется ряд игр предыдущих классов. Эстафеты с бегом, прыжками, метаниями.
 Игры с бегом (V – VII кл.):
«Вызов», «Пятнашки маршем», «Бег за флажками», «Перебежка с выручкой», «Погоня», «Старт после броска», «Охрана перебежек», «Встречная эстафета с бегом», «Эстафета по кругу», «Убегай-догоняй», «Эстафета с перемещением на этапах», «Белые медведи», «Невод», «День и ночь», «Вороны и воробьи», «Овладей кеглей», «Возьми городок», «Челночная эстафета», «Переставь булавы», «Возьми кеглю», «Будь внимательным», «Вокруг гимнастической скамейки».
 Игры с прыжками (V – VII кл.):
«Удочка», и её варианты, «Верёвочка под ногами», «Эстафета с прыжками в длину», «Прыгуны и пятнашки», «Тандем», «Хромая утка», «Скачки», «Прыжки через набивные мячи», «Скок-перескок», «С кочки на кочку», «Не оступись», «Пастух и козы», «Посигутки».
 Игры с метание на дальность и цель (V – VII кл.):
«Скачки», «прыжки через набивные мячи», «Скок – перескок», «С кочки на кочку», «Посигутки».
- Игры с метанием на дальность и цель (V-VII кл.):
«Снайперы», «Попади в мяч», «Защищать товарища», «Перестрелка», «Защита укрепления», «Защита булав», «Городки с мячом», «Ловкие и меткие», «Сильный бросок», «Перегони мяч», «Два огня», «Дуэлянты», «В четыре стойки», «Два мяча», «Метко в цель», «Запятнай мячом», «Катание куба», «Морской бой», «Броском из-за спины», «Попади в мяч», «Чей отскок дальше», «Попади в мяч на полу», «Игра под сеткой», «Попади в обруч».
в) Подвижные игры на уроках легкой атлетики (VIII – IX кл.):
Основные задачи на уроках легкой атлетики с подростками следующие: закрепление и совершенствование в игровой обстановке упражнений легкой атлетики (низкого старта, бега на скорость, прыжков в длину и высоту с разбега, метание малых и больших мячей). По сравнению с младшими классами, игры становятся сложнее. Надо учитывать, интересы и физические возможности в подростковом возрасте становятся более специфичными. Силовые игры проводятся отдельно для мальчиков. С подростками рекомендуется широко проводить игры, в которых учитывается качество выполнения заданий, а не только скорость.
Например, в эстафетах с элементами легкой атлетики (передача эстафеты, прыжки в высоту и длину и т.п.). дистанция бега в играх, высота прыжков, трудность разных движений в играх должна быть в пределах контрольных нормативов для учащихся VIII – IX кл.. Широко используются игры типа «Веселые старты». Подвижные игры используются в основной части урока, для закрепления приобретенных навыков и увеличения нагрузки на организм занимающихся.
 Игры с бегом на скорость (VIII – IX кл.):
«Встречная эстафета», «Навстречу противнику», «Эстафета по кругу», «круговая эстафета», «Бег командами», «Убегай - догоняй», «Сбей мяч», «Колесо», «Старты с выбиванием», «Эстафеты-поезда», «Сумей догнать», «Кто быстрее», «Овладей кеглей», «Челночная эстафета», «Лапта - волейбол», «Футболисты», «Борьба за бровку», «Определи свое время».
 Игры с прыжками(VIII – IX кл.):
«Эстафета с палками и прыжками», «Челнок прыжковой», «Эстафета с чехардой», «Скакуны», «К финишу прыжками», «Не оступись», «Салки с прыжками», «В дальнюю зону», «Прыжковая эстафета», «Прыжки на стимуляторе на очки», «Брось выше».
 Игры с метанием(VIII – IX кл.):
«Через сетку», «По воздушной цепи», «Толчок через препятствие», «Подвижная цель», «Дуэлянты», «Перегони мяч», «Морской бой», «Защищай товарища», «Город за городом», «Пионербол», «Два мяча», «На мяч больше», «Шагай вперед».

Развитие в играх физических качеств легкоатлета

Более углубленно развивать физические качества можно в секционных занятиях на легкой атлетике. Работа над развитием физических качеств в процессе спортивной тренировке способствует успешному освоению двигательных навыков, достижению высоких результатов в избранном виде легкой атлетики.
В настоящее время практикой и исследованиями подтверждено положение о том, что физические качества наиболее успешно развиваются в том случае, если тренировки проходят по комплексному методу. Это значит, что в занятиях применяются разнообразные средства (упражнения и игры), предусматривающие одновременно развитие быстроты, силы и выносливости, а не одного из этих компонентов. И наоборот, отсутствие «многоборности» при освоении спортивной специализации работа над развитием какого-либо одного качества или узкой группы навыков значительно снижает двигательный диапазон занимающихся, ослабляет развитие координационных способностей спортсменов.
Подвижные игры, как бы аккумулируют многие двигательные действия. Ни одну из игр нельзя рассматривать как средство развития какого-либо одного качества в чистом виде. Понятно, что игры, рекомендуемые с целью физической подготовки, развития тех или иных качеств, следует рассматривать как примерные. Специальная физическая подготовка в каждом виде легкой атлетики связана с возможностью применения специально подобранных или составленных игр, направленных на развитие того или иного качества в сугубо специфическом его выражении.
 Игры для развития быстроты:
Спортивная практика подтверждает, что тренировка с преимущественной направленностью, на развитие быстроты создает положительные предпосылки для воспитания силы, выносливости и других качеств, оказывает разносторонний эффект. Быстрота как качество с успехом развивается во многих подвижных играх, где сочетаются такие основные показатели быстроты, как ответная реакция на сигнал и быстрота мышечных сокращений, количество движений, выполняемых в единицу времени и скорость передвижения тела или его частей в пространстве. В пользу игр говорит и то, что упражнения для развития быстроты не должны носить однообразный характер. Что касается подбора этих упражнений для включения в игру или подбора уже готовых игр, то действия в них по форме движений и быстроте мышечных сокращений должны быть по возможности и близки к тем двигательным действиям, которые свойственны избранному виду легкой атлетики.
«Салки», «Салка – дай руку», «Салки - пересалки», «Круговая охота», «Бегуны», «Рывок за мячом», «Поймай палку», «День и ночь», «Четыре мяча», «Сбей мяч», «Овладей кеглей», «Перемена мест», «Старты с выбыванием», «Встречная эстафета».
 Игры для развития силы:
Особенно эффективно сила начинает развиваться в юношеские годы, когда рост тела замедляется. Игр на силу достаточно много, тренеру важно подобрать игры, оказывающие влияние на те группы мышц, которые без специальных упражнений развиваются слабо. В играх на развитие силы занимающиеся преодолевают либо собственный вес, либо сопротивление соперника. Многие из игр можно проводить в виде тестов, использовать как контрольные упражнения. В юношеском возрасте необходимо больше использовать упражнения игры, направленные на увеличение силы сгибателей и разгибателей левых конечностей, которые уступают в силе правым.
Применять силовые упражнения, которые воздействуют на отстающие группы мышц в повседневной жизни в своем развитии.
«Перетягивание в парах», «Подвижный ринг», «Борьба всадников», «скачки», «Вытолкни из круга», «Зайцы и моржи», «Соревнование тачек», «Переправ», «Кто сильнее», «Прыжки в приседе», «Гусеница», «Прыжки на одной ноге», «Хоккей руками», «Скамейка над головой», «Быстрые раки», «Сшибалочка», «С кочки на кочку», «Брось мяч ногой», «Ловкие всадники», «На руках», «Вытолкни спиной вперед», «Плуг».
 Игры для развития выносливости:
Современные исследования свидетельствуют о том, что развитию выносливости следует уделять специальное внимание не только в 17 – 18 лет, но и значительно раньше. Активный двигательный режим повышает темпы развития физических качеств и функций внутренних органов.
В играх выносливость проявляется не в статических, а в динамических условиях работы, где чередуются момент напряжения и расслабления. В одних играх движения носят циклический характер («Гонка с выбыванием»), а в других продолжительные усилия не связанные с определенным ритмом.
Часто работа по развитию быстроты переходит в совершенствование скоростной выносливости. Существует не мало игр, где сочетается развитие быстроты и выносливости. Такие игры («Мяч ловцу», «Ловля парами», «Борьба за мяч») обычно включают в план занятия по О.Ф.П.. Руководителю игр для преимущественного развития выносливости следует иметь в виду ряд приемов, с помощью которых можно регулировать нагрузку в игре. Один из них – уменьшение количества игроков при сохранении размеров поля. Другой – усложнение приемов игры и правил, при которых игроки не покидают поле, а остаются на площадке. («Круговая лапта», «Скакуны», «Салки»). Рационально применять упражнения циклического характера на развитие выносливости, с подвижными играми для понижения утомления.
«Салки со скакалкой», «Поймай лягушку», «Убегай – догоняй», «Хоккей руками», «Челнок с переноской фишек», «Круг за кругом», «Сумей догнать», «Гонка с выбыванием», «Удочка прыжковая», «Эстафеты - поезда».
 Игры для развития ловкости:
Развитие ловкости заключается в совершенствовании чувства движения, высокой координации, быстроты, ритма и темпа, выполнять действия в зависимости от конкретной обстановки. Большинство подвижных игр связано с проявлением ловкости. Однако имеются игры, где компоненты ловкости находятся в органическом единстве, либо совершенствуются в отдельных сочетаниях. Это относится к играм направленным на совершенствование «чувства мышечных усилий», «чувства пространства», «чувства расчета времени» и пр.. В процессе таких игр совершенствуются функции и различные анализаторы, от которых зависит правильное, точное и своевременное выполнение движений.
«Ловля парами», «Вертуны», «Ловкие руки», «Передача мяча на ходу», «Двумя руками», «Защита укрепления», «Бег пингвинов», «По одному и вместе», «Одеть и снять кольцо».
 Игры для развития гибкости:
Гибкость специфичное, но чрезвычайно важное для спортсмена качество. Подвижность в суставах, эластическая упругость мышц и связок – это способность выполнять движения с широкой амплитудой без затраты больших усилий и излишнего напряжения.
Подбирать игры для развития гибкости надо специально ибо они призваны оказывать строго целенаправленное, зачастую локальное воздействие на отдельные мышечные группы, связки и суставы. При организации игр на гибкость, надо проводить разминку.
«Палку за спину», «Гонка мячей», «Бег раков», «Мостик и кошка», «Кувырки и перевороты», «Скамейка над головой», «Шагай через палку».

Игры в тренировочном цикле и уроке

Известно, что только многократные повторения упражнений в любом виде легкой атлетики являются залогом создания прочных навыков, укрепления техники. Но даже у самых сознательных спортсменов наступает своеобразный психологический «застой», утомление, потеря интереса, при однообразии тренировочных занятий. Для процесса тренировки характерен относительно законченный кругооборот определенных периодов. Применение подвижных игр может иметь место в любом из периодов (подготовительном, соревновательном, переходном), но объем игрового материала и его характер значительно изменяются в связи с задачами на каждом этапе тренировки. Подготовительный период связан с повышением общего уровня развития физических качеств спортсмена, а также приобретение двигательных навыков и умений, наряду со специальными упражнениями в этом периоде могут быть широко использованы и игры, основным содержанием которых является содействие развитию силы, быстроты, ловкости и других качеств. В содержание игр можно включить как упражнения сходные по структуре движения с видом легкой атлетики, так и существенно отличающихся от них, на втором этапе подготовительного периода идет углубленное освоение и совершенствование двигательных навыков, это будет связано с характером игрового материала в тренировке. При подборе и проведении игр усиливается избирательное, направленное их воздействие на развитие специальных качеств и навыков, необходимых в данном виде легкой атлетики.
В конце микроцикла игры подбираются для активного отдыха.
В соревновательном периоде игры решают вспомогательную роль, связаны с активным отдыхом и сохранением морально – волевых качеств, для снятия нервной нагрузки, повышения положительных эмоций.
В переходном периоде главным будет О.Ф.П., активный отдых, поэтому содержание и характер игр, включаемых в занятия, могут быть самыми разнообразными. Разучиваются новые, раннее не известные игры и эстафеты. Особенно полезно проводить их в условиях разнообразной местности – в лесу, парке, на берегу реки. Что касается самого урока тренировочного (в любом из периодов), то в зависимости от его основной и вспомогательных задач подвижные игры могут быть вовсе не включены. Вопрос отбора и игровых упражнений в различных периодах тренировки и уроке, зависит от тренера и его планов.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Методические рекомендации

 Для активизации упражнений легкой атлетики на уроках, необходимо использовать игровой метод с учетом методических особенностей игры и игровых упражнений. И не только при развитии физических качеств, но при обучении и совершенствовании видов легкой атлетики.
 Данные науки и практический опыт подтверждает, что навыки в беге, прыжках и метаниях, приобретенные в игровых условиях сравнительно легко перестраиваются при более углубленном изучении видов легкой атлетики. Многообразие исходных положений, вариативность усилий в игре, дают прекрасную подготовку, особенно на начальном этапе тренировки, подготавливают к более сильной нагрузке.
 Игры систематически надо повторять для прочности усвоения навыков и умений приобретенных в играх.
 Игры применять в зависимости от задач урока. Это положение основополагающие, оно преобладает над всеми остальными мотивами. Учитывать место урока в цикле, его направленность, а также подготовленность обучающихся, учитывать, какой фазе идет обучение.
 Усложнять правила игры, основываясь на освоенном опыте игры. Навыки усложняются постепенно, вырабатывается гибкость навыка, создавая предпосылки для проявления его в новых динамических условиях.
 Подвижные игры могут быть применены в легкоатлетическом уроке в том случае, если элементы проходимого вида легкой атлетики предварительно разучены.
 При подборе и проведении игр нельзя забывать о свойстве переноса навыков, широко использовать в занятиях по легкой атлетики игры из других разделов подвижных игр.
 Игры необходимо использовать по принципу «опережающего воздействия». Включать перед уроком, где предусматривается ознакомление с новым двигательным действием, игры родственные по структуре и характеру изучаемого упражнения, это улучшает обучение легкоатлетическим упражнениям.
 Не совмещать разучивание новой игры с изучением нового материала по легкой атлетике.
 Использовать игры в качестве тестов, не только для определения общей и специальной тренированности, но и для определения способностей новичка освоить избранный вид легкой атлетики.
 Игры на занятиях необходимо использовать локально, в сочетании с легкоатлетическими упражнениями, в любой части урок.
 При освоении специализации по легкой атлетике должна присутствовать «многоборность», широко использовать комплексный метод тренировки.
 Игры для развития физических качеств следует рассматривать как примерные. Специальная физическая подготовка в каждом виде легкой атлетике связана с применением специально составленных игр.
 Применять на начальном этапе подготовки игровые упражнения, которые воздействуют на отстающие группы мышц в повседневной жизни в своем развитии.
 Необходимо помнить о вспомогательной роли игр, которая связана с активным отдыхом, для снятия нервной нагрузки, повышения положительных эмоций.

Приложение

ПРАКТИЧЕСКИЙ ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ:

1) «На мяч меньше»

Количество играющих 20 – 25 человек. Волейбольная площадка. В начале игры по 5 мячей (волейбольные или гандбольные надувные мячи). Расстановка произвольно, игра идет через сетку, перебрасывать мяч через сетку определенным способом (двумя спереди или двумя из-за головы, одной). По свистку остановка, игроки показывают мячи вверх, у кого меньше – 1 очко, партия идет до 10-15 очков. Если все мячи оказались на одной стороне, партия заканчивается досрочно при любом счете. За бросок до свистка, после, очко снимается.

2) «Перегони мяч»

Количество играющих 20-25 человек. 1 баскетбольный или набивной мяч, 20 малых мячей. Играют две команды, располагаясь в ударной зоне. Бросками малых мячей из ударной зоны, выбить баскетбольный мяч в зону соперника. Малые мячи можно подбирать во время игры, выбегая до средней линии и возвращаться в ударную зону. За выбитый мяч команда получает 1 – очко, партия длится до 10-15 очков. За нарушение очко снимается.

3) «Скачки»

Оборудование: 2 – стойки; 2 –кегли; 10 резиновых колец. Играют 2-4 команды, 10-15 игроков. У каждого игрока конь (кегля) должен пройти 4 отметки. Игрок бросает кольцо с линии, кольцо одетое на стойку дает право игроку передвинуть коня на 4 отметки (отмечаясь на каждой). Попадание в стойку, передвигает на одну отметку. Промах, подбирает кольцо, бросает повторно. После прохождения 4-х отметок, кольцо передает очередному игроку, сам садится на скамейку в конце команды.
Правила: линию не заступать во время броска, очередной игрок встает со скамейки после получения кольца. Игрок бросивший кольцо первый раз, одна отметка, второй раз – пройдено две отметки, третий бросок - кольцо одето, игрок со второй отметки отсчитывает 4 отметки, после этого следующему игроку уже нужно будет пройти только 1-у отметку. Чья команда проведет коня по отметкам быстрее.
4) «Эстафета с кеглями»

Участвуют 2- 4 команды 10-12 человек в команде. Первый бежит к кеглям, по очереди заваливает их набок, оббегает стойку, бежит к команде, передает хлопком ладони эстафету очередному. Второй участник бежит ставит кегли (один заваливает, другой ставит). Чья команда быстрей закончит эстафету.
Варианты: игрок одной рукой ведет мяч у кегли ведение на месте, второй рукой заваливает кеглю, на финише передает мяч очередному.
5) «Быстрее перенеси»

Оборудование – обруч, 11-13 кубиков (нечетное количество). В угловых квадратах стоят по одному игроку. По сигналу два игрока бегают к обручу, берут по 1-4 кубику, переносят в свой квадрат. Кто больше перенесет, тот команде приносит очко. Затем соревнуется следующая пара. Чья команда наберет больше очков.

6) «Метко в цель»

Играют на волейбольной площадке, 10 городков, количество малых мячей зависит от количества игроков в одной команде. Городки (кегли) разных цветов (5+5). Задача команды, пробивая залпом, малыми мячами сбивать городки. Начинают пробивать по жребию.
Варианты:
а) Считают количество сбитых городков;
б) Сбитые городки команда забирает себе за линию (чья команда больше заберет себе из 10-и городков, то выигрывает партию);
в) После пробития мячами, сбитый городок переставляется на один метр вперед, задача команды провести городки за 3-х метровую линию. Но если противоположная команда попадает в выдвинутый городок, он возвращается на один метр назад;
г) Чья команда быстрей собьет 5 городков одного цвета.

7) «Дальние броски»

Оборудование – набивные мячи (1-3 кг) разных цветов. У одной команды свой цвет, у другой команды – свой цвет.
Варианты:
а) Команды метателей по свистку бросают мячи (одним из способов), бегуны бегут в поле подбирают мячи другого цвета, бегут назад за линию. Чья команда быстрей – 1 очко.
б) Игроки стоят в колонах, очко разыгрывается по парам, бросают мячи, бегут, подбирают чужой мяч, возвращаются за линию, к то быстрей – очко.
в) Две команды стоят в шеренгах за линией, по сигналу первая бросает мячи, по второму, вторая команда бежит за мячами. Засекается время по последнему игроку вернувшемуся за линию. Затем метатели с бегунами меняются местами. У кого лучше время – 1 очко. Кто больше.


8) «Шведские горелки»

Играют две команды, игроки в команде рассчитываются по порядку. Вызванные игроки с одинаковыми номерами, бегут к руководителю, берут из рук эстафетную палочку, бегут назад, оббегают свою команду, приносят палочку руководителю. Кто быстрее принес, команда получает очко.

9) «Обгони кольцо»
Две команды. Одна сидит на скамейке, другая стоит за кругом, лицом внутрь. Одна команда передающая, другая «бегуны». По сигналу игроки передают кольцо по кругу, бегун бежит за кругом, стараясь обогнать кольцо. Если «бегун» обгонит кольцо, команда получает очко, команда быстрей передает кольцо получает очко, игроки по очереди выходят со скамейки, когда все игроки пробегут команды меняются местам. Игра идет на очки, чья команда больше наберет очков.

10) «С кочки на кочку»

Участвуют две команды по 10-15 человек. Соревнуются парами на очки. Прыгают через линию влево - вправо. Кто быстрей окажется за площадкой, приносит команде очко.
Варианты:
а) Толчком двух ног;
б) Скачками на одной ноге;
в) С набивным мячом (1 кг) в руках, назад бегом.

11) «Запятнай мячом»

1-й – бьющий;
2-й – снимающий;
3-й – водящий.
Первый бросает по кольцу. При попадании бросок повторяется. Промах первый бежит назад за лицевую линию, второй – снимает мяч, дает пас третьему, который старается запятнать мячом перебегающего игрока, выбитый игрок выбивает. Третий становится на место первого игрока, второй на место третьего, запасной игрок на место второго. Игра продолжается пока не выбьют всех запасных игроков.
Вариант:
а) Играют на очки с пленом. Очки присваиваются каждому игроку лично:
попадание в кольцо – 2 очко;
перебежка – 1 очко;
за выбитого по 1 очку второму и третьему игрокам.
Выбитый становится в плен, заднюю штрафную. Пленники помогают выбивать, но только из плена. На место пробивающего выходит новый игрок. Игрок плена выбивший перебегающего возвращается в команду, не получая очка. Когда набирается три пленника, они меняют 1-2-3-го игроков. Кто больше наберет очков.

12) «По беговой дорожке»


В игре участвуют две или несколько команд с одинаковым числом игроков. После передачи палочки, игрок остается на этапе, где передавал палочку, следующий игрок передает на следующем этапе и т.д. Эстафетный бег проводится без остановки, каждый участник пробежит ровно круг. Заканчивается эстафета, когда участник вернется на свой этап.

13) «В дальнюю зону»

Прыжки в длину на очки. Складывается сумма зоны отталкивания и приземления.

14) «Два мяча»

Участвуют две команды, два мяча, играют на волейбольной площадке или на всю ширину зала, через сетку. Подача выполняется броском из-за поля по свистку одновременно. Игроки ловят мяч и заданным способом (спереди двумя, через голову, одной через плечо) перебрасывают через сетку. Задача чтобы два мяча оказались на полу у соперника. В этом случае начисляется очко. Партия длится до 10-15 очков.

15) «Убегай - догоняй»

Расстояние между игроками равное. По сигналу начинают бег по кругу. Каждый игрок старается догнать впереди бегущего и осалить его. Убегает чтобы не догнали его.
Игра останавливается, когда оставшимся игрокам нет возможности догнать друг друга.
Вариант: по свистку остановка, игроки бегут в обратную сторону (английские салки).

16) «Челночная эстафета»

Участвуют 2-4 команды (6-8 человек в команде). У каждого игрока в руках фишка (кубик). Игроки команды бегают в порядке очереди и складывают фишки в свой обруч, затем первый игрок бегая челнок носит по одной фишке, передает впереди стоящему в команде, тот передает по колонне назад. Затем команда опять складывает фишки. Второй игрок носит по одной и т.д. Чья команда быстрее закончит эстафету.

17) «Эстафета - поезда»

Участвуют 2-4 команды, первый в команде паровоз, остальные вагоны. Паровоз бежит до своей станции., возвращается назад, оббегает свою команду вокруг, прицепляет за руку один вагон, с ним следует вокруг станции и своей команды, цепляет второй вагон и т.д. Чей состав пересечет первым линию станции. Зачет по последнему вагону.

18) «Сбей мяч»

Козел, набивной мяч (1 кг). Игра идет на очки. По вызову руководителя. игроки с одинаковыми номерами в команде, бегут к поворотным стойкам: один - слева, другой – справа. Оббегают стойки, бегут к мячу, сбивают. Кто первым коснулся мяча, приносит команде очко, затем вызываются другие номера и т.д.
Вариант: можно играть без козла, сбивать ногой (мяч, кеглю, городок).

19) «Последний выбывает»

Участвуют 2-4 команды, состав не ограничен. По свистку первые игроки в командах бегут до стоек и назад, последний на финише выбывает. Победители становятся в конце своей команды. В чьей команде останется больше игроков.

20) «Овладей кеглей»

При расстановке в команде на одного больше, чем в первом ряду кеглей. Разыгрываются последовательно все ряды с кеглями. Игрок не овладевший кеглей- выбивает. Последнюю кеглю можно сбивать ногой.

21) «Не оступись»

Участвуют 2-4 команды, прыгают на одной ноге, с выбыванием:
а) Все в команде прыгают сразу, оступившийся выбывает. Чья команда продержится дольше;
б) Первый в команде прыгает, остальные игроки бегут за ним. Оступился – выбывает; начинает прыгать второй игрок и т.д..

22) «Лапта волейбол»

Играют две команды на время, чья команда дольше продержится в городе. Перебегать только при ударе из дома в дом. При подаче разрешается два удара. Выбитый игрок во время перебежки выбывает из игры. Когда выбиты все игроки из города, команды меняются местами. После перебежки игроки в «домиках» принимают положение низкого старта или положение по заданию руководителя.

23) «Катание куба»

Два кубика с разметкой (от 1 до 6 очков). Две команды ( по 15-20 человек), 20 малых мячей. Расстояние для бросков в зависимости от подготовленности игроков (6-9 м). игра идет на очки. Игроки пробивают из-за площадки. Нужно выбить кубик из круга, смотрится верхняя грань, сколько точек на верхней грани, столько очков получает команда, выбившая первой кубик. Этой же гранью кубик возвращается в круг, в начале игры кубик ставится 6-й вверх. Во время игры можно выбегать в поле до средней линии и подбирать мячи, возвращаясь каждый раз в ударную зону для пробития. За нарушение правил игры с команды снимается 5 очков.
Варианты:
а) при игре двумя кубиками после одного выбитого кубика, выбивается второй, очки начисляются (сумма 2-х кубиков, или разница очков, между 2-мя кубиками)

24) «Футболисты»

Ворота из стоек для прыжков в высоту (1-2м). Футбольный мяч, две команды (10-15 человек). Играет одна команда в поле, другая в городе. Игра идет на очки. Игрок пробивает мяч ногой с линии площадки, бежит в поле вокруг стоек. Игроки поля в это время разыгрывают мяч в поле стараясь быстрей забить мяч в ворота со стороны города. Ударив мяч, игрок не имеет права обгонять мяч, до касания игроками поля. Если мяч после удара не прошел линию ворот, бьющий игрок добивает мяч за линию ворот, затем только бежит вокруг стоек. Игрокам поля нельзя давать пас и забивать мяч в ворота с обратной стороны. Игрок, прибежавший назад в город раньше забитого гола, приносит команде очко. Игроки поля раньше забили гол, получают очко. Когда все игроки в городе пробьют, идет смена мест игры.

25) «Дуэлянты»

Игра проводится на очки. Игроки команд рассчитываются по порядку. Руководитель называет любой номер, два игрока с одинаковым номером бегут к воротам, поднимают мячи в воротах, ведут мячи к средней линии, разворачиваются, бросают по воротам, по воздуху. Чей мяч влетит в ворота первым, приносит команде очко, затем вызывается другой номер и т.д.

26) «Морской бой»

Играют на площадке ручного мяча, три набивных мяча, десять гандбольных, две команды (10-15 человек). Два берега (зоны ручного мяча) гандбольными мячами, выбить корабли (набивные мячи) на берег соперника. За выбитый корабль команде начисляется 1 очко. Гандбольные мячи можно подбирать, выбегая до средней линии. Корабль считается выбитым, когда полностью пересек линию берега соперников. Пробивать по кораблям можно только с берега. За нарушение правил с команды снимается 1 очко. Партия длится до 10-15 очков.

27) «Возьми кеглю»

Игроки двух команд строятся в колонах по одному за общей линией старта. Перед каждой командой установлен обруч. На расстоянии 20-25 м расставлены в ряд кегли. Количество их на одно меньше общего числа участников. По сигналу направляющие в колоннах проскакивают свои обручи, бегут к кеглям и берут по одной, один справа, другой слева возвращаются назад к своим колоннам, проскочив обручи. Затем стартуют очередные и т.д. Выигрывает команда, игрок которой возьмет последнюю кеглю.

28) «Вокруг гимнастической скамейки»


Две команды сидят на гимнастических скамейках в встречных колоннах, у направляющих первых групп – эстафетные палочки. По сигналу бегут к противоположным скамейкам, сгибают их слева направо и прибежав к направляющим вторых групп, передают палочки. Те выполняют тоже самое. Побеждает команда, быстрее поменявшаяся местами, или снова игроки окажутся на своих местах.

29) «Прыгающий мяч»


Игра идет большими мячами на очки. Бросают поочередно с каждой команды в обруч. Промах мимо обруча очков не приносит.
Игроки стараются, чтобы мяч после отскока из обруча упал как можно дальше. Каждая отметка однометровая дает 1 очко.

30) «Прыжки в длину с места с мячом между стоп»

Прыгают по очереди из каждой команды. Игра идет на очки, дальний прыжок – 2 очка, ближе – 1 очко, потеря мяча (неудачный прыжок) – 0 очков. Прыгать можно с надувным мячом или с набивным – 1 кг.
Заканчивается игра, когда все игроки команд пропрыгают, подсчитывается сумма очков.

31) «Броском из-за спины»

Набивной мяч 1 кг можно использовать различные способы бросков. Команды стоят во встречных колоннах бросают мяч из-за спины по очереди, очередной с места падения мяча. Чья команда дальними бросками отодвинет команду соперника дальше от линии.

32) «Чей отскок дальше»

Два игрока выходят по одному из команды, с отметки делают бросок, в щит малым мячом. У кого дальше отскок получает – 2 очка, ближе – 1 очко. Разыгрывают личное и командное первенство.

33) «Переставь кеглю»

Игроки бегают по очереди к кеглям, переставляют последнюю кеглю перед первой вплотную одна за другой, пока все кегли не пройдут коридор – 2 м за линию финиша. Чья команда быстрей проведёт кегли.

34) «Челнок прыжковый»

Команды стоят во встречных колоннах, прыгают с/м толчком двух ног в порядке очереди, с места приземления соперника. Результат фиксируется по пяткам. Чья команда дальними прыжками отодвинет дальше, другую команду от линии старта.

35) « Два огня»

Площадка ограничена бортиками из гимнастических скамеек. Игроки стоящие за линиями, катают (3-4 набивных мяча 1-3 кг) с одной стороны на другую, стараясь задеть ноги игроков на площадке. Последние стараются увернуться, перепрыгнуть через катающиеся мячи. Игрок задевший мяч выбывает из игры. Играют на время. Чья команда быстрей выбьет всех игроков.

36) «Попади в мяч на полу»

Играют две команды. У каждой по два набивных мяча разных цветов. По сигналу первая пара метаем мячи из-за головы (или указанным способом). Ждут когда мячи, брошенные в поле, остановятся. Вторым мячом попадают в лежащий мяч соперника. Попавший едет верхом на игроке промахнувшемся. Затем в игру вступает другая пара и т.д.

37) «Хромая ворона»

Участвуют две команды по 10-12 человек. По свистку первые в командах, захватывают голень сложенной скакалкой, прыгают до средней линии площадки, назад бегут, передают скакалку второму игроку и т.д. Чья команда быстрей закончит эстафету.

38) «Салки с прыжками»


Стартуют из-за линии, бегут оббегая набивные мячи перепрыгивая через козлы, стараясь догнать, осалить соперника. Игрок догнавший получает 1 – очко. Чья команда наберет больше очков.

39) «Догони меня»

Две команды стоят в шеренгах, по сигналу игроки сзади стоящие стараются догнать игроков первой шеренги и осалить. За пойманного игрока команде начисляется очко.
Вариант: первая шеренга прыгает, вторая бегом догоняет.

40) «Сбей кеглю»

Первые в командах бросают мячи в кегли из-за линии, бегут за мячами, поднимают, бегут к обручам дает пас 2-му игроку, ставят кеглю, если она сбита и бежит в конец команды и т.д., пока не пройдет вся команда.
За попадание в обруч игрок получает одно очко, за сбитую кеглю два очка. Чья команда быстрей закончит игру и больше наберет очков.

41) «Перемена мест»

Две команды (по 10-12 человек) по сигналу из указанного и.п. (высокий, низкий старт, сидя, лежа, упор, присев) перебегают через ворота, одна команда правые, другая – левые ворота, принимают тоже и.п. из которого стартовали. Кто быстрее.
Варианты:
а) прыжками на одной, последний выбывает и оступившиеся;
б) перемещаться в упоре на руках сзади («раки»).

42) «Игра под сеткой»

Верхний трос на высоте 1 см, играют 1-2 мя гандбольными мячами. Задача команды задерживать брошенные мячи соперникам, ведут к сетки или ведут с мячом, пробрасывают мячи под сеткой стараясь сбить стоящие кегли за лицевой линией. Игра идет без остановки, игроки быстро ставят сбитую кеглю, продолжают играть. За сбитую кеглю начисляется очко. Партия длится до 5-10 очков.
Вариант: игра идет ногами.

43) «Хромая утка»

Водящий, прыгая на одной ноге, осаливает игроков, которые бегают в пределах площадки. Осаленный игрок, становится на одну ногу, помогает водящему, осаливают вдвоем, втроем и т.д. Пока останется один игрок.

44) «Прыжки через набивные мячи»

Проводится личное первенство, игроки по очереди прыгают с ноги на ногу через набивные мячи. Игроки коснувшиеся во время прыжков мяча, выбивают. Расстояние между мячами увеличивается на одну стопу, оставшиеся игроки продолжают прыгать, и т.д., пока определяется победитель.

45) «Попади в обруч»

Две команды стоят во встречных колоннах, малый мяч бросают через обруч, по очереди перемещаются в конец команды. Игрок не попавший в обруч бросает вторично до попадания. Игра заканчивается, когда игроки вернуться в и.п. Чья команда закончит броски первой.

46) « Цепочка»

Две команды с одной линии прыгают параллельно, поочередно в одном направлении, последующий с места приземления предыдущего, толчком двух ног. Чья команда преодолеет большее расстояние.

47) «Городки с мячом»

Играют 2-4 команды по 3 малых мяча. Одно резиновое кольцо. У команды 1 городок (кегля). Первые игроки из команд, бегут к «крепости» бросают мячи по городку. Если сбит, бегут ставят на место, собирает мячи, кладут в кольцо, бегут к «кону», передают эстафету в игру вступает следующий игрок. Игрок совершил 3 промаха. Вся команда бежит штрафной круг вокруг городка, затем назад. Игра идет на очки, за сбитый городок команда получает 1 очко, плюс за скорость на сколько игроков определи команду соперника.

48) «Возьми кеглю»

Два круга, большой и малый. По малому кругу стоят кегли на одну меньше, чем игроков. По сигналу бегут по кругу, по второму устремляются к кеглям. Кому не досталось, выбывает, одна кегля убирается. Проводится несколько забегов, победители в финал и т.д.

49) «Эстафета «Азбука»»

Три комплекта азбуки на гранях кубиков. Команды, игроки которых по очереди бегают в поле носят по одному кубику. Затем руководитель дает 3-5 команды на гимнастических скамейках стараются составить как можно длиннее слово. По истечении времени руководитель проверяет чья команда составила длинней слово из перенесенных кубиков.
Вариант: руководитель дает по слову команде с одинаковым количеством букв, игроки бегая по очереди отыскивают среди кубиков нужную букву, бегут к средней линии зала выстраивают из кубиков слово, чья команда быстрей закончит.

50) «Захвати кеглю»

По сигналу первые игроки из команд бегут к своим кеглям, оббегают, бегут к чужой оббегают ее, берут ее несут в свое резиновое кольцо, ставят, бегут в команду и т.д. Если окажется что в кольце стоит кегля, игрок ложит её около кольца, ставит свою кеглю. Чья команда закончит быстрей эстафету.
Вариант: с ведением мяча вокруг кеглей.

ЛИТЕРАТУРА
1. Э.И. Адавишкене. Баскетбол для школьников. М, изд. «Просвещение», 1983г.
2. С.Н. Андреев. Футбол в школе. М, изд. «Просвещение», 1986г.
3. Л.В. Былеева, И.М. Коротков. Подвижные игры. ФиС, М, 1982г.
4. Л.В.Былеева, В.М. Григорьев. Игры народов СССР. ФиС, М, 1985г.
5. А.И. Бондарь, Г.А.Островский. Баскетбол в школе. М, Народная асвета, 1982г.
6. Ю.Ф.Буйлин, Ю.И. Портных. Мини-баскетбол в школе, М, изд. «Просвещение», 1976г.
7. К.Гриндлер, К.Пальке, Х.Хемлю. Физическая подготовка футболистов, ФиС. М, 1976г.
8. Е.М. Геллер. Игры на переменах для школьников, ФиС, М, 1985 г.
9. В.Г. Гришин. Игры с мячом и ракеткой. изд, «просвещение»,1982г.
10. Б.М. Гзовский, В.А. Кудряшов. Студенческий баскетбол. изд, «Высшая школа», 1973г.
11. Е.М. Геллер. Подвижные игры в спортивной подготовке студентов. изд. «Высшая школа», 1977г.
12. И.М. Коротков. Подвижные игры в занятиях спортом. ФиС, м, 1971г.
13. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина. Детские подвижные игры народов СССР. П,М, 1988г.
14. И.М. Коротков. Подвижные игры в школе. П, М, 1979г.
15. М.Г.Каменцер. Урок после урока. ФиС, М, 1985г.
16. Н.П.Клусов. Ручной мяч в школе. М. изд. «Просвещение», 1986г.
17. И.М. Коротков. Подвижные игры во дворе. М. изд. «Знание», 1987г.
18. А.Лукачи. Игры детей мира. изд. «Молодая гвардия», М, 1977г.
19. Н.П. Клусов, А.А. Цуркан. Стадионы во дворе. М. изд. «Просвещение», 1984г.
20. В.Н. Неробеев. Спортивные аттракционы. М. изд. «Просвещение», 1970г.
21. Н.Г. Озолин. Современная система в спортивной тренировки. ФиС, М, 1970г.
22. Т.Петерсон. Мини – баскетбол, ФиС, М, 1973г.
23. Ю.И. Портных. Спортивные и подвижные игры. ФиС, М, 1977г.
24. З. Раухмаль. 100 маленьких игр. ФиС, М, 1973г.
25. М.Г. Фридман. Физическое воспитание в пионерском лагере. ФиС, М, 1975г.
26. В.Г. Яковлев, В.П. Ратников. Подвижные игры, П, М, 1977г.
27. М.Г.Яновская. Творческая игра в воспитании младшего школьника. изд. «Просвещение», 1974г.
Просмотров: 5666 | Добавил: Жанар27 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Архив записей
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на //sabak.ucoz.org обязательна © 2024Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика