Аманжанова Назира Хайроллаевна
учитель русского языка и литературы
КГУ «Акжарская основная школа»
Бухаржырауского района Карагандинской области
Урок русского языка в 6 классе с казахским языком обучения
Тема урока: Приставочно-суффиксальный способ образования слов
Цель урока: формировать умение определять способ образования слов, их морфемный состав, отработать навыки выделения морфем;
развивать умение графически показывать, как образованы слова;
воспитывать интерес к изучению русского языка, умение оценивать свою деятельность ;
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: экран, проектор, компьютер, презентация, карточки
Ход урока:
І. Организационный момент
Психологический настрой:
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс!
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Здравствуйте, ребята! Улыбнемся друг другу, пожелаем удач!
Сообщение цели и темы урока
ІІ. Проверка домашнего задания
ІІІ. Повторение пройденного материала
Блиц -опрос: -Какие вы знаете морфемы или части слова?
-Как называется главная значимая часть слова? -Как называется изменяемая часть слова?
-Что не входит в основу слова?
- Какие морфемы служат для образования новых слов?
Выразительное чтение ученика:
Слово делится на части
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
Если знаешь части слова,
То напишешь их толково.
Помни:(хором) при разборе слова
Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс
А приставка впереди.
Разбор слов по составу: ветерок, пересказ, книга, белый, пригород, посадка.
(Учащиеся выполняют задание, опираясь на алгоритм) Алгоритм «Разбор слова по составу»
1. Измени слово и выдели в нем окончание.
2. Выдели основу слова.
3. Подбери однокоренные слова и выдели суффикс.
4. Выдели приставку.
Вы знаете все части слова. А чему же будем учиться сегодня? Обратите внимание, как называется тема урока?
ІV. Работа над новым материалом
Знакомство с таблицей
Способы образования слов Примеры
Приставочный приходит, запел, раздать
Суффиксальный лесник, березка, книжный
Приставочно-суффиксальный подснежник,постройка,загородный
Игра «Составь слова»
На карточках разного цвета записаны корни слов, учащимся предлагается составить слова.
-6 синего цвета с корнями: -ход,-сад-, -бел-, дел-, -пис-,-груз-;
-6 красного цвета с приставками: пере-, за-, под-, вы-, на-,по-;
-6 зеленого цвета с суффиксами:-ов-,-к-, -ть-, -а-,-чик,-и-;
-3 желтого цвета с окончаниями: -ой, -а, -ый.
Работа с учебником: выполнение упражнения 9,стр. 81
Физминутка .
Закрепление темы
Работа по карточкам(по вариантам)
1. Обозначить приставки в приведенных словах, объяснить значения: бежать, вбежать, выбежать, сбежать, забежать, добежать, убежать, побежать,подбежать.
2. К каждому слову подобрать существительные, обозначающие род занятий, профессию: трактор , гитара, фокус,лес, груз, камень,рассказ.
3. Обозначить морфемы в словах: радостный, подоконник, раскрасить, тропинка, зазвучали,игрушки.
Игра «Кто внимательный?»
Прослушать, записать однокоренные слова и определить способ образования:
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки
Режут снег снегурки.
«Четвертый лишний»
Нос, носик, носовой, носитель.
Гора, горка, сгореть, пригорок.
Лень, лентяй, лента, ленивец.
Летчик, полет, летний, вылететь
Итог урока.
Рефлексия.
Какое задание больше всего понравилось?
Все старались, не ленились
И чему-то научились.
Знайте все, что части слова
Вам всегда служить готовы.
Спасибо за урок!
Домашнее задание :упр.13,стр.83
Творческое задание: сочинить сказку о том, как образуются слова.
|