Цель: ознакомление с работой над различными видами техники левой руки на соответствующем возрастном этапе. Задачи: 1. Раскрыть актуальность данной темы и указать на важность технического развития левой руки; 2. Проследить динамику технического развития левой руки через систему овладения различными видами техники; 3. Дать конкретные рекомендации на примере упражнений и соответствующего репертуара по овладению различными видами техники левой руки. Техника (от греч. Техно-искусство)- это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле. Пианистическая техника представляет собой комплекс: техническая беглость - музыкально-образное содержание. Оба эти компонента с первых шагов обучения должны находиться в полном единстве. Исходя из этого, каждый игровой приём не может быть абстрактным, а должен быть обоснован музыкальным выражением. Точно также каждый музыкальный образ необходимо увязать с соответствующей формой игровых движений. На каких же принципах следует развивать технический аппарат, чтобы создать наиболее благоприятные технические условия для выражения музыки? 1. Гибкость и пластичность аппарата; 2. Связь и взаимодействие всех его участков при ведущих живых и активных пальцах; 3. Целесообразность и экономия движений; 4. Управляемость техническим процессом; 5. Звуковой результат (как необходимый итог). Добиваясь с первых шагов обучения неразрывной связи музыкально-звукового представления с игровым приёмом, следует в той или иной степени развивать перечисленные принципы. Без них контакт музыкального и технического развития будет чрезвычайно сложным, а иногда останется только «на словах». Совершенствуя в дальнейшем все участки пианистического аппарата, работая над их независимостью, следует базироваться на тех же принципах, не разрушая их , а только подкрепляя более высоким качеством. Таким образом, основная цель технического развития- обеспечить условия, при которых технический аппарат пианиста будет способен лучше выполнить необходимую музыкальную задачу. Эти условия должны привести к полному и беспрепятственному подчинению двигательной системы музыкальной воле исполнителя. Одним из составляющих элементов технического развития является техническое развитие левой руки. Приведу лишь несколько высказываний известных пианистов-педагогов по этому поводу: А.Б. Гольденвейзер «Плохо играющая левая рука обычно портит и художественно, и технически всё исполнение» Карл Адольф Мартинсен «Левая рука не должна выбивать слушателя из нужного настроения, чтоб не нарушать поэтического очарования музыки.» Ванда Ландовска (поль. пианистка) высказала утверждение, что у пианиста должно быть две правые руки. Истории известны имена таких феноменов как Гёза Зичи и Пауля Витгенштейна, которые лишившись вовсе правой руки, сделались тем не менее известными пианистами. Кроме того, нельзя забывать, что развитие левой руки играет большую роль и как физиологический процесс. Дело в том, что за преобладающее развитие правой руки над левой отвечает левое полушарие гол.мозга. Особенность его в том, что при большем развитии левого полушария преобладает рациональное, логическое мышление. Центр же развития левой руки, напротив, расположен в правом полушарии, отвечающем за пространственное и эмоциональное восприятие, творческое мышление. По этой причине необходимо оказывать большое внимание на развитие левой руки, т.е. правого полушария, оказывая тем самым влияние на развитие пространственной и временной точности, муз.слуха (гарм. и ритмич.), что является элементами качества техники пианиста. Это ещё раз указывает на актуальность и значимость данной темы. Техническая несостоятельность левой руки- крупнейший недостаток технического развития пианиста. Отставание в развитии образует серьёзное препятствие моторно-техническому совершенствованию исполнения,т.к. о левой руке обычно меньше думают. Неудивительно, что у таких учеников всё не только получается хуже, но просто-напросто не звучит по сравнению с настоящими пианистами: ведь последние играют 10-ю пальцами, первые же-фактически лишь пятью (а то и того меньше). Такое отношение к левой руке на практике сложилось не случайно. Как правило, зачастую, левая рука исполняет роль «аккомпаниатора», т.е. помощника и «незримую» тень правой руки, как «чёрный плащ», накинутый на плечи смелого рыцаря или же «длинный шлейф фаты прекрасной невесты». Однако нельзя забывать, что аккомпанемент – гармоническая и ритмическая опора мелодии. Поэтому она не должна «душить» правую руку, а должна поддерживать, как танцовщик поддерживает балерину. Однако поддержка поддержке рознь. У некоторых исполнителей сопровождение из помощника мелодии превращается в раба, угодливо поспешающего за любым ускорением или замедлением последней, так что метрические ячейки то рассыпаются, то налезают одна на другую. У других сопровождение становится тюремщиком, который поддерживает ведущую партию, как конвоир арестованного. Художественная игра далека от этих обеих крайностей. Она требует единства противоречий. Всё это указывает на важность технического развития левой руки и её единства с правой. Какими же способами добиться такого единства? Прежде всего, работа над развитием беглости, звуковой ровности левой руки должна строится поэтапно. Также как и развитие правой руки. Система различных видов техники включает в себя овладение всеми её элементами, начиная от взятия одной ноты (на стадии овладения нотной грамотой и постановки рук) до мелкой и крупной техники. Поэтому работа над различными видами техники (крупной, мелкой) должна строиться с учётом возрастных особенностей учащихся. В начальном периоде обучения, когда ученик только находится на стадии овладения нотной грамотой, педагоги используют различные попевки, детские песни в виде одноголосных попевок приёмом нон легато. Зачастую педагоги не придают большого значения, что при этом ученик как правило, исполняет одноголосную попевку правой рукой. Учитывая важность синхронного развития обеих рук, полезно приучать ученика исполнять попевки лев.рукой в низком регистре, имитируя тем самым тембры различных животных (как медведь). Затем можно предложить исполнить её октавным удвоением обеими руками. При этом ученик уже в самом начале получит навыки скоординированности движений, синхронности и значимости обеих рук. Следующим элеметом фор.техники и этапом работы является мелкая техника, в частности овладение гаммой и гаммообразными пассажами. В работе над мелкой техникой следует соблюдать 3 фактора: Активные ведущие пальцы; Перемещающаяся опора (гибкая, подвижная кисть); Крупное движение всей руки. Главная задача овладения гаммами- добиться плавного непрерывного исполнения гамм и гаммообразных пассажей без толчков, ровно по звучанию и временным соотношениям. Легато при исполнении гамм ощущается как бы внутри ладони. Кисть ведётся плавно и спокойно на одном уровне. При смене позиции кисть переносится через 1 палец и свободно располагается на клавишах следующей позиции. Ровность и полнота звучания достигается при постоянном ощущении опоры. Пианистическая чистота и ровность обеспечиваются не только точным взятием звука, но и точным по времени снятием пальцев с клавиш. Ведущим элементом при исполнении гамм являются активные кончики пальцев. По этому поводу интересно высказывание М.Лонг о пальцах и значении лев.руки: «Исполняя гаммы, не забывайте, что левая рука должна быть ведущей. Именно левая должна увлекать за собой правую, в противном случае, левая будет отставать. В гаммах именно левой руке принадлежит ритмический приоритет». Кроме привычного разучивания гамм отдельно правой и левой руко, полезно играть различными приёмами туше: например- пр.р легато, лев.-нон легато; потом наоборот, а также менять штрих при восходящем и нисходящем движениях гаммы. Это развивает самостоятельность рук, в частности независимости левой от правой. Другой вариант: когда ученик играет левой рукой, а педагог – правой на октаву выше одновременно, причём ведущая роль в метроритмической пульсации принадлежит ученику. Такой способ полезен не только на начальном этапе технического развития, но и в дальнейшем его процессе при разучивании одной левой рукой «трудных» мест в любом произведении. Полезно воспользоваться упражнением Ганона №38 (ИСПОЛНЕНИЕ). При ведении всей этой работы важно не только сам процесс развития, но также важно показать художественную сторону тех навыков, которые были приобретены, на произведениях, где ведущая партия будет принадлежать левой руке. То есть, говоря словами Г Нейгауза: «Пока вы учите гамму- это полуфабрикат, но когда вы её играете в конце 5-го концерта Бетховена – это готовый продукт, ибо ЭТО МУЗЫКА!». Следующим этапом в развитии техники левой руки является развитие крупной техники. Это такие виды техники как аккорды, арпеджио, большие интервалы (сексты, октавы). Для развития крупной техники левой руки необходимо хорошее растяжение и эластичность ладони- главное условие не напряжённого взятия аккордов, различных видов арпеджио и октав. Растяжение поддаётся развитию путём тренировки, такие упражнения хорошо разогревают руки и развивают необходимые навыки при исполнении такого вида партии лев.руки. УПРАЖНЕНИЕ « со станком» на задержанном звуке (см. рис.1) На этапе, когда ученик в силу физиологических особенностей руки ещё не может взять октаву, полезно включать в работу произведения с секстовыми пассажами, подготавливающие к октавной технике. Освоение крупной техники происходит в более старшем возрасте и требует постоянной тренировки и закрепления. Пример этюда для левой руки на крупную технику: К.Черни «Этюд№ 18» А-dur. Этот этюд является не только конструктивным по отношению к развитию техники арпеджио в левой руке, но и в музыкально-художественном плане довольно с ярким музыкально-образным содержанием. Это и будет залогом единства технической беглости левой руки и художественным развитием. В развитии техники левой руки следует отдельно остановиться на развитии пронационно-супинационных движений, лежащих в основе исполнения фигураций, встречающихся в аккомпанементах и исполняемых, как правило, левой рукой. Речь идёт об «альбертиевых басах» и разнообразных фигурациях типа разложенного аккорда из 3-х звуков. Именно развитие пронационно-супинационных движений в левой руке является залогом воспитания лёгкости и четкости такого рода аккомпанемента, т.к. создаёт определённую метроритмическую опору и выполняет роль дирижёра. Проследить динамику развития несложно. В качестве начальных навыков и знакомства с пронационно-супинационными движениями для их осмысления достаточно привести примеры как 1) открывания крана с водой, выполняя эти движения на вытянутых рукых и при опущенных плечах или 2) представить себе тарелку с супом. Хорошо помогает усвоить это движение упражнение «Колёсико»- устойчивость руки находится на 3 пальце, ось вращения проходит через предплечье и плечо от 3-го пальца (см. рис.2) Затем можно использовать упражнение на скачки на боковом движении в быстром темпе (см. рис.3) При этом броски нужно играть боковым движением, как бы накидывая руку на верхние клавиши. Такие и подобные пронационно-супинационные упражнения следует включать в работу как можно раньше, как только ученик начнёт ощущать «дно» клавиатуры и опёртость пальцев. Конечно же, лучше всего их освоение осуществлять на многочисленных этюдах. Очевидно, что самые простые из них будут иметь вид конструктивных, имеющих чисто прикладное, тренировочное назначение. Однако ученику важно рассказать и показать итоговых результат этого обучения. В качестве примера можно привести несколько этюдов из сборников Черни-Гермера (Этюд №18, фа мажор), затем такие же технические задачи решаются в Этюдах ор. 299( Этюд № 13) , сонатах Моцарта, Бетховена и пр. КПЗ, выливаясь в исполнение музыкальных картин Рахманинова, Шопена и т.д. (Шуман «Этюд-каприс») (ИСПОЛНЕНИЕ). Следует отметить необходимость подбирать соответствующий репертуар. Это должны быть не только этюды, но и пьесы, в которых ведущая партия (или мелодическая линия) принадлежит левой руке. К числу способов разучивания можно отнести: Разучивание одной лев.рукой трудных мест; Проигрывание пассажей левой руки вместе с правой, удваивающей октавой выше партию левой Специальные упражнение , этюды и пьесы, предназначенные для одной левой руки. Среди таковых следует отметить сборник К Черни «Школа для левой руки» ор.399, воспитывающий значительную техническую выдержку и исполнительскую свободу левой руки. Развивая техническую свободу левой руки педагоги ставят более скромные задачи для овладения различными приёмами техники, используя при этом инструктивный материал. Но вместе с тем помимо технического совершенства мы, педагоги, должны добиваться воспитания звуковой и художественно-музыкальной культуры ученика, тем самым достигая единства технического и музыкального, о чём говорилось в начале доклада. Таким образом, при решении проблемы развития техники левой руки, следует помнить. Что главная цель технического развития- выражение через технические приёмы художественного и музыкального образа любого произведения. Поэтому через сиситему развития техники, в частности техники левой руки, ученик получает следующую цепочку: Умение – навык - решение проблемы ( исполнения и подбора репертуара) - интерес к освоению новых произведений - любовь к исполнению.
|