Родительское собрание «Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних» Автор: социальный педагог Ушакова Г.Н. Цель: повысить знания родителей по теме: «Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних» Задачи: -пропаганда правовых знаний среди родителей; -пропаганда правонарушений несовершеннолетних; - формирование навыков критического анализа сложных ситуаций; - развитие умения родителей работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию. Оборудование: Ромашки, мультимедийная презентация, видео- ролик, памятки для родителей. Форма проведения: круглый стол Ход собрания Добрый день, уважаемые участники нашего мероприятия! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о профилактике правонарушений, которые совершают подростки, и об их последствиях. Подрастают наши дети… Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Как уберечь своего ребенка от курения, алкоголя, наркотиков, правонарушений? Возможно, мы не найдем сегодня уникального рецепта, но попробуем разобраться. Задание1 У вас на столах лежат ромашки. Напишите на лепестках какие знания и действия необходимы родителям, чтобы предостеречь ребенка от правонарушений. (интересы, круг друзей, контроль за учебой, взаимосвязь с учителями-предметниками и т.д.) Выступление родителей. Ромашки вывешиваются на доске. Наши цветы остались без опоры, в природе такой цветок не выживет. Ему нужна опора. А опорой будут служить правовые знания родителей. ( К ромашкам присоединяем ствол и листочки со словами правонарушение, преступления, проступки) Работа по слайдам (Соц. педагог знакомит с понятиями) Закон- это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке. Правонарушения– это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание. Преступления — запрещенные уголовным законом общественно-опасные виновные деяния, наносящие вред общественным отношениям и сложившемуся в обществе правопорядку. За преступления применяются наиболее строгие меры государственного принуждения — уголовно-правовые санкции, устанавливающие значительные уровни ответственности лиц, виновных в их совершении. Проступки представляют собой виновные противоправные деяния, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и которые влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, а мер административного, дисциплинарного или гражданско-правового воздействия. Существует виды юридической ответственности при нарушениях: 1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет. 2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, меры воспитательного характера. 3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины. А теперь давайте подумаем, а каждый ли ребенок поведает родителям о произошедшем? Конечно же нет. Все зависит от семьи, от доверия детей к родителям. Слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Главная забота родителей – чтобы дети выросли хорошими людьми. Любовью и терпением родителей достигается семейное счастье, непрестанным трудом – достаток и благополучие. Упражнение «Чистый лист». (Социальный педагог берет чистый лист бумаги, отрывая при анализе кусочки): Представим себе, что это душа ребенка. Когда ребенка не замечают в семье – часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги). Когда ребенка не принимают сверстники – происходит тоже самое. Когда ребенка не понимают учителя – еще кусочек души прочь! Когда он перестает верить в себя - …….. Когда он становится никому не нужен,…что происходит с его душой? А что в итоге? (В листе бумаги должна появиться внушающая дыра) Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния. - Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более, чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое главное для ребёнка – чтобы его любили таким, какой он есть. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».
Послушайте притчу Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он не обращая внимания на призывы ускорил шаги. «Разве тебе безразлична судьба детей?» - спросили спасатели. Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить» В чем смысл притчи? Эта притча иллюстрирует подходы к решению. Можно спасти «тонущих» детей- строить лечебницы, бороться с наркодилерами. Задача педагогов и родителей «довести до поворота реки и не дать детям упасть в воду». т.е. заниматься профилактикой правонарушений. Составление алгоритма (Работа в группах. ) Для того, чтобы вовремя предотвратить негативные последствия девиаций, а также для коррекции поведения, необходимо выработать некоторый алгоритм действий, который поможет нам в дальнейшем в воспитании наших детей: - Изучать круг друзей своего ребенка - Интересоваться проблемами ребенка, его успеваемостью и дисциплиной в школе и общественных местах - Планировать совместный отдых с детьми -Изучать литературу по педагогике и психологии, применять основные приемы психолого - педагогического воздействия - Своевременно корректировать поведение ребенка - Обращаться к специалистам Просмотр видео ролика Счастливая семья. Памятка для родителей • Ребенка хвалят - он учится быть благородным • Ребенок растет в безопасности - он учится верить в людей • Ребенок живет в понимании и дружелюбии - он учится находить любовь в этом мире • Ребенка поддерживают - он учится ценить себя • Ребенка постоянно критикуют - он учится ненавидеть • Ребенок растет в упреках - он учится жить с чувством вины • Ребенка высмеивают - он становится замкнутым • Ребенок живет во вражде - он учится быть агрессивным
|