Система работы по подготовке учащихся к ЕНТ по биологии. Тришневская Н.З., учитель биологии и химии. КГУ «Токтамысская сш», Буландынский район, Акмолинская область.
В современном мире требования к выпускнику средней школы сильно изменились. Выпускник должен не просто знать школьную программу, но и обладать нестандартным мышлением, уметь анализировать, структурировать, эффективно использовать информацию для максимальной самореализации , уметь применять знания в новой ситуации и быть конкурентоспособным. Основная задача учителя-предметника на современном этапе: организация качественной подготовки учащихся к внешней оценке качества обучения через ЕНТ. Успешная сдача выпускниками ЕНТ- это результат серьезной и длительной совместной работы учителя и учащихся. Являясь учителем биологии и химии Токтамысской средней школы я занимаюсь подготовкой учащихся к ЕНТ с 2004 года. По личному опыту могу сказать: для эффективной подготовки школьников к ЕНТ по биологии, как и по любым другим предметам, нужна определенная система работы. Помочь учащимся усвоить новые знания, интенсифицировать процесс обучения, поднять уровень знаний, так чтобы все разнообразие живой природы воспринималось как единое целое- важнейшая задача учителя биологии. Считаю что самой эффективной работой по подготовке к ЕНТ являются индивидуальные занятия с учащимися. Работу по подготовке учащихся к ЕНТ по биологии надо начинать с 6 класса, так как именно в этом возрасте ученики проявляют живой интерес к изучаемым предметам. А задача учителя - заметить, раскрыть интерес и мотивировать дальнейшее, более глубокое изучение данного предмета. Раннее выявление профильного предмета ученика – важнейшее условие эффективной подготовки к ЕНТ. Индивидуальный план работы должен включать темы и вопросы, которые вызывают сложности у ребенка .по которым он совершает ошибки. Придерживаясь составленного плана систематически, каждую неделю ( 1 – 2 раза) провожу индивидуальные занятия с учащимися 10-11классов ,выбравшими биологию как профильный предмет. Для лучшего усвоения изучаемого материала использую электронные учебники биологии за 8, 9, 10, 11 классы , а также имеющиеся по отдельным темам электронные презентации. На уроках биологии во всех классах стараюсь как можно чаще использовать экспресс-тесты, это небольшие по объему задания на которые уходит 7-8 минут времени и которые легко проверяются путем взаимопроверки. Обязательным считаю проведение пробных тестирований с учетом набранных баллов и своевременным анализом допущенных ошибок. В случае обнаружения повторных ошибок организую консультации по углубленному изучению отдельных вопросов. Осуществляю мониторинг всех промежуточных тестирований. Регулярно провожу работу со словарем биологических терминов, как вовремя урока, так и на дополнительных занятиях. Большое внимание уделяю изучению основополагающих биологических законов и генетических закономерностей, которые часто вызывают затруднения у учащихся. В этом плане считаю целесообразным внедрение программ прикладных или элективных курсов по биологии, что особенно актуально для учащихся 10-11 классов. В 2013-2014 учебном году я разработала программу прикладного курса «Молекулярные основы жизни» для учащихся 11 класса. В 2014 - 2015 году – прикладной курс «Экология человека» 10 класс. При проведении индивидуальных занятий использую разнообразные методические пособия, но наиболее эффективными считаю серию пособий по биологии «Блиц контроль» издательства «Келешек – 2030» 2014 года издания, комплект учителя и комплект учащегося. Данные пособия учитывают специфику предмета, разные подходы при подготовке к проверке знаний и могут быть использованы в любое свободное время. Благодаря использованию данных пособий мои ученики последние годы имеют 100 % качество знаний по предмету биология при сдачи ЕНТ. Считаю что высокий результат на ЕНТ - это не случайность, а совместная целенаправленная работа ученика и учителя.
|