8 класс 23.01.15 Тема: Практическая работа №4 «Сравнение рек»,«Внутренние воды». Цели: Развитие творческих способностей учащихся,привлечение внимания к работе с дополнительными источниками знаний с целью межпредметной и внутрипредметной интеграции,проверить знание географической карты по номенклатуре водных географических объектов. Тип урока: практический,исследовательский. Метод: поиск. Оборудование: физическая карта Казахстана, листы с заданиями, атлас. Ход урока. 1Орг момент. Сегодня у нас итоговый урок по теме: «Внутренние воды»,проверим ваши знания о рекак,озерах Казахстане в игровой форме.(Слайд1-тема) Итак,давайте проведем маленькую игру-разминку(для деления на группы). Класс поделен на 3 группы.Дети разбирают листочки с названием рек Казахстана,ищут бассейн каждый учащийся своей реки.Далее Ученики объединяются в один бассейн,так формируются три команды.(слайд 2-карта казахстана) Дети рассаживаютя. 2.Ход игры. 1 конкурс «Блиц-опрос» 1. На каком материке расположен Казахстан? (Евразия) 2. Чему равна площадь Республики? (2,7 млн.км2) 3. Назовите «цветные» горы в Казахстане? (Актау, Каратау, Кокшетау) 1. С какими государствами граничит Казахстан (Россия, Китай, Узбекистан, Туркменистан, Киргизия) 2. Какое место по площади занимает Казахстан в мире? (9) 3.В каких частях света находится Казахстан? (Европа и Азия) 1. Какая из протекающих рек в Казахстане самая длинная? (Иртыш) 2. Крупнейшие озера Казахстана (Каспийское, Аральское, Балхаш, Маркоколь) 3.Назовите озеро у которого одна часть соленая,другая-пресная.(Балхаш). 1. Что такое бассейн реки? (весь участок земной поверхности, с которого вода стекает в реку, и ее притоки) 2. Чем горные реки отличаются от равнинных? 3. Что такое водохранилище? (искусственный водоем,созданный для регулирования поверхностного стока) 2 конкурс: «Знатоки географической карты» На карте отмечены цифрами объекты.(слайд3-ответы в столбик) На отдельном листе вы должны написать названия 16 географических объектов, имеющих отношение к внутренним водам. Пользоваться картами запрещено.(Контурная карта прилагается). Ответы: 1 – Каспийское море, 2 – Урал, 3 – Эмба, 4 – Тургай, 5 – Ишим, 6 – оз. Тенгиз, 7 – Иртыш, 8 – оз. Зайсан, 9 – оз. Алаколь, 10 – оз. Балхаш, 11 – Капчагайское водохранилище, 12 – Или, 13 – Чу, 14 – Сарысу, 15 – Сырдарья, 16 – Аральское море. Если вы набрали: «5» - 15-16 –значит 5 баллов «4» - 12 -14 -4 балла «3» - 10 -11 -3 балла «2» - менее 10 -2 балла 3 конкурс. «Вспомнить все».Капитаны команды выходят к доске. По плану сравнивают 2 реки. План дан им на листах: 1.капитан(Урал-Или) 2.капитан(Сырдарья-Тобыл) 3.капитан(Торгай-Иртыш) Вопросы: 1.Исток. 2.Устье. 3.Бассейн. 4.Притоки. 5.Протяженность. 6.Характер течения. 7.Направление течения. 8.Питание. 9.Хозяйсивенное использование. Пока они работают у доски. Каждая группа получает свой вариант и работает над ним в течение 10 мин. 1 команда 1. Человек использует в хозяйстве соленые озера для (получения соли) 2. Болота используются человеком для (получения торфа) 3. Крупнейшее по площади озеро Евразии и мира. (Каспийское море) 4. Самая многоводная река РК, пересекающая границы нескольких государств. (Иртыш) 5. Длина реки Иртыш (в пределах Казахстана) (1700м ) 6. Количество стран, использующих территорию Каспийского моря. (5) 7Река, на которой расположена Бухтарминская ГЭС и Бухтарминское водохранилище. (Иртыш) 8. Самое большое озеро, полностью расположенное на территории РК. (Балхаш) 9. Озеро, на побережье которого находится впадина Карагие. (Каспий) 10. Река РК, протекающая по границе между Европой и Азией. (Урал) 2 команда 1. Ресурс, на котором работают ГЭС. (вода) 2. Одна из причин загрязнения поверхностных и подземных вод сельским хозяйством. 3. Река, на которой расположена Шардарьинская ГЭС. (Сырдарья) 4.Речная система – это... (река со всеми притоками) 5. Место начала реки (исток) 6.Река, на берегу которой располагается город Костанай. (Тобыл) 7. Реки, которые входят в состав Семиречья Казахстана – Жетысу. (Или,Каратал,Лепсы,аягоз,Аксу) 8. Основной речной бассейн Западного Казахстана. (Каспий) 9.Самое крупное озеро казахстанского Алтая. (Жайсан) 10. Самый большой бессточный водоем. (Каспийское море ) 3 команда 1. Полное описание Аральского моря и Приаралья дал. (Берг) 2.Краем рисоводства называли долину реки. (Сырдарья) 3.Река со слепым устьем. (Талас,Чу) 4. Количество основных типов питания рек. (4) 5. Самая длинная река, протекающая по территории РК. (Иртыш) 6. Объём воды, протекающий через поперечное сечение реки в единицу времени. (расход воды) 7. Река с самой мутной водой. (Сырдарья) 8. Озеро, в которое впадает река Черный Иртыш. (Зайсан) 9. Исток реки Нуры находится в (Сарыарке) 10. Озеро, в которое впадает река Каратал (Балхаш) 4 конкурс: «Собери объект.» Каждой команде дается конверт с пазлами ,они должны собрать и сказать название.(слайды4,5,6) 5 конкурс: «загадочный»(слайд7,8) Много тысяч лет подряд Снег идёт и сыплет град. Слой достаточно велик С севера ползёт… (ледник)
Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу. (вода)
Бегает подруга, А за ней два друга, Два друга - это берега, А кто ж подруга их? (Река) Течет, петляет тут и там И по полям, и по лугам, Водой омыты берега. Что это, знаешь ты? (Река)
От зимы кто убегает, Когда снег в сугробах тает? Вдоль бежит и поперек По дорожке... (ручеек)
Что же это за местечко - Есть вода, но нет там речки? Кочки мхом давно покрылись И в трясине притаились! Рисковать кому охота? Лучше обойти... (болото)
Пузырьками из воды Газ выходит с глубины! Круглое и голубое, До краев полно водою, Над водою камыши, Что такое? Подскажи! - Это... (озеро)
Что за рыбное местечко? Но не озеро, не речка, Там семьей бобры живут, Дом родной им старый... (пруд) Кто в гости реки созывает И воды все в себя впускает? - Бунтуя в голубом просторе, Волною бьет о берег... (море)
С горной кручи - воды куча Падает, бьется, брызгает, льется! Ну, скажи-ка наугад: Что же это? (Водопад) Пленницу держали, А потом: "Беги!" - сказали. И она, собрав все силы, Волны сбросить вниз решила! Одолев в пути преграды, Стала речка... (водопадом)
Зимой она - лед, В снежинках живет! Весной ручьем бежит И дождем веселит, Без нее мы - никуда, Влагу всем дает... (вода)
А в заключение хочу сказать, Что лучше географии предмета не сыскать! Мир географии огромен, Спешите вы его познать!(слайд9)
Итог урока. Выставление оценок.
|