Предмет: Обучение грамоте Класс: 1 Автор: Смагулова Анаргуль Беймбетовна, учитель начальных классов Тип урока: Открытие нового знания Тема: Ударение. Цель урока: Знакомство с понятиями ударение, со смыслоразличительной ролью ударения. Задачи урока: 1) Познакомить с понятиями ударение, со смыслоразличительной ролью ударения, с моделями ударного гласного звука, обозначением слогов. 2) Развивать внимание, память, речь 3) Формировать УУД: формирование дисциплинарных традиций; умение сотрудничать в паре, с учителем, умение формулировать цель, задачи деятельности, действовать в ситуации затруднения, моделирование, поиск информации 4) Воспитывать интерес к предмету
I Организационный момент. Прозвенел звонок Начинается урок Проверьте ребятки все ль на месте Книжки, ручки и тетрадки. -Сегодня у нас необычный урок , давайте поздороваемся с нашими гостями (поворачиваются молча киваю головой и садятся II Мобилизующий этап. Девизом нашего урока будут следующие слова. Прочитайте их. Ум и сердце в работу вложи. Каждой минутой своей дорожи! Прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте вспомним правила поведения на уроке. / учащиеся называют правила / 1. Парта – это не кровать, и на ней нельзя лежать. Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно. 2. Ответить хочешь – не шуми и только руку подними. Учитель спросит – надо встать. Когда он сесть позволит – сядь III. Актуализация опорных знаний. Урок мы начнем с «Зачетной минутки». К нам на урок заглянуло солнышко, но его лучики закрыли тучки. Давайте поможем освободиться солнышку от тучек. Ваша помощь заключается в следующем: на каждой тучке есть вопросы. Тучки уйдут в том случае, если вы покажите свои знания и правильно закончите предложения, и солнышко подарит вам свои лучики. 1 облачко- Наша речь состоит из….(предложений) 2 облачко – Сколько в слове гласных ……(столько и слогов) 3 облачко – Предложения состоят из …..(слов) 4 облачко –Звуки мы .. (слышим и произносим) 5 облачко – Буквы мы …. (пишем и видим) Молодцы, ребята! / открываю солнышко / Смотрите, солнышко засияло улыбкой и оно вам дарит свои лучики. Пусть они вам помогут сохранить хорошее настроение до конца урока и на весь день. / раздаю каждому «солнышко» / IV Минутка чистописания Сядьте прямо, не кривитесь, За работу все возьмитесь. Отгадайте загадку: Говорят, она хитра, Кур уносит со двора. Но зато красавица – Всем ребятам нравится! (Лиса) Лл. Словарное слово: Магазин. Чтение слова с доски; • лексическое толкование слова • проговаривание слова вслух; • письмо слова в тетрадях Задание(устно): составить предложение со словом Магазин, чтобы оно соответствовало схеме. Слайд 6
.
Задание: посчитайте количество слов в предложении. Ребята пошли в магазин. - Молодцы ребята вы прекрасно справились с заданием . Проверка выполнения , самооценка «Светофор». V. Мотивационный. Работа над темой, постановка проблемной ситуации, постановка цели, планирование деятельности . - Молодцы ребята! Ну а теперь , о чем будем говорить сегодня мы узнаем посмотрев наше следующее видео. Будьте внимательны, после просмотра вы должны ответить мне на вопросы (Включается видео) Сценическая миниатюра. 1 дев. – Так надоело болеть, хочется поскорее в школу. Надо принять лекарство. (Берёт бутылочку с лекарством, читает вслух.) Три раза в день, после приёма пищи. (Принимает лекарство и начинает пищать). 2 дев. – Что случилось? Почему ты пищишь? 1 дев. – Я приняла лекарство. А здесь написано (читает) «После приёма пищи». 2 дев. – Ах ты, глупышка! Ведь ты неправильно прочитала! Три раза в день, после приёма пищи, а не пищи! 1 дев. – Ой, мамочка! Нам в школе тоже говорили, что от перестановки ударения может меняться смысл слова. - Почему так получается? Сможем ли мы с вами ответить на этот вопрос? - Сегодня на уроке мы и узнаем секрет, таких слов. - Тема нашего урока- Знакомство с ударением - Давайте поставим цель нашего урока - Знакомство с понятиями ударение - Чтобы достичь поставленной цели нам нужно решить ряд задач, давайте сформулируем их вместе • Узнаем, что такое ….. ударение • Узнаем, для чего в слове нужно …ударение • Будем учиться выделять …ударение и делить слово на ….слоги - Итак тема нашего урока –Знакомство с ударением - Назовите ещё раз цель, задачи, которые нам необходимо решить, чтобы достичь цели Физминутка VI Актуализация ранее полученных знаний с последующей постановкой проблемы. - «Доскажи словечко». 1. Раз в поход пошли подружки. В рюкзаках у них есть… (кружки).
2. Вася кушал пирожки, Рисовал Андрей … (кружки).
Картинки с отгадками последовательно появляются на доске.
Работа в парах. а.) Каждая пара получает свою картинку, аналогичную той, что на доске. Задание: Составить звуковую схему слова, которое называет предмет на вашей картинке. б.) Самостоятельная работа. Выкладывает на парте схему слова. в.) Взаимопроверка в парах.
□□○□□○ □□○□□○
- Сколько слогов в слове? Как ты узнал? (Два слога. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.) - Сравните звуковые схемы этих слов. Что вы видите? (Они одинаковые.) - А одинаковые ли предметы называют эти слова? (Нет, разные.) Кружки – это посуда, кружки – геометрические фигуры.
- А произносятся эти слова одинаково? Послушайте. (Произносятся по-разному.) А почему это так? Нам объяснять наши друзья из Шишкиной школы Показ видео.
VI Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала. - Правильно, один из слогов в слове мы произносим громче, как будто «ударяем» по нему голосом. Это так и называется – ударение. Чтоб никогда не ошибаться И знать, как правильно, писать, В учебнике есть правило, Которое нужно прочитать. В учебниках на странице 61 есть правило . Прочитайте пожалуйста. Ответьте на вопросы: - Kак называется слог, на которое падает ударение?
- Догадайтесь, как называется слог, в котором гласный без ударения? (Безударный.) - Кто из вас знает, каким значком обозначается ударение?\
- Верно, чёрточкой с наклоном вправо над гласным звуком.
- А как вы думаете, как называется гласный звук, на который падает ударение? (Ударный.)
- А как называется гласный без ударения? (Безударный гласный.)
- Над ударным гласным мы всегда будем ставить знак ударения
- Ребята, как вы считаете, для чего нужно уметь находить место ударения в слове? (Ударение помогает понять смысл слова.) VI Применение полученных знаний в условиях выполнения практических действий. - Я вижу вы хорошо запомнили все что рассказали в Шишкиной школе. Давайте поупражняемся в распознавании слов. Вы выполните самостоятельно задание на с.63 упр4. Постарайтесь, чтобы не было путаницы. Круж -ки, круж-ки , за-мок, за-мок, - На какой слог падает ударение? - Назовите безударный слог? - Назовите ударную гласную? Оцените себя с помощью «Светофор» А сейчас ребята, ученики старших классов приготовили вам еще одно задание . отгадайте загадки, отгадки записывайте в тетрадях. Поставьте ударение, подчеркни ударный и безударные гласные. А за каждую отгадку они вам дают шоколадки. На слайде: 1).На Бахче у нас растет, ; Как разрежешь – он течет; Свеж и сладок он на вкус, Называется (арбуз). Красный нос в землю врос, А зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос. (Морковь) Бордовый этот корнеплод – На свете слаще нет! Готовит весь честной народ С ней борщ и винегрет.(Свекла) Все дороги мне знакомы, Я в кабине словно дома. Мне мигает светофор, Знает он, что я - … ответ: Шофёр Надо хлеба нам купить, Иль подарок подарить, - Сумку мы с тобой берем, И на улицу идем, Там проходим вдоль витрин И заходим в…магазин - Ребята вы у меня большие молодцы, Следующее задание: деление на пары с помощью «шнурки», Задание: Сравни чем отличаются выделенные слова. Поставь знак ударения. Раздаются предложения. Прочитайте, найдите чем отличаются выделенные слова, поставьте ударение. Выберите спикера для защиты. Молодцы! Ребята, оценим работу пар «Светофор» - Вот мы открыли новое для нас знание. Обсудите, что но¬вого вы узнали? Обратимся к цели урока, достигли ли мы её? - А сейчас каждый оценит себя сам, при помощи сигнальных карточек З – Я знаю и могу рассказать другу Ж- Я знаю, но нужно ещё повторить С – Я ничего не понял VII Рефлексия. - Давайте оценим как прошел урок с помощью дерево творчества. Дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды. Плоды – урок прошел полезно, плодотворно. Цветок – довольно неплохо. Зелёный листик – что-то было, конечно, а вообще – ни то ни сё.
|