Главная » 2015 » Апрель » 5 » Урок - практикум По теме «Надкласс Рыбы, Класс Костные и Класс Хрящевые рыбы».
12:35 Урок - практикум По теме «Надкласс Рыбы, Класс Костные и Класс Хрящевые рыбы». |
Урок подготовлен и проведен учителем химии и биологии Токтамысской СШ Тришневской Н.З. в рамках районного семинара по подготовке к ЕНТ по биологии.
Тема урока: «Надкласс Рыбы. Класс хрящевые и класс костные рыбы ».
Цели урока: Изучить внешнее и внутреннее строение рыбы в связи с образом жизни, их классификацию, многообразие и значение в природе и жизни человека. Развивать умения и навыки в работе с тестами и индивидуальными заданиями в целях подготовки к ЕНТ. Способствовать формированию экологического мышления у учащихся. Тип урока: урок – практикум. Оборудование: электронная презентация «Рыбы», задания по теме «Рыбы», тест «Рыбы». Ход урока. 1. Орг.момент. Обоснование значимости темы.
2. Общая характеристика класса Костные рыбы. • Обитают в морях, океанах, реках и озёрах, в постоянных и временных водоёмах. • Форма тела разнообразная: вытянутая, кругообразная, торпедообразная, сплюснутая, листовидная, змееобразная. • Заострённая спереди голова слита с туловищем, которое начинается от свободного края жаберных крышек и заканчивается анальным плавником. Далее следует хвостовой отдел. • Кожа покрыта чешуёй. Чешуи налегают друг на друга, располагаясь рядами. • В коже располагаются различные железы/слизеотделительные, ядоотделительные, светящиеся/. • Скелет состоит из костей головы /череп/, позвоночника, скелета парных /грудные и брюшные/ и непарных /хвостовой, спинной, анальный/ плавников. • Имеется плавательный пузырь который заполнен смесью газов. • Органы дыхания – жабры которые покрыты жаберными крышками. • Кровеносная система замкнутая. Сердце двухкамерное, один круг кровообращения. • Органы выделения – лентовидные почки. • Органы размножения у самок – яичники, у самцов – семенники. • Нервная система имеет головной мозг. • Органы чувств: органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.
3. Общая характеристика класса Хрящевые рыбы • Скелет хрящевой, костной ткани нет; • Голова в основном выдается вперед в виде заостренного рыла; • Рот в основном поперечный – на нижней части головы; • По бокам головы имеются 5 – 7 пар жаберных щелей; • Жаберных крышек нет; • Парные грудные и брюшные плавники расположены горизонтально; • Чешуя мелкая, с зубцами, покрытыми эмалью (плакоидная); • Верхняя лопость большого плавника больше нижней; • Плавательного пузыря нет; • Толстая кишка расширена и имеет внутри спиралевидные складки. Они увеличивают всасывающую поверхность кишечника; • Передний мозг большой и разделен на 2 полушария; • Оплодотворение в основном внутренние. Сравнительная характеристика хрящевых и костных рыб.
Признаки хрящевых рыб Признаки костных рыб 1. Скелет хрящевой, костной ткани нет; 1. Кожа снаружи покрыта плоскими и крупными чешуями (пластинками); 2. Голова в основном выдается вперед в виде заостренного рыла; 2. Рот в основном конечный, верхний и нижний; в передней части головы; 3. Рот в основном поперечный – на нижней части головы; 3. У большинства имеется плавательный пузырь. 4. По бокам головы имеются 5 – 7 пар жаберных щелей; Меняя с помощью пузыря свой вес, рыба перемещается вертикально; 5. Жаберных крышек нет; 4. Жабры закрыты костными жаберными крышками; 6. Парные грудные и брюшные плавники расположены горизонтально; Дыхание тесно связано с движением жаберных крышек. 7. Чешуя мелкая, с зубцами, покрытыми эмалью (плакоидная); 5. Небольшой передний мозг не разделен на 2 полушария, 8. верхняя лопость большого плавника больше нижней; Средний мозг и мозжечок относительно крупных размеров; 9. Плавательного пузыря нет; 6. В основном раздельнополые; 10. Толстая кишка расширена и имеет внутри спиралевидные складки. Они увеличивают всасывающую поверхность кишечника; 11. Прямая кишка акулы заканчивается клоакой, которая открывается наружу; 12. Передний мозг большой и разделен на 2 полушария; 13. Оплодотворение в основном внутренние.
4. Классификация надкласса рыбы. Надкласс рыбы Класс Хрящевые рыбы Класс Костные рыбы 1.Пластинчатожаберные 1.Осетровые или костнохрящевые (Акула – пилонос, акула – молот, (Белуга, севрюга, осетр, шип, тигровая акула, скаты) лопатоносы, бестер)
2. Цельноголовые 2.Двоякодыщащие (носатые химеры, (рогозуб, чешуйчатник, протоптер) европейская химера) 3.Кистеперые (латимерия)
4.Лучеперые (больше 90% рыб) Отряды
1. Отряд Сельдеобразные (дальневосточная сардина, атлантическая сельдь, шпроты, тюлька) 2. Отряд Лососеобразные ( кета, горбуша, лосось, семга) 3. Отряд Трескообразные ( треска, навага,пикша) 4. Отряд Каббалообразные (камбала, палтус) 5. Отряд Карпообразные (сазан, карась, вобла, лещ)
5. Особенности внешнего строения рыбы в связи с их образом жизни. Среда жизни – водная, отсюда обтекаемая форма тела. Кожные покровы – чешуя и слизистый покров. Наличие парных и не парных плавников – органов движения рыбы. Наличие боковой линии – специфического органа чувств. Покровительственная окраска у многих видов рыб как приспособление к выживанию.
6. Внутреннее строение рыбы. Рыбы передвигаются в воде с помощью парных и непарных плавников. Парных плавников 2 пары: грудные и брюшные. Парные плавники поддерживают тело рыбы в горизонтальном положении и служат рулями поворота и глубины. К непарным плавникам относятся хвостовой, один или несколько спинных и один анальный. В поступательном движении рыб основную роль играет хвостовой плавник; он же служит рулем. Спинные и анальные плавники стабилизаторы наплавления движения рыбы, но они участвуют также в поворотах тела. Покровы костных рыб представлены эпидермисом и дермой. Многочисленные одноклеточные железы эпидермиса выделяют слизь, которая покрывает тело рыбы. Это уменьшает трение рыбы при плавании, а также препятствует проникновению в кожу микроорганизмов. Клетки эпидермиса и дермы содержат пигменты, которые определяют окраску рыб. У большинства рыб тело покрыто чешуей, имеющий вид тонких, черепицеобразно налегающих друг на друга пластинок различной формы образуя правильные ряды. При потере чешуи происходит их регенерация. Иногда чешуи рыб видоизменяются, образуя иглы, шипы, костные щетки. По образу жизни рыб различают на пелагических рыб, которые держатся в верхних слоях открытого моря (сельди, сардины, сарганы, скумбрия, сайда, тунцы), на придонных и донных рыб, которые обитают на дне или у дна (треска, пикша, камбаловые, горбылевые, бычки и т. д. ), а также на стайных и одиночных рыб. Особую группировку составляют глубоководные рыбы, среди которых различают батипелагических и придонных. Пищеварительная система рыб зависит от способа питания. По характеру питания различают планктоноядных рыб, потребляющих планктон (мелкие рачки и другие организмы, «парящие» в толще воды), бентосоядных (бентос - организмы, живущие на дне) и хищных рыб. Нервная система у рыб представлена головным и спинным мозгом. Нервная система костных рыб более совершенна, чем у хрящевых, головной мозг костных рыб в большинстве случаев крупнее. Органы пищеварения у костных рыб более дифференцированы, разнообразнее устроен челюстной аппарат и шире спектр используемых кормов. Пищеварительный тракт рыб делиться на три отдела: передний, включающий ротовую полость, глотку и пищевод; средний, состоящий из желудка, тонкой кишки и пищеварительных желёз, и задний, представленный задней кишкой. Органами дыхания у рыб являются жабры. У костных рыб межжаберные перегородки редуцированы, и жаберные лепестки попарно сидят на жаберных дугах, прикрытые снаружи подвижными костными жаберными крышками. У костных рыб четыре жаберные дуги, на каждой из которых располагаются лепестки двух полужабр. Ток воды, омывающей жабры, обеспечивается главным образом движениями жаберных крышек, а при плавании – самотеком. У костных рыб имеются добавочные органы дыхания; обычно такие органы присутствуют у обитателей пресных водоемов, где наблюдается дефицит кислорода. Вьюны, живущие на дне водоёмов, регулярно поднимаются к поверхности и заглатывают воздух, пропуская его через кишечник, в станках которого находиться сеть кровеносных капилляров. Кровеносная система замкнутая, сердце двухкамерное, один круг кровообращения.
7. Многообразие рыб и их роль в природе, жизни человека. Рыбы занесенные в Красную Книгу РК. Рассказ и демонстрация слайдовой презентации «Рыбы».
8. Индивидуальная работа учащихся с тестовыми заданиями по теме «Рыбы».
9. Индивидуальная работа с развивающими заданиями 1 задание. Из перечисленных признаков выберите те, которые относятся: 1 – к хрящевым рыбам, 2 – к костным рыбам, 3 – общие для этих классов. 1.___________ 2.___________ 3.___________ а – могут сохраняться остатки хорды; б – жаберных крышек нет; в – сердце двухкамерное; г – плавательного пузыря нет; д – плавательный пузырь есть; е – ряд видов способны к яйцеживорождению; ж – жаберные щели расположены по бокам и на нижней стороне тела; з – череп костный; и – пищеварительные железы представлены печенью и поджелудочной железой; к – чешуя с зубцами, покрытыми эмалью; л – тело многих рыб покрыто костными чешуйками; м – скелет в течение всей жизни целиком хрящевой. Ответы 1 – б, г, ж, к, м. 2 – а, д, з, л. З – е, в, и. 2 задание. Отметь правильные суждения 1. У большинства рыб обтекаемая форма тела. (+) 2. Тело всех рыб покрыто костной чешуей. 3. Тело рыбы состоит из трех отделов: головы, туловища и хвоста. (+) 4. Основной орган движения и «руль» рыбы – спинной плавник. 5. Органом слуха рыб является наружное ухо. 6. Рыбы не могут поворачивать голову, зато глаза у них подвижные. (+) 7. Выделительная система рыб представлена только почками и мочеточниками. 8. В холодной воде растворенного кислорода больше, чем в теплой, поэтому сброс теплой воды (тепловое загрязнение) может вызвать замор рыбы. (+) 9. У рыб, впадающих в спячку, обмен веществ повышается. 10. Сердце у рыб всегда наполнено артериальной кровью. 11. Органы тела рыбы снабжаются смешанной кровью. 12. Оплодотворение у большинства рыб наружное: икра выметывается в воду. (+)
Тест «Рыбы»
1. Орган чувств характерный только для рыб. A) слух зрение C) боковая линия D) осязание E) обоняние. 2. Сердце рыб A) четырехкамерное трехкамерное C) двухкамерное D) однокамерное E) нет верного ответа. 3. Тело плоское, оба глаза на одной стороне тела у A) камбалы кета C) карася D) колюшки E) карпа. 4. У рыбы кровеносная система A) омывает органы кровь вливается в полость тела C) замкнутая D) открытая E) незамкнутая. 5. Функция боковой линии рыб A) опора для мышц определение направления и силы тока воды C) определение глубины погружения D) основа скелета E) орган осязания. 6. Какую рыбу относят к отряду кистеперых A) налим осетр C) треска D) сазан E) латимерия. 7. Какая форма почек у костных рыб A) бобовидная веретеновидная C) шарообразная D) лентовидная E) цилиндрическая. 8. Отличительный признак костных рыб от хрящевых A) наличие плавательного пузыря глубоководный образ жизни C) голова в виде заостренного рыла D) наличие по бокам головы жаберных щелей E) мелкая чешуя с зубцами. 9. Содержится в рыбьем жире и печени витамин A) С А C) К D) В E) Д. 10. Хрящевые рыбы A) рогозуб, чешуйчатник ламинария C) лещ, сазан D) акула, скат E) осётр, стерлядь. 11. Какой газ в жабрах рыбы перемещается из воды в кровь A) азот кислород C) водород D) углекислый газ E) угарный газ. 12. Период господства хрящевых и костных рыб A) кембрий ордовик C) силур D) девон E) карбон. 13. Раздел зоологии изучающий рыб A) энтомология орнитология C) ихтиология D) бриология E) микология. 14. Двоякодышащая рыба A) латимерия рогозуб C) белуга D) камбала E) скат. 15. Отряд рыб, к которому относятся шпроты A) сельдеобразные трескообразные C) карпообразные D) лососеобразные E) камбалообразные. 16. Рыба, занесенная в Красную Книгу РК A) речной окунь тунец синеперый C) балхашский окунь D) щука E) карась. 17. Орган рыбы выполняющий гидростатическую функцию A) боковая линия жаберные крышки C) печень D) хвостовой плавник E)плавательный пузырь 18. Рыба- гибрид A) палтус окунь C) бестер D) морской конек E) камбала 19. К этой группе рыб относится 90 % рыб A) осетровые B)кистеперые C) лучеперые D) двоякодышащие E) все ответы верны. 20. Проходные рыбы A) судак и щука сазан и треска C) осётр и угорь D) лещ и карп E) сельдь и окунь.
Коды ответов на тестирование «Рыбы»
№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Правильный ответ С С А С В Е Д А Е Д В Д С В А С Е С С С
|
Просмотров: 4126 |
Добавил: учитель3182
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|