Отдел образования г. Кокшетау
КГУ « СШ№ 2 г. Кокшетау»
Внеклассное мероприятие по литературе
Урок пресс-конференция в 9 классе
на тему: «Истинный сын своей земли, герой-ученый Малик Габдуллин»,
посвященный 100 – летию со дня рождения
Героя Советского Союза Малика Габдуллина
Разработала : учитель русского языка
и литературы Садвакасова С.Р.
г. Кокшетау, 2015 год
Аннотация
В настоящее время возросла потребность проведения интерактивных форм обучения. Метод обучения в игре-один из новых форм обучения в школе, который включает в себя урок пресс-конференцию.
Урок пресс-конференция проводится в виде ролевой игры, предполагает наличие определенных ролей и инсценировку беседы «членов делегаций» (артистов, продюсеров, ученых и т.п.) при помощи «ведущего» с «журналистами-критиками», «аналитиками», представляющими различные СМИ.
Урок пресс-конференция имитирует проходящие в жизни пресс-конференции, когда группы общественных деятелей ведут беседы с представителями прессы.
Перед участниками конференции ставится определенная задача, дается роль. В ходе подготовки к уроку ученики изучают материал о способах и стилях проведения настоящих пресс-конференций; ищут биографические сведения о героях пресс-конференции, готовят вопросы и ответные реплики за своего «персонажа». Учитель помогает подбирать и составлять вопросы, продумывать план беседы, выстраивать устное выступление, подмечать главное, анализировать и систематизировать материал.
При проведении урока пресс-конференции часть класса превращается в представителей прессы – сотрудников различных СМИ; другая – в героя или героев встречи. «Представители прессы» задают подготовленные ими вопросы, а герой отвечает на них, опираясь на имеющиеся у него знания о своем «персонаже».
Актуальность и значимость мероприятия:
Конспект урока пресс-конференции для учащихся старших классов рекомендуется использовать на уроках литературы, краеведения, при проведении внеклассных мероприятий.
Проведение таких уроков приобретает актуальность на современном этапе развития общества:
1) обогащает лексический запас слов;
2) ученики «говорят», что дает возможность им реализовать себя в
новом качестве;
3) учит самостоятельному поиску знаний, развивает эрудицию.
Критерии результативности внедрения опыта
- умение ребят полно и подробно отвечать на вопросы, заданные во время конференции;
- умение самостоятельно добывать знания
- развитие ораторского и актерского мастерства
КОНСПЕКТ УРОКА ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ
«Истинный сын своей земли, герой-ученый Малик Габдуллин»,
посвященный 100 – летию Героя Советского Союза
Малика Габдуллина
Цель: вызвать интерес учащихся к личности и творчеству героя.
Задачи:
Активизировать самостоятельность исследовательской деятельности.
Развивать навыки связной речи, умение слушать.
Прививать интерес к слову, ораторскому мастерству.
Воспитывать чувства гуманизма и казахстанского патриотизма.
Оформление урока
буклет с портретом и фотографиями писателя;
тематическая выставка книг М.Габдуллина;
фотографии, презентация, стенгазеты, оформленные учащимися;
сочинений учащихся на тему: «Наш Малик»
интерактивная доска, микрофоны (бутафорские), столы, ручки, блокноты;
стол для организаторов, гостей пресс - конференции;
кюветки для главных участников, гостей пресс-конференции.
Подготовительная работа (по группам)
В предварительной работе с учащимися необходимо объяснить, как будет проходить урок, что нужно подготовить к нему, порекомендовать учащимся литературу для чтения, предложить познакомиться с материалом из интернет - ресурсов.
Учащиеся группы распределяются на несколько творческих групп и заранее готовятся к уроку (распределение по группам происходит после жеребьевки).
1-я группа учащихся изучает жизненный путь Малика Габдуллина, готовит о нём сообщение. Их задание звучит так: «Рождение героя».
2-я группа учащихся изучает военный период героя.
3-я группа учащихся готовит сообщения о творчестве М.Габдуллина, научных трудах академика.
Оформление пресс-конференции осуществляют два ученика. Они выпускают газету, представляют презентацию с использованием интерактивной доски, оформляют фотомонтаж из портретов к уроку - пресс-конференции.
«Организаторы пресс - конференции» (два ученика) заранее готовят пресс - релиз, бэйджики для корреспондентов с обозначением СМИ.
«Библиотекари» (два ученика) готовят обзор книг М.Габдуллина, пытаются подобрать материал (газетные статьи) для подготовки групп к уроку.
«Корреспонденты» («журналисты», 3 -5 учеников), подготовили интересные вопросы по заданной теме. Вопросы «корреспондентов» заранее просматриваются учителем, даются рекомендации.
«Продюсер» - один ученик (наиболее активный ученик класса) осуществляет контроль за ходом пресс-конференции. В конце урока он рецензирует и оценивает работу каждого участника пресс-конференции.
«Модератор» (учитель) и «почетные гости - научные сотрудники музея имени «Малика Габдуллина» (несколько учеников) в центре кабинета (зала) сидят за «переговорным» столом.
Сценарий проведения пресс-конференции
Перед началом мероприятия на фоне портрета героя ( интерактивная доска) звучит песня Серафима Туликова « Песня о М алике Габдуллине» .
1.Оргмомент (вступительная часть)
Модератор: Наша пресс-конференция посвящена памяти легендарного сына казахского народа, Малика Габдуллина, удостоенного звания Героя Советского Союза за подвиги в Великой Отечественной войне, 70 – летие Победы которой отмечается мировым сообществом в этом году. В этом году и 100 – летие нашего доблестного земляка Малика Габдуллина , и мы по праву гордимся этим.
О Малике Габдуллине написано много книг, его героический подвиг является для нас примером мужества, стойкости, преданности Родине. Мы должны гордиться своим земляком, помнить и чтить память таких героев.
На нашу пресс-конференцию приглашены почетные гости - исследователи, научные сотрудники музея Омаров Жанат Нурланович, Ахметова Баян Смагуловна, областной универсальной библиотеки – Иванова Анастасия Сергеевна, исследователи - историки, корреспонденты школьных газет «Классная газета!» (Нургуль Беркимбай), «Лингвистическая газета» (Айдана Уаисова), «Веселая перемена» (Марат Жакупов), «Наука и жизнь» (Жаслан Сериков), «Юный историк» (Чингиз Садвакасов), «Новости школы»(Арман Маликов) почитатели творчества Малика Габдуллина.
«Корреспонденты» школьных газет подготовили ряд вопросов, на которые постараются ответить наши гости – «научные сотрудники» музея «имени Малика Габдуллина», областной универсальной библиотеки, исследователи.
Пояснение: На данном этапе урока учитель-модератор проводит инструкцию по регламенту выступления учащихся, распределяет роли, знакомит с формой проведения и целью урока.
2.Работа пресс-конференции
Нургуль Беркимбай («Классная газета!»): - О Малике Габдуллине часто говорили: «Бесстрашный сын своих степей». Что значат эти слова? Почему его так называли?
Омаров Ж. Н. (научный сотрудник музея): - Малик Габдуллин родился в Зерендинском районе Кокчетавской области,в краю, где крепкие морозы и свирепые снежные вьюги смешаются летним цветением луговых трав и зеленью горных лесов. Возможно, природа закалила его характер воина. И еще, нужно отметить, Малик – прямой потомок Канай бия, то есть по силе характеров, мы видим генетическую связь двух героев.
Айдана Уаисова («Лингвистическая газета»): - Расскажите нам, пожалуйста, о «загадочном» рождении героя.
Омаров Ж. Н. (научный сотрудник музея): - Здесь нет никакой загадки, просто в начале 20-го века не велись записи рождения, а на вопрос самого Малика, когда он родился, его отец ответил: «Ты родился, сынок, поздней осенью, в год Зайца, в тот день, когда выпал первый снег». Кстати, позже в семье Габдуллиных стало традицией отмечать день его рождения с первым снегом.
Марат Жакупов («Веселая перемена») - Где прошло детство будущего героя?
Анастасия Иванова (сотрудник областной универсальной библиотеки):
- Он родился и вырос в а. Койсалган, с детства был очень одаренным, способным мальчиком, много читал, его интересовало все. Несмотря на болезненность и маленький рост, он оказался настойчивым, упорным и любознательным. Совсем ребенком, слушая на сельских сходах приезжих агитаторов, понял он, что надо строить в ауле новую жизнь. А для этого надо всем учиться. И способный мальчик учился сначала в аульной двухклассной школе, потом в кокчетавской школе-коммуне и на рабфаке в Алма-Ате. Осенью 1931 года М. Габдулин становится студентом Казахского педагогического института имени Абая. Ему едва исполнилось шестнадцать лет, но способность, целеустремленность выдвинули его в число талантливых студентов.
Жаслан Сериков («Наука и жизнь»): -Малик Габдуллин занимался перед войной наукой, в какой области?
Анастасия Иванова (сотрудник областной универсальной библиотеки):
- Ему принадлежит огромный научный труд по устному народному творчеству казахского народа, на тот момент ему было всего 25 лет, работу пришлось прервать, так как началась война, и он в числе добровольцев оказался в рядах Красной армии.
Чингиз Садвакасов («Юный историк»): - О героических подвигах Малика написано много, расскажите нам об одном из них.
Ахметова Баян Смагуловна (историк): Первый бой с фашистами рота под его командованием приняла на дальних подступах к Москве в октябре 1941 года. Случилось так, что половина роты, где находился М. Габдуллин, оказалась отрезанной от батальона и полка. Бойцы, защищая свой рубеж, стояли насмерть, сражаясь до последнего патрона. Только ночь прервала этот кровопролитный героический бой. Они похоронили погибших товарищей и поклялись над свежей могилой отомстить фашистам. Уцелевшим бойцам Малик велел подобрать все патроны и гранаты, бутылки с зажигательной смесью, какие еще можно найти в окопах. Три дня и три ночи пробивались 23 бойца к своим через занятые врагом Осташово и Волоколамск. К этой небольшой группе, в которой была сохранена дисциплина, стягивались бойцы и командиры, в одиночку выбиравшиеся из окружения. Отряд М. Габдуллина вырос до 150 человек. В нем насчитывалось 187 штыков, 12 станковых и 20 ручных пулеметов с достаточным количеством патронов. Внезапными и дерзкими атаками с тыла отряд сеял смерть и панику среди гитлеровцев. С боями прорвался отряд М. Габдуллина через фронт в расположение своей дивизии, вынес с собой пулеметы и автоматы, а на плащ-палатках 16 раненых бойцов. Сам командир дивизии, генерал И. В. Панфилов, поблагодарил Малика, сказал, что он будет хорошим командиром.
Чингиз Садвакасов («Юный историк»): О каких подвигах М.Габдуллина вы можете еще рассказать?
Женис Шарипов (преподаватель университета): - В другом бою автоматчики Малика уничтожили 10 танков, около 100 солдат противника. Придя в себя, фашисты с танками и оставшимися бойцами бросились в отчаянную атаку. Завязался ожесточенный бой. Вооружившись бутылками с зажигательной смесью, Малик лично уничтожил 2 вражеских танка. Автоматчики бились самоотверженно. И враг был повержен. Некоторое время спустя, рота Малика разбила в селе Бородино противостоящий немецкий гарнизон. Бойцы Габдуллина подожгли еще два танка, уничтожили 25 автомашин, 2 горюче-смазочных склада противника. Взяли в плен несколько солдат и полковника фашистской армии.
Исследователь творчества Габдуллина: ( читает)
В тот год известный писатель Борис Полевой так писал в газете «Правда» : «Совершить нападение на немецкий гарнизон, в четыре раза превосходивший численностью роту, к тому же находившийся за надежным бетонным укреплением, мог только веривший в своих бойцов, талантливый и мужественный командир, как Малик Габдуллин».
Нургуль Беркимбай («Классная газета!»): Где проходила военная служба Малика Габдуллина?
Омаров Ж. Н. (научный сотрудник музея):
- Защищая Москву, 316–я дивизия, в состав которой входила рота Малика, в боях под селами Дубосеково, Рябушкино, Ново – Серпухово только за один месяц уничтожила десятки легких танков, около 80 тяжелых танков и минометов, 900 солдат и офицеров противника.
Так был проложен путь к победе советских войск под Москвой.
За мужество и героизм, проявленные в боях с фашистскими захватчиками, умелое руководство бойцами, неоднократное уничтожение превосходящих вражеских подразделений в апреле 1943 года Указом Верховного Совета СССР командиру из Казахстана Малику Габдуллину было присвоено звание Героя Советского Союза.
«Новости школы» (Арман Маликов):
-Встречался ли наш герой с земляками, какие это были встречи?
Омаров Жанат Нурланович(научный сотрудник музея):
- Его называли «наш Малик», и это говорит о многом, его уважали как командира,как товарища, он всегда был на передовой,своим примером внушал воинам бесстрашие. Есть у нас в городе ветеран войны Шамиль Магауин , по его воспоминаниям, Малик Габдуллин проявлял заботу о молодых воинах, оберегал их. «Однажды, - вспоминает ветеран, - начался артобстрел с воздуха, началась паника, гибли люди, и в этот момент Малик Габдуллин приказал многим залечь в находящемся неподалеку кладбище: немцы не бомбили такие места...». Даже в таком эпизоде мы видим смекалку ум, проницательность, опыт командира.
Чингиз Садвакасов («Юный историк»): -Где он встретил день победы?
Ахметова Баян Смагуловна (историк):
- Радостный день победы он встретил в Австрии. Грудь гвардии майора М. Габдуллина украшали звезда Героя Советского Союза, ордена Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I степени
Арман Маликов («Новости школы»): - Чем занимался Габдуллин в мирное время?
Анастасия Иванова (сотрудник областной универсальной библиотеки):
-Габдуллин продолжил прерванную учебу в аспирантуре,занялся наукой.
Основная тема исследований Малика Габдуллина — героический эпос, народные песни, айтысы, сказки, пословицы и поговорки казахского народа. Принимал участие в подготовке и издании многотомной истории казахской литературы. Его научный труд «Казахский героический эпос» был удостоен премии имени Ч. Ч. Валиханова в 1972 году.
Нургуль Беркимбай («Классная газета!»): -Что вы знаете о семье нашего героя?
Женис Шарипов (преподаватель университета): - У Малика Габдуллина есть две дочери, одну из них зовут Майдан. Суровое мужское имя дал отец своей единственной дочери, назвав ее Майдан, что в переводе на русский язык означает «фронт». Перед отправкой на войну в декабре 1941 года Малик попросил супругу назвать первенца, в случае если родится мальчик, Майданом, но родилась девочка, которой было суждено исполнить наказ своего великого отца, и лишь спустя годы она осмыслила все чаяния и надежды человека, собиравшегося на войну и неуверенного в своем возвращении домой. Обе дочери живут в Алматы,чтят память отца-героя.
Пояснение: Для того, чтобы этот этап урока не был скучным, учащимся нужно внимательно изучить материал, учиться задавать интересные вопросы.
Также на этом этапе «ответчиками» могут быть и приглашенные гости-герои.
В процессе урока должны быть паузы:(работа продюсера)
-интересная информация в виде новостном формате;
чтение наизусть по данной теме;
исполнение песен; и.т.п
3.Заключительный этап
Модератор (обращаясь к почитателям писателя) – Малик Габдуллин известен как ученый и писатель. Предлагаю Вам обсудить это на следующей пресс – конференции с приглашением известных ученых и исследователей его литературного и научного творчества. Позвольте поблагодарить всех участников данной пресс – конференции.
Подведение итогов урока, выставление оценок
Домашнее задание : Прочитать очерк «Мои фронтовые друзья
Пояснение:
«Продюсер» рецензирует и оценивает каждого участника пресс-конференции. Модератор (учитель) дополняет или исправляет. Выставляет оценки в журнале. Роль продюсера заключается также в том, чтобы поощрить отличившихся участников грамотами.
Список использованной литературы
1. Бухарова Е.Г. «Методика проведения пресс- конференции». Шадринск,2010 г.
2. Бугримов И.В. «Использование интерактивных технологий на занятиях», М., 2005г.
3. История Казахстана. А., 2007 г.
4. Кашлев С.С. «Технология интерактивного обучения». М., 2005 г.
5. Леонов С.А. «Искусство современного урока».Учебное пособие для учителей
М., Академия, 2006 г.
6.Малик Габдуллин. Биография героя. А., 2003 г.
9. Панина Т.С. «Современные способы активизации обучения». М., 2008г.
10..Суворова Н.С. «Интерактивное обучение. Новые подходы». М., 2005г
|