Повышение эффективности образовательного процесса на основе внедрения современных педагогических и информационных технологий.
Мы живем в таком быстро изменяющимся мире, что думая об этом, понимаешь, что все вокруг преобразуется очень быстро, ничто не вечно и постоянно, но всегда существовал и будет существовать островок стабильности, начало всех начал – школа. Но школа, а соответственно и система образования в целом, всегда подвергалась реформам, внедрению различных инновационных процессов, нельзя сказать, что все они были благоприятными для нее и шли ей на пользу и дальнейшее развитие. В данный момент школа подвергается интенсивному воздействию со стороны информационно-коммуникационных технологий, происходит внедрение новых образовательных технологий, новых подходов в обучении, с целью повышения качества самого процесса обучения.
В наше время образование играет важную роль в жизни каждого человека. Ведь оно не только помогает нам в жизни, но еще дает возможность развиваться как личности, а также делать успехи в карьере.
Образование сегодня – многофункциональная сфера. Она развивается в ногу с современными технологиями, отвечая потребностям и заказам современного общества. То, что было актуально и прекрасно работало вчера, теряет смысл и практическую ценность сегодня. От нас всех требуется аналитическое понимание мировых образовательных тенденций и направлений, данное знание расставит нужные акценты и приоритеты: чему и как действительно следует учить, а что стоит отложить в долгий ящик за ненадобностью и неэффективностью. Новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном обществе, вызывает необходимость для работников несколько раз в течение жизни повышать свою квалификацию.
Сегодня образовательные системы мира ориентированы на возможности информационно-коммуникационных технологий. Рассматривая вопросы применения информационных технологий в образовательном процессе, следует в первую очередь отметить такие преимущества, как: высокая визуализация подачи учебного материала, обучение на расстоянии (дистанционное обучение), возможности доступ к безграничному количеству информации (использование глобальных информационных ресурсов). Расслоение общества на богатых и бедных ограничивает доступ к этим возможностям, но общее образование должно предоставить доступ каждому человеку, независимо от его социального статуса и положения.
Сфера образования пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность становится важнейшим компонентом его экономического развития. Информация и теоретическое знание являются основными ресурсами страны и, наряду с уровнем развития образования, во многом определяют ее суверенитет и национальную безопасность.
Анализируя опыт использования информационных технологий в образовательных системах разных стран можно проследить довольно противоречивые выводы. Например, в отчете ОЭСР по Финляндии, 2008 констатируется: «Нет достаточных доказательств того, что цифровые учебные ресурсы оказали значительное влияние на текущий учебный процесс». Исследование Becta, Великобритания, 2008 – «Прогресс ИКТ в школе происходит неровно и по-разному для разных школ и разных технологий. Картина достижений не выглядит цельно, хотя достижения растут в отдельных случаях: в определённых условиях, с некоторыми учениками и в некоторых дисциплинах».
Насколько действительно это эффективно и обоснованно? «Учителям необходимо приобретать навыки владения современными информационно-коммуникационными технологиями, а также уметь применять технологии как эффективный инструмент преподавания, чтобы оптимизировать использование цифровых устройств в своей профессиональной деятельности и системе управления информацией для наблюдения над процессом обучения учащихся».
Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Республика Казахстан переходит к этапу форсированного инновационно-индустриального развития. В этом контексте меняется роль и значение системы казахстанского образования, человеческих ресурсов как основных критериев уровня устойчивого общественного развития, экономической мощи. В соответствии с новой ролью образование должно не столько обеспечить овладение учащимися суммой знаний, умений и навыков (так называемый знаниецентризм), сколько обеспечить развитие у них умений самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества (компетентностно-ориентированное образование).
Почему это важно и актуально сегодня?
Использование новых методик и техник – залог конкурентоспособности любого учебного заведения на образовательной арене. Анализируя ситуацию в своей школе, приходится констатировать, что преобразования действительно необходимы. Существуют группы учителей, работающих традиционно, по устаревшей методике. В ходе урока они ставят себя на первое место, считая и полагая без всяких сомнений, что они являются главным первоисточником знаний для учащихся. Трудно переубедить учителя работающего 20-30 лет в школе, заставить его отказаться от привычных схем, форм и методов работы. В этом наверно и будет заключаться одна из наших главных задач как школьных лидеров - силой убеждения, доказательством эффективности внедрения модулей программы в обучение, убедить весь коллектив в необходимости и актуальности преобразований в школе.
Молодые же учителя, приходящие в школу – это воспитанники той системы, которая старалась наполнить их максимумом знаний. Практически использовать этот полученный багаж знаний в полной мере они не могут, у них слабая методическая подготовка, отсутствие практического опыта. В духовном и нравственном плане многие из них можно сказать «случайные» люди в школе, на учительской стезе. У многих молодых специалистов полученные во время учебы знания оставляют желать лучшего, отсутствует понятие об их практическом применении и использовании в школе.
Перемены формируют новый облик образовательной среды. При этом педагогические цели остаются неизменными. Так ли успешно они достигаются привычными методами? Технологии требуют обновленного инструментария, а вместе с этим возникает потребность в целом комплексе инноваций – современных методик обучения, разработки новых форм контроля качества, оценивания учащихся, повышения его мотивации, отношения к учебной деятельности. Глубоко мотивированный ученик сам создаст траекторию своего успешного обучения. Помочь ему и направить в нужном направлении – это и есть наша главная задача, учителей 21-его века.
Именно образование должно стать основой формирования конкурентоспособной личности XXI века, но для этого нам необходимо особое внимание уделить адаптации этого важнейшего института общества к требованиям времени.
Сегодня образовательные системы мира ориентированы на возможности информационно-коммуникационных технологий. Сфера образования пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность становится важнейшим компонентом его экономического развития. Информация и теоретическое знание являются основными ресурсами страны и, наряду с уровнем развития образования, во многом определяют ее суверенитет и национальную безопасность.
Сегодня основной задачей реформирования казахстанского образования является поднятие системы образования до уровня ведущих мировых образцов. Главной целью становится удовлетворение и формирование духовных потребностей, а также получение образования любым человеком с учетом его возможностей. Только в этом случае мы можем повысить авторитет образования, системы образования в государственной и общественной жизнедеятельности. Эти изменения в свою очередь должны послужить началом формирования будущей интеллектуальной нации, должно происходить изменение самого процесса обучения для учащегося, мы не просто должны давать ему большие объемы знаний (так называемый знаниецентризм), мы должны научить ученика учиться самостоятельно, самому вырабатывать свою траекторию обучения, отвечающую его особенностям, потребностям и запросам. Знания значимы только тогда, когда они имеют практическую ценность, могут быть применены в конкретных жизненных ситуациях. Соответственно должна измениться и мотивация учащегося к обучению. Мотивацию можно повысить разными способами. Но учебную – только через урок.
На уроках необходимо настолько увлекать учеников активной деятельностью, разнообразными формами и методами работы, чтобы он каждый раз с удовольствием шел в школу, чтобы каждый урок был для него маленьким открытием – в сфере приобретения знаний, осознания своей успешности, расширении коммуникативных способностей. Чтобы решить данную проблему, мы должны сначала изменить самого учителя, приступающего к изменениям. Насколько эффективно усвоит учитель данные технологии, методы и приемы, настолько эффективной будет и отдача от него на уроке. Идеи Программы семи модулей в обучении прекрасно подходят для решения данной проблемы – повышения мотивации учащихся.
Использованная литература:
1. «Почему учителям необходимо меняться», Руководство для учителей Программы второго уровня, с. 1-2), www.cpm.kz
2. Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. Второе издание. www.cpm.kz
3. «Стратегия Казахстан - 2050», послание президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана»., http://www.akorda.kz/ru/page/page_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-lidera-natsii-nursultana-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-
|