Мукашева Гульжан Омарбековна-учитель русского языка и литературы
г.Семей,КГУ"Средняя общеобразовательная школа-комплекс№8"
Развитие интеллектуальных способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы.
Чтобы любому ученику было хорошо в школе, а значит, были условия для успешного обучения, ребёнку, по мнению психологов, нужны интерес к предмету, взаимопомощь учеников, доброжелательность учителя, определённая раскованность самого ребёнка, отсутствие страха за неудачу, право на ошибку.
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.
Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию.
Как же добиться этого на уроках русского языка?
Безусловно, на первом этапе только через игру! Именно в игре, не теряя содержательности, русский язык может предстать перед ребенком совершенно в другом ракурсе. В игре снимается напряжение, страх. И для очень многих детей игра – то связующее звено, через которое он может подружиться с русским языком.
Игра является первой школой мысли для ребёнка. Всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение вследствие нового или трудного столкновения элементов среды. Там, где этого затруднения нет, там, где среда известна до конца и наше поведение, как процесс соотнесения с ней, протекает легко и без всяких задержек, там нет мышления, там всюду работают автоматические аппараты. Но как только среда представляет нам какие-либо неожиданные и новые комбинации, требующие и от нашего поведения новых комбинаций и реакций, быстрой перестройки деятельности, там возникает мышление как внутренняя организация более сложных форм опыта, психологическая сущность которых сводится к отбору единственно нужных в соответствии с основной целью, которую должно решить поведение.
Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра - характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.
Лучший способ организовать внимание подростка связан... с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность - вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания».
Этого, я думаю, достаточно, чтобы понять, насколько серьёзны научные рассуждения о роли игры в жизни ребёнка (да и взрослого человека тоже). Вывод таков: игра учит. Следовательно, стоит поговорить об игре как средстве обучения.
Я хочу предложить вашему вниманию несколько вариантов игр, созданных разными авторами, которые способны активизировать учебный процесс, провести своеобразный мониторинг знаний, умений, навыков, заставить ребёнка мыслить (Приложение 1). Практикующий учитель легко может придумать подобные варианты игр, не требующих больших временных затрат.
Возникает вопрос, а можно ли играть в старших классах. Психологи утверждают, не просто можно, а нужно. Я хочу предложить несколько игр, взятые из книги Л. Петраковской «Игры на уроках русского языка. Пособие для учителя», которые помогут учителю не только проверить знания, но и отслеживать уровень развития абстрактного, логического, ассоциативного, творческого мышления детей. Все игры опробованы неоднократно на практике, учитель, использующий их в практике легко может внести коррективы в игровое пространство, ориентируясь на обучающихся (см. Приложение 2)
Таким образом, игровые формы помогают решить одну из важнейших задач современной школы – создание условий для формирования личности ученика в учебной деятельности. Именно игра на уроке может помочь учителю перейти к проблемному обучению.
Все виды проблемного обучения характеризуются наличием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика, наличие поиска и решения проблемы. Они могут осуществляться при различных формах организации педагогического процесса. Виды проблемного обучения правильнее всего различать по соответствующим видам творчества. На этом основании можно выделить три вида проблемного обучения.
Первый вид («научное» творчество) – это теоретическое исследование, то есть поиск и открытие ученикам нового правила, закона, теоремы и т.д. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем. Этот вид чаще всего встречается на уроке, где наблюдается индивидуальное, групповое и фронтальное решение проблем. Так, например, в 5 классе на уроке русского языка по теме «Корни с чередованием», можно предложить решение проблемы, почему в однокоренных глаголах в одном случае пишется е, а в другом – и?
Второй вид (практическое творчество) – поиск практического решения, то есть поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем. Чаще всего этот вид используется на лабораторных, практических занятиях. Так, например, в 6 классе, после изучения темы «Стили речи» можно предложить детям следующее задание: напишите знакомую сказку, пользуясь средствами, например, делового стиля, научного стиля и т.п.
Третий вид (художественное творчество) – это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее в себя литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, игру, и т.д. Например, на уроке литературы, это создание собственного произведения определённого жанра. Например, после темы «Былины» в 7 классе – создание собственных былин, после темы «Басни» - создание собственных басен.
На основе таких творческих работ можно создавать собственные сборники. Например, в 5 классе после темы «Сказки», мы создаём традиционный сборник «Волшебные сказки», в который входят написанные и проиллюстрированные ребятами сказки. Или создание сборника лингвистических сказок («Наклонения глагола», «Приставки пре- и при-», «Причастия» и т.п.), которые помогают детям освоить и запомнить сложный лингвистический материал. Или сборники «Полезных советов», созданные после темы «Деловой стиль речи». Или сборники «Однажды…», созданные после темы «Рассказ». Или сборник упражнений «Рисуем прилагательными», созданный после темы «Употребление прилагательных в речи»: создаются зарисовки и записываются, прилагательные пропускаются. Такую работу можно провести на двух уровнях. Сначала дать возможность детям подставить прилагательные в стихотворные тексты известных поэтов. Понаблюдать, как «работает» прилагательное в тексте. Затем – создать свои зарисовки.
Поэтому каждый урок – не только сознательное творческое напряжение, приносящее радость открытия. Работа мысли вызывает интерес, познавательную активность, а следовательно, и лучшее усвоение учебного материала. Ведь запоминается только то, что интересно, то, что добыто своим трудом. Немецкий педагог Гербарт говорил, что «плохой учитель преподносит знания, а хороший учит находить их».
Приложение 1.
Игра «Слабое звено»
Схема самой игры взята из известной телевизионной передачи. К доске выходят пять учеников. Каждому из них по цепочке задается три вопроса. Ученик, ответивший на наименьшее количество вопросов, садится. Начинается второй тур. И так продолжается игра, пока не остается двое, которые и разыгрывают первое место. Сама игра длится не более пяти минут. Количество участников может варьироваться. Можно играть всем классом. В этой ситуации, чтобы не затягивать время, садились не по одному, а сразу по несколько проигравших учеников. Победителю и финалисту можно поставить положительные оценки. Проигравшим оценки не ставятся. Данную игру можно давать на разных этапах урока. Особенно она эффективна в конце, когда дети утомлены и их работоспособность снижается. В игре важен характер вопросов. Они должны быть разнообразны, неожиданны. Это обостряет игру, позволяя не самым сильным ученикам добиваться побед.
Игра «У кого больше очков»
Эта игра рассчитана на целый урок. Может вполне использоваться как самостоятельная работа. Детям предлагается самостоятельно выбрать себе вопросы на 1, 2 и 3 балла. В случае правильного ответа ученики получают соответствующий балл. Если ответ неверный, получают ноль баллов. Вопросы задаются по цепочке. За урок в классе из двадцати пяти учеников каждому учитель успевает задать по 5 вопросов. Перед детьми заранее рисуется балловая шкала. 11-15 баллов – «5», 7 – 10 баллов – «4», 3 – 6 баллов – «3», ниже 3 баллов – «2». Чтобы обеспечить соответствующую для самостоятельной работы дисциплину, достаточно снимать баллы за подсказки. Вопросы на 1 балл – примитивные, на 2 балла – средние, на 3 балла – трудные.
Игра «Лишнее слово»
Эта традиционная игра хороша применительно к любой теме русского языка. Использовать ее можно абсолютно на любом этапе урока. Я чаще всего ее даю в середине урока, когда необходимо переключить внимание детей, дать им отдохнуть после письменного упражнения. Сама игра рассчитана на пять минут. Детям предлагается несколько слов (от 3 до 5), они должны выбрать лишнее и записать его. Из десяти заданий отличную оценку вполне можно ставить за 8 – 10 правильных ответов.
Игра «Тест»
Тесты – явление в школе модное и постоянно прогрессирующее. За последние годы тест занял твердую позицию среди других заданий, которые предлагаются детям. Я не пытаюсь изменить саму суть теста, единственно, стараюсь максимально приблизить его к устной форме. Дети на слух воспринимают задание и ставят перед определенным номером только буквы (а, б, в, г). Данный вид работы удобен, так как позволяет очень быстро получить результаты проверки. Его можно использовать на любом этапе урока как закрепление изученного материала.
Игра «Вставить букву»
Эта игра носит скорее разминочный характер. Рассчитана она на две – три минуты. Детям учитель предлагает слова, в которых они должны определить гласную а или о, и или е. Данный вид работы позволяет закреплять знания о правописании безударной гласной в корне слова, а также правописание других корней с чередованием (раст – рос, лаг – лож, Бер – бир, касс – кос, зар – зор и т.д.) и правописание окончаний глаголов и имен существительных. Эта игра может даваться в начале урока как разминка и проводиться только устно, когда дети тут же дают ответы, а может проводиться как небольшая проверочная работа, когда дети по номерам выписывают буквы, соответствующие определенным словам.
Игра «Определи количество запятых»
Эта игра особенно эффективна при изучении темы «Синтаксис». Суть ее такова: учитель зачитывает предложение, а дети определяют количество запятых и либо устно отвечают, либо записывают в тетрадь соответственно номеру прочитанного предложения. Данный вид устной работы рассчитан на пять – семь минут и зависит от количества предложений, запланированных учителем.
«Бином фантазии».
Этот термин предложен известным детским писателем Джани Родари. Детям предлагаются два не связанных между собой слова. Задача: найти между этими словами общее, охарактеризовать это общее, сравнить. Например, голова и холодильник. Казалось бы, между этими словами нет ничего общего, но дети быстро находят, что голова работает, и холодильник работает, в голове мысли бегут, в холодильнике ток бежит по проводам, в голове хранятся знания, в холодильнике – продукты и т.п. Устанавливаются связи, создаётся сравнение: В голове, как и в холодильнике, хранятся необходимые вещи. Мысли в голове бегут, как ток в холодильнике. Голова гудит, как старый неисправный холодильник.
Приложение 2.
Игра «Гибриды»
Игра подходит только старшеклассникам. Никакой особой организации не требуется.
Ход игры. Игра позаимствовала свое ироническое название из биологических терминов. Задача играющих – составить высказывание из частей известных устойчивых выражений: пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых фраз – так, чтобы получилась правильная фраза с новым неожиданным смыслом. Например, из пословиц Береги честь смолоду и Неча на зеркало пенять, коли рожа крива получается вызывающая глубокий отклик в сердцах молодежи фраза Береги честь смолоду, коли рожа крива. «Скрестив» пословицы Семь раз отмерь, один раз отрежь и Скучен день до вечера, коли делать нечего, получаем здравый совет: Семь раз отмерь, коли делать нечего. Можно объявить конкурс на лучший гибрид и вывесить в классе лист, куда все могут записывать найденные варианты. Самые любимые можно оформить в виде типичных для школьных кабинетов «изречений великих» и развесить по стенам.
Цели. Процесс разрушения незыблемых устоев и традиций всегда привлекает подростков, а что может быть незыблемее устойчивых выражений? Это развлечение приводит ребят просто в восторг и заставляет их существенно пополнить свой запас идиом. Заодно развиваются чувство юмора и комбинаторное мышление.
Игра «Классификация»
Знакомство с этой игрой может состояться уже в пятом классе, затем к ней можно периодически возвращаться. Интересна она и старшеклассникам, и взрослым. Играть хорошо всем классом, разделившись на две-три команды. Времени потребуется не меньше 20 минут, каждой команде нужны листок бумаги и ручка.
Ход игры. Если играют впервые, перед началом игры ведущий проводит беседу о том, что такое классификация, какую классификацию считают правильной, корректной, какую нет. Можно привести известную «классификацию животных китайскими придворными мудрецами» Борхеса: «Животные подразделяются на: а) принадлежащих Императору, б) бальзамированных, в) прирученных, г) молочных поросят, д) сирен, е) сказочных, ж) бродячих собак, з) включенных в настоящую классификацию, и) буйствующих, как в безумии, к) неисчислимых, л) нарисованных очень тонкой кисточкой из верблюжьей шерсти, м) и прочих, н) только что разбивших кувшин, о) издалека кажущихся мухами». Первый тур лучше провести не в виде соревнования между командами, а в свободном порядке. Пусть каждый предлагает все, какие ему приходят в голову, способы расклассифицировать, например, ребят в классе: на мальчиков и девочек, блондинов, шатенов и брюнетов, отличников, хорошистов и троечников, сидящих у окна и сидящих у стены, любящих математику и любящих литературу – и т.п. Чем больше вариантов, тем лучше. Каждый предложенный способ классификации обсуждается и оценивается с точки зрения корректности. В процессе обсуждения вырабатываются критерии корректности классификации: 1) сравнивать и противопоставлять нужно по одному и тому же признаку (нельзя: девочки и отличники), 2) не должно остаться ни одного элемента классифицируемого множества, который нельзя отнести ни в одну группу (нельзя делить только на блондинов и брюнетов, если в классе есть хоть один рыжий), 3) группы, получившиеся в результате классификации, не должны поглощать одна другую (нельзя: мальчики и футболисты). После такого обсуждения можно играть по командам. Ребята делятся на две-три команды, выбирается множество для классификации и засекается время на подготовку, от 5 до 10 минут. Подготовившись, команды начинают по очереди предлагать свои варианты классификации. Некорректные и повторяющиеся варианты снимаются. Команда, не сумевшая в очередной раз предложить новый правильный вариант классификации, выходит из игры. Побеждает команда, ответившая последней.
Классифицировать можно самые разные множества: буквы алфавита, орфографические и пунктуационные правила, части речи, ошибки в диктанте, любой тем или иным способом выбранный список слов, книги на полке, предметы в школьном расписании, телепередачи, месяцы и дни недели и многое, многое другое. Важно, чтобы множество было всем известно и четко ограниченно. Если игра вызывает большие затруднения, варианты быстро иссякают, часто приводятся некорректные классификации, и ребятам сложно объяснить, в чем ошибка, это говорит о слабом развитии аналитического мышления, прежде всего навыка противопоставления. Такому классу теоретическая часть программы по русскому языку (да и по другим предметам) будет даваться с огромным трудом, поэтому лучше не пожалеть времени и еще в пятом-шестом классах с помощью различных аналитических игр компенсировать отставание. А в последующие годы то, как ребята справляются с игрой «Классификация», может служить хорошим индикатором уровня развития их логического мышления.
Варианты. Уровень детей в классе обычно очень разный, а недостаток командной формы игры в том, что сильные оттесняют слабых, желая добиться победы для своей команды. В небольшой группе ребят можно попробовать провести личное первенство, когда каждый предлагает свой вариант по кругу. Удачным моментом для этого могут быть дополнительные занятия с отстающими или классный вечер, когда играть захочет только часть ребят. Можно показать игру родителям слабеньких ребят и предложить играть в кругу семьи.
Цели. Игра позволяет познакомиться с важнейшими логическими понятиями и категориями, такими, как множество, элемент множества, противопоставление, основание классификации. Поразительно, но во всех школьных программах по всем предметам не нашлось места и времени для обсуждения этих понятий, а ведь используются они в скрытом и в явном виде очень активно. Между тем в основе многих наиболее распространенных ошибок, например, смешивания частей речи и членов предложения, лежит именно незнание того, что один и тот же объект может входить в разные и по-разному расклассифицированные множества, что нельзя строить противопоставление на разнохарактерных признаках, что при строгой классификации не может один элемент входить сразу в несколько групп. Таким образом, главное назначение этой игры – восполнить серьезнейший пробел в школьном обучении. Кроме того, игра, конечно, является развивающей, помогает становлению логики, дисциплинирует мышление, стимулирует изобретательность, поиск неожиданных решений.
Игра «Сравнения»
Игра подходит средним и старшим школьникам. Количество играющих должно быть достаточным, чтобы составить команды по нескольку человек. Ведущий необязателен.
Ход игры. Играющие делятся на команды. Игрок (или два-три) одной из команд подходит к команде соперников, и те загадывают ему какое-либо слово. Затем он подходит к своей команде и называет ей сравнения загаданного предмета, явления, действия. Например, загадано слово дождь. Игрок может приводить такие сравнения: Это может быть как водопад. Это может быть как колыбельная песня. Это как душ. Команда пытается угадать загаданное слово. Затем команды меняются ролями. Побеждает та команда, которая смогла найти ответ, воспользовавшись наименьшим количеством сравнений.
Естественно, команды стараются задать друг другу слова посложнее, выбирая или очень абстрактные, которые трудно сравнивать (например, преобладание), или, напротив, очень конкретные, которые сложно угадать (вроде отвертки или застежки-молнии). Стоит оговорить, позволительно ли загадывать глаголы и прилагательные, а иногда ребята пытаются пустить в дело даже имена собственные и служебные слова. В принципе это возможно, но в тех границах, в которых интересность игры не приносится в жертву сложности.
Цели. Игра является как бы обратной к предыдущей, и ее развивающее действие примерно такое же. Но эта игра, конечно, сложнее и активизирует различные способности, поскольку требуется не только найти сравнение, но и оценить его информативность для отгадывающих, а загадывающей команде нужно заранее оценить потенциально возможные варианты сравнений. Ребята, которые постепенно перешли от игры «Сравнения» к «Сравнениям-2», становятся настоящими асами, и с ними очень сложно играть даже взрослым.
Игра «Автопортрет»
Игра подходит ребятам от 11–12 лет и старше, для школьников средних классов обязательным является условие, чтобы играющие хорошо знали друг друга, старшие справляются с игрой и в новой компании. Количество играющих – не менее 8–10 человек. Игру ведет ведущий, лучше взрослый. Игрокам понадобятся по два листочка бумаги и ручки.
Ход игры. Ведущий объясняет условия. Сейчас каждый из вас получит десять минут для того, чтобы составить собственный словесный портрет. Вы запишете его на листочках. При составлении портрета вы не должны нарушать такое правило: нельзя называть никакие конкретные факты. Вы не можете указать свое имя, пол, возраст, цвет волос, домашний адрес, не должны вспоминать и описывать никакие конкретные факты своей биографии, вы можете написать: «Я люблю собак», но нельзя писать: «У меня есть собака», можно писать: «У меня веселый характер», но нельзя: «На мне красный свитер». Автопортреты, составленные с нарушением этого условия, будут сниматься с игры. Постарайтесь описать себя как можно лучше, скажите о себе самое главное. Теперь начинайте работать. Когда отведенное время истекает и автопортреты написаны, ведущий собирает листки, перетасовывает их и нумерует. После этого он просит играющих приготовить второй листок бумаги и начинает по очереди читать самоописания, снимая с игры те, в которых было нарушено оговоренное условие. После каждого автопортрета он внятно называет номер текста, а каждый играющий, подумав, записывает у себя на листке этот номер и имя того, кому, по его мнению, автопортрет принадлежит.
Когда все тексты будут прочитаны, производится подсчет правильных ответов. Победителями становятся те играющие, которых многие узнали, и те, кто сам точно распознал авторов описаний. Конечно, играть в эту игру с теми же ребятами можно только одни раз: ведь если во время написания автопортрета они будут знать, что товарищи должны их угадать, в ход пойдут намеки, подсказки и прочие ухищрения, а это сведет на нет цели игры. Хочется оговорить, что проводить игру в форме соревнования, в атмосфере азарта и соперничества крайне нежелательно.
Цели. Основная цель игры – помочь ребятам увидеть разницу между тем, как видит себя человек и как воспринимают его окружающие, заставить задуматься о том, как мало мы знаем о людях, с которыми годами видимся ежедневно. Скорее всего трудность вызовет и сам процесс написания своего портрета с соблюдением таких жестких ограничений. Это хороший повод подумать о том, как мало мы размышляем о самих себе, о своих особенностях, о том, что в нас самое главное. Для многих ребят мысль о том, что они как индивидуальность не сводятся к своему имени, внешности и истории жизни, оказывается абсолютно новой.
|