|
Мой взгляд на воспитательный процесс
Смагулова Айна Елюбаевна- учитель начальных классов СШ № 26 г. Актобе Мой взгляд на воспитательный процесс Говорят, что дети – это цветы жизни…Они также нежны, легкоранимы, чувствительны к переменам в окружающей среде. Наверное, поэтому я вижу свое предназначение как классного руководителя в духовно-нравственном воспитании детей. Вот уже более 8 лет я работаю с детьми младшего возраста. Ко мне приходят дети, впервые попавшие в незнакомый мир. Я вижу в их глазах не только интерес, но и испуг, поиск родного человека. И в этот момент я вновь понимаю, что это я должна стать для них тем самым родным человеком. Именно от меня зависит, полюбит ли малыш школу. Создание условий для роста и развития учащегося начинается с создания атмосферы доверия, теплоты в еще только зарождающемся коллективе. Важно правильно спланировать деятельность классного руководителя в духовно-нравственном направлении воспитания. Каждый момент своей жизни в школе важно помнить, что на тебя устремлены десятки глаз, что каждый твой поступок, каждое твое слово ребенок считает правильным. В современном мире, когда многие ценности меняются также стремительно, как и прогресс, очень трудно правильно построить воспитательный процесс. Воспитывая в детях навыки культурного поведения, вежливость, деликатность и доброту, мы – взрослые – должны не упускать из виду и психологические особенности ребенка. Психика ребенка - школьника податлива и пластична. В эти годы ребенок особенно склонен к эмоциональной отзывчивости, к подражанию. И не всегда умеет разобраться, чему следует подражать. Именно в это время классный руководитель вместе с родителями должен воспитать в ребенке отзывчивость и деликатность по отношению к другим людям, заботливость, тактичность и сочувствие к сверстникам и взрослым. Миссия классного руководителя заключается не только в том, чтобы дать знания, но и учить жизни, воспитывать социально устойчивую личность. В моем классе учатся дети разной национальности, разных социальных слоев. Свою деятельность я строю так, чтобы учащиеся проявили общие интересы, умели сопереживать, выручать друг друга. Учебные занятия сопровождаю такими воспитательными моментами, которые побуждают задуматься, принять решение, сделать выбор. Считаю, что непременно на уроке должны быть эпизоды, когда дети работают сообща: в паре, в группах. Это помогает выработать у детей такие качества, как исполнительность и обязательность. Это две составляющие из проблем нравственного развития личности учащихся. Воспитание исполнительности и добросовестности у младших школьников может быть успешным при целенаправленном использовании учителем воспитательных возможностей обучения и внеклассной работы, педагогического просвещения их родителей, активизации общественно значимой деятельности младших школьников и их усилий на выполнение дисциплинарных и организационных требований учителя, обязанностей. В моем классе 28 учащихся, и у каждого есть свое поручение, пусть маленькое, но это поручение. И выполняют они его добросовестно. Беда искусства воспитания в том, что научить воспитывать можно только в практике на примере…Как бы успешно ты ни окончил педагогический вуз, как бы ни был талантлив, а если не будешь учиться на опыте, никогда не будешь хорошим педагогом. Знания и основанные на них умения – это главное содержание мастерства воспитателя. К важным умениям воспитателя нужно отнести следующие: умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в среде детей, каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях; умение организовывать жизнь детей; умение требовать и доверять; умение быстро ориентироваться и переключать внимание; умение играть с детьми; умение оценивать ситуацию с различных сторон; умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородными приемами воздействия; умение точно передавать свои настроения, чувства, мысли словом, мимикой, движениями. Важное место в технологиях мастерства воспитателя занимают мероприятия. С каждым годом повышаются требования к их проведению. Неоспоримо, что мероприятия способствуют умственному развитию учащихся, формированию правильных представлений, суждений, понятий. Они дают много полезного для воспитания добросовестного отношения к труду, нравственных качеств личности школьника, его физического развития. Любая деталь педагогического мероприятия станет в полную меру воспитывающей, если педагог сумеет придать детской самостоятельности высокий гражданский смысл. В ходе воспитательной деятельности можно применять различные формы воспитательного воздействия, например, одобрение и порицание. Одобрение можно выразить в форме похвалы, улыбки, реплики. Большое доверие необходимо оказывать нерешительным, неуверенным в своих силах учащимся, ибо они чаще, чем кто-либо, нуждаются в поддержке и одобрении. Во всем этом заключается не только мастерство, техника, но и сила воспитательного воздействия. Однако каким бы чутким и вдумчивым не был воспитатель, ключ к сердцу ученика он сможет найти при условии, если создан детский коллектив. Особое внимание всегда вызывают ученики, у которых нелегко складываются отношения со сверстниками. Важно создать атмосферу взаимной доброжелательности, взаимопомощи и правильно понимаемого товарищества; организовать совместную деятельность, усиливающую контакты детей, дающую возможность для возникновения общих переживаний, развивающую творческую активность детей. В своей деятельности я стараюсь оценивать не только учебную деятельность, но и поведение. Нередко я использую позицию наблюдателя за деятельностью ребят. Это приучает и к самостоятельности. В 3 классе мои мальчики уже самостоятельно готовят поздравления для девочек, помогают разучивать танцевальные программы. Девочки организовывают конкурсы рисунков, стихотворений. Важнейшим условием положительного воздействия педагога на воспитанника является формирование этических качеств. Для их реализации необходимо понимать отношение школьника к различным видам предметной деятельности, отношение ребенка к людям, отношение ребенка к самому себе. Чтобы действовала неразрывная связь этического направления с технологией воспитания, можно провести ряд мероприятий на тему: «Моя семья», «Дорогие мои старики», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Ежели вы вежливы» и др. В моей жизни есть строгое правило: будь требователен к себе, потом требуй с других. Требовательность, считаю, это одно из важнейших педагогических качеств. Нельзя стать хорошим воспитателем, не овладев методикой требования, не выработав у себя этого качества. Требовательность и уважение к воспитаннику создают ту благоприятную атмосферу, которая способствует достижению авторитета педагога среди учащихся. Престиж педагогического труда, авторитет воспитателя складываются из многих слагаемых. Чтобы квалифицированно руководить нравственным воспитанием школьников, надо постоянно повышать свою этическую грамотность, т.е. самосовершенствоваться. Планирование – процесс творческий и рекомендовать те или иные формы для всех нельзя. Но кое-что перенять из опыта мастера – воспитателя иногда необходимо. Я стараюсь посещать классные часы своих коллег, изучаю педагогические новинки, использую интернет. В планировании воспитательной деятельности необходимо отражать психические, возрастные и индивидуальные особенности школьников. Составление четкого планирования воспитательной деятельности – это работа не одного дня, но при грамотном подходе это время окупится сторицей. Именно так можно добиться высокой организованности в проведении воспитательных мероприятий. Результат воспитания включает в себя педагогические последствия, выражающиеся в желаемом изменении поведения школьника, его отношения к жизни. Главным в оценке воспитательной работы я считаю, являются результаты и уровень воспитанности учеников. Закончить свое эссе хочу перечислив те святые законы, которые обязательны для каждого из нас: Лишь истинно гуманный человек может воспитать человека гуманного. Лишь человек, активно относящийся к окружающей его жизни, может воспитать личность активную. Лишь честный человек может воспитать человека честного. Лишь человек высокой культуры может воспитать человека культурного. Не только мы воспитываем наших детей, но и они воспитывают нас, не давая нам успокоиться и разлениться, постоянно ставя перед нами сложные вопросы. Дети – оценка нашей жизни. Ее смысл и продолжение. Мы должны воспитать детей добрыми, умными, здоровыми и счастливыми. И этого мы достигнем лишь в том случае, когда сам процесс воспитания будет добрым, умным, здоровым и счастливым.
|
Категория: Статьи | Добавил: Zerkalo (14.05.2013)
|
Просмотров: 1305
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|